Режиссер Виктор Илюхин о том, как пробиться на киносцену Нью-Йорка
Как в США найти деньги на финансирование документального фильма? И как режиссеру из России снять свой первый фильм в Нью-орке? Об этом в интервью … расказывает документалист из Москвы, который переехал работать в Америку, Виктор Илюхин.
Почему ты решил переехать? И почему именно в Америку?
Я поступил в киношколу в Нью-Йорке. Я хотел заниматься только документальным кино, а там в Школе Визуальных Искусств существует одна из немногих программ, посвящённая целиком и полностью документалистике. Ну и, конечно, рынок документальных фильмов в США сейчас в разы больше российского и даже европейского, поэтому шансов на то, что занимаясь творческой деятельностью, ты можешь еще и заработать, здесь чуть больше, чем в других странах.
То есть документальное кино в Америке почти так же популярно, как игровое?
Нет, до этого, к сожалению, еще очень далеко, но определенно, в США интерес к документалистике растет с каждым днем. Есть огромное количество специализированных фестивалей, но есть и очень популярные документальные картины и в широком прокате. Кроме того, есть слоты независимого документального кино на таких телеканалах как HBO и PBS и хорошие подборки фильмов на онлайн платформах типа Netflix. Люди обсуждают новинки в автобусах и на фейсбуке, некоторые режиссеры-документалисты – известные публичные фигуры. Так что для нашего жанра в Америке наступает золотой век.
Как ты находишь финансирование для своих фильмов?
В США существует довольно разветвленная система грантов, при этом все они негосударственные. Для больших компаний и просто богатых людей выгодно переводить деньги в специальные кинофонды, потому что сумма этих взносов по закону вычитается из их годового дохода и не облагается налогом. Таким образом, быть меценатом не только приятно, но и выгодно. Мы, режиссеры подаем в кинофонды заявки, с описанием своего проекта и прилагаем видео-материалы. У каждого фонда свои правила, но там работают профессиональные отборщики, которые и распределяют деньги между победителями. Правда, конкурс на гранты всегда очень большой и получить их удается далеко не всегда.
Если грант получить не удалось или этого недостаточно, что делать?
Можно обратиться за помощью к людям. То есть провести краудфандинг через интернет. В общем-то это распространенная в мире практика. Есть для этого такие сайты, как kickstarter и indiegogo. Но вести кампанию по сбору средств в интернете совсем не просто. К этому нужно тщательно готовиться. Друзья и родственники, конечно, может и пожертвуют копеечку, но всем остальным нужно объяснять, зачем им это собственно что-то жертвовать. Необходимо искать целенаправленно людей, которым твоя тема интересна или лучше, если она их лично касается, и они считают, что твой фильм будет для них своеобразной возможностью заявить о себе. Это очень сложно, и лучше этим озаботиться задолго до официального старта сбора средств.
И все-таки как ты сам находишь финансирование?
На производство своего предыдущего фильма «22 несчастья» об актерах с ограниченными возможностями я получил небольшие гранты от Puffin Foundation и NYU, а также провел 2 краудфандинга в начале проекта и на завершающей стадии. Кстати, это было скорее ошибкой, под единый краудфандинг было бы легче мобилизовать людей. Что касается текущего проекта, то мы с моим соавтром подали на много разных грантов, теперь ждем результатов. Также мы выиграли конкурс на право презентовать нашу идею европейским дистрибьютерам на крупнейшем кинофоруме документального кино IDFA, проходящем ежегодно в Амстердаме.
О чем твой новый проект?
Это фильм о людях с диагнозом «множественные личности». Наша героиня – психолог. Она ведет группу психологической помощи для пациентов с этим расстройством в городе Сан-Диего, в штате Калифорния. При этом у нее самой есть «множественные личности», просто она в отличие от ее подопечных, научилась с этим жить и более-менее держать ситуацию под контролем. Мы получили доступ и к ней, и к некоторым пациентам, и снимали разные эпизоды из их жизни на протяжении почти двух лет. Сейчас фильм в стадии монтажа.
Как будет называться фильм?
Давайте дождемся выхода фильма. По-английски он будет называться «Busy Inside», для российского проката мы название еще не придумали, но обязательно скоро сообщим и где посмотреть можно будет - тоже расскажем.
Я поступил в киношколу в Нью-Йорке. Я хотел заниматься только документальным кино, а там в Школе Визуальных Искусств существует одна из немногих программ, посвящённая целиком и полностью документалистике. Ну и, конечно, рынок документальных фильмов в США сейчас в разы больше российского и даже европейского, поэтому шансов на то, что занимаясь творческой деятельностью, ты можешь еще и заработать, здесь чуть больше, чем в других странах.
То есть документальное кино в Америке почти так же популярно, как игровое?
Нет, до этого, к сожалению, еще очень далеко, но определенно, в США интерес к документалистике растет с каждым днем. Есть огромное количество специализированных фестивалей, но есть и очень популярные документальные картины и в широком прокате. Кроме того, есть слоты независимого документального кино на таких телеканалах как HBO и PBS и хорошие подборки фильмов на онлайн платформах типа Netflix. Люди обсуждают новинки в автобусах и на фейсбуке, некоторые режиссеры-документалисты – известные публичные фигуры. Так что для нашего жанра в Америке наступает золотой век.
Как ты находишь финансирование для своих фильмов?
В США существует довольно разветвленная система грантов, при этом все они негосударственные. Для больших компаний и просто богатых людей выгодно переводить деньги в специальные кинофонды, потому что сумма этих взносов по закону вычитается из их годового дохода и не облагается налогом. Таким образом, быть меценатом не только приятно, но и выгодно. Мы, режиссеры подаем в кинофонды заявки, с описанием своего проекта и прилагаем видео-материалы. У каждого фонда свои правила, но там работают профессиональные отборщики, которые и распределяют деньги между победителями. Правда, конкурс на гранты всегда очень большой и получить их удается далеко не всегда.
Если грант получить не удалось или этого недостаточно, что делать?
Можно обратиться за помощью к людям. То есть провести краудфандинг через интернет. В общем-то это распространенная в мире практика. Есть для этого такие сайты, как kickstarter и indiegogo. Но вести кампанию по сбору средств в интернете совсем не просто. К этому нужно тщательно готовиться. Друзья и родственники, конечно, может и пожертвуют копеечку, но всем остальным нужно объяснять, зачем им это собственно что-то жертвовать. Необходимо искать целенаправленно людей, которым твоя тема интересна или лучше, если она их лично касается, и они считают, что твой фильм будет для них своеобразной возможностью заявить о себе. Это очень сложно, и лучше этим озаботиться задолго до официального старта сбора средств.
И все-таки как ты сам находишь финансирование?
На производство своего предыдущего фильма «22 несчастья» об актерах с ограниченными возможностями я получил небольшие гранты от Puffin Foundation и NYU, а также провел 2 краудфандинга в начале проекта и на завершающей стадии. Кстати, это было скорее ошибкой, под единый краудфандинг было бы легче мобилизовать людей. Что касается текущего проекта, то мы с моим соавтром подали на много разных грантов, теперь ждем результатов. Также мы выиграли конкурс на право презентовать нашу идею европейским дистрибьютерам на крупнейшем кинофоруме документального кино IDFA, проходящем ежегодно в Амстердаме.
О чем твой новый проект?
Это фильм о людях с диагнозом «множественные личности». Наша героиня – психолог. Она ведет группу психологической помощи для пациентов с этим расстройством в городе Сан-Диего, в штате Калифорния. При этом у нее самой есть «множественные личности», просто она в отличие от ее подопечных, научилась с этим жить и более-менее держать ситуацию под контролем. Мы получили доступ и к ней, и к некоторым пациентам, и снимали разные эпизоды из их жизни на протяжении почти двух лет. Сейчас фильм в стадии монтажа.
Как будет называться фильм?
Давайте дождемся выхода фильма. По-английски он будет называться «Busy Inside», для российского проката мы название еще не придумали, но обязательно скоро сообщим и где посмотреть можно будет - тоже расскажем.