Регионы ужесточают требования к получателям соцпомощи
Регионы начали реализовывать принцип адресности социальной помощи, учитывая доходы и имущественное положение ее получателей. Другие популярные меры по сокращению круга социальных иждивенцев — введение дополнительных условий для получения поддержки.
Региональные власти переходят на адресные принципы оказания социальной помощи, заявили эксперты Высшей школы экономики. В исследовании, посвященном трансформации методологии соцподдержки, они проанализировали 400 профильных нормативно-правовых актов, принятых правительствами 21 субъекта федерации. Регионы были отобраны по принципу усредненности – уровень бюджетной обеспеченности и задолженности перед казной у них приближен к среднему по стране.
Выяснилось, что активнее всего региональные власти утверждают показатели нуждаемости для назначения социальных выплат. Такой подход применяется в 16 охваченных исследованием субъектах. К примеру, в Ивановской области выплаты на питание детей полагаются, если доход семьи ниже определенного уровня. По такому же принципу в Псковской области выплачивается региональный материнский капитал, а в Пермском крае – назначаются доплаты к пенсии.
Также субъекты вводят предельный уровень дохода, при котором граждане имеют право на соцпомощь. В Волгоградской области максимальный доход для семей, которые претендуют на выплаты на 3 и последующих детей, уменьшили в 1,5 раза. А в Москве решение о назначении помощи принимается, исходя не только из заработков членов семьи, но и от имущественного состояния ее членов.
Параллельно для претендентов на соцпомощь вводятся возрастные ограничения, требования к минимальному страховому стажу, факт установления нетрудоспособности и другие. Ряд категорий граждан утратили право на социальные выплаты – на такой шаг пошли власти Курганской области. В то же время, в ряде регионов появились новые виды соцподдержки – в некоторых регионах власти выделяют пенсионерам и инвалидам часть взносов на капремонт домов, также вводятся новые льготы для педагогов и медиков.
«КоммерсантЪ» отмечает, в федеральном масштабе оптимизация системы соцподдержки может стартовать с 2021 года, когда заработает единая государственная информсистема соцобеспечения. Все профильные ведомства будут вносить в нее сведения о предоставляемой помощи, после чего государственные службы смогут пересматривать отдельные виды льгот.
Выяснилось, что активнее всего региональные власти утверждают показатели нуждаемости для назначения социальных выплат. Такой подход применяется в 16 охваченных исследованием субъектах. К примеру, в Ивановской области выплаты на питание детей полагаются, если доход семьи ниже определенного уровня. По такому же принципу в Псковской области выплачивается региональный материнский капитал, а в Пермском крае – назначаются доплаты к пенсии.
Также субъекты вводят предельный уровень дохода, при котором граждане имеют право на соцпомощь. В Волгоградской области максимальный доход для семей, которые претендуют на выплаты на 3 и последующих детей, уменьшили в 1,5 раза. А в Москве решение о назначении помощи принимается, исходя не только из заработков членов семьи, но и от имущественного состояния ее членов.
Параллельно для претендентов на соцпомощь вводятся возрастные ограничения, требования к минимальному страховому стажу, факт установления нетрудоспособности и другие. Ряд категорий граждан утратили право на социальные выплаты – на такой шаг пошли власти Курганской области. В то же время, в ряде регионов появились новые виды соцподдержки – в некоторых регионах власти выделяют пенсионерам и инвалидам часть взносов на капремонт домов, также вводятся новые льготы для педагогов и медиков.
«КоммерсантЪ» отмечает, в федеральном масштабе оптимизация системы соцподдержки может стартовать с 2021 года, когда заработает единая государственная информсистема соцобеспечения. Все профильные ведомства будут вносить в нее сведения о предоставляемой помощи, после чего государственные службы смогут пересматривать отдельные виды льгот.