Телеканал Культура представляет: "Софья Головкина. Судьба моя балет"
Софья Головкина народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, одна из ведущих балерин Большого театра 3050-х годов, на протяжении сорока лет - бессменный директор Московского академического хореографического училища, которое по ее инициативе было преобразовано в Академию хореографии.
На творческую жизнь Софьи Николаевны Головкиной пришелся прекрасный период: балет был гордостью и политикой государства. И сама она была человеком государственным, - сказал Геннадий Хазанов в документальном фильме Судьба моя - балет. Головкина была человеком своего времени: активной комсомолкой и общественницей, энергичным и властным директором Хореографического училища, преодолевающим любые советские бюрократические препоны. У нее была хорошая черта - она умела поддерживать отношения с властью и пользоваться этими отношениями в интересах дела, которому посвятила жизнь. Как сказала г-жа Головкина о себе в одном из интервью: Я всегда добивалась поставленной цели.
В Большом театре Софья Головкина танцевала с 1933 по 1959 год, исполнив главные партии в трех десятках классических и современных балетов. В Большом театре в те годы была жесткая конкуренция: танцевали такие выдающиеся балерины, как Марина Семенова, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, но даже в таком блистательном созвездии Софья Головкина сумела ярко раскрыть свою артистическую индивидуальность и занять положение одной из ведущих балерин прославленной труппы. Софья Головкина была техничной и, как говорят в театре, надежной и крепкой балериной. Ученица Головкиной, балерина Большого театра Галина Степаненко вспоминает в фильме, посвященном ее педагогу, как Головкина рассказывала, что однажды на гастролях она исполнила 100 фуэте вместо положенных 32-х!
В годы Великой Отечественной войны Софья Головкина оставалась в Москве и танцевала в спектаклях Большого театра, которые тогда шли на сцене филиала (сегодня театр Оперетты). Помещения не отапливались, в трубах замерзала вода, работать было сложно, но балерина мужественно переносила все тяготы военного времени, много выступала в спектаклях театра и с концертами, а по ночам дежурила, как и многие москвичи, на крышах, работала в госпиталях.
Когда я уходила из Большого театра, - рассказала в фильме Софья Головкина. - Я думала, что жизнь окончена без балета я себя не мыслила, потом пришла в Училище, где сама когда-то начинала. Все, что накоплено, пережито, передумано старалась передать ученикам. Это и есть счастье моя жизнь продолжается в моих учениках.
Выдающимся человеком своего поколения назвал Софью Головкину в фильме Судьба моя балет Михаил Горбачев. Первый президент СССР не раз видел Головкину на сцене в годы своей студенческой юности и познакомился лично, когда она возглавляла Хореографическое училище, в котором училась внучка Михаила Сергеевича Горбачева Ксения.
Коллеги Головкиной по Академии хореографического искусства отмечают ее выдающиеся организаторские и административные способности. Она была очень сильным и властным человеком, деятельным и энергичным, который решал серьезнейшие вопросы, - рассказывает ректор МГАХ, профессор Марина Леонова, сменившая Софью Головкину на посту руководителя Академии. - Сегодня я занимаюсь этой работой и понимаю, насколько это сложно. Ученицы Головкиной, балерины Большого театра Наталья Бессмертнова, Алла Михальченко, Галина Степаненко, Мария Александрова вспоминают ее в фильме как педагога требовательного и строгого, но в то же время внимательного и заботливого к своим ученикам.
Она следила за творчеством своих выпускниц, приходила к ним на спектакли в Большой театр, советовала, поддерживала, помогала. Я запомнила Софью Николаевну, - рассказала в фильме Судьба моя балет Галина Степаненко. - Как замечательного и внимательного педагога и человека. Все мы называли ее наша мама. Сама Софья Николаевна переняла азы хореографической педагогики от своих учителей солистов балета Императорских театров и бережно передала их нам, обогатив своим опытом и знаниями.
В фильме принимают участие М. Горбачев, Г. Хазанов, Е. Фарманянц, М. Леонова, Ю. Жданов, Г. Степаненко, М. Александрова. Головкина была талантливым, умным, сильным и добрым директором. Она была человеком на своем месте, - выразил общее мнение участников фильма Михаил Лавровский.
В Большом театре Софья Головкина танцевала с 1933 по 1959 год, исполнив главные партии в трех десятках классических и современных балетов. В Большом театре в те годы была жесткая конкуренция: танцевали такие выдающиеся балерины, как Марина Семенова, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, но даже в таком блистательном созвездии Софья Головкина сумела ярко раскрыть свою артистическую индивидуальность и занять положение одной из ведущих балерин прославленной труппы. Софья Головкина была техничной и, как говорят в театре, надежной и крепкой балериной. Ученица Головкиной, балерина Большого театра Галина Степаненко вспоминает в фильме, посвященном ее педагогу, как Головкина рассказывала, что однажды на гастролях она исполнила 100 фуэте вместо положенных 32-х!
В годы Великой Отечественной войны Софья Головкина оставалась в Москве и танцевала в спектаклях Большого театра, которые тогда шли на сцене филиала (сегодня театр Оперетты). Помещения не отапливались, в трубах замерзала вода, работать было сложно, но балерина мужественно переносила все тяготы военного времени, много выступала в спектаклях театра и с концертами, а по ночам дежурила, как и многие москвичи, на крышах, работала в госпиталях.
Когда я уходила из Большого театра, - рассказала в фильме Софья Головкина. - Я думала, что жизнь окончена без балета я себя не мыслила, потом пришла в Училище, где сама когда-то начинала. Все, что накоплено, пережито, передумано старалась передать ученикам. Это и есть счастье моя жизнь продолжается в моих учениках.
Выдающимся человеком своего поколения назвал Софью Головкину в фильме Судьба моя балет Михаил Горбачев. Первый президент СССР не раз видел Головкину на сцене в годы своей студенческой юности и познакомился лично, когда она возглавляла Хореографическое училище, в котором училась внучка Михаила Сергеевича Горбачева Ксения.
Коллеги Головкиной по Академии хореографического искусства отмечают ее выдающиеся организаторские и административные способности. Она была очень сильным и властным человеком, деятельным и энергичным, который решал серьезнейшие вопросы, - рассказывает ректор МГАХ, профессор Марина Леонова, сменившая Софью Головкину на посту руководителя Академии. - Сегодня я занимаюсь этой работой и понимаю, насколько это сложно. Ученицы Головкиной, балерины Большого театра Наталья Бессмертнова, Алла Михальченко, Галина Степаненко, Мария Александрова вспоминают ее в фильме как педагога требовательного и строгого, но в то же время внимательного и заботливого к своим ученикам.
Она следила за творчеством своих выпускниц, приходила к ним на спектакли в Большой театр, советовала, поддерживала, помогала. Я запомнила Софью Николаевну, - рассказала в фильме Судьба моя балет Галина Степаненко. - Как замечательного и внимательного педагога и человека. Все мы называли ее наша мама. Сама Софья Николаевна переняла азы хореографической педагогики от своих учителей солистов балета Императорских театров и бережно передала их нам, обогатив своим опытом и знаниями.
В фильме принимают участие М. Горбачев, Г. Хазанов, Е. Фарманянц, М. Леонова, Ю. Жданов, Г. Степаненко, М. Александрова. Головкина была талантливым, умным, сильным и добрым директором. Она была человеком на своем месте, - выразил общее мнение участников фильма Михаил Лавровский.