Снести и застроить
Красноярск вырывается в лидеры отечественного редевелопмента бывших промзон. В городе начался снос цехов бывшего КЗК. Идут активные разговоры о ликвидации городской нефтебазы.
Ровно год назад, 23 марта 2017 года, глава Минстроя РФ Михаил Мень заявил, что будущее - за комплексным развитием бывших индустриальных территории. Земля не должна использоваться неэффективно. На федеральном уровне сейчас завершаются работы над соответствующим перечнем земельных участков в разных регионах страны. По последним данным, их в реестре насчитывалось свыше 1,1 тыс. с площадью около 230 тыс. га. «Задача, которая сегодня стоит перед региональными и муниципальными властям, - инвентаризация таких территорий. Нам нужны предложения по их устойчивому развитию. Важно, что все такие участки уже имеют инфраструктуру. Предполагаемая общая площадь объектов капитального строительства, которые могут быть возведены на этих землях, более 83,5 млн. кв. м», - говорит Мень.
Застройка территорий бывших предприятий в Красноярске активно идет уже не первое десятилетие. Освоены площади бывшего судостроительного завода, частично застроены земли предприятий «Сибсталь» и ХМЗ. Еще в 90-е годы на месте бывшего аэропорта вырос микрорайон «Взлетка». Капиталистическая логика неумолима: пока идут споры о том, можно ли было сохранить производство, на месте цехов уже растут многоэтажки. В Красноярске, кстати, вообще существуют планы по выносу за черту города всех крупных предприятий из экологических соображений. Но они носят декларативный характер и рассчитаны на весьма далекую перспективу. Сложно представить, что у муниципалитета хватит полномочий, чтобы сподвигнуть к переезду алюминиевый завод Олега Дерипаски или «Красмаш» - одно из ведущих предприятий российского оборонного комплекса.
На днях начался снос цехов бывшего Красноярского комбайнового завода (КЗК). Это предприятия было создано в военные годы на основе эвакуированных из европейской части СССР машиностроительных предприятий. В постперестроечный период в России оставалось два основных производителя сельхозтехники – КЗК и Ростсельмаш. Последний сейчас входит в число лидеров мировой отрасли. Красноярскому предприятию повезло гораздо меньше. Причин тому много: от проблем с менеджментом до географического положения. В 2013 году последний собственник – концерн «Тракторные заводы» закрыл предприятие. Участок под заводом (несколько сот гектаров на берегу Енисея практически в центре города) перешел местной строительной компании «Сибиряк» в качестве отступного за долг в 500 млн. рублей. Соответствующее решение арбитражный суд принял весной прошлого года. Планы относительно земель КЗК у «Сибиряка» наполеоновские. Компания намерена построить здесь около 1 млн. кв. м жилья (это годовой объем всего строительства в городе) и около 400 тыс. кв. м коммерческой недвижимости.
Еще один крупный промышленный объект в Красноярске, который уступает под натиском девелопмента, – городская нефтебаза. Предприятие принадлежит ОАО «Красноярскнефтепродукт» (находится в краевой собственности). Претензии к нему высказываются уже давно. База стоит на берегу Енисея. Рядом – жилые массивы. Пять лет назад на территории нефтебазы случился крупный пожар - сгорела одна из цистерн. Перспектива взрыва заставила окрестных жителей изрядно поволноваться. Уже тогда городские власти заявили, что базу надо выносить за черту города. Руководство КНП с радостью согласилось. Тем более, что его регулярно «долбят» природоохранная прокуратуры и общественность за бензиновые пятна в акватории Енисея. В конце февраля руководство компании заявило, что вопрос решен. Базы не будет до конца этого года. Деньги на переезд и строительство нового объекта рассчитывают получить за счет продажи земельного участка. Это около 22 га. «Мы сделаем все, чтобы продажа прошла с максимальной выгодой для предприятия», - говорит генеральный директор компании «Красноярскнефтепродукт» Андрей Чернов. Одна из архитектурных компаний, кстати, уже набросала проект местного микрорайона: это 165 тыс. кв. м жилья и 5 тыс. населения.
Добавим, что в 2016 году в Красноярске проходила урбанистическая конференция «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен». Присутствовавшие на ней эксперты из разных городов России выразили точку зрения, что для Красноярска редевелопмент - абсолютно естественный процесс. «Для этого у города огромнейший потенциал. Множество территорий промышленного производства, которые фактически брошены. При этом они расположены достаточно близко к центру. У многих российских городов существует проблема брошенных промзон, но в Красноярске они рассматриваются как ресурс к развитию, возможность изменить городское пространство», - заявила «Веку» принимавшая участие в конференции Александра Катасонова, заместитель начальника отдела стратегического планирования Главархитектуры администрации Уфы.
Застройка территорий бывших предприятий в Красноярске активно идет уже не первое десятилетие. Освоены площади бывшего судостроительного завода, частично застроены земли предприятий «Сибсталь» и ХМЗ. Еще в 90-е годы на месте бывшего аэропорта вырос микрорайон «Взлетка». Капиталистическая логика неумолима: пока идут споры о том, можно ли было сохранить производство, на месте цехов уже растут многоэтажки. В Красноярске, кстати, вообще существуют планы по выносу за черту города всех крупных предприятий из экологических соображений. Но они носят декларативный характер и рассчитаны на весьма далекую перспективу. Сложно представить, что у муниципалитета хватит полномочий, чтобы сподвигнуть к переезду алюминиевый завод Олега Дерипаски или «Красмаш» - одно из ведущих предприятий российского оборонного комплекса.
На днях начался снос цехов бывшего Красноярского комбайнового завода (КЗК). Это предприятия было создано в военные годы на основе эвакуированных из европейской части СССР машиностроительных предприятий. В постперестроечный период в России оставалось два основных производителя сельхозтехники – КЗК и Ростсельмаш. Последний сейчас входит в число лидеров мировой отрасли. Красноярскому предприятию повезло гораздо меньше. Причин тому много: от проблем с менеджментом до географического положения. В 2013 году последний собственник – концерн «Тракторные заводы» закрыл предприятие. Участок под заводом (несколько сот гектаров на берегу Енисея практически в центре города) перешел местной строительной компании «Сибиряк» в качестве отступного за долг в 500 млн. рублей. Соответствующее решение арбитражный суд принял весной прошлого года. Планы относительно земель КЗК у «Сибиряка» наполеоновские. Компания намерена построить здесь около 1 млн. кв. м жилья (это годовой объем всего строительства в городе) и около 400 тыс. кв. м коммерческой недвижимости.
Еще один крупный промышленный объект в Красноярске, который уступает под натиском девелопмента, – городская нефтебаза. Предприятие принадлежит ОАО «Красноярскнефтепродукт» (находится в краевой собственности). Претензии к нему высказываются уже давно. База стоит на берегу Енисея. Рядом – жилые массивы. Пять лет назад на территории нефтебазы случился крупный пожар - сгорела одна из цистерн. Перспектива взрыва заставила окрестных жителей изрядно поволноваться. Уже тогда городские власти заявили, что базу надо выносить за черту города. Руководство КНП с радостью согласилось. Тем более, что его регулярно «долбят» природоохранная прокуратуры и общественность за бензиновые пятна в акватории Енисея. В конце февраля руководство компании заявило, что вопрос решен. Базы не будет до конца этого года. Деньги на переезд и строительство нового объекта рассчитывают получить за счет продажи земельного участка. Это около 22 га. «Мы сделаем все, чтобы продажа прошла с максимальной выгодой для предприятия», - говорит генеральный директор компании «Красноярскнефтепродукт» Андрей Чернов. Одна из архитектурных компаний, кстати, уже набросала проект местного микрорайона: это 165 тыс. кв. м жилья и 5 тыс. населения.
Добавим, что в 2016 году в Красноярске проходила урбанистическая конференция «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен». Присутствовавшие на ней эксперты из разных городов России выразили точку зрения, что для Красноярска редевелопмент - абсолютно естественный процесс. «Для этого у города огромнейший потенциал. Множество территорий промышленного производства, которые фактически брошены. При этом они расположены достаточно близко к центру. У многих российских городов существует проблема брошенных промзон, но в Красноярске они рассматриваются как ресурс к развитию, возможность изменить городское пространство», - заявила «Веку» принимавшая участие в конференции Александра Катасонова, заместитель начальника отдела стратегического планирования Главархитектуры администрации Уфы.