Роскосмос не хочет запускать метеорологические спутники
Российское космическое агентство не может согласовать с заинтересованными ведомствами секвестр бюджета Федеральной космической программы (ФКП). Минприроды заняло жесткую позицию относительно спутников, запускаемых в интересах Росгидромета, и требует от космического агентства исполнить обязательства, зафиксированные в ФКП.
— В самом конце прошлого года заинтересованным ведомствам был разослан подготовленный Роскосмосом проект постановления правительства о сокращениях ФКП, — говорит высокопоставленный источник в космическом агентстве. — В 2014 году планируется сокращение бюджета на 6 млрд рублей, в 2015-м — на 5,7 млрд. Поэтому предлагается перенести сроки запусков космических аппаратов гидрометеорологического назначения: «Электро-Л», «Ресурс-П» и «Метеор-М» № 2 — с 2013-го на 2014 год, «Метеор-М» № 2-1 — с 2014-го на 2015-й. Запуск еще одного аппарата — «Метеор-М» № 3 — предлагается отложить на последующие программы.
По словам собеседника в Роскосмосе, в Минприроды отказались согласовывать предложенный проект постановления и попросили поддержки у вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего космическую отрасль.
— 5 февраля у Рогозина состоялось совещание по теме «Состояние и перспективы развития космических комплексов наблюдения Земли», где вице-премьеру доложили о состоянии российской группировки метеорологических спутников. Минприроды предлагало принять решение с жесткими формулировками о «безусловном выполнении мероприятий по формированию и поддержанию отечественной группировки гидрометеорологических спутников». Протокола по итогам совещания мы пока не видели, но предположительно там есть такие слова, — рассказали в Роскосмосе.
В аппарате Дмитрия Рогозина детали совещания предпочли не комментировать.
В Минприроды «Известиям» подтвердили изложенную на совещании у вице-премьера позицию.
— Минимально необходимая группировка функционирующих гидрометеоспутников должна состоять из девяти аппаратов, — сообщили в пресс-службе ведомства. — Три на геостационарной орбите (серии «Электро»), четыре на полярно-орбитальных (серии «Метеор»), два на высокоэллиптической (серии «Арктика-М»). Сейчас штатно функционируют только два космических аппарата, запущенных в интересах Росгидромета.
В Минприроды особо отмечают, что гарантированный доступ к данным гидрометеорологических наблюдений необходим для обеспечения безопасности страны. При этом в 2006 году Европейский союз и США подписали специальное соглашение об ограничении доступа к их оперативным данным метеонаблюдений из космоса для третьих стран.
— Вопрос о дальнейшей судьбе программы обсуждался на совещании у Дмитрия Рогозина, — сообщили в пресс-службе министерства. — В итоге принято решение ускорить работы по российским гидрометеорологическим спутникам. Мы уверены, что это позволит уже в ближайшие годы создать полноценную спутниковую группировку и обеспечить ее качественную работу.
Сейчас Росгидромет получает данные метеонаблюдений с зарубежных спутников бесплатно. Но при отсутствии собственной группировки гидрометеорологических спутников это означает зависимость от зарубежных операторов. Чтобы уйти от подобной зависимости в сфере навигации, Россия потратила несколько миллиардов долларов на создание ГЛОНАСС (бюджет ФЦП ГЛОНАСС на период 2001–2011 годов составил 116,9 млрд рублей). По большому счету ничто не мешало поставить в массово оснащаемые сейчас ГЛОНАСС-оборудованием автобусы и троллейбусы аппаратуру, принимающую сигналы американской навигационной системы GPS. Точность измерений бы не отличалась, потребитель сервисов на земле вообще не прочувствовал бы разницы. Миллиарды долларов были потрачены с целью гарантировать независимость в плане навигации.
В Минприроды говорят примерно о том же: Россия не может вечно полагаться на зарубежные спутники. Тем более что речь идет не о таких больших суммах, какие выделяются на ГЛОНАСС. Например, вычеркнув из ФКП аппарат «Метеор-М № 3» Роскосмос может сэкономить 1,5 млрд рублей на изготовлении спутника, 1,5 млрд — на ракете и разгонном блоке («Союз 2.1б» и «Фрегат») и 300 млн — на пусковых услугах.
В предыдущие годы чиновники Минприроды не раз пытались перестроить отношения с Роскосмосом. В 2011 году в министерстве подготовили законопроект, предусматривающий передачу полномочий заказчика гидрометеорологических космических аппаратов от Роскосмоса к Минприроды. Но тогда космическое агентство смогло отстоять действующий порядок: оно и сейчас выступает как заказчиком, так и исполнителем по спутникам для Росгидромета.
— Новое руководство Роскосмоса ощутимо смещает приоритеты относительно тех, которыми руководствовалась предыдущая администрация агентства, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Космические аппараты в интересах народного хозяйства предлагают отложить и в то же время начать создание сверхтяжелой ракеты с такими заоблачными параметрами, под которые сейчас просто нет подходящих задач — если только полет человека на Марс.
По мнению Моисеева, стремление Минприроды забрать у космического агентства функции заказчика выглядят логичными. Но и в нынешнем статусе Роскосмосу стоит активнее прислушиваться к аргументам органов власти, в интересах которых создаются и запускаются космические аппараты.
В целом отношения Роскосмоса с заинтересованными министерствами складываются далеко не идеально. В этом месяце подведомственное Минкомсвязи ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) объявило победителем тендера за право поставки спутника вещания «Экспресс АМУ-2» зарубежную фирму — EADS Astrium. Предприятие Роскосмоса «ИСС им. академика М.Ф. Решетнева» подало жалобу на решение конкурсной комиссии в ФАС. В ГПКС менять выбор не собираются.
По словам собеседника в Роскосмосе, в Минприроды отказались согласовывать предложенный проект постановления и попросили поддержки у вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего космическую отрасль.
— 5 февраля у Рогозина состоялось совещание по теме «Состояние и перспективы развития космических комплексов наблюдения Земли», где вице-премьеру доложили о состоянии российской группировки метеорологических спутников. Минприроды предлагало принять решение с жесткими формулировками о «безусловном выполнении мероприятий по формированию и поддержанию отечественной группировки гидрометеорологических спутников». Протокола по итогам совещания мы пока не видели, но предположительно там есть такие слова, — рассказали в Роскосмосе.
В аппарате Дмитрия Рогозина детали совещания предпочли не комментировать.
В Минприроды «Известиям» подтвердили изложенную на совещании у вице-премьера позицию.
— Минимально необходимая группировка функционирующих гидрометеоспутников должна состоять из девяти аппаратов, — сообщили в пресс-службе ведомства. — Три на геостационарной орбите (серии «Электро»), четыре на полярно-орбитальных (серии «Метеор»), два на высокоэллиптической (серии «Арктика-М»). Сейчас штатно функционируют только два космических аппарата, запущенных в интересах Росгидромета.
В Минприроды особо отмечают, что гарантированный доступ к данным гидрометеорологических наблюдений необходим для обеспечения безопасности страны. При этом в 2006 году Европейский союз и США подписали специальное соглашение об ограничении доступа к их оперативным данным метеонаблюдений из космоса для третьих стран.
— Вопрос о дальнейшей судьбе программы обсуждался на совещании у Дмитрия Рогозина, — сообщили в пресс-службе министерства. — В итоге принято решение ускорить работы по российским гидрометеорологическим спутникам. Мы уверены, что это позволит уже в ближайшие годы создать полноценную спутниковую группировку и обеспечить ее качественную работу.
Сейчас Росгидромет получает данные метеонаблюдений с зарубежных спутников бесплатно. Но при отсутствии собственной группировки гидрометеорологических спутников это означает зависимость от зарубежных операторов. Чтобы уйти от подобной зависимости в сфере навигации, Россия потратила несколько миллиардов долларов на создание ГЛОНАСС (бюджет ФЦП ГЛОНАСС на период 2001–2011 годов составил 116,9 млрд рублей). По большому счету ничто не мешало поставить в массово оснащаемые сейчас ГЛОНАСС-оборудованием автобусы и троллейбусы аппаратуру, принимающую сигналы американской навигационной системы GPS. Точность измерений бы не отличалась, потребитель сервисов на земле вообще не прочувствовал бы разницы. Миллиарды долларов были потрачены с целью гарантировать независимость в плане навигации.
В Минприроды говорят примерно о том же: Россия не может вечно полагаться на зарубежные спутники. Тем более что речь идет не о таких больших суммах, какие выделяются на ГЛОНАСС. Например, вычеркнув из ФКП аппарат «Метеор-М № 3» Роскосмос может сэкономить 1,5 млрд рублей на изготовлении спутника, 1,5 млрд — на ракете и разгонном блоке («Союз 2.1б» и «Фрегат») и 300 млн — на пусковых услугах.
В предыдущие годы чиновники Минприроды не раз пытались перестроить отношения с Роскосмосом. В 2011 году в министерстве подготовили законопроект, предусматривающий передачу полномочий заказчика гидрометеорологических космических аппаратов от Роскосмоса к Минприроды. Но тогда космическое агентство смогло отстоять действующий порядок: оно и сейчас выступает как заказчиком, так и исполнителем по спутникам для Росгидромета.
— Новое руководство Роскосмоса ощутимо смещает приоритеты относительно тех, которыми руководствовалась предыдущая администрация агентства, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Космические аппараты в интересах народного хозяйства предлагают отложить и в то же время начать создание сверхтяжелой ракеты с такими заоблачными параметрами, под которые сейчас просто нет подходящих задач — если только полет человека на Марс.
По мнению Моисеева, стремление Минприроды забрать у космического агентства функции заказчика выглядят логичными. Но и в нынешнем статусе Роскосмосу стоит активнее прислушиваться к аргументам органов власти, в интересах которых создаются и запускаются космические аппараты.
В целом отношения Роскосмоса с заинтересованными министерствами складываются далеко не идеально. В этом месяце подведомственное Минкомсвязи ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) объявило победителем тендера за право поставки спутника вещания «Экспресс АМУ-2» зарубежную фирму — EADS Astrium. Предприятие Роскосмоса «ИСС им. академика М.Ф. Решетнева» подало жалобу на решение конкурсной комиссии в ФАС. В ГПКС менять выбор не собираются.