Анатолий Журин — 27.10.2020 11:48

Славу конструктору поют самолеты

Сегодня, 27 октября, одному из блестящей плеяды прославивших страну легендарных отечественных авиаконструкторов Генриху Новожилову исполнилось бы 95 лет. В далеком 1948 году молодого выпускника МАИ распределили в ОКБ Сергея Ильюшина, где он сразу же включился в создание самолетов Ил-14, Ил-46, Ил-40 и Ил-54.

Через 16 лет Новожилов стал главным конструктором и заместителем генерального, того самого, на которого, по его собственному признанию, буквально молился. Ровно полвека назад, летом 1970 года тогдашний министр авиапрома Петр Дементьев привез в ОКБ распоряжение Совмина СССР о назначении Новожилова генеральным конструктором. Как вспоминал Генрих Васильевич, основатель прославленной фирмы Ильюшин, оставляя командирский штурвал по состоянию здоровья, сказал тогда, что без сожаления передает его своему ученику.
Ученик наставника не подвел. Он принимал непосредственное участие в создании и испытаниях таких машин, как Ил-18 и Ил-62. Под руководством Новожилова встали на крыло первый реактивный грузовик Ил-76, аэробусы Ил-86 и Ил-96. На рубеже столетий появились и новые самолеты – Ил-114 и Ил-103. Дважды герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, академик Генрих Новожилов оставил яркий след в отечественной и мировой авиации. Все, кому довелось общаться с ним, поражались не только его удивительной работоспособности, но и умению выслушать собеседника. А еще он очень уважительно относился к ремеслу нашего брата, журналиста, называя его серьезной работой.
Встречаясь не одиножды с Новожиловым, могу с уверенностью сказать, что он не терял оптимизма до последних дней, но сильно расстраивался тому, что на его глазах отечественная авиапромышленность теряет свои ведущие позиции в мире. В одном из интервью за несколько лет до своей кончины он четко определил причину этого: «Увы, руководители нашей промышленности не являются специалистами в области, которую курируют». В конце жизни Новожилов мечтал наладить серийный выпуск начавшей летать ещё на рубеже столетий новой техники – Ил-114 и Ил-103. Несмотря на солидный возраст в его планах было и создание других машин. Но судьба распорядилась иначе. О том, что происходило в отечественной авиапромышленности, Новожилов говорил с горечью, называя происходящее пребыванием в тупике взлётной полосы, откуда старта, похоже, не предвидится. «Он и глубоким стариком много чего делал, - есть такие строки на форуме, посвященном уходу Новожилова из жизни. - Несколько лет назад, когда у нас в Самаре стартовал проект по постройке летного экземпляра Ил-2, Новожилов, хотя уже и не работая в КБ генеральным, но умудрился взять из архива КБ Ильюшина, сейчас это ОАО «Ил», все производственные чертежи (130 кг в 55 папках) и лично передал человеку, занимавшемуся постройкой самолета».


Ильюшин поздравляет Новожилова

«Из самолётов марки Ил я больше всего люблю созданный Сергеем Владимировичем Ильюшиным Ил-18, - вспоминал Генрих Васильевич. - Прекрасная машина – и по лётным характеристикам, и по экономичности. Вспоминаю случай: в районе кипрского города Пафос у Ил-18 авиакомпании «Таром», пилотируемого румынским экипажем, один за другим отказали четыре двигателя (потом будет установлено, что самолёт был заправлен некачественным, разбавленным водой топливом). Четвёртый двигатель вырубился, когда до берега оставалось 30 километров. Но экипаж сумел посадить машину с невыпущенными шасси на грунт, да так, что когда мы прилетели, то увидели практически невредимый самолёт, не считая пострадавшей нижней части фюзеляжа и погнутых винтов. Тогда в одной из английских газет даже появилась заметка о том, что румынский экипаж установил мировой рекорд дальности полёта на самом тяжёлом планере...»
А всем нам, безусловно, памятна еще одна машина, созданная под непосредственным руководством Новожилова – первый широкофюзеляжный самолет Ил-86. А памятен он не только своей повышенной комфортностью и вместимостью, но и уникальной безопасностью. За более чем 30-летнюю историю эксплуатации самолет не погубил ни одного авиапассажира, что достойно Книги рекордов Гиннеса.
Поразительно, но генеральный конструктор не был чиновником, прикованным должностью к начальственному креслу и застегнутым на все пуговицы. Он охотно делился с нами тем, что еще с детства увлекся фотографией. И даже когда подавал документы в МАИ, все раздумывал: а не пойти ли учиться во ВГИК. Кстати, в бюро эскизного проектирования ОКБ и сегодня хранятся толстые альбомы с новожиловскими фотографиями, на которых запечатлены отдельные элементы конструкций различных самолетов. Очень увлекался также теннисом. «Повесил на гвоздь ракетку, - признавался он, - когда понял, что состояние здоровья не позволяет мне удерживать форму, которой когда-то гордился». А еще любил музыку и театр. В пионерском ансамбле песни и пляски научился играть на музыкальном инструменте с экзотическим названием джаз-флейта. Вообще-то, пояснял он, это был простой свисток, сделанный из трубки длиной 25-30 см. Тембр звука в нем менялся поршнем, передвигавшемся внутри.


Ил-96-300 взлет с Центрального аэродрома

Генрих Васильевич умер в конце апреля 2019 года на 94-м году жизни. Страна, как всегда, была озабочена нескончаемыми проблемами выхода из экономического кризиса, и, по правде говоря, не слишком заметила уход последнего гуру отечественного авиапрома, посвятившего своему детищу – ОКБ Ильюшина более 70 (!) лет жизни. Почему выдающемуся российскому авиаконструктору Ил-76 и Ил-86 было отказано в упокоении на Новодевичьем кладбище, где нашли последнее пристанище его великие коллеги Туполев, Мясищев, Микоян, Яковлев, Сухой и Лавочкин, гадают до сих пор. А ведь на самом надежном в мировой авиации самолете, созданном этим человеком, Ил-96-м летает даже сам президент России. В момент погребения Генриха Васильевича на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах под звуки Государственного гимна и оружейного салюта над его могилой пролетели три военно-транспортных самолета Ил-76МД. Те самые, что участвовали в генеральной репетиции воздушной части военного Парада, посвященного годовщине Великой Победы. Таким воздушным маневром военные летчики оказали высшие воинские почести гражданскому человеку, отдавшему всю свою жизнь делу служения своей Родине и укреплению ее обороноспособности. Сегодня здесь, в Мытищах, коллеги помянут Новожилова торжественным открытием памятника на могиле авиаконструктора.
Не зря говорят, что человек жив до тех пор, пока его помнят... Стоит только почитать на интернет-форуме обмен мнениями авиаторов относительно достоинств хотя бы новожиловского грузовика Ил-76, чтобы убедиться в справедливости этих слов. Свой первый взлет машина совершила аж 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома в Москве. Известно, что в этот день генеральный подписал полетный лист прямо на капоте своей «Волги». С тех пор это стало традицией - полетные листы для каждой следующей новой машины Ильюшинского КБ подписывать на капоте автомобиля. Всего за эти годы была выпущена без малого тысяча Ил-76, появилось множество его модификаций. Очень большое количество самолетов продано и за рубежом. Новожилов любил по этому поводу вспоминать слова своего учителя Ильюшина: «Славу конструктору поют его самолеты». Есть уверенность в том, что легендарному летающему грузовику уготована долгая и счастливая судьба. Не случайно же за характерную форму остекления штурманской кабины этот самолет прозвали «улыбайкой». В ОКБ, руководимом в свое время маэстро авиапрома, всегда думают не только о надежности продукции, но и о ее красоте...
Полная версия публикации
Общество 20.10.2020 12:35
СМИ узнали о подготовке новой реформы МВД
ИноСМИ 21.10.2020 14:13
Тайвань обвиняет китайских чиновников в избиении одного из дипломатов на Фиджи
ИноСМИ 26.10.2020 17:40
Великобритания объявила о новом классе виз для владельцев гонконгских паспортов типа BN(O)