Владимир Прохватилов, инженер-испытатель систем управления космических аппаратов — 04.09.2018 11:14

«Роскосмос» ищет вредителя с дрожащими руками

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что трещина в обшивке космического корабля «Союз МС-09» появилась в результате преднамеренного воздействия дрелью. «Это какая-то технологическая ошибка какого-то специалиста. Там идет скольжение сверла по поверхности», — отметил Рогозин.

Из заявления главы «Роскосмоса» следовало, что пока не ясно, проводились ли такие действия на Земле или на орбите.
В его словах, процитированных российскими СМИ, впрочем, есть неувязка, причем не одна. Во-первых, если дырку в стенке корабля просверлил по ошибке некий «специалист», то это исключает вариант «явного воздействия на обшивку корабля изнутри неуверенной рукой», как заявил Рогозин. Технологические работы, связанные с просверливанием отверстий в корпусе космического аппарата, ведут, как правило, квалифицированные слесари-сборщики, у которых руки не дрожат, если только они не находятся в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Все же, несмотря на множество проблем, которые на сей день имеются в «Роскосмосе», к работам в сборочных цехах корпорации, надо полагать, пьяные слесари не допускаются.



Во-вторых, если дырку в корпусе просверлили на орбите, то есть вредителем был один из космонавтов, то почему шум электродрели не был услышан другими членами экипажа и в центре управления полетом? И, кстати, с каких это пор у космонавтов стали дрожать руки?
На мой взгляд, версию о просверливании обшивки «Союза» на орбите следует исключить. Вероятность ее даже не нулевая, а отрицательная. Самоубийц среди покорителей космоса пока что не замечалось. А кто же тогда мог намеренно или по ошибке просверлить дырку в обшивке корабля, при том что сверло скользило по ней, а потом заклеить эту дырку клеем?
За ответом на этот нехитрый вопрос не нужно далеко ходить. Сделать это мог либо прокравшийся в стены «Роскосмоса» диверсант, что, кстати, вполне возможно, либо просто неопытный низкооплачиваемый рабочий, каких сейчас великое множество на любых, даже совершенно стратегических предприятиях.
Если вспомнить историю с отзывом собранных на Воронежском мехзаводе двигателей для ракеты «Протон-М», то тогда Рогозин назвал вредителями тех, кто платит работникам предприятий космической отрасли низкие зарплаты:
«Культура производства крайне слабая... Если сотрудники получают заработную плату по 12–15 тысяч рублей в месяц, ждите беды. Вот и ответ о причинах случившегося... Диверсанты те, кто не платит денег этим людям».
Как выяснилось, при пайке элементов камеры сгорания жидкостного реактивного двигателя ракеты «Протон» были применены припои, содержащие неликвидные компоненты. В состав штатных припоев входят драгметаллы, и заводчане, видимо, решили на них сэкономить. В камере сгорания ракетного ЖРД содержание серебра, которым легируют оловянный припой, доходит до килограмма. То есть для рабочего, получающего нищенские 10 тыс. рублей в месяц, соблазн весьма велик.
В последние годы «Роскосмос» преследуют неудачи. Но иначе, на мой взгляд, и быть не может. Бывший директор «Роскосмоса» Игорь Комаров задекларировал в 2016 году доход в размере 96 млн. рублей, а Государственный ракетный центр им. Макеева в прошлом году приглашал на работу инженеров-электронщиков на зарплату в 11 тыс. рублей.
Такого разрыва в уровне оплаты между топ-менеджерами и рядовыми сотрудниками даже и близко не было в советское время. Директор космического завода «Прогресс» в Куйбышеве (сейчас – Самара), где я работал в 80-е годы, получал примерно тысячу рублей в месяц, а хороший слесарь-сборщик – до 300 рублей. Слесари-сборщики шестого разряда относились к рабочей элите. Директор завода знал каждого из них в лицо и при встрече лично здоровался за руку.
Однажды случилась беда. Опытный слесарь-сборщик, ветеран завода, по ошибке просверлил отверстие в секции для ракеты «Энергия» не в том месте, где нужно. Он немедленно заявил о своей оплошности. Рабочего даже не наказали, потому что ошибки у всех бывают. Главное, чтобы их не замалчивали и извлекали необходимые уроки.
Был еще случай, когда я во время замера контрольных параметров находящегося на стапеле сборочного цеха спутника уронил переноску на блок питания. Сразу же заявил об этом. Проверка показала, что прибор вышел из строя. Меня отправили в Ижевск, где их производили и где мне без каких-либо проблем выдали новый блок питания. Спутник уехал на Байконур и успешно вышел на орбиту.
Понятно, что производственный брак в российской космической отрасли имеет место не только по причине низких зарплат, хотя этот фактор, на мой взгляд, определяющий. Раньше каждый, кто работал на советский космос, ощущал свою сопричастность к великим свершениям великой державы. Сейчас такого ощущения нет, работа в отрасли давно утратила былой престиж. Отсюда и зашкаливающая коррупционная составляющая, и выходящий за любые мыслимые рамки «производственный брак».
Вчера РИА «Новости» сообщило, что причина появления отверстия во внутреннем корпусе бытового отсека «Союза МС-09» установлена. Это, как отметил источник издания, производственный брак, который возник еще на Земле, и «ответственный за халатность установлен».
Сообщается, что сотрудник РКК «Энергия», просверливший это отверстие, после того, как осознал свою ошибку, по всей видимости, заделал трещину специальным клеем, поэтому она не была обнаружена во время проверки космического корабля на герметичность перед запуском и не давала о себе знать первые два месяца орбитального полета. Позднее клей подсох и был выдавлен внутренним давлением наружу, открыв отверстие.
К счастью, все обошлось, дырку заделали. Опасность космонавтам не угрожает. Но, как бы то ни было, по соцсетям уже вновь гуляет печально знаменитая речевка: «Взлетела ракета, упала в болото, какая зарплата, такая работа».
В этом году истекает срок подписанного с NASA контракта на доставку американских космонавтов на МКС и дальнейшие полеты будут осуществляться по взаимозачету. Наши будут летать на американских носителях, а американцы – на наших бесплатно. То есть, денег в «Роскосмосе» станет еще меньше, чем сейчас.
В этой ситуации, возможно, стоит начать экономить не на зарплатах рабочих и инженеров, а на миллионных окладах топ-менеджеров, не имеющих зачастую даже технического образования.
Полная версия публикации
Еда 31.08.2018 11:46
Moscow 871: День города в Mercedes bar
Общество 01.09.2018 19:05
Принц Гарри отказался от охоты из-за жены
Общество 03.09.2018 09:35
Перевозка различных типов груза и отходов в столичном регионе