Россия готовится к трансформации Болонской системы
В апреле РФ «отключили» от Болонской системы, а еще через месяц в Минобрнауки пришли к выводу, что России следует строить свою собственную систему образования с учетом интересов национальной экономики. Об этом заявил глава ведомства Валерий Фальков.
Участники Болонского процесса
В Болонском процессе участвуют 48 государств, включая страны Евросоюза, Великобританию, Казахстан, Азербайджан, Турцию и ряд других. Не принимают участия в процессе крупнейшие страны Азии — Китай, Индия и Япония, все страны Северной и Южной Америки, а также Африки.
Между тем, европейские вузы подписали соглашения с ведущими американскими и азиатскими университетами, по которым мобильность студентов не ограничена европейскими рамками, и, по сути, в США, Японии, Китае, Австралии и Бразилии ее тоже признают.
РФ присоединилась к процессу в сентябре 2003 года. А 11 апреля 2022 года Россию и Белоруссию исключили из Болонского процесса, через месяц после того, как 185 ректоров российских вузов подписали письмо о поддержке специальной военной операции на Украине.
Не пришлась ко двору
Болонская система — это в первую очередь конвертируемость дипломов, возможность признавать дипломы одной страны в других странах, которые входят в это соглашение. Однако российские дипломы так и стояли особняком, их по сути дела не признали равноправными с европейскими или американскими.
«Болонская система была нужна для интеграции в мировую систему образования и стандартизации образования, которого так и не произошло. Российские дипломы так и не получили полного признания. А эффективность Болонской системы в плане повышение качества образования многие эксперты считают низкой», — отметила декан юридического факультета Финансового университета Гульнара Ручкина.
Проректор Университета государственного и муниципального управления (УГМУ, г. Москва) Александр Белобородов подчеркивает еще один момент: «Практически не выполнялось одно из главных требований Болонского процесса – академическая мобильность учеников и преподавателей. В Болонской системе подразумевалось, что последний год магистратуры студенты учатся в зарубежных университетах, но в России это правило почти не реализовывалось. По сравнению с европейскими вузами в российских всегда был низким уровень совместных программ обучения и научных исследований».
Если в европейские вузы российские студенты ездили довольно часто и успешно, то обмена между университетами внутри России практически не существовало. Даже при переходе из одного вуза в другой студенты были вынуждены досдавать некоторые предметы или проходить отдельные курсы заново.
«Возможностями в рамках обучения по программам двойных дипломов и академических обменов в России пользовалось относительно небольшое число студентов и преподавателей, в основном из Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых городов-миллионников. Эти люди, несомненно, ощутят на себе последствия отказа от участия в Болонском процессе. На подавляющее большинство студентов и преподавателей выход России из Болонской системы не окажет заметного влияния», — уверена директор и учредитель ЧОУ ПО «Санкт-Петербургский технологический колледж» Ольга Воронцова.
Какой будет трансформация образования по новым принципам
Нынешние выпускники вузов – бакалавры, которые хотели бы все-таки отучиться в магистратуре, сейчас в растерянности. Эксперты успокаивают: вероятнее всего, будет объявлен переходный период, позволяющий тем, кто заканчивал бакалавриат, доучиться в магистратуре в рамках того направления, который они выбирали.
Выданные в этом году дипломы бакалавров и магистрантов, конечно, не утратят юридическую силу. Просто в течение многих лет в России будут в ходу разные типы дипломов о высшем образовании. Но так происходит с момента введения двухуровневой системы и сохранившегося специалитета. Другое дело, что бакалавры рискуют оказаться в проигрыше по чисто психологической причине: отношение к ним как к недоспециалистам, если они не окончили магистратуру, может усилиться на фоне роста количества выпускников с дипломами специалистов.
Да и образовательные программы на коленке не переделаешь. Какая бы ни была принята новая система образования, для нее придется составлять новые учебные программы.
Доктор политических наук, профессор кафедры коммуникационных технологий Московского государственного лингвистического университета Александр Чумиков считает: «Сейчас в России провозглашена задача строить новое свое, но никто пока не сказал, порушим мы бакалавриат и магистратуру или нет. Но даже если бы и сказал, то это невозможно порушить за год или за два-три, потому что люди поступили в прошлом году на бакалавриат и в этом поступят — это минимум четыре года. На выход из системы уйдет много лет, и я предполагаю, что просто будет увеличен специалитет, а бакалавриат и магистратура будут сокращены, но не ликвидированы».
Глава Российской академии образования Ольга Васильева поддержала идею о том, что пятилетний специалитет должен занять в структуре программ отечественного высшего образования ведущие позиции. По ее мнению, инженерное, юридическое, педагогическое образование в случае возвращения к пятилетнему обучению только выиграет.
В то же время по ряду направлений, в том числе по программам, ориентированным на иностранных студентов, вполне возможна подготовка по двухуровневой системе.
«Я уже говорила и еще раз повторю, что нам необходимо дать правовую оценку участия России в Болонском процессе, взглянуть на то наследие, которое он нам оставит», - добавила Васильева.
Есть и другая альтернатива — еще в начале года помощник президента РФ Андрей Фурсенко предлагал перейти на образовательные программы по схеме «2+2+2» — шесть лет, но тремя этапами, что дает учащимся гибкую траекторию и возможность выбора.
«Студенты могут поступать в вузы не на конкретную специальность, а в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГСНП), а проучившись в вузе два года, выбрать затем конкретную специальность, направление подготовки. Это, конечно, очень важно для молодых людей – трудно еще в школе определиться с выбором конкретной профессии.
Это очевидно на примере одного из самых масштабных поступлений абитуриентов за последние 25 лет – выбрать поступление на «Экономику» или на «Менеджмент» или на «Государственное и муниципальное управление». Да и в области точных наук школьнику часто трудно определиться – выбирать «Математику и информатику» или «Прикладную математику» или «Информационные технологии» или «Бизнес-информатику», - считает президент Российского университета дружбы народов, академик и вице-президент РАО Владимир Филиппов.
«Вузы должны самостоятельно определиться с выбором модели образования. В любом случае оно должно ориентироваться на потребности российской экономики и, как следствие, рынка труда», - отметила, в свою очередь, Ручкина.
Эксперты единодушны во мнении, что реформы среднего и высшего образования должны быть направлены на достижение результата. Если необходимо по конкретным запросам как можно быстрее подготовить человека на рабочее место, то можно обучить его и за два года. Если есть необходимость в фундаментальном образовании, тогда поможет специалитет.
В Болонском процессе участвуют 48 государств, включая страны Евросоюза, Великобританию, Казахстан, Азербайджан, Турцию и ряд других. Не принимают участия в процессе крупнейшие страны Азии — Китай, Индия и Япония, все страны Северной и Южной Америки, а также Африки.
Между тем, европейские вузы подписали соглашения с ведущими американскими и азиатскими университетами, по которым мобильность студентов не ограничена европейскими рамками, и, по сути, в США, Японии, Китае, Австралии и Бразилии ее тоже признают.
РФ присоединилась к процессу в сентябре 2003 года. А 11 апреля 2022 года Россию и Белоруссию исключили из Болонского процесса, через месяц после того, как 185 ректоров российских вузов подписали письмо о поддержке специальной военной операции на Украине.
Не пришлась ко двору
Болонская система — это в первую очередь конвертируемость дипломов, возможность признавать дипломы одной страны в других странах, которые входят в это соглашение. Однако российские дипломы так и стояли особняком, их по сути дела не признали равноправными с европейскими или американскими.
«Болонская система была нужна для интеграции в мировую систему образования и стандартизации образования, которого так и не произошло. Российские дипломы так и не получили полного признания. А эффективность Болонской системы в плане повышение качества образования многие эксперты считают низкой», — отметила декан юридического факультета Финансового университета Гульнара Ручкина.
Проректор Университета государственного и муниципального управления (УГМУ, г. Москва) Александр Белобородов подчеркивает еще один момент: «Практически не выполнялось одно из главных требований Болонского процесса – академическая мобильность учеников и преподавателей. В Болонской системе подразумевалось, что последний год магистратуры студенты учатся в зарубежных университетах, но в России это правило почти не реализовывалось. По сравнению с европейскими вузами в российских всегда был низким уровень совместных программ обучения и научных исследований».
Если в европейские вузы российские студенты ездили довольно часто и успешно, то обмена между университетами внутри России практически не существовало. Даже при переходе из одного вуза в другой студенты были вынуждены досдавать некоторые предметы или проходить отдельные курсы заново.
«Возможностями в рамках обучения по программам двойных дипломов и академических обменов в России пользовалось относительно небольшое число студентов и преподавателей, в основном из Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых городов-миллионников. Эти люди, несомненно, ощутят на себе последствия отказа от участия в Болонском процессе. На подавляющее большинство студентов и преподавателей выход России из Болонской системы не окажет заметного влияния», — уверена директор и учредитель ЧОУ ПО «Санкт-Петербургский технологический колледж» Ольга Воронцова.
Какой будет трансформация образования по новым принципам
Нынешние выпускники вузов – бакалавры, которые хотели бы все-таки отучиться в магистратуре, сейчас в растерянности. Эксперты успокаивают: вероятнее всего, будет объявлен переходный период, позволяющий тем, кто заканчивал бакалавриат, доучиться в магистратуре в рамках того направления, который они выбирали.
Выданные в этом году дипломы бакалавров и магистрантов, конечно, не утратят юридическую силу. Просто в течение многих лет в России будут в ходу разные типы дипломов о высшем образовании. Но так происходит с момента введения двухуровневой системы и сохранившегося специалитета. Другое дело, что бакалавры рискуют оказаться в проигрыше по чисто психологической причине: отношение к ним как к недоспециалистам, если они не окончили магистратуру, может усилиться на фоне роста количества выпускников с дипломами специалистов.
Да и образовательные программы на коленке не переделаешь. Какая бы ни была принята новая система образования, для нее придется составлять новые учебные программы.
Доктор политических наук, профессор кафедры коммуникационных технологий Московского государственного лингвистического университета Александр Чумиков считает: «Сейчас в России провозглашена задача строить новое свое, но никто пока не сказал, порушим мы бакалавриат и магистратуру или нет. Но даже если бы и сказал, то это невозможно порушить за год или за два-три, потому что люди поступили в прошлом году на бакалавриат и в этом поступят — это минимум четыре года. На выход из системы уйдет много лет, и я предполагаю, что просто будет увеличен специалитет, а бакалавриат и магистратура будут сокращены, но не ликвидированы».
Глава Российской академии образования Ольга Васильева поддержала идею о том, что пятилетний специалитет должен занять в структуре программ отечественного высшего образования ведущие позиции. По ее мнению, инженерное, юридическое, педагогическое образование в случае возвращения к пятилетнему обучению только выиграет.
В то же время по ряду направлений, в том числе по программам, ориентированным на иностранных студентов, вполне возможна подготовка по двухуровневой системе.
«Я уже говорила и еще раз повторю, что нам необходимо дать правовую оценку участия России в Болонском процессе, взглянуть на то наследие, которое он нам оставит», - добавила Васильева.
Есть и другая альтернатива — еще в начале года помощник президента РФ Андрей Фурсенко предлагал перейти на образовательные программы по схеме «2+2+2» — шесть лет, но тремя этапами, что дает учащимся гибкую траекторию и возможность выбора.
«Студенты могут поступать в вузы не на конкретную специальность, а в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГСНП), а проучившись в вузе два года, выбрать затем конкретную специальность, направление подготовки. Это, конечно, очень важно для молодых людей – трудно еще в школе определиться с выбором конкретной профессии.
Это очевидно на примере одного из самых масштабных поступлений абитуриентов за последние 25 лет – выбрать поступление на «Экономику» или на «Менеджмент» или на «Государственное и муниципальное управление». Да и в области точных наук школьнику часто трудно определиться – выбирать «Математику и информатику» или «Прикладную математику» или «Информационные технологии» или «Бизнес-информатику», - считает президент Российского университета дружбы народов, академик и вице-президент РАО Владимир Филиппов.
«Вузы должны самостоятельно определиться с выбором модели образования. В любом случае оно должно ориентироваться на потребности российской экономики и, как следствие, рынка труда», - отметила, в свою очередь, Ручкина.
Эксперты единодушны во мнении, что реформы среднего и высшего образования должны быть направлены на достижение результата. Если необходимо по конкретным запросам как можно быстрее подготовить человека на рабочее место, то можно обучить его и за два года. Если есть необходимость в фундаментальном образовании, тогда поможет специалитет.