Школы будут частью властной вертикали
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева анонсировала масштабную реформу школьного образования в России - передачу школ от муниципальных властей региональным. По ее словам, настал «исторический период», который требует «государственных школ».
«Пора вернуть школы в государство и выстроить государственное управление, поскольку в настоящее время школы лишены государственной опеки и заботы», - таким было послание министра депутатам.
По мнению Васильевой, такой возврат необходим из-за неэффективности существующей в настоящее время системы, которая предполагает подчинение школ муниципальным властям, но одновременно проводит мысль о возвращении вертикали в систему управления образованием. Во главе этой вертикали будет Минобрнауки. Таким образом министерство вернет себе рычаги влияния, которых оно лишилось при муниципальном подчинении. В итоге, как утверждает министр, на сегодняшний день работающие в стране 44 тыс. школ не подчиняются ни Минобрнауки, ни региону.
По словам Васильевой, подобное переподчинение даст возможность создать единое образовательное пространство – добиться корреляции образовательных программ в разных регионах с разрабатываемыми на федеральном уровне.
Начать реформу планируется с «пилотного проекта», желание принять участие в котором уже изъявили 16 регионов. В ряде субъектов РФ подобный эксперимент в той или иной форме уже начался, отметила министр.
Хотя детали реформы на вчерашнем заседании в Госдуме озвучены не были, очевидно, что ее реализация потребует внесения изменений в законодательство. В связи с этим Васильева подчеркнула, что готова к сотрудничеству с депутатским корпусом и будет рада обсудить все нюансы.
Вячеслав Никонов, возглавляющий думский комитет по образованию и науке, ответил на это, что депутаты готовы сотрудничать с министерством по вопросу новой реформы.
Ранее Васильева неоднократно заявляла о том, что подчинение школ муниципалитетам представляет собой проблему, поскольку лишает министерство возможности напрямую влиять на многие аспекты школьной жизни. В частности, такая структура не позволяет ведомству контролировать систему оплаты труда преподавателей, отметила она.
Ранее существующая система управления подвергалась активной критике в связи с нехваткой учебной литературы. Многие указывали на то, что плохая управляемость в сфере образования заключается в «разрушенной управляемости» на местном уровне. Критики отмечали, что министр федерального Минобрнауки не может снять с должности министра образования региона, что в корне неправильно.
Как подчеркивают эксперты, главный вопрос, которым следует задаться, какие задачи улучшения качества и доступности образования это поможет решить? И ответа на него на данный момент нет, указывают они. Потенциальный недостаток предложенной реформы заключается в потере связи школ с местными сообществами, добавляют эксперты.
Академик Российской академии образования (РАО) Александр Асмолов считает, что предложенная реформа шире, чем может показаться. По его словам, предложенная Васильевой идеология реформы заключается в усилении вертикали власти и управляемости системы образования. Прежде чем браться за реализацию этой идеи, следует хорошо просчитать, готовы ли в экономическом плане регионы к принятию дополнительной нагрузки.
Асмолов также отмечает, что вопрос, поставленный Васильевой, не ограничивается одной лишь сферой образования, он может быть сформулирован значительно шире: «быть или не быть муниципальной системе управления в РФ».
По мнению Васильевой, такой возврат необходим из-за неэффективности существующей в настоящее время системы, которая предполагает подчинение школ муниципальным властям, но одновременно проводит мысль о возвращении вертикали в систему управления образованием. Во главе этой вертикали будет Минобрнауки. Таким образом министерство вернет себе рычаги влияния, которых оно лишилось при муниципальном подчинении. В итоге, как утверждает министр, на сегодняшний день работающие в стране 44 тыс. школ не подчиняются ни Минобрнауки, ни региону.
По словам Васильевой, подобное переподчинение даст возможность создать единое образовательное пространство – добиться корреляции образовательных программ в разных регионах с разрабатываемыми на федеральном уровне.
Начать реформу планируется с «пилотного проекта», желание принять участие в котором уже изъявили 16 регионов. В ряде субъектов РФ подобный эксперимент в той или иной форме уже начался, отметила министр.
Хотя детали реформы на вчерашнем заседании в Госдуме озвучены не были, очевидно, что ее реализация потребует внесения изменений в законодательство. В связи с этим Васильева подчеркнула, что готова к сотрудничеству с депутатским корпусом и будет рада обсудить все нюансы.
Вячеслав Никонов, возглавляющий думский комитет по образованию и науке, ответил на это, что депутаты готовы сотрудничать с министерством по вопросу новой реформы.
Ранее Васильева неоднократно заявляла о том, что подчинение школ муниципалитетам представляет собой проблему, поскольку лишает министерство возможности напрямую влиять на многие аспекты школьной жизни. В частности, такая структура не позволяет ведомству контролировать систему оплаты труда преподавателей, отметила она.
Ранее существующая система управления подвергалась активной критике в связи с нехваткой учебной литературы. Многие указывали на то, что плохая управляемость в сфере образования заключается в «разрушенной управляемости» на местном уровне. Критики отмечали, что министр федерального Минобрнауки не может снять с должности министра образования региона, что в корне неправильно.
Как подчеркивают эксперты, главный вопрос, которым следует задаться, какие задачи улучшения качества и доступности образования это поможет решить? И ответа на него на данный момент нет, указывают они. Потенциальный недостаток предложенной реформы заключается в потере связи школ с местными сообществами, добавляют эксперты.
Академик Российской академии образования (РАО) Александр Асмолов считает, что предложенная реформа шире, чем может показаться. По его словам, предложенная Васильевой идеология реформы заключается в усилении вертикали власти и управляемости системы образования. Прежде чем браться за реализацию этой идеи, следует хорошо просчитать, готовы ли в экономическом плане регионы к принятию дополнительной нагрузки.
Асмолов также отмечает, что вопрос, поставленный Васильевой, не ограничивается одной лишь сферой образования, он может быть сформулирован значительно шире: «быть или не быть муниципальной системе управления в РФ».