Референдумы против «прилетов»: Кремль предъявил США и НАТО «козырную карту» в виде вхождения новых регионов в РФ
Частичная мобилизация и референдумы о присоединении к РФ – это вестники нового курса Кремля на «собирание земель». Договориться с Западом в формате СВО не получилось, а новый политический курс требует новых инструментов воздействия.
Карты на стол
Когда 20 сентября власти ДНР и ЛНР, а также военно-гражданские администрации Херсонской и Запорожской областей друг за другом заявили о проведении в период с 23 по 27 сентября референдумов о вхождении в состав РФ, стало понятно, что в Кремле включили «запасной вариант».
Самое главное, что президент РФ Владимир Путин в своем телеобращении утром в среду, 21 сентября, выказал поддержку референдумам на новых территориях, четко показав, что это не самодеятельность, а курс, одобренный на самом «верху». Важный момент – Путин прямо заявил, что это «исторические земли Новороссии».
«Парламенты народных республик Донбасса, а также военно-гражданские администрации Херсонской и Запорожской областей приняли решение о проведении референдумов о будущем этих территорий и обратились к нам, к России, с просьбой поддержать такой шаг», - заявил Путин.
«Подчеркну - мы сделаем все, чтобы обеспечить безопасные условия для проведения референдумов, для того, чтобы люди могли выразить свою волю. И то решение о своем будущем, которое примет большинство жителей Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, мы поддержим», - заявил Путин.
На самом деле тема референдумов на новых территориях звучала с апреля месяца, но конечная дата до недавнего времени «плавала». Генеральный секретарь «Единой России» Андрей Турчак предлагал провести голосование в День народного единства 4 ноября. Также звучала идея привязать дату референдумов ко дню полного освобождения территории Донецкой народной республики. В качестве дня «Ч» назывался и конец сентября.
В связи с проведением референдумов возникло и несколько важных организационных вопросов. Начнем с того, что на территории всех заявленных регионов идут боевые действия. А что, если Киев просто сорвет голосование, устроив в день плебисцитов наступление, артиллерийские удары и диверсии? Как видим, этот вопрос решили, постановив, что референдумы будут продолжаться 5 дней, с 23 по 27 сентября.
Еще один важный пункт – как сформулировать вопрос в бюллетене? Например, самопровозглашенные ДНР и ЛНР провели референдумы о выходе из состава Украины еще в 2014 году. Логично, что сейчас Донецк и Луганск будут голосовать за вхождение в состав Российской Федерации. А что делать Херсонскому и Запорожскому регионам? СМИ сообщают, что избирком Херсонской области внес в бюллетень одновременно вопрос о выходе региона из состава Украины и о вхождении в состав Российской Федерации.
«Вы за выход Херсонской области из состава Украины, образование Херсонской областью самостоятельного государства и вхождение его в состав РФ на правах субъекта РФ?» - такую формулировку обнародовала глава херсонской Избирательной комиссии Марина Захарова. Но тогда получается, что по этой логике хотя бы несколько минут на карте мира будет существовать независимое «Херсонское государство».
Да, несмотря на перегруппировку войск, ВС РФ вместе с военными подразделениями Донбасса до сих пор держат под контролем небольшую часть Харьковской области по левому берегу реки Оскол. Но в этой части Харьковской области референдум проводить не будут.
Что касается населения, проживающего на перечисленных территориях, то Путин в своем выступлении назвал цифру в 7,5 млн. человек до начала военных действий. Сегодня же, по словам президента РФ, население составляет около 5 млн. человек. «А те, кто остался, – это порядка 5 млн. человек, сегодня подвергаются постоянным артиллерийским и ракетным обстрелам со стороны неонацистских боевиков», - заявил Владимир Путин в своем вчерашнем утреннем обращении.
«Мы не можем, не имеем никакого морального права отдать близких нам людей на растерзание палачам. Не можем не откликнуться на их искреннее стремление самим определять свою судьбу», - подчеркнул Путин.
Куда несет нас цепь событий
Решению о референдумах, по итогам которых Россия увеличится на четыре региона, предшествовал ряд событий. Одни из них широко известны, а о других мы сейчас расскажем.
Начнем с того, что попытки договориться с Западом хотя бы по точечным вопросам провалились. Выступая на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, Путин заявил, что сделка по зерну не работает, потому что Запад не выполняет свои обязательства и не дает России экспортировать свои зерновые. Между тем, на «зерновую инициативу» возлагали серьезные надежды, это были первые значимые договоренности с Западом при посредничестве ООН и Турции. А в пятницу, 16 сентября, президент Украины Владимир Зеленский выкатил в качестве условия для экспорта российского аммиака через Одессу требование передать всех украинских военнопленных (т.е. примерно 8-10 тыс. человек). Хотя экспорт аммиака прописан в «зерновой инициативе» прямым текстом (пункт 3), и официальный Киев под этим текстом подписался еще 22 июля. А это означает, что договоренности по аммиаку тоже никто не собирается выполнять.
Чуть раньше стало очевидно, что наступательный потенциал в рамках «ограниченного контингента» закончился. И это очень четко и больно показало отступление из Харьковской области. Направив в качестве ударного «кулака» иностранных наемников и украинских спецназовцев, в начале сентября ВСУ серьезно потеснили российские войска и отряды ЛНР-ДНР в Харьковской области, отбив Балаклею, Волчанск, Изюм, часть Купянска и т.д. Сразу после контрнаступления ВСУ в Харьковской области глава Офиса президента Андрей Ермак презентовал проект документа о гарантиях безопасности для Украины, разработанный совместно с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном. По факту Ермак вместе с Расмуссеном предложили повестку для переговоров от имени коллективного Запада. Собственно, появление генсека НАТО среди авторов – это уже симптом. Киев еще до вступления в Североатлантический блок потребовал закрепить на уровне международных договоров обязательства стран Запада о военных поставках, демонстративно отказывается от нейтрального статуса и фактически предлагает закрепить статус Украины как форпоста НАТО, только пока без вступления в альянс.
И этот проект еще раз показал, что коллективный Запад во главе с США не собирается учитывать интересы и опасения России.
Наконец, 15-16 сентября в Самарканде состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества, в котором принимали участие президент РФ Владимир Путин, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Индии Нарендра Моди, председатель КНР Си Цзиньпин, заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Розмари Дикарло и другие. В общем, у Путина была возможность прозондировать реакцию Эрдогана, Си и компании на различные варианты действий на Украине.
Между тем, источники «Века» сообщают, что на самом деле рабочие группы ЦИК РФ ведут подготовку к проведению референдумов в Запорожской и Херсонской областях, а также в ДНР и ЛНР как минимум с конца июля. А первая информация о референдумах появилась еще в конце апреля. Москва планировала референдумы, разве что до последнего момента сроки сдвигались и сдвигались. И вот теперь Кремль выкладывает эту карту на стол. И, как видим, выкладывает эффектно, судя по тому, как переполошились президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц, штаб-квартира НАТО и другие. Да так, что Макрон, чуть появилась новость о референдумах, бросился звонить Путину, но российский президент демонстративно отказался с ним общаться.
Это кого надо референдум
После выступлений Путина и министра обороны РФ Сергея Шойгу начался вал выступлений политиков США, Германии, Франции и других стран, которые заявили, что не признают результаты референдумов.
На самом деле значимые политики США еще до всех этих событий публично заявили, что Вашингтон не признает результаты плебисцитов в Донбассе и на юге Украины.
Глава комитета Сената по разведке Марк Ворнер в интервью Bloomberg в конце июля заявил, что цель США «добиться того, чтобы мир понял, что это фальшивые выборы». Американский сенатор предложил США опубликовать информацию, сколько украинцев покинули места своего проживания на данный момент. «Чтобы разоблачить российскую пропаганду», Ворнер предложил просто «умножить эти цифры в два раза». Хотя понятно, что если умножить число беженцев в три, а то и в пять раз, то эффект будет даже еще больше. С точки зрения пропаганды чем больше будет цифра, тем лучше. Главное не переборщить, чтобы в США не заявили, что из Херсонской и Запорожской областей выехало людей в два-три раза больше, чем было до военных действий.
В стратегической перспективе референдумы и присоединение бывших регионов Украины к РФ усугубят противоречия между Россией и США, Россией и НАТО, Россией и странами Евросоюза. Хотя в случае с ЕС будут серьезные колебания, где Венгрия будет занимать дружественную позицию, а Польша и Чехия окажутся на полюсе эскалации. Но и сейчас такой резкий поворот сюжета – это показатель, что в формате СВО договориться с Западом не удалось. Не работают ни «зерновая инициатива», ни пункт об экспорте аммиака. Точнее, они работают, но не в сторону России.
Если же рассматривать боевые действия на Украине и, в том числе, референдумы по вхождению новых территорий в состав России как инструменты торга с США и коллективным Западом, то Москва начала курс на повышение ставок. И заявленные частичная мобилизация и референдумы – это только первые шаги на этом пути.
Фактически Владимир Путин официально объявил курс на «собирание исторических земель».
Когда 20 сентября власти ДНР и ЛНР, а также военно-гражданские администрации Херсонской и Запорожской областей друг за другом заявили о проведении в период с 23 по 27 сентября референдумов о вхождении в состав РФ, стало понятно, что в Кремле включили «запасной вариант».
Самое главное, что президент РФ Владимир Путин в своем телеобращении утром в среду, 21 сентября, выказал поддержку референдумам на новых территориях, четко показав, что это не самодеятельность, а курс, одобренный на самом «верху». Важный момент – Путин прямо заявил, что это «исторические земли Новороссии».
«Парламенты народных республик Донбасса, а также военно-гражданские администрации Херсонской и Запорожской областей приняли решение о проведении референдумов о будущем этих территорий и обратились к нам, к России, с просьбой поддержать такой шаг», - заявил Путин.
«Подчеркну - мы сделаем все, чтобы обеспечить безопасные условия для проведения референдумов, для того, чтобы люди могли выразить свою волю. И то решение о своем будущем, которое примет большинство жителей Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, мы поддержим», - заявил Путин.
На самом деле тема референдумов на новых территориях звучала с апреля месяца, но конечная дата до недавнего времени «плавала». Генеральный секретарь «Единой России» Андрей Турчак предлагал провести голосование в День народного единства 4 ноября. Также звучала идея привязать дату референдумов ко дню полного освобождения территории Донецкой народной республики. В качестве дня «Ч» назывался и конец сентября.
В связи с проведением референдумов возникло и несколько важных организационных вопросов. Начнем с того, что на территории всех заявленных регионов идут боевые действия. А что, если Киев просто сорвет голосование, устроив в день плебисцитов наступление, артиллерийские удары и диверсии? Как видим, этот вопрос решили, постановив, что референдумы будут продолжаться 5 дней, с 23 по 27 сентября.
Еще один важный пункт – как сформулировать вопрос в бюллетене? Например, самопровозглашенные ДНР и ЛНР провели референдумы о выходе из состава Украины еще в 2014 году. Логично, что сейчас Донецк и Луганск будут голосовать за вхождение в состав Российской Федерации. А что делать Херсонскому и Запорожскому регионам? СМИ сообщают, что избирком Херсонской области внес в бюллетень одновременно вопрос о выходе региона из состава Украины и о вхождении в состав Российской Федерации.
«Вы за выход Херсонской области из состава Украины, образование Херсонской областью самостоятельного государства и вхождение его в состав РФ на правах субъекта РФ?» - такую формулировку обнародовала глава херсонской Избирательной комиссии Марина Захарова. Но тогда получается, что по этой логике хотя бы несколько минут на карте мира будет существовать независимое «Херсонское государство».
Да, несмотря на перегруппировку войск, ВС РФ вместе с военными подразделениями Донбасса до сих пор держат под контролем небольшую часть Харьковской области по левому берегу реки Оскол. Но в этой части Харьковской области референдум проводить не будут.
Что касается населения, проживающего на перечисленных территориях, то Путин в своем выступлении назвал цифру в 7,5 млн. человек до начала военных действий. Сегодня же, по словам президента РФ, население составляет около 5 млн. человек. «А те, кто остался, – это порядка 5 млн. человек, сегодня подвергаются постоянным артиллерийским и ракетным обстрелам со стороны неонацистских боевиков», - заявил Владимир Путин в своем вчерашнем утреннем обращении.
«Мы не можем, не имеем никакого морального права отдать близких нам людей на растерзание палачам. Не можем не откликнуться на их искреннее стремление самим определять свою судьбу», - подчеркнул Путин.
Куда несет нас цепь событий
Решению о референдумах, по итогам которых Россия увеличится на четыре региона, предшествовал ряд событий. Одни из них широко известны, а о других мы сейчас расскажем.
Начнем с того, что попытки договориться с Западом хотя бы по точечным вопросам провалились. Выступая на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, Путин заявил, что сделка по зерну не работает, потому что Запад не выполняет свои обязательства и не дает России экспортировать свои зерновые. Между тем, на «зерновую инициативу» возлагали серьезные надежды, это были первые значимые договоренности с Западом при посредничестве ООН и Турции. А в пятницу, 16 сентября, президент Украины Владимир Зеленский выкатил в качестве условия для экспорта российского аммиака через Одессу требование передать всех украинских военнопленных (т.е. примерно 8-10 тыс. человек). Хотя экспорт аммиака прописан в «зерновой инициативе» прямым текстом (пункт 3), и официальный Киев под этим текстом подписался еще 22 июля. А это означает, что договоренности по аммиаку тоже никто не собирается выполнять.
Чуть раньше стало очевидно, что наступательный потенциал в рамках «ограниченного контингента» закончился. И это очень четко и больно показало отступление из Харьковской области. Направив в качестве ударного «кулака» иностранных наемников и украинских спецназовцев, в начале сентября ВСУ серьезно потеснили российские войска и отряды ЛНР-ДНР в Харьковской области, отбив Балаклею, Волчанск, Изюм, часть Купянска и т.д. Сразу после контрнаступления ВСУ в Харьковской области глава Офиса президента Андрей Ермак презентовал проект документа о гарантиях безопасности для Украины, разработанный совместно с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном. По факту Ермак вместе с Расмуссеном предложили повестку для переговоров от имени коллективного Запада. Собственно, появление генсека НАТО среди авторов – это уже симптом. Киев еще до вступления в Североатлантический блок потребовал закрепить на уровне международных договоров обязательства стран Запада о военных поставках, демонстративно отказывается от нейтрального статуса и фактически предлагает закрепить статус Украины как форпоста НАТО, только пока без вступления в альянс.
И этот проект еще раз показал, что коллективный Запад во главе с США не собирается учитывать интересы и опасения России.
Наконец, 15-16 сентября в Самарканде состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества, в котором принимали участие президент РФ Владимир Путин, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Индии Нарендра Моди, председатель КНР Си Цзиньпин, заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Розмари Дикарло и другие. В общем, у Путина была возможность прозондировать реакцию Эрдогана, Си и компании на различные варианты действий на Украине.
Между тем, источники «Века» сообщают, что на самом деле рабочие группы ЦИК РФ ведут подготовку к проведению референдумов в Запорожской и Херсонской областях, а также в ДНР и ЛНР как минимум с конца июля. А первая информация о референдумах появилась еще в конце апреля. Москва планировала референдумы, разве что до последнего момента сроки сдвигались и сдвигались. И вот теперь Кремль выкладывает эту карту на стол. И, как видим, выкладывает эффектно, судя по тому, как переполошились президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц, штаб-квартира НАТО и другие. Да так, что Макрон, чуть появилась новость о референдумах, бросился звонить Путину, но российский президент демонстративно отказался с ним общаться.
Это кого надо референдум
После выступлений Путина и министра обороны РФ Сергея Шойгу начался вал выступлений политиков США, Германии, Франции и других стран, которые заявили, что не признают результаты референдумов.
На самом деле значимые политики США еще до всех этих событий публично заявили, что Вашингтон не признает результаты плебисцитов в Донбассе и на юге Украины.
Глава комитета Сената по разведке Марк Ворнер в интервью Bloomberg в конце июля заявил, что цель США «добиться того, чтобы мир понял, что это фальшивые выборы». Американский сенатор предложил США опубликовать информацию, сколько украинцев покинули места своего проживания на данный момент. «Чтобы разоблачить российскую пропаганду», Ворнер предложил просто «умножить эти цифры в два раза». Хотя понятно, что если умножить число беженцев в три, а то и в пять раз, то эффект будет даже еще больше. С точки зрения пропаганды чем больше будет цифра, тем лучше. Главное не переборщить, чтобы в США не заявили, что из Херсонской и Запорожской областей выехало людей в два-три раза больше, чем было до военных действий.
В стратегической перспективе референдумы и присоединение бывших регионов Украины к РФ усугубят противоречия между Россией и США, Россией и НАТО, Россией и странами Евросоюза. Хотя в случае с ЕС будут серьезные колебания, где Венгрия будет занимать дружественную позицию, а Польша и Чехия окажутся на полюсе эскалации. Но и сейчас такой резкий поворот сюжета – это показатель, что в формате СВО договориться с Западом не удалось. Не работают ни «зерновая инициатива», ни пункт об экспорте аммиака. Точнее, они работают, но не в сторону России.
Если же рассматривать боевые действия на Украине и, в том числе, референдумы по вхождению новых территорий в состав России как инструменты торга с США и коллективным Западом, то Москва начала курс на повышение ставок. И заявленные частичная мобилизация и референдумы – это только первые шаги на этом пути.
Фактически Владимир Путин официально объявил курс на «собирание исторических земель».