Сбербанк так просто не продается
Сбербанк находится «в высокой стадии готовности» к размещению своего пакета акций в объеме 7,6% и с конца прошлой недели возобновил переговоры с инвесторами. В то же время в Сбербанке и ЦБ противостоят инициативе Минэкономразвития по упрощению процедуры приватизации госдоли банка, считая, что госконтроль должен остаться.
Информация о том, что в конце минувшей недели топ-менеджмент Сбербанка начал активные переговоры с инвесторами по продаже в рамках приватизации 7,6-процентного пакета акций доли ЦБ и может открыть книгу заявок уже на этой неделе, как сообщает «Коммерсант», просочилась на рынок и вызвала резкое падение стоимости акций Сбербанка. Бумаги стали дешеветь из-за опасений давления на котировки в связи с возможным ростом предложения бумаг на рынке: за полтора часа их котировки на Московской бирже упали на 2%, отмечают аналитики.
Как сообщают СМИ, в российском правительстве также разрабатываются меры по упрощению процедуры продажи госпакета акций Сбербанка, с подобной инициативой выступили чиновники Росимущества.
К мнению ведомства присоединяется и Минэкономразвития, инициировавшее изменение действующего порядка снижения доли ЦБ в Сбербанке ниже контрольной (50% плюс 1 акция). Это предлагается делать не специальным федеральным законом, как того требует действующая редакция закона «О Центральном банке», а гораздо проще и быстрее – решением Банка России по согласованию с правительством, указывают источники издания, знакомые с ситуацией. Таким образом, упрощенный порядок снижения доли ЦБ в Сбербанке до доли не ниже контрольной, прописанный сейчас в законе о ЦБ, предлагается распространить и на сокращение участия до уровня менее контрольного вплоть до нуля.
Примечательно, что дискуссия об упрощении снижения доли ЦБ в Сбербанке ниже контрольной разгорелась именно теперь, хотя по плану приватизации, который был утвержден властями, это возможно не ранее 2015 года. Более того, снижение доли ЦБ в капитале госбанка до уровня 50% плюс 1 акция (на 7,58% с 57,6%) Сбербанк откладывает уже год. Изначально реализация этих акций намечалась на сентябрь 2011 года, но была отложена в связи с падением мировых рынков. В последнее время речь и вовсе шла о сроке не ранее 2015 года. Наблюдатели полагают, что активизировать переговоры о SPO Сбербанк подтолкнуло улучшение ситуации на рынках после объявления о смягчении денежно-кредитной политики со стороны Европейского центрального банка.
Как сообщил «Веку» главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, государство в рамках нового раунда приватизации, вероятно, будет преследовать цели формирования на базе приватизации активов долгосрочного частно-государственного партнерства. «Здесь могут быть варианты обмена активами, формирования смешанного предприятия с иностранным капиталом и регулируемой рентабельностью, а также приватизация с предварительными долгосрочными условиями по инвестиционной политике новых владельцев. Здесь могут быть варианты наращивания капитала банков за счет дополнительной эмиссии, а также использование инвестиций пенсионных, суверенных фондов в акции банков для создания капитальной базы для долгосрочных инвестиционных вложений кредитных организаций в реальном секторе», - отмечает эксперт.
Но у указанного выше варианта развития событий есть противники, в том числе во властных структурах. «В определенных кругах сохраняется мнение, что ослабление регулирующей роли государства при итоговом усилении экономической роли частных монополий более эффективно для экономики. По моему мнению, 20 лет реформ продемонстрировали обратное – отсутствие планирования финансовых, товарных потоков в экономике ведет к развитию ее дисбалансов, ослаблению инвестиционного, производственного сегмента, росту рисков, в том числе, связанных с национальной безопасностью», - говорит Александр Осин.
По его словам, отчасти в данном случае сказывается и потенциально высокий спекулятивный интерес к акциям, в том числе Сбербанка. «Планируемый рост предложения акций Сбербанка на рынке происходит вслед за ростом доли его прибыли в российском ВВП и ростом денежных агрегатов в экономике при постепенном возможном снижении рыночных рисков. Сбербанк на данный момент находится в процессе расширения рынков сбыта услуг и приобретает активы финансового сектора», – подчеркивает эксперт.
Против того, чтобы государство избавилось от части своей доли в Сбербанке, выступают, в частности, первый заместитель Центрального банка России Алексей Улюкаев и зампред правления Сбербанка Белла Златкис. По их мнению, государству следует сохранить контроль над Сбербанком, поскольку его деятельность в России носит системообразующий характер. Многие аналитики присоединяются к мнению банкиров, указывая на возможные риски, в том числе, нарушение стабильности банковской системы, подрыв доверия со стороны клиентов и инвесторов – как российских, так и иностранных.
ЦБ, не поддержав идею ведомства, указал, что и действующий механизм «не содержит по существу ограничений на приватизацию любой доли» в Сбербанке. Напротив, процедура соответствует положению кредитной организации в банковском секторе как системно значимой, приводят возражения регулятора «Известия».
Сбербанк также подчеркнул свой особый правовой статус, с учетом которого в условиях финансового кризиса он «выполнял определенные функции в рамках стабилизации банковской системы», и решение таких же задач не может быть исключено в будущем.
В целом инициатива Росимущества оценивается многими экспертами как явно преждевременная. Кстати, она не отвечает и государственному плану приватизации, согласно которому приватизация активов Сбербанка в какой-либо форме возможна не ранее 2015 года. К тому же факт выпуска Сбербанком еврооблигаций, срок погашения которых назначен на 2022 год, не предусматривает изменения системы контроля над банком в этот промежуток времени.
Некоторые наблюдатели вообще выражают опасения, что за счет приватизации госбанков россияне рискуют лишиться последних островков относительной финансовой стабильности. «Ведь если сейчас за вклады отвечает государство, и Сбербанк готов по приказу Родины вмешиваться в конъюнктуру финансового рынка, чтобы держать кровавый доллар в узде, то после приватизации всем будут руководить пузатые буржуи, люди без чести и совести, лишенные государственного мышления, – возмущается писатель-коммунист Владимир Мухин. – И, безусловно, приватизация надежи-Сбербанка приведет к немедленному оттоку из него и ВТБ средств простых трудящихся, так как все помнят кошмар 90-х. Предложение Грефа, на наш взгляд, может нанести непоправимый урон финансовой системе России. Фанатичный неолиберал мечтает о подавлении госрегулирования тогда, когда даже в США под давлением рабочего класса Обама срочно вводит социальные инструменты, чтобы спасти экономику».
Как сообщают СМИ, в российском правительстве также разрабатываются меры по упрощению процедуры продажи госпакета акций Сбербанка, с подобной инициативой выступили чиновники Росимущества.
К мнению ведомства присоединяется и Минэкономразвития, инициировавшее изменение действующего порядка снижения доли ЦБ в Сбербанке ниже контрольной (50% плюс 1 акция). Это предлагается делать не специальным федеральным законом, как того требует действующая редакция закона «О Центральном банке», а гораздо проще и быстрее – решением Банка России по согласованию с правительством, указывают источники издания, знакомые с ситуацией. Таким образом, упрощенный порядок снижения доли ЦБ в Сбербанке до доли не ниже контрольной, прописанный сейчас в законе о ЦБ, предлагается распространить и на сокращение участия до уровня менее контрольного вплоть до нуля.
Примечательно, что дискуссия об упрощении снижения доли ЦБ в Сбербанке ниже контрольной разгорелась именно теперь, хотя по плану приватизации, который был утвержден властями, это возможно не ранее 2015 года. Более того, снижение доли ЦБ в капитале госбанка до уровня 50% плюс 1 акция (на 7,58% с 57,6%) Сбербанк откладывает уже год. Изначально реализация этих акций намечалась на сентябрь 2011 года, но была отложена в связи с падением мировых рынков. В последнее время речь и вовсе шла о сроке не ранее 2015 года. Наблюдатели полагают, что активизировать переговоры о SPO Сбербанк подтолкнуло улучшение ситуации на рынках после объявления о смягчении денежно-кредитной политики со стороны Европейского центрального банка.
Как сообщил «Веку» главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, государство в рамках нового раунда приватизации, вероятно, будет преследовать цели формирования на базе приватизации активов долгосрочного частно-государственного партнерства. «Здесь могут быть варианты обмена активами, формирования смешанного предприятия с иностранным капиталом и регулируемой рентабельностью, а также приватизация с предварительными долгосрочными условиями по инвестиционной политике новых владельцев. Здесь могут быть варианты наращивания капитала банков за счет дополнительной эмиссии, а также использование инвестиций пенсионных, суверенных фондов в акции банков для создания капитальной базы для долгосрочных инвестиционных вложений кредитных организаций в реальном секторе», - отмечает эксперт.
Но у указанного выше варианта развития событий есть противники, в том числе во властных структурах. «В определенных кругах сохраняется мнение, что ослабление регулирующей роли государства при итоговом усилении экономической роли частных монополий более эффективно для экономики. По моему мнению, 20 лет реформ продемонстрировали обратное – отсутствие планирования финансовых, товарных потоков в экономике ведет к развитию ее дисбалансов, ослаблению инвестиционного, производственного сегмента, росту рисков, в том числе, связанных с национальной безопасностью», - говорит Александр Осин.
По его словам, отчасти в данном случае сказывается и потенциально высокий спекулятивный интерес к акциям, в том числе Сбербанка. «Планируемый рост предложения акций Сбербанка на рынке происходит вслед за ростом доли его прибыли в российском ВВП и ростом денежных агрегатов в экономике при постепенном возможном снижении рыночных рисков. Сбербанк на данный момент находится в процессе расширения рынков сбыта услуг и приобретает активы финансового сектора», – подчеркивает эксперт.
Против того, чтобы государство избавилось от части своей доли в Сбербанке, выступают, в частности, первый заместитель Центрального банка России Алексей Улюкаев и зампред правления Сбербанка Белла Златкис. По их мнению, государству следует сохранить контроль над Сбербанком, поскольку его деятельность в России носит системообразующий характер. Многие аналитики присоединяются к мнению банкиров, указывая на возможные риски, в том числе, нарушение стабильности банковской системы, подрыв доверия со стороны клиентов и инвесторов – как российских, так и иностранных.
ЦБ, не поддержав идею ведомства, указал, что и действующий механизм «не содержит по существу ограничений на приватизацию любой доли» в Сбербанке. Напротив, процедура соответствует положению кредитной организации в банковском секторе как системно значимой, приводят возражения регулятора «Известия».
Сбербанк также подчеркнул свой особый правовой статус, с учетом которого в условиях финансового кризиса он «выполнял определенные функции в рамках стабилизации банковской системы», и решение таких же задач не может быть исключено в будущем.
В целом инициатива Росимущества оценивается многими экспертами как явно преждевременная. Кстати, она не отвечает и государственному плану приватизации, согласно которому приватизация активов Сбербанка в какой-либо форме возможна не ранее 2015 года. К тому же факт выпуска Сбербанком еврооблигаций, срок погашения которых назначен на 2022 год, не предусматривает изменения системы контроля над банком в этот промежуток времени.
Некоторые наблюдатели вообще выражают опасения, что за счет приватизации госбанков россияне рискуют лишиться последних островков относительной финансовой стабильности. «Ведь если сейчас за вклады отвечает государство, и Сбербанк готов по приказу Родины вмешиваться в конъюнктуру финансового рынка, чтобы держать кровавый доллар в узде, то после приватизации всем будут руководить пузатые буржуи, люди без чести и совести, лишенные государственного мышления, – возмущается писатель-коммунист Владимир Мухин. – И, безусловно, приватизация надежи-Сбербанка приведет к немедленному оттоку из него и ВТБ средств простых трудящихся, так как все помнят кошмар 90-х. Предложение Грефа, на наш взгляд, может нанести непоправимый урон финансовой системе России. Фанатичный неолиберал мечтает о подавлении госрегулирования тогда, когда даже в США под давлением рабочего класса Обама срочно вводит социальные инструменты, чтобы спасти экономику».