Сельские школы: кормить детей не хуже, чем в городе
В России около 25 тыс. сельских школ, в которых учатся от 70 до 300 детей. И все они, согласно указу президента РФ Владимира Путина, получают горячее питание. Мы решили посмотреть, как обстоят дела в сельской школьной столовой, которая по значимости не уступает большим городским.
Обычная сельская школа в Иркутской области. Директор провожает нас в столовую, по пути рассказывая, что в школе в этом году обучается 157 детей, из них 70 – это учащиеся начальных классов, которые питаются бесплатно. На домашнем обучении находятся семь школьников, родители которых получают ежемесячные денежные выплаты. Кроме того, 42 ребенка из малоимущих семей также получают в школе бесплатное питание. Отдельную группу составляют дети с ограниченными возможностями здоровья: один человек в младшей возрастной группе, шестнадцать - в старшей. Они также питаются на выделенные государством деньги.
Заходим в столовую. При входе располагаются три раковины для мытья рук и три электросушилки, а также дозаторы с жидким мылом и средства для дезинфекции. Столовая оборудована водонагревателями, поэтому везде горячая/холодная вода. В зале уютно, на окнах шторы, на видном месте висит меню для каждой группы. 12 столов рассчитаны на 6 человек, одновременно могут обедать 72 школьника. На столах находятся металлические салфетницы и подставки для ложек. Установлен рециркулятор для обеззараживания воздуха.
Работники столовой накрывают столы в три смены. После второго урока завтракают учащиеся начальной школы - 70 детей, которые кроме бесплатного завтрака получают дополнительно бесплатное молоко. После третьего урока в столовую приходят учащиеся 5-8 классов - 53 школьника, а после четвертого – старшеклассники 9-11 классов, их 27 человек. Вся информация по обеспечению питанием размещается на школьном сайте.
Сейчас дети получают только однократный завтрак, так как учатся в одну смену и находятся в школе менее шести часов, а осенью, пока не поменялись правила СанПина, их кормили два раза. На завтрак может быть первое или второе блюдо, к ним прилагаются салат, горячий напиток, конфеты, пряники и фрукты. Меню каждый день разное, но строго выдерживается стоимость и наполняемость по калориям, белкам, жирам и углеводам. Приходя в столовую, каждый класс садится за свой стол, который уже накрыт работниками столовой.
Интересуемся сегодняшним меню: овощное рагу с тушеной говядиной, салат «Зимний», чай, зефир в шоколаде и мандарин, ну, и, конечно, хлеб.
Проходим на кухню. Заведующая столовой с гордостью показывает свое хозяйство: «За последние два года пищеблок был полностью переоборудован. Поставили новые моечные ванны с кранами, имеющими душевые насадки под разные нужды - мытье посуды, овощей, рыбы, яиц. К каждому виду продукции прилагаются разделочные металлические столы, выдержана поточность. Все процессы приготовления пищи идут по кругу. Отдельно стоят стеллажи для посуды и для продуктов. У нас есть три холодильника, мы работаем на полуфабрикатах, то есть у нас идет процесс доготовки».
Кухня оборудована действительно всем необходимым. Две промышленные печи с духовым шкафом, мармит для подогрева пищи, большая промышленная электросковорода, электрическая картофелечистка, вытяжной зонт. Оборудованы и отдельные столы для приготовления, для нарезки хлеба, для раздачи и для грязной посуды.
В условиях пандемии соблюдаются все меры безопасности - работники пищеблока обеспечены бесплатными масками и перчатками, которые меняются каждые два часа, в помещении установлена дезинфицирующая лампа.
В штате один повар, ему помогает кухонный работник. Кладовщик не только выдает продукты, но и разрабатывает меню, делает отчеты по питанию каждой группы детей, он же составляет контракты на питание. Рабочий день на кухне начинается в семь часов утра, заканчивается обычно в три-четыре часа дня, когда все помыто, получены и убраны продукты на завтрашний день.
На вопрос, как часто привозят продукты и как они хранятся, директор школы поясняет, что продукты поставщики подвозят почти ежедневно, на несколько дней привозят только замороженные рыбу, мясо и курицу. Школа заключила контракты на поставку сельхозпродукции с местными производителями. Это означает, что вся продукция имеет электронные ветеринарные сертификаты системы «Меркурий».
Президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов считает, что сельским школьным столовым надо уделять первоочередное внимание, особенно в плане оснащения их современным технологическим оборудованием. Чтобы у школьных поваров была возможность готовить вкусно, полезно и разнообразно, прививая детям привычку есть правильную еду, а не перекусывать на ходу купленными шоколадными батончиками или чипсами.
Заходим в столовую. При входе располагаются три раковины для мытья рук и три электросушилки, а также дозаторы с жидким мылом и средства для дезинфекции. Столовая оборудована водонагревателями, поэтому везде горячая/холодная вода. В зале уютно, на окнах шторы, на видном месте висит меню для каждой группы. 12 столов рассчитаны на 6 человек, одновременно могут обедать 72 школьника. На столах находятся металлические салфетницы и подставки для ложек. Установлен рециркулятор для обеззараживания воздуха.
Работники столовой накрывают столы в три смены. После второго урока завтракают учащиеся начальной школы - 70 детей, которые кроме бесплатного завтрака получают дополнительно бесплатное молоко. После третьего урока в столовую приходят учащиеся 5-8 классов - 53 школьника, а после четвертого – старшеклассники 9-11 классов, их 27 человек. Вся информация по обеспечению питанием размещается на школьном сайте.
Сейчас дети получают только однократный завтрак, так как учатся в одну смену и находятся в школе менее шести часов, а осенью, пока не поменялись правила СанПина, их кормили два раза. На завтрак может быть первое или второе блюдо, к ним прилагаются салат, горячий напиток, конфеты, пряники и фрукты. Меню каждый день разное, но строго выдерживается стоимость и наполняемость по калориям, белкам, жирам и углеводам. Приходя в столовую, каждый класс садится за свой стол, который уже накрыт работниками столовой.
Интересуемся сегодняшним меню: овощное рагу с тушеной говядиной, салат «Зимний», чай, зефир в шоколаде и мандарин, ну, и, конечно, хлеб.
Проходим на кухню. Заведующая столовой с гордостью показывает свое хозяйство: «За последние два года пищеблок был полностью переоборудован. Поставили новые моечные ванны с кранами, имеющими душевые насадки под разные нужды - мытье посуды, овощей, рыбы, яиц. К каждому виду продукции прилагаются разделочные металлические столы, выдержана поточность. Все процессы приготовления пищи идут по кругу. Отдельно стоят стеллажи для посуды и для продуктов. У нас есть три холодильника, мы работаем на полуфабрикатах, то есть у нас идет процесс доготовки».
Кухня оборудована действительно всем необходимым. Две промышленные печи с духовым шкафом, мармит для подогрева пищи, большая промышленная электросковорода, электрическая картофелечистка, вытяжной зонт. Оборудованы и отдельные столы для приготовления, для нарезки хлеба, для раздачи и для грязной посуды.
В условиях пандемии соблюдаются все меры безопасности - работники пищеблока обеспечены бесплатными масками и перчатками, которые меняются каждые два часа, в помещении установлена дезинфицирующая лампа.
В штате один повар, ему помогает кухонный работник. Кладовщик не только выдает продукты, но и разрабатывает меню, делает отчеты по питанию каждой группы детей, он же составляет контракты на питание. Рабочий день на кухне начинается в семь часов утра, заканчивается обычно в три-четыре часа дня, когда все помыто, получены и убраны продукты на завтрашний день.
На вопрос, как часто привозят продукты и как они хранятся, директор школы поясняет, что продукты поставщики подвозят почти ежедневно, на несколько дней привозят только замороженные рыбу, мясо и курицу. Школа заключила контракты на поставку сельхозпродукции с местными производителями. Это означает, что вся продукция имеет электронные ветеринарные сертификаты системы «Меркурий».
Президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов считает, что сельским школьным столовым надо уделять первоочередное внимание, особенно в плане оснащения их современным технологическим оборудованием. Чтобы у школьных поваров была возможность готовить вкусно, полезно и разнообразно, прививая детям привычку есть правильную еду, а не перекусывать на ходу купленными шоколадными батончиками или чипсами.