Российские сериалы, которые взорвали аудиторию: «Преступление и наказание», «Столыпин», «Плевако»
Ноябрь отмечен выходом целого ряда ярких и неординарных российских исторических сериалов, которые способны заинтересовать даже тех, кто бесконечно далек от кино.
Преступление и наказание
На «Кинопоиске» стартовал сериал «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева — микс из всех произведений Достоевского, а не только школьной классики про «тварь дрожащую».
События из романа Фёдора Достоевского разворачиваются в Петербурге XXI века. Студент Родион Раскольников (Иван Янковский) изнурен безденежьем, безработицей и мыслями о бессмысленности своего существования. Но в его сознании зреет идея о том, что некоторые люди «право имеют» на самые мерзкие поступки, если совершают великие открытия и двигают мир вперед. Для того, чтобы проверить теорию на себе, он убивает старуху-микрокредиторшу. На след Раскольникова выходит следователь Порфирий Петрович (Владимир Мишуков), который хочет добиться от него чистосердечного признания.
Главное, что становится мостиком между сериалом со смартфонами и изданной в 1866 году книгой, — это язык. Персонажи местами практически дословно цитируют строки Достоевского, а потом также свободно переходят к современным речевым конструкциям и сленгу. Сцены, точно иллюстрирующие события романа, дополняются абсолютно новыми линиями, в которых уже и не видится подражания оригиналу.
Как отмечает психолог и киновед Анна Журба, несмотря на критику тех, кто придерживается традиционного взгляда на экранизацию классических литературных произведений, в целом картина получилась яркой и свежей, как запах первых огурцов по весне. Жесткая ирония по отношению к целым социальным классам в ней сменяется откровенным китчем, который потом уходит в невероятно эстетичные отсылки к литературе, мифологии, истории и изобразительному искусству. Стоит к этому добавить еще и потрясающий музыкальный ряд. Сложные моральные запросы – стоит ли жизнь одного плохого человека спасения судеб многих людей хороших, обсуждаются во время своеобразного пикника на берегу Невы или при покупке продуктов в супермаркете. Российскому зрителю был нужен именно такой Достоевский, считает киновед: «Чтобы задуматься о добре и зле, иногда нужно вскрыть залакированную гламурную кожуру или кору нищеты теми инструментами, которые нашел в великом писателе режиссер».
Столыпин
5 ноября на канале «Россия 1» вышел снятый при поддержке Института развития интернета «Столыпин», сериал о начале самого неспокойного времени в истории России.
Как можно догадаться из названия, в центре сюжета оказывается видный политик и министр внутренних дел Петр Столыпин. 1906 год. Россию разрывает революционная буря, требующая долгожданной демократизации. Молодой губернатор Саратовской губернии Петр Столыпин (Александр Устюгов), безжалостно подавивший бунты в регионе, снискал доверие монарха Николая II и назначен министром внутренних дел империи. За последние несколько лет двое его предшественников на этом посту были убиты революционерами — и, конечно же, Столыпин быстро становится целью новой группы заговорщиков.
Проект снял режиссер Алексей Андрианов, специалист по историческому жанру («София», «Годунов», «Грозный»). Роль самого министра в проекте досталась Александру Устюгову, суперзвезде «Ментовских войн», — он признавался, что не особо верил в успешный кастинг, так как «больше по боевикам», но утверждение артиста в итоге заняло всего полчаса.
По мнению киноведа, личность Столыпина до сих пор вызывает споры: был ли он реформатором, который спасал страну, или вошел в историю только благодаря «столыпинским вагонам»? Ответить на этот вопрос невозможно однозначно, поскольку даже через 100 и более лет любой исторический деятель, оставшийся на страницах учебников, находится далеко за пределами общепринятой морали. Поэтому еще интереснее посмотреть на них из современности и, возможно, задуматься о том, как будут выглядеть наше время и наши поступки еще через 100 лет.
Плевако
И, наконец, еще один яркий сериал, который вышел на Premier – «Плевако». Федор Плевако — персона для конца XIX столетия, без преувеличения, легендарная. Его популярность как адвоката, защитника угнетенных и пролетариев пережила даже страну, в которой он вел правозащитную практику, а теперь художественный образ этой исторической личности создан Сергеем Безруковым в картине, снятой при поддержке Института развития интернета.
Середина 1880-х. К прославленному и в высших, и в низших кругах адвокату Федору Плевако на улице подкрадывается одетый в простую одежду мужчина, который заговорщически просит представлять его в деле обвиненных в беспорядках работников фабрики. Подсудимые организовали стачку, протестовали против рабских условий труда, подожгли пару бараков и устроили бунт.
«Плевако» с первых же минут заявляет себя как настоящая адвокатская драма — тут и выступления перед присяжными, и неожиданные откровения подсудимых, и острые политические дела. Драма эта обрамлена в чрезвычайно аппетитную обертку: обилие модных спецэффектов в каждой третьей сцене и, конечно же, звезда всенародного масштаба в главной роли.
Киновед Анна Журба убеждена, что сериал поставил перед собой задачу показать зрителям настоящего супергероя, который борется против криминального зла – на уровне Шерлока Холмса. Но при этом весь первоначальный материал, на базе которого снята картина, исключительно отечественного происхождения. С движением сюжета становится очевидно, что сериалу куда ближе жанр конспирологического детектива, чем исторической судебной драмы — по крайней мере, к реальному Плевако (на которого, к примеру, не совершалось никаких покушений) эта история имеет отношение лишь отдаленное.
На снимке: Сергей Безруков в роли адвоката Федора Плевако в сериале «Плевако».
На «Кинопоиске» стартовал сериал «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева — микс из всех произведений Достоевского, а не только школьной классики про «тварь дрожащую».
События из романа Фёдора Достоевского разворачиваются в Петербурге XXI века. Студент Родион Раскольников (Иван Янковский) изнурен безденежьем, безработицей и мыслями о бессмысленности своего существования. Но в его сознании зреет идея о том, что некоторые люди «право имеют» на самые мерзкие поступки, если совершают великие открытия и двигают мир вперед. Для того, чтобы проверить теорию на себе, он убивает старуху-микрокредиторшу. На след Раскольникова выходит следователь Порфирий Петрович (Владимир Мишуков), который хочет добиться от него чистосердечного признания.
Главное, что становится мостиком между сериалом со смартфонами и изданной в 1866 году книгой, — это язык. Персонажи местами практически дословно цитируют строки Достоевского, а потом также свободно переходят к современным речевым конструкциям и сленгу. Сцены, точно иллюстрирующие события романа, дополняются абсолютно новыми линиями, в которых уже и не видится подражания оригиналу.
Как отмечает психолог и киновед Анна Журба, несмотря на критику тех, кто придерживается традиционного взгляда на экранизацию классических литературных произведений, в целом картина получилась яркой и свежей, как запах первых огурцов по весне. Жесткая ирония по отношению к целым социальным классам в ней сменяется откровенным китчем, который потом уходит в невероятно эстетичные отсылки к литературе, мифологии, истории и изобразительному искусству. Стоит к этому добавить еще и потрясающий музыкальный ряд. Сложные моральные запросы – стоит ли жизнь одного плохого человека спасения судеб многих людей хороших, обсуждаются во время своеобразного пикника на берегу Невы или при покупке продуктов в супермаркете. Российскому зрителю был нужен именно такой Достоевский, считает киновед: «Чтобы задуматься о добре и зле, иногда нужно вскрыть залакированную гламурную кожуру или кору нищеты теми инструментами, которые нашел в великом писателе режиссер».
Столыпин
5 ноября на канале «Россия 1» вышел снятый при поддержке Института развития интернета «Столыпин», сериал о начале самого неспокойного времени в истории России.
Как можно догадаться из названия, в центре сюжета оказывается видный политик и министр внутренних дел Петр Столыпин. 1906 год. Россию разрывает революционная буря, требующая долгожданной демократизации. Молодой губернатор Саратовской губернии Петр Столыпин (Александр Устюгов), безжалостно подавивший бунты в регионе, снискал доверие монарха Николая II и назначен министром внутренних дел империи. За последние несколько лет двое его предшественников на этом посту были убиты революционерами — и, конечно же, Столыпин быстро становится целью новой группы заговорщиков.
Проект снял режиссер Алексей Андрианов, специалист по историческому жанру («София», «Годунов», «Грозный»). Роль самого министра в проекте досталась Александру Устюгову, суперзвезде «Ментовских войн», — он признавался, что не особо верил в успешный кастинг, так как «больше по боевикам», но утверждение артиста в итоге заняло всего полчаса.
По мнению киноведа, личность Столыпина до сих пор вызывает споры: был ли он реформатором, который спасал страну, или вошел в историю только благодаря «столыпинским вагонам»? Ответить на этот вопрос невозможно однозначно, поскольку даже через 100 и более лет любой исторический деятель, оставшийся на страницах учебников, находится далеко за пределами общепринятой морали. Поэтому еще интереснее посмотреть на них из современности и, возможно, задуматься о том, как будут выглядеть наше время и наши поступки еще через 100 лет.
Плевако
И, наконец, еще один яркий сериал, который вышел на Premier – «Плевако». Федор Плевако — персона для конца XIX столетия, без преувеличения, легендарная. Его популярность как адвоката, защитника угнетенных и пролетариев пережила даже страну, в которой он вел правозащитную практику, а теперь художественный образ этой исторической личности создан Сергеем Безруковым в картине, снятой при поддержке Института развития интернета.
Середина 1880-х. К прославленному и в высших, и в низших кругах адвокату Федору Плевако на улице подкрадывается одетый в простую одежду мужчина, который заговорщически просит представлять его в деле обвиненных в беспорядках работников фабрики. Подсудимые организовали стачку, протестовали против рабских условий труда, подожгли пару бараков и устроили бунт.
«Плевако» с первых же минут заявляет себя как настоящая адвокатская драма — тут и выступления перед присяжными, и неожиданные откровения подсудимых, и острые политические дела. Драма эта обрамлена в чрезвычайно аппетитную обертку: обилие модных спецэффектов в каждой третьей сцене и, конечно же, звезда всенародного масштаба в главной роли.
Киновед Анна Журба убеждена, что сериал поставил перед собой задачу показать зрителям настоящего супергероя, который борется против криминального зла – на уровне Шерлока Холмса. Но при этом весь первоначальный материал, на базе которого снята картина, исключительно отечественного происхождения. С движением сюжета становится очевидно, что сериалу куда ближе жанр конспирологического детектива, чем исторической судебной драмы — по крайней мере, к реальному Плевако (на которого, к примеру, не совершалось никаких покушений) эта история имеет отношение лишь отдаленное.
На снимке: Сергей Безруков в роли адвоката Федора Плевако в сериале «Плевако».