Анастасия Бакурина — 20.01.2015 15:27

Торговля здоровьем идет на поток

Федеральные больницы сокращают объем бесплатных услуг после модернизации. По данным Счетной палаты, количество платных больных в некоторых медучреждениях доходит до 85%. Минздрав РФ предлагает россиянам докупать необходимые услуги, заведя полис ОМС+. Очередной гвоздь в гроб бесплатной медицины от министра Вероники Скворцовой?

Аудиторы Счетной палаты выяснили: участие федеральных медицинских организаций в оказании бесплатной помощи населению в 2013 - 2014 годах было крайне ограниченным. И хотя, как сообщает РБК, из Федерального фонда ОМС ранее были выделены около 25 млрд. рублей на модернизацию больниц, подведомственных Минздраву, ФМБА и РАМН, – это не повысило, как ожидалось, ни качество, ни доступность медпомощи. Зато, вопреки всякой логике, резко вырос список платных услуг. Кроме того, проверяющие зафиксировали множество нарушений: одни учреждения не докупили медоборудование или нарушили при закупках закон о конкуренции, другие не выполнили планы по ремонту. Обязательства Минздрава по внедрению компонентов единого информационного пространства в здравоохранении также оказались не выполненными, указали в Счетной палате.
Как сообщалось ранее, расходы на медобслуживание населения будут увеличены. «Общий объем доходов бюджета Фонда ОМС утвержден на 2015 год в сумме 1 632,3 миллиарда рублей, на 2016 год - 1 706,5 миллиарда рублей, на 2017 год - 1 804,1 миллиарда рублей. Только за 2015 год по сравнению с 2014 годом доходы возрастут на 392,2 миллиарда рублей, или на 32%, а в плановый период еще на 172 миллиарда рублей (на 11%)», - заявлял пресс-секретарь Минздрава Олег Салагай.
Вот только в какие кисельные берега текут эти растущие транши, если платная медицина в стране уже вот-вот совсем выдавит бесплатную? Да еще Минздрав выдал новую идею, предлагая россиянам доплачивать за медуслуги сверх полиса ОМС и перечня госгарантий, приобретая дополнительный полис – так называемый ОМС+. По мнению ведомства, новая бумажка «позволит легализовать теневые соплатежи населения в сфере бесплатной медицины». То есть клиники, работающие в рамках этой системы, не смогут принимать пациентов за наличный расчет. А стоимость ОМС+ будет зависеть от уровня ответственности гражданина за свое здоровье: своевременно ли он, скажем, проходит диспансеризацию, имеет ли вредные привычки и т.п. Все это уже прописано в проекте «Стратегии развития здравоохранения РФ на 2015-2030 гг.» от Минздрава РФ.
Примечательно, что Общественный совет ведомства на заседании в конце декабря хотя в целом и одобрил проект, однако не успел детально ознакомиться с документом. Тем не менее, по словам членов совета, которые приводит «Коммерсант», они получили от министра здравоохранения Вероники Скворцовой «настойчивое предложение его принять».
Медицинские страховщики, через чьи счета пойдут огромные суммы, безусловно, с восторгом приняли идею Минздрава, однако, не преминули поторговаться. По данным газеты, страховые компании направили в ведомство свои замечания: в частности, их не устраивает запрет платить за медуслуги наличными, что «сохраняло бы возможность проведения деятельности по ДМС», а также применение подушевого норматива финансирования при оказании амбулаторной медпомощи, поскольку это «противоречит принципам страхования и является извращенной формой сметного финансирования» и приводит к необоснованному расходованию средств.
Эксперты опасаются: фактически речь идет о ручном управлении, когда страховщики наделяются правом самостоятельно решать, что является платным, что бесплатным. К тому же есть опасения, что произойдет перекос, при котором медуслуги из списка ОМС перетекут в перечень дополнительного платного полиса. Как пояснил «Веку» президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский, россиянам предлагается вернуться к практике монополисов, как это было 10 лет назад.
«Президент Путин указал завершить переход к страховой медицине в 2015 году, но то, что мы видим в Стратегии, – это не страхование. Потому что никакого дополнительного покрытия страховых рисков или управления ими здесь не происходит. Страховые компании у нас только называются страховыми, на самом деле - это муляж. Надо продолжать развивать именно государственное страхование. А в документе прописано: давайте мы дадим им налоговые льготы и за счет этого расширим страховой пакет», - возмущен эксперт.
Саверский напоминает: в Конституции РФ говорится о том, что медицинская помощь в ГУ и МУ оказывается гражданам бесплатно, за счет бюджетных, страховых и иных поступлений. «Минздрав с помощью ОМС+ решает обойти Конституцию, видимо, надеясь, что никто не разберется, что эти взносы не страховые. Это очередной маневр в сторону платных услуг. Страховые компании из «паразитов», живущих в системе, для которой они абсолютно инородны, вдруг превращаются в структуру, которая будет принимать решения, причем, по весьма деликатным вопросам: какому пациенту какая услуга нужна, за какие деньги и на каких условиях. То есть они становятся краеугольным камнем системы, который будет принимать решения. Эту функцию отнимают у медицинских организаций, и сейчас страховщики будут управлять всей платной медпомощью. Понятно, что сыграло лобби страховых компаний, но они совершенно не готовы к этой функции. Это будут сплошные скандалы и суды – отрасль станет просто неуправляемой. Между государством и его учреждениями появится управляющая прослойка, я вообще не понимаю, что они делают в Минздраве!»
Основатель ОМС в России Владимир Гришин также критикует идею о допстраховании – он считает, что стратегической задачей Минздрава на ближайшие десять лет должно стать сокращение уровня платности на 10%. «Всем была бы ясна задача понизить уровень платности, например, с 400 млрд. до 300 завтра, а послезавтра до 200 млрд. рублей, это было бы ощутимо для кошелька каждого, - заявил эксперт в эфире «Русской службы новостей». - В 1990 году уровень платности был 3%. Сейчас каждый четвертый рубль в отрасли идет за счет платных медицинских услуг. А с учетом затрат на медикаменты – каждый третий. Это больше триллиона рублей, и уровень платности – где-то 550 млрд. рублей. Мы пришли за эти 25 лет к серьезному прогрессу в развитии платных медуслуг, к сожалению».
Тем не менее, планируется, что Стратегия Минздрава все же будет утверждена на заседании Общественного совета ведомства 28 января. Вполне вероятно, это вызовет новую буру негодования работников отрасли, которые не довольны переходом на систему финансирования в рамках ОМС. Напомним, после перехода на эту систему служб «скорой помощи» врачи и фельдшеры в Уфе объявили голодовку – они стали получать меньшие зарплаты, однако вынуждены были работать с перегрузками.
Столичные медики вышли на улицы после того, как была запущена пресловутая реформа в сфере здравоохранения: «оптимизация» Минздрава привела к закрытию больниц, роддомов и массовому сокращению врачей по всей стране. 2 ноября в Москве несколько тысяч человек вышли на митинг против «дикой реорганизации» отрасли; 30 ноября по этому же поводу московские медики провели акцию протеста у спорткомплекса «Олимпийский». В начале декабря общественность взбудоражила новость о том, что врачи могут лишиться муниципального жилья – несколько недель активисты протестовали против этого, разбив палаточный лагерь у офиса «Единой России» в Банном переулке. 23 декабря участники акции перекрыли Тверскую улицу, растянув баннер с надписью «Верните нам социальное жилье!», а чуть ранее два десятка митингующих пытались взять «штурмом» здание московского департамента городского имущества. Против «скворцовщины» как опасного диагноза для отрасли массово выступили медики Санкт-Петербурга, Иванова, Иркутска, Ижевска, Мурманской и Тверской областей.
На фоне всеобщего медицинского протеста, невыносимо низких зарплат медперсонала, закрытия больниц, слияния разнонаправленных медучреждений, сокращения койко-мест и врачей министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова вещает о том, что «оптимизация - это всего лишь речевой штамп для обозначения комплекса мероприятий, цель которых - повышение доступности и качества медицинской помощи». «Мы калибруем систему, задаем новые значения в системе координат, исходя из «дорожных карт» регионов и их особенностей, специфики развития», - отмечает начальник эскулапов и больничек командир. Труднопереводимая для простого обывателя игра слов, видимо, должна объяснить, отчего в отрасли бардак, отчего мы разгоняем врачей и отчего от нашего Минздрава за версту несет желанием угробить нацию?
А ведь когда Вероника Игоревна только заняла кресло министра в мае 2012 года (после ухода оскандалившейся Татьяны Голиковой), многие радовались: наконец-то отраслью займется врач в пятом поколении, из «своих». Однако такого позора отечественная медицина не знала ни при «мадам Арбидол», ни даже при критикуемом всеми Михаиле Зурабове. По итогам минувшего года международное агентство Bloomberg составило рейтинг эффективности систем здравоохранения в 51 стране, и Россия заняла там последнее место.
По данным издания «Советская Россия», «скворцовский Минздрав опубликовал информацию о средней зарплате российских медиков в 36 тысяч рублей, но на самом деле зарплаты подавляющего большинства медработников – от 7 до 19 тысяч рублей, а больше 10 тысяч рублей получают лишь те, кто работает на 1,5-2 ставки».
Все переходит на платную основу: цинично сворачиваются госпрограммы помощи тяжело больным, сокращается список лекарств, входящих в перечень ЖНВЛП, дотянуться до врача-профессионала становится все сложнее.
«Для льготного обеспечения лекарствами на этот год государством закуплены антибиотики только в виде дженериков производства Китая, Индии, Никарагуа, - приводит пример директор благотворительного фонда для помощи больным муковисцидозом «Кислород» Майя Сонина. - Напомню, что при «нашем» муковисцидозе и при других тяжелых хронических заболеваниях, когда антибиотики нужны пожизненно, дешевые дженерики неэффективны и даже опасны. Но стране надо экономить!
Также изменены критерии постановки на инвалидность с перечнем инвалидизирующих заболеваний. Для больных муковисцидозом юридические предпосылки для инвалидности будут только в случае наличия дыхательной недостаточности. Это означает, что, по сути, сначала человека надо довести до гипоксии, то есть, фактически, до терминальной стадии, и только потом он может считаться инвалидом. Это, как вы понимаете, тоже в целях экономии средств».
Директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов отмечает: за первые десять дней нового года существенно подросли ценники в российских аптеках. «Лекарства, не вошедшие в перечень ЖНВЛП, увеличились в цене за это время процентов на 15. Об этом знают все. Хуже всего - сваливают друг на друга. Аптеки кивают на производителей. Мол, они повысили входящие цены в рынок. Производители клянутся-божатся, что не меняли цен. Говорят, что искать корень зла нужно в товаропроводящей цепочке - там увеличили наценку. Но тех, кому нужны лекарства, мало волнует, кто или что является причиной. В 2015 году стране надо сделать громадный шаг в сторону полноценной системы лекарственного возмещения…»
Отечественное здравоохранение как будто «сжирает» самое себя. Вот, например, московские власти не исключают, что освобождающиеся в ходе реформы здания больниц будут проданы, а вырученные деньги поступят в Фонд ОМС.
«Мы создаем новое государство с товарно-денежными отношениями, где рынок определяет все, - говорит Александр Саверский. – Но проблема в том, что здравоохранение не регулируется рынком. В Стратегии Минздрава прописано, что у нас уже 38% учреждений здравоохранения практически стали частными. Соответственно, мы рано или поздно придем к тому, что болезнями и страхами будут торговать, на этом будут наживаться. Прибыль на здоровье, бедах и болезнях – то, от чего весь мир пытается уйти. А мы, наоборот, стремимся вернуться в средние века. Многие эксперты уже понимают, что это путь в пропасть. При наличии собственной системы здравоохранения вдруг отдавать ее частникам – это ненормально!»
«Оптимизация здравоохранения идет по стране уже несколько лет. В небольших городах закрываются «нерентабельные» больницы, в деревнях - стационары и так далее, - рассказал «Веку» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. - Несколько лет назад я был в Нарьян-Маре, там построена огромная больница, закуплено современное оборудование – все это из федерального бюджета. Но стоит она пустая и закрытая. А лечиться жители столицы Ненецкого автономного округа ездят в Архангельск – нет врачей, нет расходных материалов, не на что содержать медицинскую технику. Все это относится к местному бюджету, и этих денег нет, как нет и специалистов, желающих трудиться за предлагаемое вознаграждение. Все это хорошо известно в регионах.
В прошедшем году оптимизация здравоохранения пришла и в Москву. И здесь есть две точки зрения, почему же это произошло. Первая - прагматическая. Достаточно наэкономив на регионах, Минздрав перешел к более серьезным проектам и занялся Москвой – самым большим рынком услуг здравоохранения в том числе. Вот уж где можно разгуляться руке оптимизаторов! И эффект будет несравненно выше, чем от любого другого субъекта РФ!
Вторая - конспирологическая. Сколько не ухудшай жизнь в регионах – революционных потрясений это никогда не вызовет. Революции делаются в столицах. И чтобы вывести на улицы толпы озлобленных жителей Москвы, их жизнь нужно сделать нестерпимой. И тут уже все средства хороши. И валютный коллапс, и платные парковки, и оптимизация здравоохранения. Именно сейчас, когда и так все далеко от радужных перспектив, москвичам подбрасывают одно испытание за другим. Может быть, это кому-то действительно нужно?» - задается вопросом политолог.
Ни Вероника Скворцова, ни курирующая здравоохранение вице-премьер Ольга Голодец, судя по всему, не готовы сказать, до какой стадии распада готовы они довести отрасль. На запрос "Века" представители Минздрава РФ пока не ответили. Система остается бездушной, и вложить в нее душу и силы просто некому.

Когда материал был уже опубликован, пресс-служба Минздрава РФ прислала свой комментарий происходящего.

Государственные гарантии оказания медицинской помощи незыблемы

В последнее время в СМИ появляются сообщения со ссылкой на экспертов, комментирующих проект Стратегии развития здравоохранения на 2015 – 2030 гг., о том, что проходящий общественное обсуждение проект Стратегии якобы предусматривает обязанности гражданина по софинансированию той помощи, которая уже гарантирована государством.

Это утверждение не соответствует действительности, в чем легко убедиться при внимательном чтении проекта Стратегии. Установленные в настоящее время государственные гарантии оказания медицинской помощи незыблемы и не будут снижены ни Стратегией, ни какими-то другими документами.

Более того, государственные гарантии не только не снижаются, но и увеличиваются по целому ряду направлений, делая медицинскую помощь более доступной для населения. Число центров и отделений врачей общей практики, составляющих базовый уровень медицинской помощи, с 2009 по 2013 годы увеличилось в 2,5 раза. Создано более 8000 выездных медицинских бригад, которые оснащены портативным диагностическим оборудованием. Беспрецедентное развитие получает профилактика: более 70 млн. наших сограждан (включая более 30 млн. детей) прошли диспансеризацию, что позволило выявить и предупредить у многих из них тяжелые заболевания на ранней стадии, спасая жизни и сохраняя здоровье.

Значительно увеличилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи. Если в 2013 году число пролеченных больных составляло более 500 тыс. пациентов, то в 2014 – более 700 тыс. пациентов.

Растет и экономическая составляющая здравоохранения. Так, объем программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2015 год на 300 млрд. рублей больше, чем в 2014 году. Общий объем доходов бюджета Фонда ОМС также увеличивается на 392,2 млрд. рублей, или на 32% по сравнению с прошлым годом.

Значительно увеличиваются подушевые нормативы финансирования базовой программы, которые составят в 2015 году 8 260,7 руб., что на 18,7% выше предыдущего года, в 2016 году – 8 727,2 руб. (рост на 5,6%), в 2017 году – 9 741,2 руб. (рост на 12%).

Отмечу, что с 2013 года территориальные программы ОМС стали финансироваться на основе единого для всей страны подушевого норматива с учетом численности застрахованного населения и коэффициента дифференциации между регионами. Благодаря этому впервые все территориальные программы ОМС стали бездефицитными по отношению к единому нормативу, а также значительно, более чем в 2 раза с 2011 года, сократились различия в стоимости медицинской помощи одного и того же вида.

В то же время стремительное развитие современной биомедицинской науки позволило разработать и подготовить к внедрению компьютерные технологии индивидуализированного мониторинга здоровья, биомедицинские продукты и методы лечения, применение которых основано на принципах персонифицированной медицины, исследовании генетических особенностей конкретного человека. Технологии, которые сегодня являются «медициной будущего», могут существенно повысить эффективность лечения многих заболеваний. Вместе с тем, ввиду своей ресурсоемкости и, следовательно, высокой стоимости они, не будучи охваченными государственными гарантиями, остаются малодоступными для большинства населения во всех странах мира. Однако экономика не должна становиться препятствием на пути новых технологий, внедряемых в практическое здравоохранение, особенно, если мы говорим о перспективе до 2030 года, которую охватывает проект Стратегии.

Поэтому для того, чтобы сделать инновационные технологии более доступными для граждан, предлагается запланировать в перспективе солидарный механизм финансового обеспечения – дополнительное страхование, называемое в проекте Стратегии «ОМС+». Речь не идет об обязательном соплатеже. Это исключительно добровольная программа, которая дополняет новыми возможностями программу госгарантий и ни в коей мере не предполагает снижения объема медицинской помощи, уже гарантированной государством.

Несмотря на то, что проект Стратегии в целом одобрен Общественным советом, его обсуждение продолжается с привлечением широкого круга экспертов, представителей профессионального и пациентского сообществ.

Мы будем рады, если все, кто заинтересован в развитии отечественного здравоохранения и совершенствовании проекта Стратегии, внимательно ознакомятся с ним и выразят свое мнение, которое будет тщательным образом рассмотрено и учтено при доработке этого важного документа.
Полная версия публикации