Ритейлеры атакуют поставщиков дополнительными заказами
Производители продуктов жалуются, что торговые сети выставляют сверхнормативные заказы без предупреждения. В ряде случаев требуемые объемы превышают средний уровень поставок в десятки раз. Из-за этого производители не успевают выполнить заказ в срок, что грозит штрафами от ритейлеров.
Российские производители продовольствия заявили об учащении случаев недобросовестного поведения торговых сетей, которые не выполняют требования Кодекса добросовестных практик. Соответствующие нарушения теперь будет изучать профильная комиссия. На заседании этот орган уже ознакомился с ходатайствами поставщиков, которые пожаловались на злоупотребления ритейлеров. Как стало известно «КоммерсантЪ», речь идет о стандартном пункте соглашений между сетями и поставщиками, по которому вторые обязаны предоставлять дополнительные объемы продукции по запросу заказчика, и не имеют возможности отказаться от сверхнормативных поставок, вне зависимости от объема последних.
Исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков говорит, чаще всего экстренные заказы подразумевают поставку продукции длительного хранения – бакалеи, консервов, растительного масла. Как правило, дополнительные партии торговые сети контрактуют, если считают неизбежным скорой подорожание того или иного наименования. Как результат, формируются заказы, порой в 25 раз превышающие стандартный ежемесячный заказ того же ритейлера. Однако мощности производителей на рассчитаны на выполнение авральных заказов, невыполнение же запроса ведет к штрафным санкциям. Например, компания, которая выполнила только 50% от возросшего в 25 раз заказа, вынуждена была заплатить ритейлеру еще 20% от годового товарооборота, поясняет специалист.
В Союзе производителей безалкогольных напитков также считают неправильным одностороннюю формулировку контрактов, при которой наказание грозит только поставщикам, зато все требования заказчиков по умолчанию считаются обязательными к выполнению. Директор по маркетингу производителя сыров «Умалат» Александр Старцев добавляет, его компания со штрафными санкциями не сталкивалась, но подобный сценарий вполне возможен, поскольку производители располагают ограниченным запасом сырья и упаковочных материалов.
Директор по маркетингу «Дамате» Дарья Лащенко отмечает, помимо скупки дорожающих продуктов, ритейлеры дозаказывают товары, которые продаются в рамках промоакций, однако такие заказы озвучиваются предварительно, а сами мероприятия по продвижению той или иной торговой марки согласуются с производителем. Но изготовить необходимые объемы продукции, которые реализуются в состоянии «ультра свежие», все равно сложно, резюмирует Лащенко.
Исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков говорит, чаще всего экстренные заказы подразумевают поставку продукции длительного хранения – бакалеи, консервов, растительного масла. Как правило, дополнительные партии торговые сети контрактуют, если считают неизбежным скорой подорожание того или иного наименования. Как результат, формируются заказы, порой в 25 раз превышающие стандартный ежемесячный заказ того же ритейлера. Однако мощности производителей на рассчитаны на выполнение авральных заказов, невыполнение же запроса ведет к штрафным санкциям. Например, компания, которая выполнила только 50% от возросшего в 25 раз заказа, вынуждена была заплатить ритейлеру еще 20% от годового товарооборота, поясняет специалист.
В Союзе производителей безалкогольных напитков также считают неправильным одностороннюю формулировку контрактов, при которой наказание грозит только поставщикам, зато все требования заказчиков по умолчанию считаются обязательными к выполнению. Директор по маркетингу производителя сыров «Умалат» Александр Старцев добавляет, его компания со штрафными санкциями не сталкивалась, но подобный сценарий вполне возможен, поскольку производители располагают ограниченным запасом сырья и упаковочных материалов.
Директор по маркетингу «Дамате» Дарья Лащенко отмечает, помимо скупки дорожающих продуктов, ритейлеры дозаказывают товары, которые продаются в рамках промоакций, однако такие заказы озвучиваются предварительно, а сами мероприятия по продвижению той или иной торговой марки согласуются с производителем. Но изготовить необходимые объемы продукции, которые реализуются в состоянии «ультра свежие», все равно сложно, резюмирует Лащенко.