Российское судостроение выйдет на рост за счет ледоколов и танкеров
Минпромторг подготовил проект стратегии судостроения до 2035 года. В нем три варианта развития: от консервативного с падением производства к 2025 году до 370 млрд рублей, и ростом в 2035 году на 34%, до 553 млрд рублей, до крайне оптимистичного — удвоение к 2025 году до 823 млрд рублей с выходом на 1,4 трлн рублей в 2035 году.
В ведомстве Дениса Мантурова разработали проект развития отечественной судостроительной отрасли на следующие 17 лет. Участие в подготовке документа принимали специалисты Крыловского государственного научного центра, а также Высшей школы экономики. В проекте, который теперь ожидает обсуждение в заинтересованных структурах, выделены наиболее перспективные сегменты судостроения. С документом ознакомился «КоммерсантЪ».
В их числе – транспортные и рыбопромысловые суда, техника для освоения континентального шельфа, спасательные корабли, паромы, буксиры, и суда большой грузоподъемности, рассчитанные на работу в арктических условиях. Также перспективными признаны корабли, используемые для научных изысканий. Экспортные перспективы российских верфей в министерстве не переоценивают, отмечая, что ключевыми покупателями судов выступают казахские, туркменские и азербайджанские компании, причем в обозримом будущем объемы внешних заказов будут сокращаться. Экспорт осуществляется в основном спонтанно, без системных долгосрочных контрактов.
В Минпромторге рассматривают три сценария отраслевой динамики. По консервативному, до 2025 года в отрасли будет происходить незначительный спад – в среднем на 1% ежегодно, вследствие чего суммарное падение относительно показателей 2017 года составит 10%, а объем рынка сократится до 370 млрд рублей. Затем начнется рост – в среднем на 3% ежегодно, и плюс 30% к объему к 2035 году, когда объем средств на рынке достигнет 553 млрд рублей. Консервативный сценарий также предусматривает мировые нефтяные котировки на уровне $40 за баррель.
Инновационный сценарий предусматривает увеличение рынка к 2025 году вполовину, или до 616 млрд рублей в денежном выражении, а к 2035 году – и вовсе до 937 млрд рублей. Чтобы прогноз сбылся, необходим рост внутренних заказов на гражданские судна, а также увеличение заказов на военные корабли. Цена нефти в данном сценарии заложена на отметке $60 за баррель.
Целевой сценарий предполагает большой объем государственных дотаций для отрасли и резкое увеличение спроса. В этом случае к 2025 году рынок удвоится и составит 823 млрд рублей, а еще через 10 лет вырастет в 3,5 раза и будет измеряться 1,4 трлн рублей. Расценки на нефть для реализации сценария должны составить $75 за баррель.
В их числе – транспортные и рыбопромысловые суда, техника для освоения континентального шельфа, спасательные корабли, паромы, буксиры, и суда большой грузоподъемности, рассчитанные на работу в арктических условиях. Также перспективными признаны корабли, используемые для научных изысканий. Экспортные перспективы российских верфей в министерстве не переоценивают, отмечая, что ключевыми покупателями судов выступают казахские, туркменские и азербайджанские компании, причем в обозримом будущем объемы внешних заказов будут сокращаться. Экспорт осуществляется в основном спонтанно, без системных долгосрочных контрактов.
В Минпромторге рассматривают три сценария отраслевой динамики. По консервативному, до 2025 года в отрасли будет происходить незначительный спад – в среднем на 1% ежегодно, вследствие чего суммарное падение относительно показателей 2017 года составит 10%, а объем рынка сократится до 370 млрд рублей. Затем начнется рост – в среднем на 3% ежегодно, и плюс 30% к объему к 2035 году, когда объем средств на рынке достигнет 553 млрд рублей. Консервативный сценарий также предусматривает мировые нефтяные котировки на уровне $40 за баррель.
Инновационный сценарий предусматривает увеличение рынка к 2025 году вполовину, или до 616 млрд рублей в денежном выражении, а к 2035 году – и вовсе до 937 млрд рублей. Чтобы прогноз сбылся, необходим рост внутренних заказов на гражданские судна, а также увеличение заказов на военные корабли. Цена нефти в данном сценарии заложена на отметке $60 за баррель.
Целевой сценарий предполагает большой объем государственных дотаций для отрасли и резкое увеличение спроса. В этом случае к 2025 году рынок удвоится и составит 823 млрд рублей, а еще через 10 лет вырастет в 3,5 раза и будет измеряться 1,4 трлн рублей. Расценки на нефть для реализации сценария должны составить $75 за баррель.