Троллейбус заехал в тупик
Являясь экологически чистым видом транспорта, троллейбусы долгое время служили нам верой и правдой, перевозя многочисленных пассажиров. Подавляющая часть троллейбусов была произведена в городе Энгельс Саратовской области. Теперь же ЗАО «Тролза» испытывает финансовые трудности и прекратило выпуск продукции…
Даже если в вашем городе троллейбус - самый экологически чистый вид транспорта, отсутствует, наверняка вы понимаете его преимущества. Мягко, удобно, и главное – никаких тебе выхлопных газов. Более 70% всех троллейбусов, эксплуатирующихся в городах России, произведены на ЗАО «Тролза». Основанный в 1868 году в городе Энгельс Саратовской области, завод приостановил свою работу в январе текущего года.
Миллиардные долги, суды, банкротство
По официальным данным, сложная экономическая ситуация на ЗАО «Тролза» возникла в результате нехватки оборотных средств. Раньше на предприятии объясняли, что завод лишь приостановил работу в связи с «традиционной» недозагрузкой в начале года. В правительстве Саратовской области заявляли, что причина в падении спроса муниципалитетов на троллейбусы, хотя работа по привлечению потенциальных заказчиков ведется постоянно.
В декабре прошлого года ЗАО «Тролза» предписывали прекратить сбыт продукции в связи с ее несоответствием требованиям Росстандарта, а уже с начала года сотрудники предприятия ушли в вынужденный отпуск. Службы занятости Энгельса и Саратова готовы к пополнению армии безработных. Исковые требования к заводу и вспомогательным компаниям, таким как ООО «Тролза-маркет», растут как грибы: всего за месяц текущего года сумма требований увеличилась со 134,7 миллионов до 1,8 миллиарда рублей. И это еще далеко не все, в целом долги предприятия, по разным оценкам, достигают пяти миллиардов. 28 мая 2019 года АО «АБ «Россия» подал иски о признании банкротства обеих компаний. По миллиарду рублей с завода взыскивают БМ-банк и ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Производственное оборудование «Тролзы» находится в залоге у банка «Россия».
Беда не приходит одна
В марте по подозрению в даче взятки в особо крупном размере задержан генеральный директор ЗАО «Тролза» Иван Котвицкий. По версии следствия, он и один из его подчиненных пытались подкупить сотрудника налоговой службы взяткой в размере 2 миллиона рублей, дабы тот сократил для них налоговую задолженность более чем вполовину. Преступление было совершенно в 2015 году, инспектор-взяточник сбежал и находится в розыске. Ивану Котвицкому грозят огромные штрафы и от 8 до 15 лет лишения свободы, согласно ч. 5 ст. 291, которую ему инкриминируют.
Но почему так долго ждали? Этим вопросом задался председатель общественного совета при региональном Минпромэнерго Сергей Лисовский: «У меня к правоохранительным органам возникает один вопрос: противоправное деяние якобы было совершено в 2015 году — а почему уголовное дело было возбуждено только сейчас? До этого четыре года что делали? На предприятии приостанавливалось производство, появлялись претензии Росстандарта, теперь вот задержание руководителя — все это наводит на подозрения, что заводом кто-то заинтересовался. Беда, как говорится, не приходит одна. Но я по-прежнему уверен, что власти должны сделать все для сохранения этого предприятия».
Помогут ли заводу?
Власти региона неоднократно обещали сделать все от них зависящее, чтобы ЗАО «Тролза» возобновил работу. Однако дальше обещаний дело не пошло. В мае Минпромторг создал специальную рабочую группу, которая будет заниматься оздоровлением завода. По словам представителей ведомства, они понимают, что предприятие нужно выручать, поэтому на совещании в основном обсуждались вопросы о привлечении денежных средств от новых инвесторов. В июле новым генеральным директором ЗАО «Тролза» назначен Сергей Ключарев, на встрече с коллективом он отметил, что вся его жизнь связана с заводом. На предприятии на разных должностях он проработал более 37 лет. Своей первоочередной задачей Сергей Ключарев видит вывод ЗАО «Тролза» из сложившегося кризисного положения.
Действительно ли власти пытаются спасти предприятие, или только делают вид? Или троллейбусы и вправду больше никому не нужны, и вскоре мы все пересядем на пыхтящие, извергающие клубы дыма, автобусы?
Кто владеет акциями «Тролза»?
Вопрос довольно сложный, и чтобы на него ответить, необходимо углубиться в дебри. Странным, на первый взгляд, образом, ЗАО «Тролза» связано со спикером Госдумы Вячеславом Володиным. С 30 июня 2009 года владельцами акций завода являются ООО «Плещеево» и АО/ООО «Гортранс» (фирма не раз меняла организационно-правовую форму) – у них по 50 процентов акций «Тролзы». В структуре собственников общества «Гортранс» можно проследить в разные годы саратовские структуры, помимо ЗАО «Тролза» это ООО «Плещеево» и НВК БАНК, а также московские АО «Гарда» и ООО «Инвест-холдинг», единственным бенефициаром которого является Лидия Петровна Барабанова – мать Вячеслава Володина.
В декабре 2006 года Барабанова зарегистрировала компанию «Инвест-холдинг», объединившую ряд активов: коммерческую недвижимость в Саратове и Москве, 70 процентов строительной компании, которая занималась застройкой жилого микрорайона «Московский» в Тамбове, и фирму «Городской транспорт». Последней, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит 50 процентов акций троллейбусного завода «Тролза» и компания «Тролза-маркет». Уместно вспомнить, что летом прошлого года Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обнародовал расследование о покупке квартиры в элитном комплексе «Белый лебедь» в Москве Лидией Барабановой. Откуда деньги у спикера Госдумы, который почти всю свою трудовую жизнь был государственным служащим, за исключением лишь девяти месяцев и двух дней? По словам самого Вячеслава Володина, они с матерью являлись акционерами компании «Солнечные продукты», каковые продали своему партнеру Владиславу Бурову еще в 2007 году. Про вышеупомянутые «Гортранс» и «Тролзу» Вячеслав Викторович, по-видимому, скромно умолчал или забыл.
В июне сообщалось, что таки Вячеслав Володин не выдержал и взял под личный контроль ситуацию на предприятии «Тролза», провел встречу с потенциальным инвестором и высказался в том ключе, что завод должен быть сохранен, а в августе сам приехал на завод. Однако производство по-прежнему стоит, хотя заказы есть, несколько десятков троллейбусов ждут в Севастополе, но дальше громких заверений руководителей завода о том, что скоро все наладится, дело не идет.
Кто виноват…
Теперь о том, кто виноват и что делать. «Тролза» далеко не единственный производитель троллейбусов в России. Помимо нее, в стране работает пять троллейбусных заводов, которые, надо полагать, с превеликим удовольствием займут вакантное место. А речь, между прочим, идет не об одной сотне миллионов рублей - заинтересантам побороться есть за что. Тот же «Камаз» умеет делать троллейбусы на батареях - вот это уже работа на перспективу, потому что многокилометровые провода на улицах - прошлый век. Московско-тверское предприятие «Транспортные системы» так и вовсе пустились на хитрость - сделали троллейбус и назвали его «Адмирал», видимо чтобы произвести впечатление на тогдашнего губернатора Севастополя адмирала Сергея Меняйло. Правда, особого развития эта лесть не получила, но старались же!
А что «Тролза»? Трудно недооценивать лоббистские возможности председателя Государственной думы, но если бы дело было только в них, очевидно, продукцию «Тролзы» давным-давно муниципалитеты расхватали бы как горячие пирожки, несмотря на недружественную цену поставок. Но нет - у предприятия серьезные проблемы со сбытом, из-за чего, собственно, оно и пошло ко дну.
Почему? На этот вопрос уже как-то отлично ответил глава «Мосгортранса» Евгений Михайлов: «Скрутки проводов, с которыми приходят даже новые машины, вызывают ужас, равно как и вручную окрашенные кузова, ржавеющие через несколько лет, неудобные для ремонта аккумуляторы и многое другое».
Другими словами, можно не пускать на рынок конкурентов, можно задействовать административный ресурс, можно завышать цены на продукцию, но если ты выпускаешь устаревшее барахло, которое не только не работает, но и обслуживается через пень-колоду... Как вам такой ответ, Вячеслав Викторович?
Миллиардные долги, суды, банкротство
По официальным данным, сложная экономическая ситуация на ЗАО «Тролза» возникла в результате нехватки оборотных средств. Раньше на предприятии объясняли, что завод лишь приостановил работу в связи с «традиционной» недозагрузкой в начале года. В правительстве Саратовской области заявляли, что причина в падении спроса муниципалитетов на троллейбусы, хотя работа по привлечению потенциальных заказчиков ведется постоянно.
В декабре прошлого года ЗАО «Тролза» предписывали прекратить сбыт продукции в связи с ее несоответствием требованиям Росстандарта, а уже с начала года сотрудники предприятия ушли в вынужденный отпуск. Службы занятости Энгельса и Саратова готовы к пополнению армии безработных. Исковые требования к заводу и вспомогательным компаниям, таким как ООО «Тролза-маркет», растут как грибы: всего за месяц текущего года сумма требований увеличилась со 134,7 миллионов до 1,8 миллиарда рублей. И это еще далеко не все, в целом долги предприятия, по разным оценкам, достигают пяти миллиардов. 28 мая 2019 года АО «АБ «Россия» подал иски о признании банкротства обеих компаний. По миллиарду рублей с завода взыскивают БМ-банк и ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Производственное оборудование «Тролзы» находится в залоге у банка «Россия».
Беда не приходит одна
В марте по подозрению в даче взятки в особо крупном размере задержан генеральный директор ЗАО «Тролза» Иван Котвицкий. По версии следствия, он и один из его подчиненных пытались подкупить сотрудника налоговой службы взяткой в размере 2 миллиона рублей, дабы тот сократил для них налоговую задолженность более чем вполовину. Преступление было совершенно в 2015 году, инспектор-взяточник сбежал и находится в розыске. Ивану Котвицкому грозят огромные штрафы и от 8 до 15 лет лишения свободы, согласно ч. 5 ст. 291, которую ему инкриминируют.
Но почему так долго ждали? Этим вопросом задался председатель общественного совета при региональном Минпромэнерго Сергей Лисовский: «У меня к правоохранительным органам возникает один вопрос: противоправное деяние якобы было совершено в 2015 году — а почему уголовное дело было возбуждено только сейчас? До этого четыре года что делали? На предприятии приостанавливалось производство, появлялись претензии Росстандарта, теперь вот задержание руководителя — все это наводит на подозрения, что заводом кто-то заинтересовался. Беда, как говорится, не приходит одна. Но я по-прежнему уверен, что власти должны сделать все для сохранения этого предприятия».
Помогут ли заводу?
Власти региона неоднократно обещали сделать все от них зависящее, чтобы ЗАО «Тролза» возобновил работу. Однако дальше обещаний дело не пошло. В мае Минпромторг создал специальную рабочую группу, которая будет заниматься оздоровлением завода. По словам представителей ведомства, они понимают, что предприятие нужно выручать, поэтому на совещании в основном обсуждались вопросы о привлечении денежных средств от новых инвесторов. В июле новым генеральным директором ЗАО «Тролза» назначен Сергей Ключарев, на встрече с коллективом он отметил, что вся его жизнь связана с заводом. На предприятии на разных должностях он проработал более 37 лет. Своей первоочередной задачей Сергей Ключарев видит вывод ЗАО «Тролза» из сложившегося кризисного положения.
Действительно ли власти пытаются спасти предприятие, или только делают вид? Или троллейбусы и вправду больше никому не нужны, и вскоре мы все пересядем на пыхтящие, извергающие клубы дыма, автобусы?
Кто владеет акциями «Тролза»?
Вопрос довольно сложный, и чтобы на него ответить, необходимо углубиться в дебри. Странным, на первый взгляд, образом, ЗАО «Тролза» связано со спикером Госдумы Вячеславом Володиным. С 30 июня 2009 года владельцами акций завода являются ООО «Плещеево» и АО/ООО «Гортранс» (фирма не раз меняла организационно-правовую форму) – у них по 50 процентов акций «Тролзы». В структуре собственников общества «Гортранс» можно проследить в разные годы саратовские структуры, помимо ЗАО «Тролза» это ООО «Плещеево» и НВК БАНК, а также московские АО «Гарда» и ООО «Инвест-холдинг», единственным бенефициаром которого является Лидия Петровна Барабанова – мать Вячеслава Володина.
В декабре 2006 года Барабанова зарегистрировала компанию «Инвест-холдинг», объединившую ряд активов: коммерческую недвижимость в Саратове и Москве, 70 процентов строительной компании, которая занималась застройкой жилого микрорайона «Московский» в Тамбове, и фирму «Городской транспорт». Последней, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит 50 процентов акций троллейбусного завода «Тролза» и компания «Тролза-маркет». Уместно вспомнить, что летом прошлого года Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обнародовал расследование о покупке квартиры в элитном комплексе «Белый лебедь» в Москве Лидией Барабановой. Откуда деньги у спикера Госдумы, который почти всю свою трудовую жизнь был государственным служащим, за исключением лишь девяти месяцев и двух дней? По словам самого Вячеслава Володина, они с матерью являлись акционерами компании «Солнечные продукты», каковые продали своему партнеру Владиславу Бурову еще в 2007 году. Про вышеупомянутые «Гортранс» и «Тролзу» Вячеслав Викторович, по-видимому, скромно умолчал или забыл.
В июне сообщалось, что таки Вячеслав Володин не выдержал и взял под личный контроль ситуацию на предприятии «Тролза», провел встречу с потенциальным инвестором и высказался в том ключе, что завод должен быть сохранен, а в августе сам приехал на завод. Однако производство по-прежнему стоит, хотя заказы есть, несколько десятков троллейбусов ждут в Севастополе, но дальше громких заверений руководителей завода о том, что скоро все наладится, дело не идет.
Кто виноват…
Теперь о том, кто виноват и что делать. «Тролза» далеко не единственный производитель троллейбусов в России. Помимо нее, в стране работает пять троллейбусных заводов, которые, надо полагать, с превеликим удовольствием займут вакантное место. А речь, между прочим, идет не об одной сотне миллионов рублей - заинтересантам побороться есть за что. Тот же «Камаз» умеет делать троллейбусы на батареях - вот это уже работа на перспективу, потому что многокилометровые провода на улицах - прошлый век. Московско-тверское предприятие «Транспортные системы» так и вовсе пустились на хитрость - сделали троллейбус и назвали его «Адмирал», видимо чтобы произвести впечатление на тогдашнего губернатора Севастополя адмирала Сергея Меняйло. Правда, особого развития эта лесть не получила, но старались же!
А что «Тролза»? Трудно недооценивать лоббистские возможности председателя Государственной думы, но если бы дело было только в них, очевидно, продукцию «Тролзы» давным-давно муниципалитеты расхватали бы как горячие пирожки, несмотря на недружественную цену поставок. Но нет - у предприятия серьезные проблемы со сбытом, из-за чего, собственно, оно и пошло ко дну.
Почему? На этот вопрос уже как-то отлично ответил глава «Мосгортранса» Евгений Михайлов: «Скрутки проводов, с которыми приходят даже новые машины, вызывают ужас, равно как и вручную окрашенные кузова, ржавеющие через несколько лет, неудобные для ремонта аккумуляторы и многое другое».
Другими словами, можно не пускать на рынок конкурентов, можно задействовать административный ресурс, можно завышать цены на продукцию, но если ты выпускаешь устаревшее барахло, которое не только не работает, но и обслуживается через пень-колоду... Как вам такой ответ, Вячеслав Викторович?