Росатом мутит с прозрачностью?
«Атомный министр» Сергей Кириенко, судя по всему, продолжает следить за чистотой имиджа своего ведомства. Не успевшая «остыть» новость о том, что Саровбизнесбанк, совладельцем которого является сын главы Росатома, получил за месяц 1 млрд. рублей бюджетных средств, таинственным образом уже исчезла со страниц ряда электронных СМИ.
Видимо, хваленая «прозрачность» госкорпорации остается все же крайне мутной.
Как стало известно, всего лишь за сентябрь почти на треть увеличился объем средств федеральных компаний, размещенных на счетах нижегородского Саровбизнесбанка, 48,54% которого находятся в собственности Владимира Кириенко — сына упомянутого Сергея Кириенко. Согласно отчетности кредитной организации, размер госсредств, размещенных на счетах банка, составил 3,8 млрд. рублей, увеличившись всего за месяц на 1,1 млрд. рублей.
Удивительно, писали СМИ, что по объему средств федеральных компаний, по данным на 1 октября 2011 года, небольшой региональный Саровбизнесбанк входит в десятку лидеров. Впереди него — только крупнейшие банки страны. Ведущие позиции у Сбербанка, объемы средств федеральных структур на счетах которого достигают почти 50 млрд. рублей. В ВТБ размещено 13,9 млрд. рублей, в Газпромбанке — 8,3 млрд. рублей. 6,9 млрд. рублей — в банке «Санкт-Петербург», среди акционеров которого — сын председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, Сергей. В Связь-банке, на базе которого при участии «Почты России» создается федеральный почтовый банк, данный показатель составляет 10,9 млрд. рублей. Наконец, в Новикомбанке, который активно взаимодействует с оборонной отраслью, — 6,8 млрд. рублей.
«Подобная концентрация средств коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности, для частных банков весьма нехарактерна», — отмечает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. Аналитик не исключает, что основная часть госсредств на счетах Саровбизнесбанка могла быть размещена структурами, связанными с Росатомом.
И, действительно, сам банк Кириенко-младшего в годовом отчете за 2010 год признается в тесных отношениях с Росатомом: «Объем кредитования промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов сохранился на уровне 2009 года и составил более 800 млн. рублей. Основными заемщиками в научно-промышленном секторе стали НИИ госкорпорации Росатом, предприятия приборостроения и производители продуктов питания».
Как заявил «Веку» директор НИИ проблем коррупции, главный редактор портала korrossia.ru Сергей Сапронов, вопрос о размещении средств госкомпаний на счетах коммерческих банков в случае с Росатомом – это, скорее, вопрос этики. «Насколько мне известно, никаких формальных запретов на размещение средств государства в таком, «семейном» аспекте нет. Если у ЦБ нет претензий к профессиональным качествам Кириенко-младшего, а в самой корпорации довольны уровнем оказываемого банковского сервиса, то можно только порадоваться такой семейно-финансовой идиллии».
С другой стороны, считает эксперт, конечно, есть серьезные вопросы относительно моральной состоятельности такой политики, которые рано или поздно встанут перед корпорацией, ведущей серьезный международный бизнес. А в Европе к таким вопросам относятся гораздо более щепетильно, чем у нас. «Можно понять и руководство Росатома, успешно делающего вид, что такой проблемы и вовсе нет: слишком велик в компании общий коррупционный фон, непосредственно влияющий на безопасность строящихся и эксплуатируемых объектов, чтобы еще дополнять его такими вот миллиардными «мелочами», - подчеркивает Сапронов.
Примечательно, что информация о Саровбизнесбанке, появившаяся в ряде электронных СМИ буквально на днях, уже оттуда исчезла. Воспоминания о ней теперь хранят только память (кэш) поисковиков и странички блогеров. Это, впрочем, не вызывает удивления, учитывая то, насколько серьезно в последнее время Росатом сосредоточен на демонстрации успехов своего руководства в битве со всяким злом в ведомстве.
Не так давно в Москве состоялось памятное совместное заседание Общественного совета и Совета по повышению прозрачности деятельности госкорпорации Росатом, с привлечением внеотраслевых и прочих независимых экспертов, в числе которых выступило даже авторитетное российское отделение TransРаrency International. Наблюдатели назвали это мероприятие «акцией, призванной успокоить россиян в отношении разгула коррупции в атомной промышленности». Как ранее писал «Век», Сергей Кириенко храбро готов «выметать сор из избы», не трясясь над честью мундира, даже понимая, что это неизбежно бьет по репутации ведомства.
«Как справедливо заметил глава Росатома, вся эта история несет колоссальные репутационные риски. Впрочем, не будем о рисках, иначе придется вспомнить, кто эти риски создал, - заявил «Веку» сопредседатель экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк. - Правда, буквально недавно, после того, как прозрачность госкорпорации достигла «космических высот», прошел один удивительный конкурс в Мурманской области».
Речь о том, как «Экозащита» нашла на официальном сайте о размещении заказов на закупки товаров, работ и услуг для нужд Росатома открытый запрос предложений на право заключения договора по теме «Оказание услуг по формированию положительного имиджа ОАО «Концерн Росэнергоатом» в Мурманской области» от 18 августа. Организатором тендера выступила Кольская АЭС.
«Затем мы обнаружили, что еще 10 таких же конкурсов прошли в других регионах России. Закупали услуги по формированию благополучного имиджа подразделений Росатома, для того, чтобы нам с вами побольше рассказывали по телевизору и в газетах о том, что Росатом – образцовая структура, ни в какое сравнение не идущая с японскими оболтусами, которые допустили безобразия на АЭС Фукусима Даичи. Чтобы проводились различные фестивали, специальные лекции и конференции в школах, художественные выставки, творческие мастер-классы и прочие мероприятия, из которых страна усвоит, что Росатом - это ого-го! За налогоплательщицкие деньги, понятное дело. Там «пустяки» совсем, что-то около 240 млн. рублей в общей сложности», - говорит эколог.
Интересно, отмечает Владимир Сливяк, что почему-то конкурсы эти повсеместно выиграли лишь три компании: ЗАО «Винсл Групп», ООО «ДеректИнфо» и ООО «Дамаск», специализирующиеся на торговле непродовольственными товарами. «Две из этих трех компаний зарегистрированы в Москве относительно недавно и никакой информации в общедоступных источниках о них нет. Как нет на просторах необъятной нашей страны у них конкурентов в области «проатомного» пиара», - говорит Сливяк.
По всей видимости, отмечают экологи, летний скандал вокруг заказа челябинских властей на цензурирование работы поисковых систем Интернета с запросами по экологии (и, прежде всего, – последствиям ядерной катастрофы на комбинате «Маяк»), к сожалению, никого и ничему не научил. Госзакупки Росатома остались не только делом темным, но и, по мнению интернет-общественности, крайне аморальным. «Когда орган госвласти за бюджетные деньги мухлюет и хочет, чтобы люди, запрашивающие «Авария на НПО Маяк», получали «80% положительных отзывов» - это просто отвратительно и аморально», - возмущался в своем ЖЖ известный блогер Алексей Навальный.
Впрочем, когда глава Росатома произносит пламенные речь о борьбе с коррупцией, неизбежно вспоминается и июльский инцидент на строительстве Ленинградской АЭС-2, когда рухнула часть строящейся стены внешнего корпуса энергоблока. Причиной этого источники «Коммерсанта» в госкорпорации называли технологические нарушения при строительстве. «Вероятной причиной этих происшествий является использование ненормативных стройматериалов, нарушение технологии возведения атомных реакторов и, возможно, привлечение некомпетентного персонала. Проще говоря, речь о коррупции. Есть еще несколько подзабытая история с нарушениями, имеющими коррупционный характер, на строительстве Нововоронежской АЭС-2», - напоминает Владимир Сливяк.
Все мы, безусловно, рады тому событию, что Росатом становится «прозрачным» в сфере госзакупок и борьбы с коррупцией, правда, пока непонятно, в чем эта чистота и ясность проявились, кроме официальных речей. «Нельзя ли, несмотря на то, что прозрачность госкорпорации уже забралась на недосягаемые высоты, все же обнародовать, каковы причины обрушения каркаса на ЛАЭС-2? Хотя бы на уровне принципиального понимания – коррупция это или, например, плохие погодные условия? Потому что многие люди думают, что коррупция, - говорит Владимир Сливяк. - Сколько коррупционеров на стройплощадках Ленинградской АЭС-2 и Нововоронежской АЭС-2 до сих пор обнаружено и наказано? Ведь если коррупция на самом деле есть, а это вроде бы никто не оспаривает, то где еще ей расцветать, как не на стройках, где пилят миллиарды?».
По словам эколога, хотелось бы надеяться, что Сергей Кириенко однажды просто выйдет и честно расскажет, как дело было: желательно с документами в руках. Также хочется верить, что борьба с коррупцией наконец-то переместится из параллельной реальности, где она идет, как все мы слышим, вроде бы чрезвычайно бурными темпами, в реальность обыденную, которую можно наблюдать вокруг каждый день без специальных приборов.
Как стало известно, всего лишь за сентябрь почти на треть увеличился объем средств федеральных компаний, размещенных на счетах нижегородского Саровбизнесбанка, 48,54% которого находятся в собственности Владимира Кириенко — сына упомянутого Сергея Кириенко. Согласно отчетности кредитной организации, размер госсредств, размещенных на счетах банка, составил 3,8 млрд. рублей, увеличившись всего за месяц на 1,1 млрд. рублей.
Удивительно, писали СМИ, что по объему средств федеральных компаний, по данным на 1 октября 2011 года, небольшой региональный Саровбизнесбанк входит в десятку лидеров. Впереди него — только крупнейшие банки страны. Ведущие позиции у Сбербанка, объемы средств федеральных структур на счетах которого достигают почти 50 млрд. рублей. В ВТБ размещено 13,9 млрд. рублей, в Газпромбанке — 8,3 млрд. рублей. 6,9 млрд. рублей — в банке «Санкт-Петербург», среди акционеров которого — сын председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, Сергей. В Связь-банке, на базе которого при участии «Почты России» создается федеральный почтовый банк, данный показатель составляет 10,9 млрд. рублей. Наконец, в Новикомбанке, который активно взаимодействует с оборонной отраслью, — 6,8 млрд. рублей.
«Подобная концентрация средств коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности, для частных банков весьма нехарактерна», — отмечает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. Аналитик не исключает, что основная часть госсредств на счетах Саровбизнесбанка могла быть размещена структурами, связанными с Росатомом.
И, действительно, сам банк Кириенко-младшего в годовом отчете за 2010 год признается в тесных отношениях с Росатомом: «Объем кредитования промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов сохранился на уровне 2009 года и составил более 800 млн. рублей. Основными заемщиками в научно-промышленном секторе стали НИИ госкорпорации Росатом, предприятия приборостроения и производители продуктов питания».
Как заявил «Веку» директор НИИ проблем коррупции, главный редактор портала korrossia.ru Сергей Сапронов, вопрос о размещении средств госкомпаний на счетах коммерческих банков в случае с Росатомом – это, скорее, вопрос этики. «Насколько мне известно, никаких формальных запретов на размещение средств государства в таком, «семейном» аспекте нет. Если у ЦБ нет претензий к профессиональным качествам Кириенко-младшего, а в самой корпорации довольны уровнем оказываемого банковского сервиса, то можно только порадоваться такой семейно-финансовой идиллии».
С другой стороны, считает эксперт, конечно, есть серьезные вопросы относительно моральной состоятельности такой политики, которые рано или поздно встанут перед корпорацией, ведущей серьезный международный бизнес. А в Европе к таким вопросам относятся гораздо более щепетильно, чем у нас. «Можно понять и руководство Росатома, успешно делающего вид, что такой проблемы и вовсе нет: слишком велик в компании общий коррупционный фон, непосредственно влияющий на безопасность строящихся и эксплуатируемых объектов, чтобы еще дополнять его такими вот миллиардными «мелочами», - подчеркивает Сапронов.
Примечательно, что информация о Саровбизнесбанке, появившаяся в ряде электронных СМИ буквально на днях, уже оттуда исчезла. Воспоминания о ней теперь хранят только память (кэш) поисковиков и странички блогеров. Это, впрочем, не вызывает удивления, учитывая то, насколько серьезно в последнее время Росатом сосредоточен на демонстрации успехов своего руководства в битве со всяким злом в ведомстве.
Не так давно в Москве состоялось памятное совместное заседание Общественного совета и Совета по повышению прозрачности деятельности госкорпорации Росатом, с привлечением внеотраслевых и прочих независимых экспертов, в числе которых выступило даже авторитетное российское отделение TransРаrency International. Наблюдатели назвали это мероприятие «акцией, призванной успокоить россиян в отношении разгула коррупции в атомной промышленности». Как ранее писал «Век», Сергей Кириенко храбро готов «выметать сор из избы», не трясясь над честью мундира, даже понимая, что это неизбежно бьет по репутации ведомства.
«Как справедливо заметил глава Росатома, вся эта история несет колоссальные репутационные риски. Впрочем, не будем о рисках, иначе придется вспомнить, кто эти риски создал, - заявил «Веку» сопредседатель экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк. - Правда, буквально недавно, после того, как прозрачность госкорпорации достигла «космических высот», прошел один удивительный конкурс в Мурманской области».
Речь о том, как «Экозащита» нашла на официальном сайте о размещении заказов на закупки товаров, работ и услуг для нужд Росатома открытый запрос предложений на право заключения договора по теме «Оказание услуг по формированию положительного имиджа ОАО «Концерн Росэнергоатом» в Мурманской области» от 18 августа. Организатором тендера выступила Кольская АЭС.
«Затем мы обнаружили, что еще 10 таких же конкурсов прошли в других регионах России. Закупали услуги по формированию благополучного имиджа подразделений Росатома, для того, чтобы нам с вами побольше рассказывали по телевизору и в газетах о том, что Росатом – образцовая структура, ни в какое сравнение не идущая с японскими оболтусами, которые допустили безобразия на АЭС Фукусима Даичи. Чтобы проводились различные фестивали, специальные лекции и конференции в школах, художественные выставки, творческие мастер-классы и прочие мероприятия, из которых страна усвоит, что Росатом - это ого-го! За налогоплательщицкие деньги, понятное дело. Там «пустяки» совсем, что-то около 240 млн. рублей в общей сложности», - говорит эколог.
Интересно, отмечает Владимир Сливяк, что почему-то конкурсы эти повсеместно выиграли лишь три компании: ЗАО «Винсл Групп», ООО «ДеректИнфо» и ООО «Дамаск», специализирующиеся на торговле непродовольственными товарами. «Две из этих трех компаний зарегистрированы в Москве относительно недавно и никакой информации в общедоступных источниках о них нет. Как нет на просторах необъятной нашей страны у них конкурентов в области «проатомного» пиара», - говорит Сливяк.
По всей видимости, отмечают экологи, летний скандал вокруг заказа челябинских властей на цензурирование работы поисковых систем Интернета с запросами по экологии (и, прежде всего, – последствиям ядерной катастрофы на комбинате «Маяк»), к сожалению, никого и ничему не научил. Госзакупки Росатома остались не только делом темным, но и, по мнению интернет-общественности, крайне аморальным. «Когда орган госвласти за бюджетные деньги мухлюет и хочет, чтобы люди, запрашивающие «Авария на НПО Маяк», получали «80% положительных отзывов» - это просто отвратительно и аморально», - возмущался в своем ЖЖ известный блогер Алексей Навальный.
Впрочем, когда глава Росатома произносит пламенные речь о борьбе с коррупцией, неизбежно вспоминается и июльский инцидент на строительстве Ленинградской АЭС-2, когда рухнула часть строящейся стены внешнего корпуса энергоблока. Причиной этого источники «Коммерсанта» в госкорпорации называли технологические нарушения при строительстве. «Вероятной причиной этих происшествий является использование ненормативных стройматериалов, нарушение технологии возведения атомных реакторов и, возможно, привлечение некомпетентного персонала. Проще говоря, речь о коррупции. Есть еще несколько подзабытая история с нарушениями, имеющими коррупционный характер, на строительстве Нововоронежской АЭС-2», - напоминает Владимир Сливяк.
Все мы, безусловно, рады тому событию, что Росатом становится «прозрачным» в сфере госзакупок и борьбы с коррупцией, правда, пока непонятно, в чем эта чистота и ясность проявились, кроме официальных речей. «Нельзя ли, несмотря на то, что прозрачность госкорпорации уже забралась на недосягаемые высоты, все же обнародовать, каковы причины обрушения каркаса на ЛАЭС-2? Хотя бы на уровне принципиального понимания – коррупция это или, например, плохие погодные условия? Потому что многие люди думают, что коррупция, - говорит Владимир Сливяк. - Сколько коррупционеров на стройплощадках Ленинградской АЭС-2 и Нововоронежской АЭС-2 до сих пор обнаружено и наказано? Ведь если коррупция на самом деле есть, а это вроде бы никто не оспаривает, то где еще ей расцветать, как не на стройках, где пилят миллиарды?».
По словам эколога, хотелось бы надеяться, что Сергей Кириенко однажды просто выйдет и честно расскажет, как дело было: желательно с документами в руках. Также хочется верить, что борьба с коррупцией наконец-то переместится из параллельной реальности, где она идет, как все мы слышим, вроде бы чрезвычайно бурными темпами, в реальность обыденную, которую можно наблюдать вокруг каждый день без специальных приборов.