Ростовская дилемма: метро, трамвай, объездная
Из-за введенных против России санкций Ростовская область не сможет реализовать проект модернизации трамваев в столице региона, на который был получен инфраструктурный бюджетный кредит. Необходимо перераспределить средства на проект строительства в Ростове-на-Дону автомобильного обхода, заявил вице-премьер Марат Хуснуллин.
Почему назначен перенос
Новые трамвайные пути должны были вести в удаленные районы города, в частности, в микрорайон Суворовский, который сегодня фактически отрезан от других районов Ростова.
Проект подразумевал строительство 76,8 км новых путей, а также реконструкцию 46 км уже существующих линий. Парк подвижного состава должны были пополнить 98 трёхсекционных современных трамваев.
Новые линии планировалось запустить из центра донской столицы к жилым микрорайонам Левенцовка, Верхний Темерник, Суворовский, а также к территории будущей комплексной застройки на левом берегу Дона и старому аэропорту.
В ноябре 2021 года правительство Ростовской области подписало с компанией «Синара-ГТР», которая уже занимается модернизацией трамвайного парка в Таганроге. Общая стоимость проекта была оценена в 51 млрд. рублей. Предполагалось, что 35,6 млрд. рублей из этой суммы будут инвестированы частными компаниями. Еще 15 млрд. рублей – средства бюджетного кредита, которые уже были выделены.
Однако после того, как на фоне спецоперации ВС РФ на Украине в отношении России были введены санкции, ситуация поменялась. Поэтому губернатор Ростовской области Василий Голубев решил перенести финансирование развития трамвайного движения на строительство объездной дороги, чтобы «нивелировать риски неосвоения инфраструктурного бюджетного кредита», о чем и попросил вице-премьера Марата Хуснуллина.
На совещании у президента РФ Владимира Путина 23 марта Хуснуллин доложил, что власти Ростовской области решили притормозить проект, а выделенные на него 15 млрд. рублей бюджетного кредита предложили направить на строительство «Западной хорды» и таким образом завершить строительство ростовского транспортного кольца. По словам властей региона, всему виной удорожание проекта на 9 млрд. рублей.
«В Ростовской области был проект по строительству общественного транспорта, но сегодня трамваи из-за импортных составляющих не могут быть поставлены в эти сроки. Тогда они предлагают завершить обход Ростова, что такая же серьезная антикризисная мера. Прошу их поддержать», - заявил Хуснуллин на совещании правительства.
«Западная хорда» соединит Краснодарский край с Таганрогом и Донбассом. Это важная дорога для государства, но для обычных горожан важнее трамвай, который соединил бы Левенцовку с центром города.
Ростовчан такое решение властей не обрадовало
Решение региональных властей жителей Ростова-на-Дону привело в недоумение. Вот несколько цитат из соцсетей, свидетельствующих о настроениях ростовчан:
«Всегда находится причина не делать в Ростове транспорт. Метро десятки лет обещали, потом легкое метро, потом монорельс, потом трамваи - ну, а итог каждый раз один. Не удивили!»
«Причем санкции они же уже были долгое время».
«Финансирование этих двух проектов предполагалось из одного бюджета или как? Что значит вместо? Когда начинали строить обход на него денег не было и теперь с трамваев добавят? Или на трамваи собирались брать деньги с обхода?!»
«Гужевые повозки можно возродить».
«Трамваи, не пойму, выпускаются в Европе? Причём тут санкции?»
«Блин вот что за кидалово…», - возмутились горожане.
Сначала было метро
О появлении собственной подземки ростовчане мечтали с советских времён – ещё в 70-х годах прошлого века руководивший тогда городом Леонид Иванченко при поддержке 1-го секретаря обкома Ивана Бондаренко продавил идею в Москве, получив даже положительное заключение, в городе появились щиты Метростроя. Но проект зарубил лично генсек Леонид Брежнев.
Через несколько лет ростовское метро «завернул» новый генсек Константин Черненко. В 1987 году проект реанимировали, появилось даже распоряжение Совмина, предписывающее разработать обоснование. Однако помешал распад Советского Союза.
В постсоветское время практически каждый градоначальник, особенно в преддверии выборов, заявлял о намерении построить метро – хоть в каком-нибудь виде, необязательно целиком подземное, пусть бы даже и в «лёгком» варианте, то есть смешанном, чтобы поезда ходили и на поверхности, и под ней.
Однако Хуснуллин окончательно «похоронил» проект метро в Ростове: «Нет смысла. Метро нужно развивать там, где большой пассажиропоток – в Москве и Санкт-Петербурге. А в городах-миллионниках лучше трамваи». А это значит, что мечта о подземке, существовавшая ещё с советских времён, так и останется нереализованной.
Тогда же Хуснуллин и пообещал, что правительство РФ выделит деньги на развитие легкорельсового транспорта в городе, который должен будет связать микрорайон Суворовский с Октябрьским районом.
Мнения экспертов
Редактор портала «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов считает: «Проект по модернизации трамвая необходим. Он помог бы перезапустить общественный транспорт Ростова: люди получили бы высокий уровень сервиса, предсказуемый, быстрый и комфортный транспорт. Это не только помогло бы решить проблему пробок, но и повысило бы мобильность граждан: люди больше бы перемещались, проводили время в кафе и т.п. К слову, в Таганроге даже по первому введённому в строй маршруту это видно и реализация проекта там продолжается, значит, всё возможно».
В компании «Синара-ГТР, с которой был заключен контракт, отметили: «На данный момент мы продолжаем предпроектные работы в соответствии с распоряжением главы администрации Ростова-на-Дону Алексея Логвиненко. Планы компании по участию в концессии, если она будет объявлена, не изменились».
Эксперты канала ВК «Урбанистика – Ростов-на-Дону» отмечают, что ситуация на Украине, рост процентных ставок, удорожание материалов, санкции на оборудование для трамваев - это только предлоги, чтобы деньги отправить на строительство ненужной дороги вместо нужного трамвая.
Реальная причина в том, что до сих пор не готов проект ни одной новой линии трамвая, куда можно было бы направить деньги. Основная причина в том, что департамент автодорог никогда не будет заинтересован развивать общественный транспорт в ущерб интересам строителей дорог.
Новые трамвайные пути должны были вести в удаленные районы города, в частности, в микрорайон Суворовский, который сегодня фактически отрезан от других районов Ростова.
Проект подразумевал строительство 76,8 км новых путей, а также реконструкцию 46 км уже существующих линий. Парк подвижного состава должны были пополнить 98 трёхсекционных современных трамваев.
Новые линии планировалось запустить из центра донской столицы к жилым микрорайонам Левенцовка, Верхний Темерник, Суворовский, а также к территории будущей комплексной застройки на левом берегу Дона и старому аэропорту.
В ноябре 2021 года правительство Ростовской области подписало с компанией «Синара-ГТР», которая уже занимается модернизацией трамвайного парка в Таганроге. Общая стоимость проекта была оценена в 51 млрд. рублей. Предполагалось, что 35,6 млрд. рублей из этой суммы будут инвестированы частными компаниями. Еще 15 млрд. рублей – средства бюджетного кредита, которые уже были выделены.
Однако после того, как на фоне спецоперации ВС РФ на Украине в отношении России были введены санкции, ситуация поменялась. Поэтому губернатор Ростовской области Василий Голубев решил перенести финансирование развития трамвайного движения на строительство объездной дороги, чтобы «нивелировать риски неосвоения инфраструктурного бюджетного кредита», о чем и попросил вице-премьера Марата Хуснуллина.
На совещании у президента РФ Владимира Путина 23 марта Хуснуллин доложил, что власти Ростовской области решили притормозить проект, а выделенные на него 15 млрд. рублей бюджетного кредита предложили направить на строительство «Западной хорды» и таким образом завершить строительство ростовского транспортного кольца. По словам властей региона, всему виной удорожание проекта на 9 млрд. рублей.
«В Ростовской области был проект по строительству общественного транспорта, но сегодня трамваи из-за импортных составляющих не могут быть поставлены в эти сроки. Тогда они предлагают завершить обход Ростова, что такая же серьезная антикризисная мера. Прошу их поддержать», - заявил Хуснуллин на совещании правительства.
«Западная хорда» соединит Краснодарский край с Таганрогом и Донбассом. Это важная дорога для государства, но для обычных горожан важнее трамвай, который соединил бы Левенцовку с центром города.
Ростовчан такое решение властей не обрадовало
Решение региональных властей жителей Ростова-на-Дону привело в недоумение. Вот несколько цитат из соцсетей, свидетельствующих о настроениях ростовчан:
«Всегда находится причина не делать в Ростове транспорт. Метро десятки лет обещали, потом легкое метро, потом монорельс, потом трамваи - ну, а итог каждый раз один. Не удивили!»
«Причем санкции они же уже были долгое время».
«Финансирование этих двух проектов предполагалось из одного бюджета или как? Что значит вместо? Когда начинали строить обход на него денег не было и теперь с трамваев добавят? Или на трамваи собирались брать деньги с обхода?!»
«Гужевые повозки можно возродить».
«Трамваи, не пойму, выпускаются в Европе? Причём тут санкции?»
«Блин вот что за кидалово…», - возмутились горожане.
Сначала было метро
О появлении собственной подземки ростовчане мечтали с советских времён – ещё в 70-х годах прошлого века руководивший тогда городом Леонид Иванченко при поддержке 1-го секретаря обкома Ивана Бондаренко продавил идею в Москве, получив даже положительное заключение, в городе появились щиты Метростроя. Но проект зарубил лично генсек Леонид Брежнев.
Через несколько лет ростовское метро «завернул» новый генсек Константин Черненко. В 1987 году проект реанимировали, появилось даже распоряжение Совмина, предписывающее разработать обоснование. Однако помешал распад Советского Союза.
В постсоветское время практически каждый градоначальник, особенно в преддверии выборов, заявлял о намерении построить метро – хоть в каком-нибудь виде, необязательно целиком подземное, пусть бы даже и в «лёгком» варианте, то есть смешанном, чтобы поезда ходили и на поверхности, и под ней.
Однако Хуснуллин окончательно «похоронил» проект метро в Ростове: «Нет смысла. Метро нужно развивать там, где большой пассажиропоток – в Москве и Санкт-Петербурге. А в городах-миллионниках лучше трамваи». А это значит, что мечта о подземке, существовавшая ещё с советских времён, так и останется нереализованной.
Тогда же Хуснуллин и пообещал, что правительство РФ выделит деньги на развитие легкорельсового транспорта в городе, который должен будет связать микрорайон Суворовский с Октябрьским районом.
Мнения экспертов
Редактор портала «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов считает: «Проект по модернизации трамвая необходим. Он помог бы перезапустить общественный транспорт Ростова: люди получили бы высокий уровень сервиса, предсказуемый, быстрый и комфортный транспорт. Это не только помогло бы решить проблему пробок, но и повысило бы мобильность граждан: люди больше бы перемещались, проводили время в кафе и т.п. К слову, в Таганроге даже по первому введённому в строй маршруту это видно и реализация проекта там продолжается, значит, всё возможно».
В компании «Синара-ГТР, с которой был заключен контракт, отметили: «На данный момент мы продолжаем предпроектные работы в соответствии с распоряжением главы администрации Ростова-на-Дону Алексея Логвиненко. Планы компании по участию в концессии, если она будет объявлена, не изменились».
Эксперты канала ВК «Урбанистика – Ростов-на-Дону» отмечают, что ситуация на Украине, рост процентных ставок, удорожание материалов, санкции на оборудование для трамваев - это только предлоги, чтобы деньги отправить на строительство ненужной дороги вместо нужного трамвая.
Реальная причина в том, что до сих пор не готов проект ни одной новой линии трамвая, куда можно было бы направить деньги. Основная причина в том, что департамент автодорог никогда не будет заинтересован развивать общественный транспорт в ущерб интересам строителей дорог.