Анастасия Бакурина — 02.03.2018 10:37

Сверхдоходы Костина стали гостайной?

Инвесторам ВТБ может несказанно повезти – не менее половины от рекордной прибыли 2017 года в 120 млрд. рублей Группа обещает направить на дивиденды. О себе руководители госбанка уже побеспокоились в прошлом году, увеличив выплаты в 1,6 раза. Видимо, топ-менеджеры ВТБ настолько ценные кадры, что это признает даже ЦБ.

Топ-аппетиты растут
Показав в 2017 году рост чистой прибыли в 2,3 раза по сравнению с прошлым годом (что стало неожиданностью даже для президента ВТБ Андрея Костина), члены правления Группы утвердили новую программу премирования руководства. Отныне ключевые менеджеры госбанка будут получать 60% годовой премии единовременно, а оставшиеся 40% - равными долями в течение трех лет, но при достижении особых условий, сообщают «Ведомости». Отложенная премия выплачивается деньгами, но половина ее будет привязана к стоимости акций банка.
За минувший год расходы ВТБ по выплатам, привязанным к бумагам, составили 0,3 млрд. рублей. Всего же в 2017 году на вознаграждение членам правления, набсовета и некоторым топ-менеджерам госбанк потратил 3,8 млрд. рублей против 2,4 млрд. рублей в 2016-м. Сейчас в состав правления ВТБ входят 12 человек.
Расходы на персонал и административные расходы в 2017 году выросли по сравнению с прошлым годом на 11,5% до 260,9 млрд. рублей. Но представители ВТБ уверяют, что продолжают «придерживаться политики строгого контроля над издержками, при этом разовые расходы на реорганизацию были частично компенсированы экономией расходов от объединения бизнесов Банка Москвы и банка ВТБ в 2016 году».
Напомним, что почти половину прибыли (порядка 21 млрд. из 45 млрд. рублей) за последний квартал прошлого года Группа получила благодаря частичной продаже ОФЗ, которые когда-то были получены ВТБ от государства по схеме докапитализации. Как ранее заявили «Веку» аналитики, без этого госбанк не продемонстрировал бы такие впечатляющие показатели. Других источников прибыли, которые можно было бы записать в успех менеджмента, просто нет, считают участники рынка.
В таком случае непонятно, за какие заслуги руководство ВТБ повышает себе вознаграждение. Без постоянной помощи государства банк вряд ли чувствовал бы себя настолько вольготно, особенно в условиях всеобщего банковского падежа. «Ну, а насчет этики - что тут говорить? Есть деньги, почему бы не заплатить, если никто не мешает? Государство у нас госсобственностью не управляет. У нас, напротив, менеджеры госсобственности управляют государством как частной лавочкой», - заявил «Веку» аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский.
«Открытию» обещают рост
Впрочем, может быть, сотрудники ВТБ обладают особыми знаниями и навыками? Ведь, судя по всему, именно этот госбанк становится кузницей кадров для банков, перешедших под контроль Центробанка. Сначала тонущий «ФК Открытие» «закрыли» топами-втбшниками: во временную администрацию санируемого банка вошли более двух десятков менеджеров ВТБ24, затем банк возглавил лично экс-предправления ВТБ24 Михаил Задорнов. Кроме него в руководство «Открытия» входят бывшие топ-менеджеры опять же из ВТБ24 (который с 1 января присоединен к ВТБ) - Сергей Русанов, Надия Черкасова, Александр Соколов и Вениамин Полянцев.
В состав временной администрации «Открытия» входят специалисты уровня вице-президентов, начальников и заместителей начальников управлений, департаментов и отделов: от финансистов и рисковиков до безопасников и специалистов в области малого бизнеса, которые, видимо, должны показать, как умело они выводят банк из шторма и попутно наказывают «пиратов» в лице прежнего руководства.
К слову, по итогам работы в 2018 году «Открытие» обещает показать прибыль. «Плановый объем прибыли незначителен, важен сам факт положительного результата, - рассказывают источники РБК, знакомые с ситуацией в санируемом банке. - В планах банка - выйти в небольшой плюс в этом году, меньше миллиарда рублей». «Спасители» «Открытия» обещают избавиться от проблемных активов, перекинув их на баланс специально созданной для этого структуры, а также решить судьбу РГС Банка. Возможно, его сольют с «Открытием» и Бинбанком. При этом убыток «ФК Открытие» по итогам 2017 года составил порядка 221 млрд. рублей по РСБУ, тогда как Бинбанк за тот же период получил прибыль в размере 31 млрд. рублей.
Свой кадр для спецбанка
Буквально на днях стало известно, что ВТБ покинул еще один топ-менеджер - на сей раз «кастинг» ЦБ прошел старший вице-президент госбанка Павел Косов, курировавший на прежнем месте работы девелоперские проекты. Теперь он займет место советника в правлении Промсвязьбанка, который также санируется ЦБ.
«Просто Банк России расставляет понятных ему людей, - полагает Голубовский. - Я не замечал, что менеджмент ВТБ отличается особым качеством. Если говорить о том, смогут ли они сделать что-то хорошее с санируемыми банками, сомневаюсь. Мне кажется, что тут работает логика - поставить на новую госструктуру выходца из старой госструктуры. Поэтому я и думаю, что для ЦБ это люди понятные. Мне так кажется. А, может, и нет в этом никакой особой закономерности».
«Задача реанимации банков «Московского кольца» является для российской истории беспрецедентной, - пояснил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - Поэтому неудивительно, что Центробанк мобилизовал на нее практически все имеющиеся управленческие ресурсы. При этом перед новой командой, полагаю, не стоит задача совершить подвиг и немедленно сделать из убыточного банка прибыльный и эффективный. Скорее всего, первоочередная задача другая - спасти честь мундира ЦБ, который виноват в сложившейся ситуации немногим меньше прежних собственников. Иными словами, красиво «покрасить витрину» и обеспечить хоть какую-то позитивную динамику. Неудивительно, что менеджеры Группы ВТБ в данном случае особо востребованы - опыт «спасения» Банка Москвы и систематического сокрытия убытков от разного рода «политических» вложений ими накоплен огромный».
Примечательно, что переход в ПСБ человека из команды Андрея Костина может сослужить последнему хорошую службу. Как стало известно, Минфин призывает госбанки (прежде всего, Сбербанк и ВТБ) сдавать кредиты, выданные ОПК, на баланс Промсвязьбанка, который станет спецбанком для «оборонки». «В противном случае они (банки) сами могут пострадать из-за токсичности кредитов тем предприятиям, которые подпали под санкции», - припугнул банкиров глава финансового ведомства Антон Силуанов.
«Сбербанк и ВТБ очевидно не хотят отдавать активы в Промсвязьбанк добровольно, это потеря сотен миллиардов, - сообщает telegram-канал Мысли-НеМысли. - Минфин вообще оценивает размер возможных активов, которые передадут различные банки, в 1 трлн. рублей. При этом все должно проходить якобы добровольно, так как это в интересах самих банков. И ведомство еще и жалуется, что «тяжело» идет дискуссия с банками по поводу этих активов. Очевидно, что здесь есть прямой интерес руководства Минфина. Потому что надо суетиться, пока продолжается вся эта большая история в банковском секторе. А тут получается банк, в который все «добровольно» передают активы в виде кредитов ОПК, и… все. Никакой розничной деятельности, никакой мороки с поиском клиентов, полная монополия. Еще и рисков никаких, госгарантии, госденьги и проверенные заемщики».
Очевидно, когда ВТБ добровольно-принудительно все, что нажито «непосильным трудом», перельет в «кадушку» ПСБ (иначе рискует потом остаться с настолько проблемными активами, что никакие «схематозы» с отчетностью не помогут, иронизируют некоторые наблюдатели), ему очень не помешают свои люди в спецбанке для ОПК.
Миноров задобрят
Кроме того, ВТБ решил наконец порадовать и миноритариев, которые давно были недовольны тем, что по привилегированным акциям госбанк платит больше дивидендов, чем по обыкновенным, и требовали всеобщего равенства. Отныне выплаты акционерам будут определяться дивидендной доходностью – отношением размера дивиденда на акцию к ее стоимости. Оно будет равным для всех типов акций госбанка, и правительство эту идею уже поддержало. Это подтвердил замминистра финансов Алексей Моисеев.
В случае с префами для расчета дивидендной доходности будет использоваться их номинальная стоимость, а для обыкновенных – среднерыночная, говорит представитель ВТБ. Он правда не уточнил, за какой именно период будет рассчитываться среднерыночная стоимость.
Как известно, привилегированными акциями ВТБ владеет государство, которому доставалось гораздо больше, чем частным инвесторам. С учетом прибыли Группы за 2017 год в 120 млрд. рублей, из которых не менее 50% руководство обещает направить на дивиденды, миноритариям однозначно есть за что побороться.
Сбежал из рейтинга
Единственной тайной за семью печатями остается доход главы ВТБ Андрея Костина. Российский банкир №2 постарался, чтобы это тщательно скрывалось от общественности. До 2016 года размер вознаграждения господина Костина указывался в ежегодном рейтинге самых высокооплачиваемых руководителей компаний РФ от Forbes. С 2012 года Андрей Леонидович неизменно входил в число лидеров этого «хит-парада» с совокупной годовой компенсацией в десятки миллионов долларов, после чего скандалил с деловым изданием, заявляя, что «цифры взяты буквально с потолка». Но больше всего руководство ВТБ раздражала информация журналистов о «кипрском филиале госбанка» - Russian Commercial Bank (RCB). «Формально с 2014 года он выведен за периметр Группы по понятным причинам, - рассказывал Голубовский. - Это весьма элегантная схема выплаты дополнительного вознаграждения менеджменту госбанка, актуальность которой будет особенно высока, если вдруг государство надумает вводить ограничения на размер вознаграждений госбанкиров».
По данным Forbes, кипрский RCB якобы является ключевым элементом схемы засекреченных выплат. И раскрытие этой схемы настолько критично, что госбанк, видимо, не жалеет средств для сохранения тайны. «После появления рейтингов Forbes, раскрывших нелегальные выплаты вознаграждения через кипрские офшоры, журнал выкупил банкрот Александр Федотов, - сообщает «Футляр от виолончели». - Сделка финансировалась из «черной кассы» ВТБ. Новый издатель закрыл выпуск рейтинга и прекратил критику госбанка».
Чуть более года назад журналисты Forbes написали письмо новому владельцу издания господину Федотову, в котором предположили, что при составлении рейтинга самых высокооплачиваемых российских топ-менеджеров 2016 года руководство вмешалось в редакционную политику. В том году Андрей Костин оказался на третьем месте, но размер его вознаграждения не был указан, «поскольку Группа ВТБ не предоставила данные» (сообщало издание). Сам Федотов заявил, что, дескать, настоящим читателям Forbes «неинтересен» рейтинг зарплат чиновников и «писать про это необязательно».
В итоге впервые за 5 лет в 2017 году издание отказалось от публикации этого рейтинга, а вместо него представило новый «чарт» «директоров-капиталистов», оценив не их доходы, а исключительно доли в управляемых ими компаниях. Туда, впрочем, Андрей Костин тоже не вошел – видимо, глава госбанка раз и навсегда заблокировал освещение своих сверхдоходов. Не раз ведь госкомпании критиковались за непрозрачное (часто и неэффективное) управление.
Очевидно, мы никогда не узнаем, сколько десятков тысяч учителей и врачей можно было бы прокормить на ежегодный доход госбанкира. Действительно, вряд ли простых россиян, чей уровень жизни снижается уже четвертый год, обрадует эта цифра. В конце концов, банк ВТБ - не один такой обеспеченный. «Таких» чуть более десятка на всю страну. Для справки: в 2017 году 12 крупнейших публичных госкомпаний потратили в общей сложности 18,6 млрд. рублей на выплату вознаграждений и компенсаций своим топ-менеджерам. Неслучайно, как говорят, Россия занимает одно из первых мест по концентрации сверхдоходов в руках узкой группы людей…
Полная версия публикации
Общество 28.02.2018 12:19
Ученые выявили гигантские вирусы-паразиты
Культура 28.02.2018 15:02
Милонов призвал не выдавать прокатное удостоверение фильму "Лето"
Общество 01.03.2018 05:36
В Ялте гастарбайтеры жестоко избили полицейского