Табриз Шахиди, гендиректор Империя музыки
Российский шоу-бизнес - это сплошная специфика: пираты, бестолковые артисты и нечистоплотные промоутеры. Табриз Шахиди родился в Таджикистане в творческой семье Шахиди.
Его отец, Толибхон Шахиди — признанный классик, народный артист Республики Таджикистан, автор многочисленных опер, балетов, симфоний, концертов и сюит. Он окончил музыкальное училище при Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского, высшую академию музыки в Вене (Австрия) по классу фортепиано. А сейчас у него свой собственный бизнес. Он является генеральным директором компании «Империя музыки». О своей карьере и творческих успехах компании «Империя музыки» Табриз поделился с обозревателем газеты «Век» Александром Герасимовым.
«Век»: Табриз, вы целых 16 лет жизни посвятили фортепианному искусству и классической музыке. Не жалеете, что оставили карьеру пианиста?
- Этим я выстроил самый правильный фундамент для профессии, которую выбрал впоследствии — продюсирование музыкальных проектов. Кроме того, во мне, видимо, организационно-коммерческое начало превалирует над творческим, то есть, я с большим удовольствием работаю с интересным артистом над его развитием как в творческом плане, так и в плане продвижения его на рынок музыкальной индустрии. Именно поэтому мне интересно работать над более сложными и интересными проектами. Я слышу лучше, чем многие в индустрии, где поставленный голос, а где — всего лишь большой потенциал, где сыгранная команда, а где лучше посоветовать заняться чем-то другим.
«Век»: Как вы стали продюсером и концертным менеджером?
- С самого начала работы в области радио и ТВ судьба часто сводила меня с именитыми актерами, артистами, музыкантами, композиторами. Но мне хотелось помогать и молодым начинающим группам, у которых кроме творчества (часто очень интересного) ничего не было: ни финансовых возможностей, ни связей, ни менеджера. Дело даже не в финансовой поддержке, а в том, чтобы помочь им организовать концерты, связаться с прессой, познакомить с менеджерами радиостанций. Я им что-то советовал, наконец.
«Век»: А с чего все началось?
- А началось все с того, что мне удалось в конце девяностых организовать концерт на центральной площадке Парка Культуры им. Горького. Тогда впервые на большой сцене вместе со «звездами первой величины» отыграли несколько очень популярных сегодня коллективов, в том числе «Ночные снайперы». Выступая акустическим составом на огромной площадке, они «взорвали» аудиторию на третьей песне! А потом было много молодых исполнителей и групп, которым зачастую я помогал бескорыстно, без контрактов и обязательств. Многие из них попав на большую сцену, уходили в свободное плавание. Можно назвать также группы «Маримба плюс», «Смысловые галлюцинации», «Дети Пикассо». Проработав два года на альтруистической основе, я все-таки решил, что пора зарабатывать на концертном бизнесе.
«Век»: Какие наиболее крупные и интересные мероприятия, проведенные под вашим руководством и с вашим участием, можно назвать?
- Перечисление всех даже основных мероприятий заняло бы слишком много времени, назову самые яркие: концерт композитора Е. Крылатова в ГЦКЗ в 1999 году, все концерты проекта «Рок-Держава» в период с 1999 по 2001 годы, Гала-концерт моего отца Толибхона Шахиди в Большом зале консерватории в 1999 году, большие сборные концерты в Парке Горького, два огромных параллельных фестиваля-марафона по городам Казахстана. Оба с гала-концертом в Алма-Ате: один из которых при участии зарубежных звезд Atomic Kitten и Bosson, а другой с участием ведущих рок-коллективов России в 2003 году, продюсирование и выпуск альбома ансамбля Маримба Плюс и концерт в зале Чайковского в 2004, букинг и пресс-поддержка концерта группы SAXON в Москве, концерты российских артистов в Великобритании, большое количество корпоративных концертов, продюсирование и выпуск альбома «Soloвьиные трели», а также создание и поддержка официального сайта популярного теле- и радиоведущего Владимира Соловьева, супервайзинг и продюсирование саундтрека к фильму «Бой с тенью». А самыми значительными мероприятиями 2006 года я считаю юбилейный авторский концерт моего отца Толибхона Шахиди в концертном зале имени П.И.Чайковского и творческие вечера Владимира Соловьева в концертном зале «МИР».
«Век»: С каким музыкальным направлением вам как продюсеру работать наиболее интересно?
- Мои предпочтения таковы, что я всю жизнь с удовольствием занимался бы только живой музыкой: классикой, этно-роком, джазом, поп-роком. Но реальность диктует свои условия — приходится работать и с популярными жанрами. И здесь я тоже стараюсь добиваться профессиональных высот. Есть много новых идей в самых разных направлениях: фестивали и конкурсы.
«Век»: С какими сложностями приходится сталкиваться в работе над проектом?
- Сложностей много. Главное понять, чего хотят артисты. Если хотят в одночасье стать звездами — проблемы одни, их, конечно, можно решить большими финансовыми вливаниями. Но если цель завоевать рынок оригинальным продуктом, который артист создает искренне, то это долгая и кропотливая, но всегда приятная работа. Важным моментом в работе с артистом является его доверие к тому, что делает продюсер. Если артист, кроме того, что занимается творчеством, начинает интересоваться тем, как и зачем продюсер делает тот или иной шаг, и хуже того, начинает иногда настаивать, тогда надо либо прекратить работу сразу, либо подписать дополнительное соглашение о том, что артист в начале карьеры имеет право только совещательного голоса.
«Век»: Сложился ли в России институт продюсеров?
- Нет, конечно. Нет ни правильного образования, ни настоящих педагогов. Есть известные музыкальные журналисты и бывшие программные директоры, которые преподают на курсах, но преподавать теорию — это маленькая часть обучения. Надо практиковать, а вот это тяжело до тех пор, пока артистами будут становиться не профессионалы, а те, у кого денег больше. Более того, мне кажется, что продюсером в полной мере может стать человек как минимум с двумя образованиями: профессиональным музыкальным и экономическим.
«Век»: Существует ли национальная специфика в шоу-бизнесе?
- Российский шоу-бизнес — это сплошная «специфика»: пираты, бестолковые артисты, нечистоплотные промоутеры, одни и те же артисты на центральных каналах, нет новых интересных проектов, нецивилизованный концертный бизнес и т.д. Я другого не пойму… Почему артисты сами не помогают молодым начинающим музыкантам, как это в свое время делала Алла Пугачева?
«Век»: У нас в России существует мнение, что пробиться музыканту на западную сцену практически невозможно. А вы как считаете?
- Почему невозможно? Классическая музыка доказала, что еще как возможно. И многие наши музыканты на порядок выше западных. Вот Вам и ответ: чем выше профессионализм артиста, тем больше шансов попасть на международный рынок. Русская скрипичная, фортепианная и композиторская школы - сильнейшие в мире.
«Век»: Как вы считаете, какую часть прибыли пираты крадут у артиста, продавая нелицензионные диски?
- Подсчитать сложно, но это около 70 процентов. Тут проблема в другом: если бы законодательная база по правам интеллектуальной собственности была на уровне западной, пиратов давно бы уже не было. Некоторые сайты в сети интернет давно предлагают больше легальных продаж, чем носители. К сожалению, мы как-то сразу миновали этап цивилизованного музыкального рынка и перешли на продажу произведений через Интернет и распространение музыки для телефонов, не обращая внимания на то, законно это или нет. И здесь, конечно, огромное количество пиратов, но этот рынок чуть легче контролировать.
«Век»: Как вы думаете, почему российские композиторы сейчас практически не представлены на мировой сцене, тогда как в 19 и 20 веке русские композиторы были популярны в мире?
- Не согласен. Сейчас много современной российской музыки исполняется за рубежом. Часто российские исполнители показывают на Западе, в Америке, в Японии и в других странах произведения наших соотечественников. И в большинстве случаев, очень успешно. Не реже западные дирижеры и солисты интересуются современной музыкой, например, московской композиторской школы, к коим я причисляю своего отца. Его исполняют по всему миру.
«Век»: Вы помогаете одному из лучших пианистов современности Денису Мацуеву. Как давно Вы работаете с ним? И вообще, выгодно ли сегодня быть администратором исполнителя классической музыки?
- Находиться рядом и работать с одним из лучших пианистов современности - это большое и ни с чем не сравнимое удовольствие. На одном из последних концертов, (вечер, посвященный юбилею профессора С. Доренского, - авт.), Денис великолепно исполнил фортепианный концерт Ф.Листа. Это была игра настоящего музыканта, достигшего совершенства во всех смыслах. Я очень внимательно всегда слушаю выступления Дениса и, поверьте, ни в музыкальном плане (к которому можно отнести и чувство формы, и духовное проникновение, и способность чувствовать и передавать настроения, — авт.), ни в технике исполнения, хотя на его уровне этого уже не замечаешь, равных ему сейчас не найти. Он очень уверенно подходит к вершине российской культуры и достойно представляет ее на международной сцене.
«Век»: Ваш отец Толибхон Шахиди известный композитор, ученик А. Хачатуряна, автор опер, балетов, симфоний, концертов. Расскажите подробней о нем как о композиторе и человеке.
- Мой отец для меня является ярким примером для подражания. Соединяя в своем творчестве традиции таджикской национальной культуры и московскую школу, он сумел создать неповторимый музыкальный язык и оригинальные, часто революционные формы. Папа живет в Душанбе, но часто гастролирует по России и за рубежом, его произведения с неизменным успехом исполняют в разных уголках земного шара. Только в 2003-2005 годах прошли концерты в Москве, Ростове-на-Дону, а также в Иране, Канаде, США, во Франции и Англии. В разное время его произведения исполняли самые известные дирижеры и солисты: Валерий Гергиев, Yo Yo Ma, В. Федосеев, А. Ведерников и БСО им. Чайковского, Бостонский и Филадельфийский симфонические оркестры. Я с удовольствием издаю его музыку на CD, устраиваю ему концерты.
«Век»: Какой ваш самый успешный или любимый проект?
- Эти два понятия в моей практике всегда совпадают, потому что я люблю все проекты, за которые берусь. Если чувствую потенциал, если нравится отношение музыкантов к своему делу, и если делают они все на высоком профессиональном уровне и с любовью, безусловно, мне приятно с ними работать. Из последних проектов: прогрессивный этно-рок проект из Казахстана Ulytau, представленный российской публике в прошлом году, певица Ирина Любимски, которую я очень хочу показать в этом году на фестивале «Новая Волна» в Юрмале, и очень крепкие ребята из Беларуси группа J-МОРС. Из классических проектов — пианистка Екатерина Мечетина. Это уже состоявшийся музыкант-профессионал. Она сейчас очень много гастролирует, в ее арсенале более 25 фортепианных концертов и свыше 150 сольных произведений классической музыки. Ее программа - это более 350 часов непрерывного звучания. Вот и представьте себе разницу в подготовке классического музыканта и артиста поп-сцены.
«Век»: А что вы любит слушать на досуге?
- Я смог бы ответить на этот вопрос, если бы у меня был досуг. В машине - это другое. Это могут быть и различные радиостанции, и CD с классической музыкой, и промо-материалы молодых групп. Мне всегда интересно, что происходит в творчестве молодых музыкантов.
«Век»: Табриз, вы целых 16 лет жизни посвятили фортепианному искусству и классической музыке. Не жалеете, что оставили карьеру пианиста?
- Этим я выстроил самый правильный фундамент для профессии, которую выбрал впоследствии — продюсирование музыкальных проектов. Кроме того, во мне, видимо, организационно-коммерческое начало превалирует над творческим, то есть, я с большим удовольствием работаю с интересным артистом над его развитием как в творческом плане, так и в плане продвижения его на рынок музыкальной индустрии. Именно поэтому мне интересно работать над более сложными и интересными проектами. Я слышу лучше, чем многие в индустрии, где поставленный голос, а где — всего лишь большой потенциал, где сыгранная команда, а где лучше посоветовать заняться чем-то другим.
«Век»: Как вы стали продюсером и концертным менеджером?
- С самого начала работы в области радио и ТВ судьба часто сводила меня с именитыми актерами, артистами, музыкантами, композиторами. Но мне хотелось помогать и молодым начинающим группам, у которых кроме творчества (часто очень интересного) ничего не было: ни финансовых возможностей, ни связей, ни менеджера. Дело даже не в финансовой поддержке, а в том, чтобы помочь им организовать концерты, связаться с прессой, познакомить с менеджерами радиостанций. Я им что-то советовал, наконец.
«Век»: А с чего все началось?
- А началось все с того, что мне удалось в конце девяностых организовать концерт на центральной площадке Парка Культуры им. Горького. Тогда впервые на большой сцене вместе со «звездами первой величины» отыграли несколько очень популярных сегодня коллективов, в том числе «Ночные снайперы». Выступая акустическим составом на огромной площадке, они «взорвали» аудиторию на третьей песне! А потом было много молодых исполнителей и групп, которым зачастую я помогал бескорыстно, без контрактов и обязательств. Многие из них попав на большую сцену, уходили в свободное плавание. Можно назвать также группы «Маримба плюс», «Смысловые галлюцинации», «Дети Пикассо». Проработав два года на альтруистической основе, я все-таки решил, что пора зарабатывать на концертном бизнесе.
«Век»: Какие наиболее крупные и интересные мероприятия, проведенные под вашим руководством и с вашим участием, можно назвать?
- Перечисление всех даже основных мероприятий заняло бы слишком много времени, назову самые яркие: концерт композитора Е. Крылатова в ГЦКЗ в 1999 году, все концерты проекта «Рок-Держава» в период с 1999 по 2001 годы, Гала-концерт моего отца Толибхона Шахиди в Большом зале консерватории в 1999 году, большие сборные концерты в Парке Горького, два огромных параллельных фестиваля-марафона по городам Казахстана. Оба с гала-концертом в Алма-Ате: один из которых при участии зарубежных звезд Atomic Kitten и Bosson, а другой с участием ведущих рок-коллективов России в 2003 году, продюсирование и выпуск альбома ансамбля Маримба Плюс и концерт в зале Чайковского в 2004, букинг и пресс-поддержка концерта группы SAXON в Москве, концерты российских артистов в Великобритании, большое количество корпоративных концертов, продюсирование и выпуск альбома «Soloвьиные трели», а также создание и поддержка официального сайта популярного теле- и радиоведущего Владимира Соловьева, супервайзинг и продюсирование саундтрека к фильму «Бой с тенью». А самыми значительными мероприятиями 2006 года я считаю юбилейный авторский концерт моего отца Толибхона Шахиди в концертном зале имени П.И.Чайковского и творческие вечера Владимира Соловьева в концертном зале «МИР».
«Век»: С каким музыкальным направлением вам как продюсеру работать наиболее интересно?
- Мои предпочтения таковы, что я всю жизнь с удовольствием занимался бы только живой музыкой: классикой, этно-роком, джазом, поп-роком. Но реальность диктует свои условия — приходится работать и с популярными жанрами. И здесь я тоже стараюсь добиваться профессиональных высот. Есть много новых идей в самых разных направлениях: фестивали и конкурсы.
«Век»: С какими сложностями приходится сталкиваться в работе над проектом?
- Сложностей много. Главное понять, чего хотят артисты. Если хотят в одночасье стать звездами — проблемы одни, их, конечно, можно решить большими финансовыми вливаниями. Но если цель завоевать рынок оригинальным продуктом, который артист создает искренне, то это долгая и кропотливая, но всегда приятная работа. Важным моментом в работе с артистом является его доверие к тому, что делает продюсер. Если артист, кроме того, что занимается творчеством, начинает интересоваться тем, как и зачем продюсер делает тот или иной шаг, и хуже того, начинает иногда настаивать, тогда надо либо прекратить работу сразу, либо подписать дополнительное соглашение о том, что артист в начале карьеры имеет право только совещательного голоса.
«Век»: Сложился ли в России институт продюсеров?
- Нет, конечно. Нет ни правильного образования, ни настоящих педагогов. Есть известные музыкальные журналисты и бывшие программные директоры, которые преподают на курсах, но преподавать теорию — это маленькая часть обучения. Надо практиковать, а вот это тяжело до тех пор, пока артистами будут становиться не профессионалы, а те, у кого денег больше. Более того, мне кажется, что продюсером в полной мере может стать человек как минимум с двумя образованиями: профессиональным музыкальным и экономическим.
«Век»: Существует ли национальная специфика в шоу-бизнесе?
- Российский шоу-бизнес — это сплошная «специфика»: пираты, бестолковые артисты, нечистоплотные промоутеры, одни и те же артисты на центральных каналах, нет новых интересных проектов, нецивилизованный концертный бизнес и т.д. Я другого не пойму… Почему артисты сами не помогают молодым начинающим музыкантам, как это в свое время делала Алла Пугачева?
«Век»: У нас в России существует мнение, что пробиться музыканту на западную сцену практически невозможно. А вы как считаете?
- Почему невозможно? Классическая музыка доказала, что еще как возможно. И многие наши музыканты на порядок выше западных. Вот Вам и ответ: чем выше профессионализм артиста, тем больше шансов попасть на международный рынок. Русская скрипичная, фортепианная и композиторская школы - сильнейшие в мире.
«Век»: Как вы считаете, какую часть прибыли пираты крадут у артиста, продавая нелицензионные диски?
- Подсчитать сложно, но это около 70 процентов. Тут проблема в другом: если бы законодательная база по правам интеллектуальной собственности была на уровне западной, пиратов давно бы уже не было. Некоторые сайты в сети интернет давно предлагают больше легальных продаж, чем носители. К сожалению, мы как-то сразу миновали этап цивилизованного музыкального рынка и перешли на продажу произведений через Интернет и распространение музыки для телефонов, не обращая внимания на то, законно это или нет. И здесь, конечно, огромное количество пиратов, но этот рынок чуть легче контролировать.
«Век»: Как вы думаете, почему российские композиторы сейчас практически не представлены на мировой сцене, тогда как в 19 и 20 веке русские композиторы были популярны в мире?
- Не согласен. Сейчас много современной российской музыки исполняется за рубежом. Часто российские исполнители показывают на Западе, в Америке, в Японии и в других странах произведения наших соотечественников. И в большинстве случаев, очень успешно. Не реже западные дирижеры и солисты интересуются современной музыкой, например, московской композиторской школы, к коим я причисляю своего отца. Его исполняют по всему миру.
«Век»: Вы помогаете одному из лучших пианистов современности Денису Мацуеву. Как давно Вы работаете с ним? И вообще, выгодно ли сегодня быть администратором исполнителя классической музыки?
- Находиться рядом и работать с одним из лучших пианистов современности - это большое и ни с чем не сравнимое удовольствие. На одном из последних концертов, (вечер, посвященный юбилею профессора С. Доренского, - авт.), Денис великолепно исполнил фортепианный концерт Ф.Листа. Это была игра настоящего музыканта, достигшего совершенства во всех смыслах. Я очень внимательно всегда слушаю выступления Дениса и, поверьте, ни в музыкальном плане (к которому можно отнести и чувство формы, и духовное проникновение, и способность чувствовать и передавать настроения, — авт.), ни в технике исполнения, хотя на его уровне этого уже не замечаешь, равных ему сейчас не найти. Он очень уверенно подходит к вершине российской культуры и достойно представляет ее на международной сцене.
«Век»: Ваш отец Толибхон Шахиди известный композитор, ученик А. Хачатуряна, автор опер, балетов, симфоний, концертов. Расскажите подробней о нем как о композиторе и человеке.
- Мой отец для меня является ярким примером для подражания. Соединяя в своем творчестве традиции таджикской национальной культуры и московскую школу, он сумел создать неповторимый музыкальный язык и оригинальные, часто революционные формы. Папа живет в Душанбе, но часто гастролирует по России и за рубежом, его произведения с неизменным успехом исполняют в разных уголках земного шара. Только в 2003-2005 годах прошли концерты в Москве, Ростове-на-Дону, а также в Иране, Канаде, США, во Франции и Англии. В разное время его произведения исполняли самые известные дирижеры и солисты: Валерий Гергиев, Yo Yo Ma, В. Федосеев, А. Ведерников и БСО им. Чайковского, Бостонский и Филадельфийский симфонические оркестры. Я с удовольствием издаю его музыку на CD, устраиваю ему концерты.
«Век»: Какой ваш самый успешный или любимый проект?
- Эти два понятия в моей практике всегда совпадают, потому что я люблю все проекты, за которые берусь. Если чувствую потенциал, если нравится отношение музыкантов к своему делу, и если делают они все на высоком профессиональном уровне и с любовью, безусловно, мне приятно с ними работать. Из последних проектов: прогрессивный этно-рок проект из Казахстана Ulytau, представленный российской публике в прошлом году, певица Ирина Любимски, которую я очень хочу показать в этом году на фестивале «Новая Волна» в Юрмале, и очень крепкие ребята из Беларуси группа J-МОРС. Из классических проектов — пианистка Екатерина Мечетина. Это уже состоявшийся музыкант-профессионал. Она сейчас очень много гастролирует, в ее арсенале более 25 фортепианных концертов и свыше 150 сольных произведений классической музыки. Ее программа - это более 350 часов непрерывного звучания. Вот и представьте себе разницу в подготовке классического музыканта и артиста поп-сцены.
«Век»: А что вы любит слушать на досуге?
- Я смог бы ответить на этот вопрос, если бы у меня был досуг. В машине - это другое. Это могут быть и различные радиостанции, и CD с классической музыкой, и промо-материалы молодых групп. Мне всегда интересно, что происходит в творчестве молодых музыкантов.