«Шашлык из тебя будет!» Почему грузинские «джигиты» протестуют против «американского закона»
«Нет российскому закону!» В Грузии «неправительственные организации» с новой силой поднялись против закона «О прозрачности иностранного влияния». Почему организации на иностранном финансировании от Сороса и США в штыки приняли закон, призванный оградить Грузию от «грязных» денег?
И почему дружественные США грузинские силы протестуют против закона, списанного с американского Акта о регистрации «иностранных агентов»?
«Этот закон подпишу я»
Законопроект «О прозрачности иностранного влияния» прошел три чтения в грузинском парламенте, каждый раз собирая нужное количество при необходимом минимуме в 76 голосов. Президент Грузии Саломе Зурабишвили (гражданка Франции) наложила вето, но правящая партия «Грузинская мечта» 28 мая собрала необходимое количество голосов, чтобы его преодолеть.
Тот факт, что закон об «организациях, проводящих интересы иностранной силы», успешно прошел три чтения в грузинском парламенте, а затем депутаты преодолели вето президента Саломе Зурабишвили, говорит о том, что среди правящей грузинской элиты есть консенсус по этому вопросу. Иначе отец «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили, премьер Ираклий Кобахидзе, спикер Шалва Папуашвили и другие нынешние первые лица Грузии просто не собрали бы такое количество голосов «за».
Вот почему 28 мая грузинский парламент с первой же попытки преодолел вето президента Зурабишвили, дав 84 голоса «за» закон «О прозрачности иностранного влияния». Всего в грузинском парламенте 150 мест. Для преодоления вето нужно 50% + 1 голос. То есть, минимально необходимо 76 голосов. За преодоление вето президента Зурабишвили проголосовали 84 депутата, в основном из правящей партии «Грузинская мечта».
Если президент Грузии Зурабишвили и на этот раз откажется подписать закон, спикер грузинского парламента Шалва Папуашвили уже пообещал, что в таком случае сделает это сам, тем более, что законодательство такой ход разрешает.
«Понятно, что с большой степенью вероятности она не подпишет его. Соответственно, этот закон подпишу я», - пообещал Папуашвили.
«Не покоримся «американскому закону»!
Все последнее время противники данного нововведения собирали в Грузии уличные митинги, протестуя против нового закона. Вот и на этот раз, как только грузинский парламент преодолел вето, оппоненты собрали в Тбилиси массовый митинг под флагами ЕС и Грузии под лозунгом «Мы не покоримся российскому закону!»
Грузинская ассоциация молодых юристов, грузинское подразделение Transparency International, «Прогрессивный форум Грузии», Фонд инноваций и развития… И еще десятки общественных структур, которые США именуют «неправительственными организациями», как под копирку подписали это заявление.
Грузинские общественные активисты утверждают, что за законом стоит Россия. Сам законодательный акт грантовые организации называют «российским законом».
В РФ действительно еще в 2012 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». В 2022 году Госдума приняла Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», уточнив и развив нормы предыдущего законодательного акта.
Но исторически и фактически верно было бы назвать новый грузинский закон «американским законом». Впервые именно власти США в 1938 году ввели такое понятие, как «иностранный агент», урегулировали его статус и ответственность за нарушение. Этот закон получил название FARA (Foreign Agents Registration Act – Акт о регистрации иностранных агентов). В 1966 году американские законодатели скорректировали FARA, подогнав его нормы под требования нового времени. И в таком виде этот закон действует до сих пор.
FARA требует, чтобы граждане США и других стран, получающие деньги от иностранных организаций и физических лиц, официально зарегистрировались как иностранные агенты и периодически подавали отчетность о своей деятельности, суммах финансирования и их источниках.
«Организация, проводящая интересы иностранной силы»
На этом фоне грузинский закон «О прозрачности иностранного влияния» выглядит очень мягкой полумерой, устанавливая несколько требований, вот ключевые из них:
- под действие закона подпадают коммерческие юридические лица, непредпринимательские организации и средства массовой информации, а также компании, единолично или совместно владеющие СМИ в Грузии;
- такая «организация, проводящая интересы иностранной силы» должна зарегистрироваться в реестре, который ведет Национальное агентство публичного реестра, если более 20% ее годового дохода – это иностранное финансирование;
- зарегистрировавшись, такая организация должна сдавать отчетность с указанием, сколько денег, в какие сроки и от кого именно получила;
- Национальное агентство публичного реестра публикует информацию об организации под иностранным влиянием, а также ее финансовые декларации, на интернет-сайте, доступном для всех желающих;
- если организация отказывается от регистрации либо не в срок сдает декларацию о своем финансировании – это карается штрафом в 25 тыс. лари ($9 тыс.).
Как видим, закон «О прозрачности иностранного влияния» достаточно мягкий. Фактически цель закона – сделать публичной информацию о том, что, к примеру, «Институт свободы» или «Грузинская ассоциация молодых юристов» – это организации, находящиеся на иностранном финансировании. На языке американского FARA – «иностранные агенты». Что показательно, грузинский закон не предусматривает никаких жестких мер – ни принудительной ликвидации «иностранного агента», ни отмены регистрации, ни, тем более, уголовного преследования его сотрудников.
«При поддержке иностранных доноров»
Против нового грузинского закона выступает широкий спектр самых разных общественных организаций. Но у всех у них есть нечто общее – это иностранное финансирование. Например, во время обсуждения законопроекта один из провластных депутатов облил водой выступавшего с трибуны Георгия Вашадзе (партия «Стратегия Агмашенебели», до 2016 года – депутат от «Единого национального движения» Михаила Саакашвили). После Евромайдана Вашадзе много времени проводил на Украине, участвуя в создании антикоррупционных органов, которые пользуются большой поддержкой США. Также организация Вашадзе «Фонд инноваций и развития» участвовала в работе «Офиса реформ», который готовил стратегию развития аграрной отрасли Украины.
«Активное участие в его работе принимают специалисты Фонда инноваций и развития (Грузия), в частности, его соучредитель Георгий Вашадзе. Офис работает как на волонтерских началах, так и при поддержке доноров, например, фонд «Возрождение», - писало украинское СМИ «Латифундист». А Фонд «Возрождение» отвечает за распределение денежных грантов «кровавого мецената» Джорджа Сороса.
Спикеры «Ассоциации молодых юристов Грузии» разносят грузинский аналог американского FARA в пух и прах. Действительно, им есть за что бороться! По информации на сайте Американского агентства по международному развитию (USAID), «Ассоциация молодых юристов» будет получать американское финансирование до 31 марта 2025 года. США возлагают на «молодых юристов» задачи по мониторингу выборов в Грузии. Такие организации выполняют задачу по признанию выборов «честными» или «нечестными».
На сайте USAID размещена информация о том, что Агентство США оказывает финансовую поддержку грузинскому филиалу Transparency International. По идее, грузинская Transparency должна выступать против закона «О прозрачности иностранного влияния»? Точно, не мудрствуя лукаво, грузинская Transparency разместила на сайте типовое заявление «Мы не покоримся «российскому закону»!
Вот и корень проблемы! Все организации, зовущие людей на уличные митинги против закона «О прозрачности иностранного влияния», так или иначе работают за иностранные деньги. Публично эти иностранные деньги нигде не фиксируются, и организации на зарубежном финансировании за них не отчитываются. По идее, такие структуры, как грузинская Transparency International, декларирующие, что борются против коррупции и отмывания финансовых средств, полученных преступным путем, должны поддерживать такой закон, ведь грузинский закон «О прозрачности иностранного влияния» как раз и призван пресечь поступление в страну «грязных» и «левых» денег, с помощью которых организации на зарубежном финансировании пытаются влиять на внутреннюю и внешнюю политику Грузии. Но на практике грузинская Transparency International и прочие участники протестов противоречат своим собственным лозунгам.
Кстати, о политике. На осень в Грузии назначены парламентские выборы. По новому закону грузинская Transparency International, «Ассоциация молодых юристов Грузии» и другие организации на иностранном финансировании будут вынуждены пойти на выборы под ярлыком «иностранных агентов». Конечно же, правящая «Грузинская мечта» будет активно ставить на своих конкурентов клеймо «иностранных агентов». А это означает, что шансы «организаций, проводящих интересы иностранной силы» на выборах в парламент Грузии активно стремятся к нулю.
«Этот закон подпишу я»
Законопроект «О прозрачности иностранного влияния» прошел три чтения в грузинском парламенте, каждый раз собирая нужное количество при необходимом минимуме в 76 голосов. Президент Грузии Саломе Зурабишвили (гражданка Франции) наложила вето, но правящая партия «Грузинская мечта» 28 мая собрала необходимое количество голосов, чтобы его преодолеть.
Тот факт, что закон об «организациях, проводящих интересы иностранной силы», успешно прошел три чтения в грузинском парламенте, а затем депутаты преодолели вето президента Саломе Зурабишвили, говорит о том, что среди правящей грузинской элиты есть консенсус по этому вопросу. Иначе отец «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили, премьер Ираклий Кобахидзе, спикер Шалва Папуашвили и другие нынешние первые лица Грузии просто не собрали бы такое количество голосов «за».
Вот почему 28 мая грузинский парламент с первой же попытки преодолел вето президента Зурабишвили, дав 84 голоса «за» закон «О прозрачности иностранного влияния». Всего в грузинском парламенте 150 мест. Для преодоления вето нужно 50% + 1 голос. То есть, минимально необходимо 76 голосов. За преодоление вето президента Зурабишвили проголосовали 84 депутата, в основном из правящей партии «Грузинская мечта».
Если президент Грузии Зурабишвили и на этот раз откажется подписать закон, спикер грузинского парламента Шалва Папуашвили уже пообещал, что в таком случае сделает это сам, тем более, что законодательство такой ход разрешает.
«Понятно, что с большой степенью вероятности она не подпишет его. Соответственно, этот закон подпишу я», - пообещал Папуашвили.
«Не покоримся «американскому закону»!
Все последнее время противники данного нововведения собирали в Грузии уличные митинги, протестуя против нового закона. Вот и на этот раз, как только грузинский парламент преодолел вето, оппоненты собрали в Тбилиси массовый митинг под флагами ЕС и Грузии под лозунгом «Мы не покоримся российскому закону!»
Грузинская ассоциация молодых юристов, грузинское подразделение Transparency International, «Прогрессивный форум Грузии», Фонд инноваций и развития… И еще десятки общественных структур, которые США именуют «неправительственными организациями», как под копирку подписали это заявление.
Грузинские общественные активисты утверждают, что за законом стоит Россия. Сам законодательный акт грантовые организации называют «российским законом».
В РФ действительно еще в 2012 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». В 2022 году Госдума приняла Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», уточнив и развив нормы предыдущего законодательного акта.
Но исторически и фактически верно было бы назвать новый грузинский закон «американским законом». Впервые именно власти США в 1938 году ввели такое понятие, как «иностранный агент», урегулировали его статус и ответственность за нарушение. Этот закон получил название FARA (Foreign Agents Registration Act – Акт о регистрации иностранных агентов). В 1966 году американские законодатели скорректировали FARA, подогнав его нормы под требования нового времени. И в таком виде этот закон действует до сих пор.
FARA требует, чтобы граждане США и других стран, получающие деньги от иностранных организаций и физических лиц, официально зарегистрировались как иностранные агенты и периодически подавали отчетность о своей деятельности, суммах финансирования и их источниках.
«Организация, проводящая интересы иностранной силы»
На этом фоне грузинский закон «О прозрачности иностранного влияния» выглядит очень мягкой полумерой, устанавливая несколько требований, вот ключевые из них:
- под действие закона подпадают коммерческие юридические лица, непредпринимательские организации и средства массовой информации, а также компании, единолично или совместно владеющие СМИ в Грузии;
- такая «организация, проводящая интересы иностранной силы» должна зарегистрироваться в реестре, который ведет Национальное агентство публичного реестра, если более 20% ее годового дохода – это иностранное финансирование;
- зарегистрировавшись, такая организация должна сдавать отчетность с указанием, сколько денег, в какие сроки и от кого именно получила;
- Национальное агентство публичного реестра публикует информацию об организации под иностранным влиянием, а также ее финансовые декларации, на интернет-сайте, доступном для всех желающих;
- если организация отказывается от регистрации либо не в срок сдает декларацию о своем финансировании – это карается штрафом в 25 тыс. лари ($9 тыс.).
Как видим, закон «О прозрачности иностранного влияния» достаточно мягкий. Фактически цель закона – сделать публичной информацию о том, что, к примеру, «Институт свободы» или «Грузинская ассоциация молодых юристов» – это организации, находящиеся на иностранном финансировании. На языке американского FARA – «иностранные агенты». Что показательно, грузинский закон не предусматривает никаких жестких мер – ни принудительной ликвидации «иностранного агента», ни отмены регистрации, ни, тем более, уголовного преследования его сотрудников.
«При поддержке иностранных доноров»
Против нового грузинского закона выступает широкий спектр самых разных общественных организаций. Но у всех у них есть нечто общее – это иностранное финансирование. Например, во время обсуждения законопроекта один из провластных депутатов облил водой выступавшего с трибуны Георгия Вашадзе (партия «Стратегия Агмашенебели», до 2016 года – депутат от «Единого национального движения» Михаила Саакашвили). После Евромайдана Вашадзе много времени проводил на Украине, участвуя в создании антикоррупционных органов, которые пользуются большой поддержкой США. Также организация Вашадзе «Фонд инноваций и развития» участвовала в работе «Офиса реформ», который готовил стратегию развития аграрной отрасли Украины.
«Активное участие в его работе принимают специалисты Фонда инноваций и развития (Грузия), в частности, его соучредитель Георгий Вашадзе. Офис работает как на волонтерских началах, так и при поддержке доноров, например, фонд «Возрождение», - писало украинское СМИ «Латифундист». А Фонд «Возрождение» отвечает за распределение денежных грантов «кровавого мецената» Джорджа Сороса.
Спикеры «Ассоциации молодых юристов Грузии» разносят грузинский аналог американского FARA в пух и прах. Действительно, им есть за что бороться! По информации на сайте Американского агентства по международному развитию (USAID), «Ассоциация молодых юристов» будет получать американское финансирование до 31 марта 2025 года. США возлагают на «молодых юристов» задачи по мониторингу выборов в Грузии. Такие организации выполняют задачу по признанию выборов «честными» или «нечестными».
На сайте USAID размещена информация о том, что Агентство США оказывает финансовую поддержку грузинскому филиалу Transparency International. По идее, грузинская Transparency должна выступать против закона «О прозрачности иностранного влияния»? Точно, не мудрствуя лукаво, грузинская Transparency разместила на сайте типовое заявление «Мы не покоримся «российскому закону»!
Вот и корень проблемы! Все организации, зовущие людей на уличные митинги против закона «О прозрачности иностранного влияния», так или иначе работают за иностранные деньги. Публично эти иностранные деньги нигде не фиксируются, и организации на зарубежном финансировании за них не отчитываются. По идее, такие структуры, как грузинская Transparency International, декларирующие, что борются против коррупции и отмывания финансовых средств, полученных преступным путем, должны поддерживать такой закон, ведь грузинский закон «О прозрачности иностранного влияния» как раз и призван пресечь поступление в страну «грязных» и «левых» денег, с помощью которых организации на зарубежном финансировании пытаются влиять на внутреннюю и внешнюю политику Грузии. Но на практике грузинская Transparency International и прочие участники протестов противоречат своим собственным лозунгам.
Кстати, о политике. На осень в Грузии назначены парламентские выборы. По новому закону грузинская Transparency International, «Ассоциация молодых юристов Грузии» и другие организации на иностранном финансировании будут вынуждены пойти на выборы под ярлыком «иностранных агентов». Конечно же, правящая «Грузинская мечта» будет активно ставить на своих конкурентов клеймо «иностранных агентов». А это означает, что шансы «организаций, проводящих интересы иностранной силы» на выборах в парламент Грузии активно стремятся к нулю.