Расследование «Века»: как Скрипали смогли отравиться?
Резонансный скандал вокруг отравления Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, а затем и отравления двух англичан в Эймсбери раздут на основании совершенно недостаточных и противоречивых сведений лондонской полиции, что становится очевидным при внимательном изучении даже открытых источников.
Редакция «Века» провела собственное расследование этой загадочной истории.
Начнем с того, что точный адрес дома, где жили Скрипали, не указывается ни в одной публикации, но, судя по карте, размещенной на сайте Би-Би-Си, он находится на Индиа авеню, между Уилтон роуд и Дивайзес роуд.
Юлия Скрипаль прилетела в лондонский аэропорт Хитроу из России примерно в 14:40 по Гринвичу в субботу, 3 марта.
«Двое подозреваемых, Александр Петров и Руслан Боширов, - говорится в релизе лондонской полиции, - прибыли в аэропорт «Лондон Гатвик» из Москвы рейсом «Аэрофлота» SU2588 за день до приезда Юлии Скрипаль в Англию, в пятницу, 2 марта, в 15:00 по Гринвичу. Здесь их впервые зафиксировали камеры видеонаблюдения».
Без особых проволочек Боширов и Петров отправляются поездом на лондонскую железнодорожную станцию Виктория, куда они прибывают в 17:40. Через 20 минут они уже на вокзале Ватерлоо. Затем пара подозреваемых отправляется в отель City Stay в Луне, на востоке Лондона, где они переночевали и где якобы найдены следы агента «Новичок» в не опасной для здоровья концентрации. Это вообще-то странно. Они что там, переливали отраву из одной емкости в другую? Или открывали банку с ядохимикатом, чтобы убедиться, что он не выдохся?
В субботу, 3 марта, Боширов и Петров как следует отоспались и покинули отель только в 11:00. Через 45 минут они были уже на вокзале Ватерлоо, откуда доехали поездом до Солсбери в 14:25 по Гринвичу с разведовательной миссией, по мнению помощника комиссара полиции Нила Бэйсу. «Я не верю, что в этот день существовала опасность для общественности от их передвижений», – сообщил он в своем докладе на сайте лондонской полиции. Звучит как-то неубедительно, как и многие другие тезисы полицейского доклада. Категория веры не должна присутствовать в доказательном ряде при расследовании любого происшествия или преступления. Но, как бы то ни было, если лондонский сыщик считает, что в этот день Боширов и Петров ядом нигде не брызгали и дверные ручки не мазали, значит, не брызгали и не мазали.
Через 20 минут после того, как Боширов и Петров приехали в Солсбери, самолет с Юлией Скрипаль на борту совершил посадку в лондонском аэропорту Хитроу.
А Боширов и Петров в 16:11 уже возвращаются в столицу Англии на поезде, который из Солсбери до лондонского вокзала Ватерлоо идет полтора часа, значит, они выехали в Лондон не позднее 14:40, потратив на разведку всего 15 минут.
Это вызывает некоторую озадаченность. Каким образом дуэт предполагаемых злоумышленников мог за четверть часа произвести рекогносцировку незнакомого города? Возможно, они поймали такси и быстро объехали «театр» предстоящих военных действий, а затем стремительно вернулись на вокзал и уехали в Лондон? Мы не можем судить об этом, так как не весь маршрут их передвижения по Солсбери 3 марта попал в поле зрения камер видеонаблюдения.
В воскресенье, 4 марта, мужчины встали пораньше и уже в 8 утра покинули отель и тем же маршрутом, что и в субботу, отправились в Солсбери. В 11:48 видеокамеры наружного наблюдения засняли, как они прибыли на железнодорожный вокзал в Солсбери.
В 11:58 Боширов и Петров были «засвечены» видеокамерами на Уилтон Роуд – недалеко от дома Сергея Скрипаля. Криминальный репортер Би-Би-Си Дэниэл Сэндфорд сообщил об этом в своем твиттере. В лондонской полиции утверждают, что именно в этот промежуток времени они смазали «Новичком» двери дома двойного агента.
Забегая вперед, скажем, что Сергей Скрипаль и его дочь покинули дом в 09:15 и больше туда не возвращались. Так каким же образом они смогли подержаться за отравленную ручку своей двери? Впрочем, обо всем по порядку.
В 13:05 видеокамеры зафиксировали перемещение неразлучной парочки по Солсбери с Уилтон Роуд на Фишертон стрит. Они пропали из поля зрения видеокамер на три минуты, а затем были вновь замечены бодро шагающими по Фишертон стрит в направлении вокзала.
Тут есть некая странность. Фишертон стрит находится по другую сторону от железной дороги относительно Уилтон роуд, причем на довольно большом отдалении. Как могли двое пешеходов на три минуты исчезнуть из поля зрения видеокамер на Уилтон роуд, а затем вновь появиться в их видимости уже на Фишертон стрит, причем возвращающимися к железнодорожному вокзалу. Это можно было сделать, лишь взяв такси, но где в таком случае протоколы допросов местных таксистов?
Двое мужчин попадают в поле зрения видеокамер на вокзале в Солсбери только лишь в 13:50, что говорит о том, что весь путь от Фишертон стрит до вокзала они проделали пешком. И их ни разу на всем этом пути не увидели электронные глаза видеокамер. Почему «туда» предполагаемые русские ликвидаторы мчатся на автомобиле, а «обратно» идут пешком? Возможно, выполнив свою миссию, они никуда больше не торопятся? Но на Фишертон стрит дома Скрипалей нет и в помине. Значит, не по скрипалевы души русские злоумышленники наведывались в Англию.
Да и не злоумышленники они, похоже, а какие-то деляги мелкого пошиба. Стоит только на их прикиды взглянуть, чтобы прийти к этому выводу. Любой вменяемый разведчик, с какой бы миссией он не прибыл в чужую страну, оденется как можно более стандартно, чтобы не привлекать к себе внимание. Но на всех фотографиях двое приезжих россиян выглядят как подозрительные отморозки, с которыми в темном переулке лучше не встречаться. Если бы их увидел Владимир Высоцкий, то в его песне про зека Васильева и зека Петрова у одного из персонажей была бы другая фамилия. Или, что более вероятно, они - мелкие торгаши, которые приехали в Англию какую-то сомнительную сделку провернуть. Вот на Фишертон стрит они, похоже, свои дела и поделали, товарец какой-то, как говорится, толкнули, после чего неспешною походкой продефилировали на железнодорожную станцию Солсбери.
В 16:45 подозреваемые, как их называют британские полиция и СМИ, вернулись из Солсбери на вокзал Ватерлоо. Никакой информации о том, заходили ли они в отель, нет. Сообщается лишь, что в 18:30 они были замечены камерами лондонского метро по пути в аэропорт Хитроу. В 19:28 Боширов и Петров попадают в поле зрения видеокамеры во время прохождения паспортного контроля. В 22:30 самолет компании «Аэрофлот», рейс SU2585, отправляется в Москву вместе с подозреваемыми на борту.
Что и говорить, довольно странная поездка предполагаемых отравителей из России. Приехали в Лондон, смотались два раза в Солсбери и сразу же уехали восвояси. Но это не может служить доказательством их причастности к отравлению Скрипалей, если таковое вообще имело место.
Теперь рассмотрим маршрут двойного агента и его дочери в воскресенье, 4 марта. Что делали и где были в этот день Сергей Скрипаль и его дочь Юлия?
В воскресенье, 4 марта, примерно в 09:15 по Гринвичу, автомобиль Скрипаля отъехал от его дома и был замечен в Солсбери, проезжающим по Лондон роуд, Черчилль-Уэй-Норт и Уилтон роуд. То есть Скрипалей в это время зафиксировали целых три камеры. В 13:30 они ехали по Дивайзез роуд по направлению к центру города. Через 10 минут Скрипаль и его дочь припарковались на верхнем уровне автостоянки Сейнсбери торгового центра Молтингс. В полицейском отчете говорится, что далее они отправились в паб The Mill, а затем, в 14:20, в ресторан Zizzi, где они пробыли до 15:35. В 16:15 полиция обнаружила Сергея Скрипаля и его дочь на скамейке возле Zizzi в «чрезвычайно тяжелом состоянии».
Где были Скрипали с 09:15 по 13:30 – неизвестно. Если верить полиции, смертоносное вещество не могло попасть на ручку двери их дома ранее 11:58.
Теоретически они могли в этот промежуток времени, то есть с 11:58 по 13:30, вернуться домой и получить дозу «Новичка», взявшись за ручку двери. Но по странной случайности ни одна видеокамера этого не зафиксировала. Допустим, что Скрипали все же возвращались домой и были отравлены «Новичком», нанесенным на дверную ручку. Но тогда кто и с какой целью отключил камеры на полтора часа или скрыл от общественности данные этой видеозаписи? Как бы то ни было, нет ни одной видеозаписи, фиксирующей возврат Скрипалей к себе домой, а затем их отъезд в паб The Mill.
Неясно также, каким образом двое подозреваемых могли успеть подбросить батон с взрывчаткой, то бишь емкость с ядом, в Эймсбери. Расстояние от Солсбери до Эймсбери небольшое, всего 12 км, причем дорога идет через пресловутый Портон Даун, но вездесущие британские видеокамеры опять-таки Боширова и Петрова в Эймсбери не заметили, да и времени туда съездить у двух подозреваемых просто не было. А, собственно говоря, зачем им туда ехать и подбрасывать отраву на местную помойку? Нет мотива, сказал бы Шерлок Холмс.
Остается под большим вопросом, каким образом Сергей Скрипаль и его дочь Юлия подержались за ручку двери своего дома и получили серьезное отравление, если их там не было с момента выезда в 09:15, а смертоносное вещество могло быть нанесено на ручку двери дома Скрипалей только после 11:58.
Нам остается только переадресовать этот вопрос лондонской полиции, где, похоже, со времен легендарного растяпы Лестрейда мало что изменилось.
Впрочем, особой нужды в продолжении бессмысленной пикировки с британской стороной нет. «Удивленно поднимаешь бровь, когда видишь попытки российской стороны доказать, что это не могло быть операцией ГРУ и пр. А, собственно говоря, какая разница, кто организовал и провел операцию? Важна не сама операция, а эффект, который должен быть достигнут и достигается Западом», - заявил «Веку» военный аналитик Рачья Арзуманян.
Действительно, то, что произошло в Солсбери, выглядит как типичная Effect Based Operation (операция, нацеленная на достижение эффекта), центральный концепт стратегии сетецентрической войны. Эффект, то есть конечный результат, уже достигнут, что бы ни говорила российская сторона. Коллективный Запад полностью и безоговорочно встал на британскую сторону.
Признаем, что Россия проиграла этот бой. Но проигрыш сражения не означает поражения в войне. Все еще впереди.
Начнем с того, что точный адрес дома, где жили Скрипали, не указывается ни в одной публикации, но, судя по карте, размещенной на сайте Би-Би-Си, он находится на Индиа авеню, между Уилтон роуд и Дивайзес роуд.
Юлия Скрипаль прилетела в лондонский аэропорт Хитроу из России примерно в 14:40 по Гринвичу в субботу, 3 марта.
«Двое подозреваемых, Александр Петров и Руслан Боширов, - говорится в релизе лондонской полиции, - прибыли в аэропорт «Лондон Гатвик» из Москвы рейсом «Аэрофлота» SU2588 за день до приезда Юлии Скрипаль в Англию, в пятницу, 2 марта, в 15:00 по Гринвичу. Здесь их впервые зафиксировали камеры видеонаблюдения».
Без особых проволочек Боширов и Петров отправляются поездом на лондонскую железнодорожную станцию Виктория, куда они прибывают в 17:40. Через 20 минут они уже на вокзале Ватерлоо. Затем пара подозреваемых отправляется в отель City Stay в Луне, на востоке Лондона, где они переночевали и где якобы найдены следы агента «Новичок» в не опасной для здоровья концентрации. Это вообще-то странно. Они что там, переливали отраву из одной емкости в другую? Или открывали банку с ядохимикатом, чтобы убедиться, что он не выдохся?
В субботу, 3 марта, Боширов и Петров как следует отоспались и покинули отель только в 11:00. Через 45 минут они были уже на вокзале Ватерлоо, откуда доехали поездом до Солсбери в 14:25 по Гринвичу с разведовательной миссией, по мнению помощника комиссара полиции Нила Бэйсу. «Я не верю, что в этот день существовала опасность для общественности от их передвижений», – сообщил он в своем докладе на сайте лондонской полиции. Звучит как-то неубедительно, как и многие другие тезисы полицейского доклада. Категория веры не должна присутствовать в доказательном ряде при расследовании любого происшествия или преступления. Но, как бы то ни было, если лондонский сыщик считает, что в этот день Боширов и Петров ядом нигде не брызгали и дверные ручки не мазали, значит, не брызгали и не мазали.
Через 20 минут после того, как Боширов и Петров приехали в Солсбери, самолет с Юлией Скрипаль на борту совершил посадку в лондонском аэропорту Хитроу.
А Боширов и Петров в 16:11 уже возвращаются в столицу Англии на поезде, который из Солсбери до лондонского вокзала Ватерлоо идет полтора часа, значит, они выехали в Лондон не позднее 14:40, потратив на разведку всего 15 минут.
Это вызывает некоторую озадаченность. Каким образом дуэт предполагаемых злоумышленников мог за четверть часа произвести рекогносцировку незнакомого города? Возможно, они поймали такси и быстро объехали «театр» предстоящих военных действий, а затем стремительно вернулись на вокзал и уехали в Лондон? Мы не можем судить об этом, так как не весь маршрут их передвижения по Солсбери 3 марта попал в поле зрения камер видеонаблюдения.
В воскресенье, 4 марта, мужчины встали пораньше и уже в 8 утра покинули отель и тем же маршрутом, что и в субботу, отправились в Солсбери. В 11:48 видеокамеры наружного наблюдения засняли, как они прибыли на железнодорожный вокзал в Солсбери.
В 11:58 Боширов и Петров были «засвечены» видеокамерами на Уилтон Роуд – недалеко от дома Сергея Скрипаля. Криминальный репортер Би-Би-Си Дэниэл Сэндфорд сообщил об этом в своем твиттере. В лондонской полиции утверждают, что именно в этот промежуток времени они смазали «Новичком» двери дома двойного агента.
Забегая вперед, скажем, что Сергей Скрипаль и его дочь покинули дом в 09:15 и больше туда не возвращались. Так каким же образом они смогли подержаться за отравленную ручку своей двери? Впрочем, обо всем по порядку.
В 13:05 видеокамеры зафиксировали перемещение неразлучной парочки по Солсбери с Уилтон Роуд на Фишертон стрит. Они пропали из поля зрения видеокамер на три минуты, а затем были вновь замечены бодро шагающими по Фишертон стрит в направлении вокзала.
Тут есть некая странность. Фишертон стрит находится по другую сторону от железной дороги относительно Уилтон роуд, причем на довольно большом отдалении. Как могли двое пешеходов на три минуты исчезнуть из поля зрения видеокамер на Уилтон роуд, а затем вновь появиться в их видимости уже на Фишертон стрит, причем возвращающимися к железнодорожному вокзалу. Это можно было сделать, лишь взяв такси, но где в таком случае протоколы допросов местных таксистов?
Двое мужчин попадают в поле зрения видеокамер на вокзале в Солсбери только лишь в 13:50, что говорит о том, что весь путь от Фишертон стрит до вокзала они проделали пешком. И их ни разу на всем этом пути не увидели электронные глаза видеокамер. Почему «туда» предполагаемые русские ликвидаторы мчатся на автомобиле, а «обратно» идут пешком? Возможно, выполнив свою миссию, они никуда больше не торопятся? Но на Фишертон стрит дома Скрипалей нет и в помине. Значит, не по скрипалевы души русские злоумышленники наведывались в Англию.
Да и не злоумышленники они, похоже, а какие-то деляги мелкого пошиба. Стоит только на их прикиды взглянуть, чтобы прийти к этому выводу. Любой вменяемый разведчик, с какой бы миссией он не прибыл в чужую страну, оденется как можно более стандартно, чтобы не привлекать к себе внимание. Но на всех фотографиях двое приезжих россиян выглядят как подозрительные отморозки, с которыми в темном переулке лучше не встречаться. Если бы их увидел Владимир Высоцкий, то в его песне про зека Васильева и зека Петрова у одного из персонажей была бы другая фамилия. Или, что более вероятно, они - мелкие торгаши, которые приехали в Англию какую-то сомнительную сделку провернуть. Вот на Фишертон стрит они, похоже, свои дела и поделали, товарец какой-то, как говорится, толкнули, после чего неспешною походкой продефилировали на железнодорожную станцию Солсбери.
В 16:45 подозреваемые, как их называют британские полиция и СМИ, вернулись из Солсбери на вокзал Ватерлоо. Никакой информации о том, заходили ли они в отель, нет. Сообщается лишь, что в 18:30 они были замечены камерами лондонского метро по пути в аэропорт Хитроу. В 19:28 Боширов и Петров попадают в поле зрения видеокамеры во время прохождения паспортного контроля. В 22:30 самолет компании «Аэрофлот», рейс SU2585, отправляется в Москву вместе с подозреваемыми на борту.
Что и говорить, довольно странная поездка предполагаемых отравителей из России. Приехали в Лондон, смотались два раза в Солсбери и сразу же уехали восвояси. Но это не может служить доказательством их причастности к отравлению Скрипалей, если таковое вообще имело место.
Теперь рассмотрим маршрут двойного агента и его дочери в воскресенье, 4 марта. Что делали и где были в этот день Сергей Скрипаль и его дочь Юлия?
В воскресенье, 4 марта, примерно в 09:15 по Гринвичу, автомобиль Скрипаля отъехал от его дома и был замечен в Солсбери, проезжающим по Лондон роуд, Черчилль-Уэй-Норт и Уилтон роуд. То есть Скрипалей в это время зафиксировали целых три камеры. В 13:30 они ехали по Дивайзез роуд по направлению к центру города. Через 10 минут Скрипаль и его дочь припарковались на верхнем уровне автостоянки Сейнсбери торгового центра Молтингс. В полицейском отчете говорится, что далее они отправились в паб The Mill, а затем, в 14:20, в ресторан Zizzi, где они пробыли до 15:35. В 16:15 полиция обнаружила Сергея Скрипаля и его дочь на скамейке возле Zizzi в «чрезвычайно тяжелом состоянии».
Где были Скрипали с 09:15 по 13:30 – неизвестно. Если верить полиции, смертоносное вещество не могло попасть на ручку двери их дома ранее 11:58.
Теоретически они могли в этот промежуток времени, то есть с 11:58 по 13:30, вернуться домой и получить дозу «Новичка», взявшись за ручку двери. Но по странной случайности ни одна видеокамера этого не зафиксировала. Допустим, что Скрипали все же возвращались домой и были отравлены «Новичком», нанесенным на дверную ручку. Но тогда кто и с какой целью отключил камеры на полтора часа или скрыл от общественности данные этой видеозаписи? Как бы то ни было, нет ни одной видеозаписи, фиксирующей возврат Скрипалей к себе домой, а затем их отъезд в паб The Mill.
Неясно также, каким образом двое подозреваемых могли успеть подбросить батон с взрывчаткой, то бишь емкость с ядом, в Эймсбери. Расстояние от Солсбери до Эймсбери небольшое, всего 12 км, причем дорога идет через пресловутый Портон Даун, но вездесущие британские видеокамеры опять-таки Боширова и Петрова в Эймсбери не заметили, да и времени туда съездить у двух подозреваемых просто не было. А, собственно говоря, зачем им туда ехать и подбрасывать отраву на местную помойку? Нет мотива, сказал бы Шерлок Холмс.
Остается под большим вопросом, каким образом Сергей Скрипаль и его дочь Юлия подержались за ручку двери своего дома и получили серьезное отравление, если их там не было с момента выезда в 09:15, а смертоносное вещество могло быть нанесено на ручку двери дома Скрипалей только после 11:58.
Нам остается только переадресовать этот вопрос лондонской полиции, где, похоже, со времен легендарного растяпы Лестрейда мало что изменилось.
Впрочем, особой нужды в продолжении бессмысленной пикировки с британской стороной нет. «Удивленно поднимаешь бровь, когда видишь попытки российской стороны доказать, что это не могло быть операцией ГРУ и пр. А, собственно говоря, какая разница, кто организовал и провел операцию? Важна не сама операция, а эффект, который должен быть достигнут и достигается Западом», - заявил «Веку» военный аналитик Рачья Арзуманян.
Действительно, то, что произошло в Солсбери, выглядит как типичная Effect Based Operation (операция, нацеленная на достижение эффекта), центральный концепт стратегии сетецентрической войны. Эффект, то есть конечный результат, уже достигнут, что бы ни говорила российская сторона. Коллективный Запад полностью и безоговорочно встал на британскую сторону.
Признаем, что Россия проиграла этот бой. Но проигрыш сражения не означает поражения в войне. Все еще впереди.