Андрей Красавин — 25.06.2019 12:53

Скандальный бизнес тестя Александра Кокорина

Суд над футболистами Павлом Мамаевым и Александром Кокориным при ближайшем рассмотрении вызывает много вопросов. И один из них может показаться странным: а наказали ли их лишь за тем, чтобы продемонстрировать обществу неприкосновенность всесильного чиновничества или система хотела доказать еще что-то кому-то другому?

Отец гражданской жены футболиста Александра Кокорина Руслан Валитов отнюдь не «простой бизнесмен», как писали некоторые СМИ. В конце 2000-х его называли едва ли не человеком главы «Роснефти» Игоря Сечина. Впрочем, за последние 19 лет в результате поворотов своей бизнес-карьеры Руслан Валитов приобрел, вероятно, не мало как друзей и покровителей, так и могущественных оппонентов. Так, например, в прошлом году Валитов взялся развивать перспективный бизнес вместе с сыном руководителя Росгвардии Виктором Золотовым Романом, вместе с которым они учредили НПО «Квантовые технологии» не исключено, что с прицелом на госфинансирование. А тем временем под банкротство пошел другой серьезный актив - АО «Мотовилихинские заводы» - крупнейший оборонный холдинг, из-за которого у Валитова вышел спор с «Ростехнологиями» Сергея Чемезова.

Квантовый прорыв

Научно-производственное объединение «Квантовые технологии» было зарегистрировано около года назад – 23 мая 2018 года. Руслан Валитов стал владельцем 25% доли ООО, еще 25% отошли сыну главы Росгвардии Роману Золотову, предпринимательнице Елене Бондарчук досталось 50-процентная доля компании. Основной вид деятельности НПО - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
Квантовые технологии основаны на квантовой физике. На ней построена и вся полупроводниковая электроника (транзисторы, лазеры). Но сейчас речь идет о новой квантовой революции в науке. Это управление сложными квантовыми системами на уровне их элементарных компонентов, речь идет о создании квантовых компьютеров, датчиков и квантовой криптографии. «В создание квантового компьютера активно вкладывают четыре компании: Google ($100 млн.), Intel ($50 млн.), IBM ($100 млн.) и AlibabaGroup ($150 млн.)», - рассказывал год назад на конференции, посвященной квантовым технологиям, член научного совета Российского квантового центра (РКЦ) Александр Львовский. Первая тройка реализовала «квантовые компьютеры», но, как отметил Львовский, никого из них нельзя считать победителем квантовой гонки.
Сейчас квантовые технологии пытаются коммерциализировать. Начиная с 2017 года Российский квантовый центр при поддержке Газпромбанка, ВЭБа и Сбербанка разработал квантовый блокчейн, в котором цифровые подписи заменены протоколами попарной аутентификации на основе квантовой криптографии, а конструкция «блоков» децентрализована по всей сети. «НПО «Квантовые технологии» должно заняться внедрением новых технологий в серийное производство», - говорила в одном из интервью Елена Бондарчук.
До сих пор никто из учредителей «Квантовых технологий» не работал в этой области. Несколько лет сын главы Росгвардии Роман Золотов входил в совет директоров корпорации «Байкал», среди владельцев которой была основатель производителя спортивной одежды Za Sport Анастасия Задорина. По данным сервиса «Картотека.ру», Роман Золотов также является владельцем 50% частной охранной организации «Армата». Два года назад Роман Золотов был назначен заместителем руководителя департамента спорта и туризма Москвы. Но уже в прошлом году в структуре руководства департамента он не значился.
Бизнес Елены Бондарчук до сих пор был связан в первую очередь с недвижимостью. Она являлась партнером в компании PNK, специализирующейся на складском девелопменте.
Прошел год с момента создания «Квантовых технологий», а о деятельности фирмы ничего не слышно. Более того, нет даже сайта НПО Золотова-Валитова. В открытых источниках невозможно найти телефоны, по которым можно было бы связаться с компанией.
Сам Руслан Валитов быстро вышел из уставного капитала «Квантовых технологий» (это произошло в сентябре прошлого года) и учредил еще две, скорее всего аффилированные с ней фирмы. 5 декабря прошлого года регистрируется ООО «Опен продукт» (у гендиректора Геннадия Недорезова 51%, у Романа Золотова 29% и у Руслана Валитова 20%). Происходит это в Ростове-на-Дону. Основной сферой деятельности ООО является разработка компьютерного программного обеспечения. 8 февраля 2019 года Руслан Валитов регистрирует ООО «НПО «Квантовые технологии - интеллектуальные системы» (ООО «КТ-ИС»). У Валитова в «КТ-ИС» 50%, а одним из партнеров и гендиректором компании является Павел Черкашин, учредитель нескольких ООО, специализировавшихся на разработке программного обеспечения («Иннад», «Альтура» и «Спецпроект СБК»).
Любопытно также, что в конце прошлого года Елена Бондарчук регистрирует еще одну фирму – ООО «Научно-производственная фирма «Купол – интеллектуальные системы», которая специализируется на научных исследованиях и разработке в области естественных и технических наук.
Возможно, это все звенья одной цепи с прицелом на будущие госконтракты и все эти фирмы аффилированы.
Как стало известно в конце мая, Российский квантовый центр (РКЦ) и НИТУ МИСиС совместно с экспертами разработал план развития квантовых технологий до 2024 года. Проект «дорожной карты» развития квантовых технологий в России должны рассмотреть АНО «Цифровая экономика» (АНО ЦЭ), а затем правительство. В презентации говорится, что на развитие квантовых технологий потребуется 43,85 млрд. рублей. И попасть в эту струю означало бы стабильные доход в течение многих лет.

Холостой залп

По сегодняшним меркам бизнес у Руслана Валитова довольно скромный. Сама же биография предпринимателя весьма любопытна и неоднозначна. Как писала «Новая газета», в 1990-е годы господин Валитов числился членом Ассоциации бывших сотрудников правоохранительных органов, затем работал во ФГУП «Государственная инвестиционная корпорация», ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», а в 2002—2005 годах Руслан Валитов был заместителем гендиректора «Мотовилихинских заводов», которые производят системы залпового огня. Однако история смены его собственников в 2002 году окутана тайной.
В 2000 году АО «Мотовилихинские заводы» (МЗ) объединяло 85 дочерних и зависимых обществ, из которых 52 предприятия работают в сфере производства, 9 - в области инженерного обеспечения, 10 занимаются социально-бытовой работой и 14 - в прочих сферах. В основном холдингу МЗ принадлежат 100-процентные пакеты акций дочерних предприятий.
В 2002 году основным акционером «Мотовилихинских заводов» стала мало кому известная финансовая группа «Русь». Все это происходило на фоне противостояния «Руси» с «Ростехнологиями» Сергея Чемезова, которым через Рособоронэкспорт и НПО «Сплав» принадлежал 35-процентный пакет МЗ и «Уралвагонзавод» (15% МЗ). В интервью газете «Пермский обозреватель» в марте 2002 года Руслан Валитов заявил: «….я представляю интересы нового собственника «МЗ» - финансового дома «Русь» - непосредственно на этом предприятии и во властных структурах региона (…) По долгу службы я был связан с финансовой разведкой - сегодня о ней уже можно говорить открыто. Занимался, в частности, проблемами оттока капиталов за границу, банкротствами некоторых банков, работал с «ЛУКОЙЛом» по вопросам защиты финансов и так далее».
Так или иначе, но «Ростеху» удалось перехватить контроль над МЗ, но 35% акций по прежнему оставались у частных акционеров, среди которых депутат Законодательного собрания Пермского края Вагаршак Сарксян, замгендиректора по стратегическому развитию МЗ Юрий Медведюк и член совета директоров МЗ Руслан Валитов (10%). В марте прошлого года на МЗ было введено конкурсное производство. Кредиторская задолженность предприятия составляет более 13,8 млрд. рублей. Сейчас ПАО находится в стадии ликвидации. И, по мнению экспертов, банкротство предприятия во многом связано с акционерным конфликтом и противостоянием частных акционеров и «Ростеха».

Банковская тайна

Президентом и совладельцем Инвестсоцбанка в 2009 году Руслана Валитова называл «Коммерсант». Официального подтверждения его должности «ВЕК» в открытых источниках найти не смог, но, по данным сервиса «Картотека.ру», его мать Румия Валитова с июля 2006 года владела 20-процентным пакетом акций банка, а в январе 2011 года она увеличила свой пакет до 50% и рассталась с ним в декабре того же года.
С покупкой Инвестсоцбанка был связан еще один конфликт интересов, в центре которого оказался Руслан Валитов. В 2006 году Инвестсоцбанк захотел купить бывший директор Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и другими опасными преступлениями в государствах СНГ (БКБОП) генерал-лейтенант Александр Боков, чьи интересы на переговорах представлял Руслан Валитов. Он договорился с прежним владельцем банка о продаже. Сумма сделки оценивалась в $13 млн., и была частично оплачена векселями уже несуществующего «ЮКОСа». В результате учредителями банка стали предправления Роман Сойко (20%), мать Валитова Румия Миншакировна (20%) и в качестве, как можно предположить, подставных лиц от Бокова управляющий дачей генерала Сергей Степанов и его приятели Александр Гончаров и Алексей Сидоркин.
Вскоре у контролирующих органов появились вопросы по поводу происхождения средств, из которых сформировался уставной капитал Инвестсоцбанка. Тогда же, как писала «Новая газета», появилось громкое уголовное дело против бывшего начальника Главного следственного управления СКР Дмитрия Довгия. Он занимался делом о хищениях в «Томскнефти» - «дочке» ЮКОСа. Валитов проходил по этому делу одним из обвиняемых и согласился помочь следствию «убрать» Довгия в обмен на свободу: генерала признали виновным в получении от Валитова взятки на общую сумму 750 тыс. евро за противодействие в расследовании уголовного дела об отмывании денежных средств, похищенных у «Томскнефти».
Что же Александр Боков, «купивший» банк? Для него эта история закончилась плачевно. На фоне уголовных дел вокруг Инвестсоцбанка его деловые партнеры переоформили кредитное учреждение на себя. В итоге контрольный пакет банка получил председатель правления Сергей Кривошлыков. В декабре 2018 года банк был реорганизован в РНКО и на текущий момент работает как ООО «РНКО «ИСБ». Сейчас его акционерами являются председатель совета директоров Олег Брагин (25%) и супруга Кривошлыкова Светлана (75%), занимающая кресло в совете директоров кредитного учреждения. Сергей Кривошлыков в настоящее время долями в капитале банка не владеет, однако также входит в состав совета директоров и возглавляет правление Инвестсоцбанка.

Покровители

В деле Дмитрия Довгия имеется оперативная справка на Руслана Валитова. Об этом писала «Новая газета».
Якобы именно Руслан Валитов был главным разработчиком схемы хищения 5,9 млрд. рублей ОАО «Томскнефть» и знал о вексельной схеме взаиморасчетов между компаниями «ЮКОСа». По состоянию на конец 2005 года часть векселей на сумму свыше 80 млрд. рублей оказалась неучтенной в реестре. Валитов понял, как на этом можно заработать и привлек своего давнего знакомого, гендиректора ООО «Юрпрофресурс» Олега Ключерева. В дальнейшем Валитов обратился к управляющему «Томскнефти» Сергею Шимкевичу, обещая тому покровительство Игоря Сечина (в тот период вице-премьер правительства), руководящий пост в «Роснефти» и 10% от общей суммы векселей.
Благодаря предправлению национального банка «Траст» (структура «ЮКОСа») Олегу Коляде фиктивные векселя «Томскнефти» были обменены на векселя НБ «Траст». В итоге деньги «Томскнефти» с помощью запутанной схемы были похищены, а Сергей Шимкевич, Олег Ключерев и Олег Коляда арестованы. Но Руслан Валитов остался на свободе якобы именно благодаря сотрудничеству с правоохранительными органами. Есть версия, что Валитов был привлечен спецслужбами к операции по отстранению Довгия, который перешел дорогу Генпрокуратуре и ФСБ по нескольким громким делам.
Хотя в вышеупомянутой оперативной справке фамилия бывшего вице-премьера и фигурирует, якобы Сечин патронировал Валитова, и тот входил в кадровый резерв вице-премьера, в реальности может оказаться, что бизнесмен вообще не знаком с Сечиным. Впрочем, в списке близких знакомых Валитова имеются другие высокопоставленные лица. Это руководитель центра специального назначения ФСБ Александр Тихонов и президент фонда поддержки участников боевых действий и специальных операций «Вымпел» Валерий Круглов. Хотя в документах уголовного дела так и не сказано, насколько эта информация соответствует действительности, у Руслана Валитова могут оказаться серьезные покровители.
Партнерство с сыном главы Росгвардии является одним из подтверждений высоких связей бизнесмена, с одной стороны. Но, с другой стороны, административный ресурс его знакомых оказался не столь и велик, поскольку не помог решить вопрос с освобождением гражданского мужа его дочери. 8 мая 2019 года Пресненский суд Москвы приговорил футболиста к полутора годам лишения свободы. Но, учитывая довольно неоднозначное дело и суд, который Мамаев сравнил с позорным шоу, не получилось ли так, что футболисты ответили не только за себя, но и за того тестя, счет которому, похоже, желали бы предъявить, наверное, многие?
Полная версия публикации
Общество 20.06.2019 18:26
В США заявили о разработке новой гиперзвуковой ракеты
Политика 21.06.2019 17:32
«Восставшие из «томоса»: почему Филарет разбушевался
Общество 24.06.2019 10:40
«На Жанну похож»: фото повзрослевшего сына Жанны Фриске взбудоражило сети