Россиянам пообещали снижение тарифов ЖКХ
По уверениям главы антимонопольной службы, сегодня ведомство проделало колоссальную работу по предотвращению роста цен на жилищно-коммунальные услуги. А в дальнейшем, пообещал Игорь Артемьев, тарифы на услуги ЖКХ и вовсе будут только снижаться, а нас ждет счастливое будущее. Но эксперты считают, что вряд ли.
Изменения в российском законодательстве стали настолько результативными, что помогли избавить миллионы россиян от повышения цен на жилищно-коммунальные услуги, заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Сейчас, сообщил глава ведомства, тарифы стабилизировались, а в дальнейшем их и вовсе ждет снижение в 90% случаев.
«После того, как по вашему поручению были приняты федеральные законы, (...) которые устранили лазейки законодательства 90-х годов, позволявшие регионам и органам местного самоуправления в общем-то бесконтрольно повышать тарифы выше предельных значений, установленных правительством РФ, мы выявили уже около 100 случаев таких попыток после того, как эти законодательные акты вступили в силу. Мы их пресекли, и собственно миллионы российских граждан не получили повышения этих тарифов уже в этом году только потому, что было принято новое законодательство», - сообщил Артемьев.
Кроме того, он отметил, что в некоторых случаях сегодня тарифы «повышать можно, но только с разрешения правительства и ФАС». «Вакханалия 90-х и 2000-х годов - а только в прошлом году таких превышений было более 800 - она прекращена», - добавил глава антимонопольного ведомства.
И все же, заявил в интервью «Веку» управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, в позиции ФАС есть некоторое лукавство. По его мнению, данное заявление направлено на то, чтобы сгладить растущий негатив от неминуемого роста тарифов на услуги ЖКХ. Эта отрасль, которая напрямую зависит от большого числа факторов, формирование цен на тепло, свет, водные ресурсы зависит не от от воли и решения контролирующих органов, а лишь от общей экономической ситуации в стране. И поэтому заявления из разряда, что все возможные лазейки для неконтролируемого роста цен сняты, не могут на 100% соответствовать действительности.
«Могу предположить, что скорее это делается для того, чтобы сгладить общественное недовольство, но, к сожалению, скорее всего, с нового года этого вновь не избежать, так как там россияне традиционно находят все новые и новые цифры в платежках и они вполне оправданы – тарифы растут не потому что коммунальщики хотят заработать лишний рубль, их вынуждает это делать рост операционных издержек, в том числе и на оплату труда наемных рабочих, занятых в этой отрасли», – говорит аналитик.
Жарский также добавляет, что, несмотря на высокие тарифы, отрасль ЖКХ в России далека от идеального состояния, и это во многом связано с многомиллионными долгами потребителей услуг – частные домохозяйства и промышленные предприятия, находящиеся в тяжелой финансовой ситуации, доставляют проблемы коммунальщикам, а отключение их от ресурсов – не всегда простая задача. Поэтому как бы ни была трудна система формирования стоимости услуг ЖКХ, совершенно прозрачной это отрасль в нашей стране станет еще не скоро.
Если вести речь о стабилизации тарифов ЖКХ, ФАС имеет в виду, что за первые 2 месяца осени 2019 года цены на них не повысились, объясняет, в свою очередь, руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Однако вряд ли в этом есть решающая заслуга изменений в законодательстве, заявил он «Веку». Такой же нулевой прирост стоимости ЖКУ наблюдался и в осенние месяцы 2018 года, напоминает эксперт. Дело в том, что тарифы ЖКХ не меняются ежемесячно, как цены в магазинах, а устанавливаются на определенный период. Но в целом за 9 месяцев 2019 года они поднялись на 5,4% к тому же периоду 2018 года
Общий рост потребительских цен составил 4,8%, по данным Росстата, то есть гораздо меньше. Поэтому в действительности нет положения «инфляция минус», то есть установления тарифов ниже прогнозируемого уровня инфляции. Рост стоимости ЖКУ не просто традиционно обгоняет инфляцию, а является одним из основных ее локомотивов. Рост тарифов вынужденно закладывается в общее увеличение цен других товаров и услуг. Как считает Гойхман, действия ФАС лишь немного тормозят удорожание ЖКУ, без чего они росли бы еще быстрее. Почему так происходит? Можно выделить три основные причины.
Так, объясняет аналитик, большинство поставщиков коммунальных услуг – «естественные монополии». Системы снабжения водой, газом, электричеством, обогрев, канализация – технически сложные, дорогостоящие. Нет возможности дублировать их, дабы развивать конкуренцию. Наличие одного эксплуатанта сетей в данной сфере действительно объективно оправдано. Но это создает возможность для монопольно высоких цен. Кроме того, суть самих услуг такова, что люди не могут отказаться от них, это жизненно необходимая сфера. Именно поэтому здесь работает то, что в экономике называется «малая эластичность спроса». Это означает, что при повышении цен потребитель не может сократить спрос. В сочетании с «естественными монополиями» велик соблазн поставщикам повышать цены.
Ну, и, добавляет Гойхман, подобное положение из общего соблазна превращается в реальную практику из-за запутанности и закрытости формирования цен поставщиками. В них включаются покрытие всех затрат, в том числе совершенно необоснованных, таких, как потери ресурсов, злоупотребления в искусственном наращивании расходов и пр. С этим призваны бороться территориальные комиссии по регулированию тарифов. Но они действуют под эгидой местной администрации. А в руководстве эксплуатирующих организаций, по выражению Артемьева, «как правило... работает сынуля какого-нибудь губернатора или высокопоставленного чиновника». Поэтому провести высокие тарифы через такие комиссии позволяет административный ресурс.
Подобное сочетание факторов практически с неизбежностью приводит к завышенным ценам на ЖКУ, констатирует Гойхман. При существующей системе их формирования и замкнутости не приходится говорить о торможении тарифов. Они устанавливаются на региональном уровне, и на нем нет заинтересованности в уменьшении цен. Во многом поэтому и на 2020 год официально планируется не снижение, а новое повышение тарифов ЖКХ, причем снова с темпами выше прогнозируемой потребительской инфляции в 4%. От этого обычные жители переплачивают за ЖКУ или накапливают задолженность, поскольку реальные доходы отстают от тарифов ЖКХ.
Вообще надо понимать, что за последние 5 лет в среднем по России тарифы ЖКХ выросли в два раза, напомнил «Веку» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Тарифы ежегодно индексируются, задолженность населения растет, увеличивается доля изношенных коммуникаций (по разным оценкам, ветхими признаны 70-80% коммунальных сетей по стране). Растет количество аварий (на 1 км сетей в среднем в год приходится 1,8-2,4 аварии в год). Долги граждан за коммунальные услуги достигли 1,5 трлн. рублей (5% граждан страны имеют задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг). Только за 9 месяцев этого года цены на коммунальные услуги в среднем по стране выросли на 5,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
И хотя антимонопольная служба говорит о том, что тарифы рассчитываются по принципу «минус инфляция», в реальности рост стоимости жилищно-коммунальных услуг не обгоняет инфляцию, а является одной из ее причин. Действия ФАС всего лишь сдерживают рост цен на ЖКУ, но не более, уверен эксперт.
Тут нужно еще понимать, что такое жилищно-коммунальное хозяйство, говорит Сигал. Это очень дорогостоящие системы с низкой эластичностью спроса, как уже говорилось выше. То есть население несмотря на рост тарифов вынуждено все равно по ним платить, ведь нельзя отказаться ни от воды, ни от тепла в доме. Чем пользуются компании-монополисты. Плюс абсолютная непрозрачность в формировании тарифов – откуда и что берется. С января 2020 года ожидается очередное повышение тарифов на 4%. А реальные доходы граждан не растут с такой скоростью.
Весной этого года Артемьев заявил, что граждане нашей страны переплачивают до 100% стоимости коммунальных услуг. Такая ситуация сложилась, по его словам, из-за того, что регулированием тарифов занимаются региональные власти без должного контроля. Здесь, наверное, будет большой объем работы для Антимонопольной службы.
Есть и реальные примеры снижения коммунальных тарифов у нас в стране. Этим летом власти Санкт-Петербурга добились того, что прирост тарифов удалось снизить в 10 раз по сравнению с запланированным. Это было сделано за счет оптимизации расходов поставляющих организаций и снижения сбытовой надбавки.
Недавно также были изменены правила расчета на вывоз мусора: из базы расчета мусорного тарифа убрали налог на прибыль и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Это позволит снизить нагрузку на потребителей уже в ближайшее время. Вопрос тарифов ЖКХ очень непростой и разноплановый, считает Сигал. Проблемы, копившиеся годами и десятилетиями, одними яркими высказываниями не решить. Но пообещать можно.
«После того, как по вашему поручению были приняты федеральные законы, (...) которые устранили лазейки законодательства 90-х годов, позволявшие регионам и органам местного самоуправления в общем-то бесконтрольно повышать тарифы выше предельных значений, установленных правительством РФ, мы выявили уже около 100 случаев таких попыток после того, как эти законодательные акты вступили в силу. Мы их пресекли, и собственно миллионы российских граждан не получили повышения этих тарифов уже в этом году только потому, что было принято новое законодательство», - сообщил Артемьев.
Кроме того, он отметил, что в некоторых случаях сегодня тарифы «повышать можно, но только с разрешения правительства и ФАС». «Вакханалия 90-х и 2000-х годов - а только в прошлом году таких превышений было более 800 - она прекращена», - добавил глава антимонопольного ведомства.
И все же, заявил в интервью «Веку» управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, в позиции ФАС есть некоторое лукавство. По его мнению, данное заявление направлено на то, чтобы сгладить растущий негатив от неминуемого роста тарифов на услуги ЖКХ. Эта отрасль, которая напрямую зависит от большого числа факторов, формирование цен на тепло, свет, водные ресурсы зависит не от от воли и решения контролирующих органов, а лишь от общей экономической ситуации в стране. И поэтому заявления из разряда, что все возможные лазейки для неконтролируемого роста цен сняты, не могут на 100% соответствовать действительности.
«Могу предположить, что скорее это делается для того, чтобы сгладить общественное недовольство, но, к сожалению, скорее всего, с нового года этого вновь не избежать, так как там россияне традиционно находят все новые и новые цифры в платежках и они вполне оправданы – тарифы растут не потому что коммунальщики хотят заработать лишний рубль, их вынуждает это делать рост операционных издержек, в том числе и на оплату труда наемных рабочих, занятых в этой отрасли», – говорит аналитик.
Жарский также добавляет, что, несмотря на высокие тарифы, отрасль ЖКХ в России далека от идеального состояния, и это во многом связано с многомиллионными долгами потребителей услуг – частные домохозяйства и промышленные предприятия, находящиеся в тяжелой финансовой ситуации, доставляют проблемы коммунальщикам, а отключение их от ресурсов – не всегда простая задача. Поэтому как бы ни была трудна система формирования стоимости услуг ЖКХ, совершенно прозрачной это отрасль в нашей стране станет еще не скоро.
Если вести речь о стабилизации тарифов ЖКХ, ФАС имеет в виду, что за первые 2 месяца осени 2019 года цены на них не повысились, объясняет, в свою очередь, руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Однако вряд ли в этом есть решающая заслуга изменений в законодательстве, заявил он «Веку». Такой же нулевой прирост стоимости ЖКУ наблюдался и в осенние месяцы 2018 года, напоминает эксперт. Дело в том, что тарифы ЖКХ не меняются ежемесячно, как цены в магазинах, а устанавливаются на определенный период. Но в целом за 9 месяцев 2019 года они поднялись на 5,4% к тому же периоду 2018 года
Общий рост потребительских цен составил 4,8%, по данным Росстата, то есть гораздо меньше. Поэтому в действительности нет положения «инфляция минус», то есть установления тарифов ниже прогнозируемого уровня инфляции. Рост стоимости ЖКУ не просто традиционно обгоняет инфляцию, а является одним из основных ее локомотивов. Рост тарифов вынужденно закладывается в общее увеличение цен других товаров и услуг. Как считает Гойхман, действия ФАС лишь немного тормозят удорожание ЖКУ, без чего они росли бы еще быстрее. Почему так происходит? Можно выделить три основные причины.
Так, объясняет аналитик, большинство поставщиков коммунальных услуг – «естественные монополии». Системы снабжения водой, газом, электричеством, обогрев, канализация – технически сложные, дорогостоящие. Нет возможности дублировать их, дабы развивать конкуренцию. Наличие одного эксплуатанта сетей в данной сфере действительно объективно оправдано. Но это создает возможность для монопольно высоких цен. Кроме того, суть самих услуг такова, что люди не могут отказаться от них, это жизненно необходимая сфера. Именно поэтому здесь работает то, что в экономике называется «малая эластичность спроса». Это означает, что при повышении цен потребитель не может сократить спрос. В сочетании с «естественными монополиями» велик соблазн поставщикам повышать цены.
Ну, и, добавляет Гойхман, подобное положение из общего соблазна превращается в реальную практику из-за запутанности и закрытости формирования цен поставщиками. В них включаются покрытие всех затрат, в том числе совершенно необоснованных, таких, как потери ресурсов, злоупотребления в искусственном наращивании расходов и пр. С этим призваны бороться территориальные комиссии по регулированию тарифов. Но они действуют под эгидой местной администрации. А в руководстве эксплуатирующих организаций, по выражению Артемьева, «как правило... работает сынуля какого-нибудь губернатора или высокопоставленного чиновника». Поэтому провести высокие тарифы через такие комиссии позволяет административный ресурс.
Подобное сочетание факторов практически с неизбежностью приводит к завышенным ценам на ЖКУ, констатирует Гойхман. При существующей системе их формирования и замкнутости не приходится говорить о торможении тарифов. Они устанавливаются на региональном уровне, и на нем нет заинтересованности в уменьшении цен. Во многом поэтому и на 2020 год официально планируется не снижение, а новое повышение тарифов ЖКХ, причем снова с темпами выше прогнозируемой потребительской инфляции в 4%. От этого обычные жители переплачивают за ЖКУ или накапливают задолженность, поскольку реальные доходы отстают от тарифов ЖКХ.
Вообще надо понимать, что за последние 5 лет в среднем по России тарифы ЖКХ выросли в два раза, напомнил «Веку» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Тарифы ежегодно индексируются, задолженность населения растет, увеличивается доля изношенных коммуникаций (по разным оценкам, ветхими признаны 70-80% коммунальных сетей по стране). Растет количество аварий (на 1 км сетей в среднем в год приходится 1,8-2,4 аварии в год). Долги граждан за коммунальные услуги достигли 1,5 трлн. рублей (5% граждан страны имеют задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг). Только за 9 месяцев этого года цены на коммунальные услуги в среднем по стране выросли на 5,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
И хотя антимонопольная служба говорит о том, что тарифы рассчитываются по принципу «минус инфляция», в реальности рост стоимости жилищно-коммунальных услуг не обгоняет инфляцию, а является одной из ее причин. Действия ФАС всего лишь сдерживают рост цен на ЖКУ, но не более, уверен эксперт.
Тут нужно еще понимать, что такое жилищно-коммунальное хозяйство, говорит Сигал. Это очень дорогостоящие системы с низкой эластичностью спроса, как уже говорилось выше. То есть население несмотря на рост тарифов вынуждено все равно по ним платить, ведь нельзя отказаться ни от воды, ни от тепла в доме. Чем пользуются компании-монополисты. Плюс абсолютная непрозрачность в формировании тарифов – откуда и что берется. С января 2020 года ожидается очередное повышение тарифов на 4%. А реальные доходы граждан не растут с такой скоростью.
Весной этого года Артемьев заявил, что граждане нашей страны переплачивают до 100% стоимости коммунальных услуг. Такая ситуация сложилась, по его словам, из-за того, что регулированием тарифов занимаются региональные власти без должного контроля. Здесь, наверное, будет большой объем работы для Антимонопольной службы.
Есть и реальные примеры снижения коммунальных тарифов у нас в стране. Этим летом власти Санкт-Петербурга добились того, что прирост тарифов удалось снизить в 10 раз по сравнению с запланированным. Это было сделано за счет оптимизации расходов поставляющих организаций и снижения сбытовой надбавки.
Недавно также были изменены правила расчета на вывоз мусора: из базы расчета мусорного тарифа убрали налог на прибыль и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Это позволит снизить нагрузку на потребителей уже в ближайшее время. Вопрос тарифов ЖКХ очень непростой и разноплановый, считает Сигал. Проблемы, копившиеся годами и десятилетиями, одними яркими высказываниями не решить. Но пообещать можно.