Счетная палата заявила о неэффективности господдержки компаний
Более триллиона рублей государство выдало в качестве субсидий корпорациям и компаниям за 11 месяцев 2018 года. Это на 10% больше, чем за весь 2017 год, сообщили в Счетной палате. Однако в эффекте для экономики аудиторы усомнились.
Счетное ведомство констатировало увеличение объемов бюджетной поддержки субъектов экономики. За 11 месяцев 2018 года субсидии и дотации достигли 1,1 трлн рублей, на 10% превзойдя показатель всего прошлого года. 730 млрд рублей из этой суммы получили компании, что на 30% больше показателя минувшего года, еще 370 млрд рублей были направлены государственным корпорациям. Субсидии традиционно распределялись между проблемными сегментами экономики – аграрным, автомобилестроительным и другими, сообщают «Известия».
Однако подсчитать эффективность предпринятых мер не представляется возможным, поскольку в договорах между государством и получателями субсидий нередко не указываются ожидаемые результаты. К примеру, от лизинговых компаний требуется только выполнить план выдачи оборудования пользователям. Соответственно, оформление необходимого количества договоров лизинга автоматически оправдывает дотации, полученные компанией. Ни о каком ощутимом социально-экономическом результате речь не идет.
В Минэкономразвития с пессимизмом ведомства Алексея Кудрина не согласны, и напоминают, что субсидии малым и средним компаниям в регионах выдаются в обмен на четкие обязательства, например, по наращиванию оборота. Так, в прошлом году производительность таких компаний, получавших субсидии, увеличилась на 21,8%, напомнили в министерстве.
Руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов замечания Счетной палаты признает. Господдержка в России оказывается непрозрачно, к тому же в приоритетном положении находятся малые компании. Решения о выделении субсидий тем или иным проектам принимаются непублично, как следствие, претенденты на финансирование не могут конкурировать в равных условиях, следовательно, деньги могут выделяться не ведущим компаниям и не под лучшие проекты.
Участники рынка не согласны с непрозрачностью распределения средств. Глава совета директоров «Челябинского завода «Теплоприбор» Константин Захаров говорит, на определенную субсидию претендует узкий круг компаний, которые хорошо осведомлены о деятельности и возможностях друг друга, и объективно представляют, чья заявка имеет наивысшие шансы на удовлетворение. Демонстративных прецедентов предоставления дотаций слабым компаниям практически не происходит, добавил специалист.
Однако подсчитать эффективность предпринятых мер не представляется возможным, поскольку в договорах между государством и получателями субсидий нередко не указываются ожидаемые результаты. К примеру, от лизинговых компаний требуется только выполнить план выдачи оборудования пользователям. Соответственно, оформление необходимого количества договоров лизинга автоматически оправдывает дотации, полученные компанией. Ни о каком ощутимом социально-экономическом результате речь не идет.
В Минэкономразвития с пессимизмом ведомства Алексея Кудрина не согласны, и напоминают, что субсидии малым и средним компаниям в регионах выдаются в обмен на четкие обязательства, например, по наращиванию оборота. Так, в прошлом году производительность таких компаний, получавших субсидии, увеличилась на 21,8%, напомнили в министерстве.
Руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов замечания Счетной палаты признает. Господдержка в России оказывается непрозрачно, к тому же в приоритетном положении находятся малые компании. Решения о выделении субсидий тем или иным проектам принимаются непублично, как следствие, претенденты на финансирование не могут конкурировать в равных условиях, следовательно, деньги могут выделяться не ведущим компаниям и не под лучшие проекты.
Участники рынка не согласны с непрозрачностью распределения средств. Глава совета директоров «Челябинского завода «Теплоприбор» Константин Захаров говорит, на определенную субсидию претендует узкий круг компаний, которые хорошо осведомлены о деятельности и возможностях друг друга, и объективно представляют, чья заявка имеет наивысшие шансы на удовлетворение. Демонстративных прецедентов предоставления дотаций слабым компаниям практически не происходит, добавил специалист.