Российские операторы мобильной связи собираются повысить в 2025 году стоимость тарифов на 10-15%
В наступающем 2025 году подавляющее большинство отечественных телекоммуникационных компаний (не менее 95%), предоставляющих населению услуги мобильной связи, платного телевидения и телефонии, а также домашнего интернета, намерены поднять тарифы за оплату.
В соответствии с данными опроса, проведенного российским информационно-аналитическим агентством TelecomDaily, специалисты, представляющие почти половину компаний (49%), прогнозируют рост тарифов на 10 – 15%. Еще 22% опрошенных экспертов уверены в том, что увеличение цен предполагается не менее чем на 20%, а почти в четверти (24%) телеком-организаций отмечают, что рост цен будет равен всего 3 – 10%. Кстати, несмотря на такую разноголосицу среди опрошенных представителей данных компаний, кое-кто из самых шустрых операторов связи, не дожидаясь наступления нового года, уже начал повышать цены. Например, компания МТС уже уведомила своих абонентов о том, что с 1 ноября ежемесячная плата за аренду телекоммуникационного оборудования вырастет на 29 рублей.
По мнению официальных представителей телеком-компании, обоснование причин увеличения тарифов, в первую очередь, заключается в повышении цен на техническое оборудование, во-вторых, в увеличении расходов на содержание сотрудников, «увеличении других издержек», а также «росте процентной ставки Центробанка». Кстати, что касается увеличения издержек более чем на 10%, то о росте этого показателя заявили 62% опрошенных, а в прошлом году таковых было 37%. Правда, еще 18% респондентов считают, что издержки выросли лишь на 3 – 10%.
С другой стороны, аналитики упоминают о высокой конкуренции на телекоммуникационном рынке, что, безусловно, является «сдерживающим фактором для индексации тарифов». Впрочем, полагают в экспертном сообществе, «связистам» не следует забывать и о финансовых возможностях своих подписчиков. Кстати, государство в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС) уже предупредило бизнесменов о том, что «в случае выявления необоснованного роста цен будут приняты меры антимонопольного реагирования».
Напомним, если год назад в качестве основных причин повышения тарифов среди опрошенных операторов связи, во-первых, говорилось о «дефиците оборудования» (42%) и, во-вторых, о «кадровом голоде» (40%), то сегодня, согласно проведенным опросам, эти показатели изменились до 66% и 55% соответственно. Более того, в настоящее время «связисты» заявляют уже о таком факторе, тормозящем, по их мнению, развитие бизнеса, как «государственное регулирование».
Представитель менеджмента одной из крупнейших федеральных телекоммуникационных компаний уверен: индексация архивных тарифов в настоящее время «неизбежна», поскольку они разрабатывались и были введены в «совершенно других» экономических условиях. По словам эксперта, сегодня требуется модернизация сети под растущий трафик, поэтому всем необходимо поддерживать качество сервисов.
«Операторы связи любят говорить, что за последние 10 лет все коммунальные услуги подорожали в разы, а среднемесячный платеж сотового абонента (ARPU) остался почти прежним, - говорит партнер ComNews Research Леонид Коник. - Но это не так. С середины 2014 года и до середины 2024 года тарифы на электроэнергию выросли в 1,5 – 1,7 раза, курс доллара увеличился в 2,42 раза, а мобильный ARPU в 1,4 раза (у МТС) и в 1,68 раза (у Т2)».
По его словам, операторы сотовой связи постепенно повышали тарифы, так что следующий год не станет исключением, и повышение тарифов будет на уровне 10 – 12%. С другой стороны, недавняя ситуация с компанией МТС, которую ФАС обязала перечислить в федеральный бюджет 3 млрд. рублей незаконно полученного дохода и снизить тарифы для ряда абонентов, стала «холодным душем» для игроков рынка, напомнил эксперт.
Как известно, ФАС регулярно предъявляет претензии к телекоммуникационным компаниям по причине того, что они не только необоснованно завышают тарифы, но и периодически вводят какие-то странные дополнительные платежи. Например, в 2023 году ведомство возбудило дело против «Мегафона» из-за необоснованного повышения тарифов, когда 8,2 млн. абонентов ощутили на себе рост цен в среднем на 10,24%.
Та же МТС в сентябре 2023 года получила предупреждение о срочной отмене внезапно введенной оплаты за раздачу мобильного интернета. Многие клиенты помнят о таком прошлогоднем сюрпризе, которым «порадовала» их не только вышеуказанная компания, но и «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2 (ныне Т2), тоже получившие предупреждения от ФАС.
Стоит отметить, что ФАС до настоящего времени не получила официальную и подробную информацию о повышении тарифов на услуги связи. Что касается Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры), то в этом ведомстве, по данным СМИ, выразили согласие с тем, что обеспечение абонентов качественной связью и модернизация сетей все же предполагают некие дополнительные расходы от операторов. Вместе с тем в Минцифры подчеркнули, что «повышения должны быть обоснованными и не превышать инфляцию».
По мнению официальных представителей телеком-компании, обоснование причин увеличения тарифов, в первую очередь, заключается в повышении цен на техническое оборудование, во-вторых, в увеличении расходов на содержание сотрудников, «увеличении других издержек», а также «росте процентной ставки Центробанка». Кстати, что касается увеличения издержек более чем на 10%, то о росте этого показателя заявили 62% опрошенных, а в прошлом году таковых было 37%. Правда, еще 18% респондентов считают, что издержки выросли лишь на 3 – 10%.
С другой стороны, аналитики упоминают о высокой конкуренции на телекоммуникационном рынке, что, безусловно, является «сдерживающим фактором для индексации тарифов». Впрочем, полагают в экспертном сообществе, «связистам» не следует забывать и о финансовых возможностях своих подписчиков. Кстати, государство в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС) уже предупредило бизнесменов о том, что «в случае выявления необоснованного роста цен будут приняты меры антимонопольного реагирования».
Напомним, если год назад в качестве основных причин повышения тарифов среди опрошенных операторов связи, во-первых, говорилось о «дефиците оборудования» (42%) и, во-вторых, о «кадровом голоде» (40%), то сегодня, согласно проведенным опросам, эти показатели изменились до 66% и 55% соответственно. Более того, в настоящее время «связисты» заявляют уже о таком факторе, тормозящем, по их мнению, развитие бизнеса, как «государственное регулирование».
Представитель менеджмента одной из крупнейших федеральных телекоммуникационных компаний уверен: индексация архивных тарифов в настоящее время «неизбежна», поскольку они разрабатывались и были введены в «совершенно других» экономических условиях. По словам эксперта, сегодня требуется модернизация сети под растущий трафик, поэтому всем необходимо поддерживать качество сервисов.
«Операторы связи любят говорить, что за последние 10 лет все коммунальные услуги подорожали в разы, а среднемесячный платеж сотового абонента (ARPU) остался почти прежним, - говорит партнер ComNews Research Леонид Коник. - Но это не так. С середины 2014 года и до середины 2024 года тарифы на электроэнергию выросли в 1,5 – 1,7 раза, курс доллара увеличился в 2,42 раза, а мобильный ARPU в 1,4 раза (у МТС) и в 1,68 раза (у Т2)».
По его словам, операторы сотовой связи постепенно повышали тарифы, так что следующий год не станет исключением, и повышение тарифов будет на уровне 10 – 12%. С другой стороны, недавняя ситуация с компанией МТС, которую ФАС обязала перечислить в федеральный бюджет 3 млрд. рублей незаконно полученного дохода и снизить тарифы для ряда абонентов, стала «холодным душем» для игроков рынка, напомнил эксперт.
Как известно, ФАС регулярно предъявляет претензии к телекоммуникационным компаниям по причине того, что они не только необоснованно завышают тарифы, но и периодически вводят какие-то странные дополнительные платежи. Например, в 2023 году ведомство возбудило дело против «Мегафона» из-за необоснованного повышения тарифов, когда 8,2 млн. абонентов ощутили на себе рост цен в среднем на 10,24%.
Та же МТС в сентябре 2023 года получила предупреждение о срочной отмене внезапно введенной оплаты за раздачу мобильного интернета. Многие клиенты помнят о таком прошлогоднем сюрпризе, которым «порадовала» их не только вышеуказанная компания, но и «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2 (ныне Т2), тоже получившие предупреждения от ФАС.
Стоит отметить, что ФАС до настоящего времени не получила официальную и подробную информацию о повышении тарифов на услуги связи. Что касается Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры), то в этом ведомстве, по данным СМИ, выразили согласие с тем, что обеспечение абонентов качественной связью и модернизация сетей все же предполагают некие дополнительные расходы от операторов. Вместе с тем в Минцифры подчеркнули, что «повышения должны быть обоснованными и не превышать инфляцию».