Требования для признания судов российскими ужесточат
Появилась новая версия требований по локализации производства судов в РФ для получения господдержки, права на каботаж и работы в Арктике. Более жесткие критерии признания судна российским выставлены для речного флота, рыболовных судов и судов типа «река-море».
Специалисты промышленно-торгового ведомства завершают доработку изменений к постановлению кабмина №719, которое регламентирует требования к локализации судостроения. В нем изложены параметры, которым должны соответствовать суда для предоставления их собственникам бюджетных субвенций, права на осуществление каботажных перевозок, а в перспективе – на транспортировку углеводородов по Севморпути. Как отмечает «КоммерсантЪ», доработка была выполнена после резкой критики предыдущей версии постановления со стороны участников рынка. В первоначальном тексте оговаривались существенные преференции для судов, возводимых на дальневосточной верфи «Звезда». Последнюю сейчас строят «Роснефтегаз», «Роснефть» и «Газпромбанк». В процессе доработки льготы для «Звезды» из документа убрали.
По проекту, российскими могут считаться только суда, которые были достроены, а также прошли ходовые и швартовые испытания, и были непосредственно переданы в эксплуатацию на территории РФ. Для морских судов оговаривается ряд послаблений: на российских верфях достаточно заложить и собрать корпус, а также смонтировать винты, причем последние могут быть изготовлены в государствах Евразийского экономического союза.
Речные суда подвергнутся более строго процедуре признания российскими, равно как и рыболовные суда, корабли класса «река-море», суда для тушения пожаров и земснаряды. Их компоненты должны производиться из материалов, изготовленных в ЕАЭС, также в сообществе должны быть произведены 20 видов оборудования. Эта норма вступит в силу с 2023 года, а уже с лета будущего года судостроители должны будут комплектовать судна как минимум 8 видами оборудования местного происхождения.
Собеседники издания в отрасли говорят, доработанные требования являются избыточными и фактически невыполнимыми. Поскольку построить судно согласно заявленным параметрам сегодня в России практически невозможно, государственное субсидирование прекратится, следствием чего станет банкротство верфей. Тяжелее всего придется коммерческим судостроительным компаниям, которые возводят суда категории «река-море», для использования которых импортируется порядка 40% компонентов и оборудования. Такие суда дешевле будет заказывать на турецких и китайских верфях, резюмируют источники. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров резюмирует, для выполнения всех правительственных требований стоимость рыболовецких судов придется поднять на 15-20%.
По проекту, российскими могут считаться только суда, которые были достроены, а также прошли ходовые и швартовые испытания, и были непосредственно переданы в эксплуатацию на территории РФ. Для морских судов оговаривается ряд послаблений: на российских верфях достаточно заложить и собрать корпус, а также смонтировать винты, причем последние могут быть изготовлены в государствах Евразийского экономического союза.
Речные суда подвергнутся более строго процедуре признания российскими, равно как и рыболовные суда, корабли класса «река-море», суда для тушения пожаров и земснаряды. Их компоненты должны производиться из материалов, изготовленных в ЕАЭС, также в сообществе должны быть произведены 20 видов оборудования. Эта норма вступит в силу с 2023 года, а уже с лета будущего года судостроители должны будут комплектовать судна как минимум 8 видами оборудования местного происхождения.
Собеседники издания в отрасли говорят, доработанные требования являются избыточными и фактически невыполнимыми. Поскольку построить судно согласно заявленным параметрам сегодня в России практически невозможно, государственное субсидирование прекратится, следствием чего станет банкротство верфей. Тяжелее всего придется коммерческим судостроительным компаниям, которые возводят суда категории «река-море», для использования которых импортируется порядка 40% компонентов и оборудования. Такие суда дешевле будет заказывать на турецких и китайских верфях, резюмируют источники. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров резюмирует, для выполнения всех правительственных требований стоимость рыболовецких судов придется поднять на 15-20%.