Творческое наследие на все времена
Уже полвека минуло с той поры, когда в Москве прошел первый Международный Конкурс имени П. И. Чайковского, в котором приняли участие представители 22 государств.
Идейными вдохновителями Конкурса выступили знаменитые музыканты пианист Эмиль Гилельс и скрипач Давид Ойстрах, а также композитор Дмитрий Шостакович, который возглавлял оргкомитет Конкурса. Сегодня в столице в Большом зале Московской консерватории пройдет концерт с участием молодого виолончелиста Сергея Антонова - победителя XIII Конкурса имени П. И. Чайковского, прошедшего в столице прошлым летом. Кроме того, нынешним вечером на телеканале «Культура» состоится премьера документального фильма «Золотой юбилей». Подробности – у Александра ГЕРАСИМОВА и Екатерины КЛЮЧНИКОВОЙ.
Сегодня, 18 марта, Международный Конкурс имени П. И. Чайковского отмечает юбилей – самому значимому в России музыкальному соревнованию исполняется 50 лет. К этой дате телеканал «Культура» подготовился основательно. Так, 11 марта «Культура» показала цикл программ, где были собраны выступления лучших лауреатов Конкурса. Среди них - Михаил Плетнев, Джон Огдон, Владимир Атлантов, Елена Образцова и многие другие. Заметим, что этот телеканал неразрывно связан с Международным Конкурсом им. П. И. Чайковского и не раз показывал в своем эфире трансляции с самого значимого творческого соревнования страны.
Вспомним, как это было
В документальном фильме режиссера Татьяны Сидоровой «Золотой юбилей», который сегодня вечером выйдет на телеканале «Культура», будут показаны не только победители, но и побежденные, не только избранники жюри, но и «неофициальные» любимцы поклонников Конкурса. О Конкурсе в этой ленте вспоминают Ван Клиберн, Валерий Климов, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, Миша Дихтер, Паскаль Девуайон, Барри Дуглас, Владимир Спиваков. В программе использованы уникальные архивные материалы и многие документы из Дома-музея Чайковского в Клину. Например, оценочные листы С. Рихтера и Г. Нейгауза, фотографии, письма.
Смотрите сегодня:
Вторник, 18 марта// Телеканал «Культура», 20.40// Документальный фильм «Золотой юбилей»
О том, каким этот конкурс представляется его участникам, Екатерина Ключникова побеседовала с Денисом Шаповаловым и Никитой Борисоглебским – лауреатами Конкурса разных лет.
Денис Шаповалов:
- Телеканал «Культура» показывает программы, посвященные Конкурсу им. Чайковского. А сегодня, в день юбилея, на телеканале премьера документального фильма «Золотой юбилей», посвященного этому творческому соревнованию. Когда Вы видите в программе телепередач словосочетание «Конкурс имени Чайковского», какие у Вас возникают ассоциации?
- Ощущение праздника, весенне-летнее настроение. Ожидание чуда и… несбывшиеся надежды.
- Во многих интервью Вы высказывались с обидой по отношению к конкурсу…
- Вот сегодня солнышко вышло, и уже не так обидно (смеется). Скорее я говорил не об обидах, а о разочарованиях. Все прошло. Со временем человек мудрее становится, появляются новые проекты, все забывается. И остается только философское раздумье с легким налетом разочарования. Просто конкурс мало что дал мне в отношении усиления концертной активности. Просто выдали деньги и отобрали виолончель из госколлекции...
Хотя, возможно, это было связано не только с плохой организацией самого конкурса и со мной лично, а еще и со сложной ситуацией в стране… Сейчас все, слава Богу, по-другому. Премии увеличили, стали организовывать какие-то концерты. Все движется.
- На ваш взгляд, на конкурсе возможно объективное судейство?
- А судейство в музыке на конкурсах вообще невозможно. Жаль, что мы не теннисисты, у которых забил мяч, значит выиграл. Там все понятно. А как быть здесь? Есть только один параметр – захватывает исполнение или нет. Талантливый музыкант будет в этом смысле воздействовать на всех одинаково.
Никита Борисоглебский:
- Кто из лауреатов прошлых лет Вам интересен более всего?
- Мне, конечно, нравятся лауреаты самых первых конкурсов. Там были очень яркие личности. Например, Борис Гутников, очень яркий скрипач, в его игре чувствуется советская школа, настоящий скрипичный звук. Из современных скрипачей – это конечно, Гидон Кремер, непревзойденный исполнитель. Но чем ближе к нам конкурсы, тем меньше мне запоминаются победители и выступающие. Очень много азиатских исполнителей, но даже если они интересно играют, я не могу запомнить их имен, их лиц… Помню на прошлом конкурсе был яркий корейский скрипач, но фамилию его я не назову.
- Вы сказали о советской школе. А в чем ее отличие от современной российской скрипачной школы?
- Когда слушаешь хорошего представителя советской школы, то чувствуешь в его игре запас прочности на 300%. Нет даже возможности никакого прокола. Такой надежности нет даже сейчас у музыкантов из Азии, у которых на первом месте техника. Я не знаю, с чем это связано. Может, время такое страшное было, и музыканты полностью погружались в искусство. Посвящали себя творчеству и стремились стать только первыми, самыми лучшими. Они жили своими профессиями. Сейчас же все смягчилось, а на культуру стали меньше обращать внимания. Очень много всяких возможностей и искушений. Можно поехать на конкурс, а можно и не поехать.
- Как Вы отдыхаете?
- Я стараюсь поддерживать себя в физической форме – нужны силы для выступлений. Очень люблю играть в бадминтон. Люблю читать, много посещаю концертов. Когда есть возможность, езжу домой к родителям в Ростовскую область. Но отдыхать много не получается. Все время посвящаю подготовке к следующим выступлениям... Все время занятия. Даже в летнее время не отдыхаю. Когда еду на море, то, конечно, беру с собой скрипку, но там заниматься практически невозможно. Просыпаюсь – и сразу купаться. Но самое сложное - вернуться в форму. У скрипки есть в этом отношении своя специфика: если долго ею не занимаешься, то процесс восстановления очень долгий и трудный. Так что я стараюсь особенно не расслабляться. Даже после участия в Конкурсе имени Чайковского я только неделю позволил себе отдохнуть.
Наша справка:
18 марта 1958 года в Москве стартовал Первый Международный конкурс имени П.И. Чайковского. У его истоков стояли выдающиеся музыканты, среди которых Дмитрий Шостакович и Эмиль Гилельс, Генрих Нейгауз и Давид Ойстрах… На протяжении 50 лет Конкурс открывал новые таланты и завоевывал сердца поклонников классической музыки. Он стал значимым явлением в культурной жизни страны и всего музыкального мира.
Сегодня, 18 марта, Международный Конкурс имени П. И. Чайковского отмечает юбилей – самому значимому в России музыкальному соревнованию исполняется 50 лет. К этой дате телеканал «Культура» подготовился основательно. Так, 11 марта «Культура» показала цикл программ, где были собраны выступления лучших лауреатов Конкурса. Среди них - Михаил Плетнев, Джон Огдон, Владимир Атлантов, Елена Образцова и многие другие. Заметим, что этот телеканал неразрывно связан с Международным Конкурсом им. П. И. Чайковского и не раз показывал в своем эфире трансляции с самого значимого творческого соревнования страны.
Вспомним, как это было
В документальном фильме режиссера Татьяны Сидоровой «Золотой юбилей», который сегодня вечером выйдет на телеканале «Культура», будут показаны не только победители, но и побежденные, не только избранники жюри, но и «неофициальные» любимцы поклонников Конкурса. О Конкурсе в этой ленте вспоминают Ван Клиберн, Валерий Климов, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, Миша Дихтер, Паскаль Девуайон, Барри Дуглас, Владимир Спиваков. В программе использованы уникальные архивные материалы и многие документы из Дома-музея Чайковского в Клину. Например, оценочные листы С. Рихтера и Г. Нейгауза, фотографии, письма.
Смотрите сегодня:
Вторник, 18 марта// Телеканал «Культура», 20.40// Документальный фильм «Золотой юбилей»
О том, каким этот конкурс представляется его участникам, Екатерина Ключникова побеседовала с Денисом Шаповаловым и Никитой Борисоглебским – лауреатами Конкурса разных лет.
Денис Шаповалов:
- Телеканал «Культура» показывает программы, посвященные Конкурсу им. Чайковского. А сегодня, в день юбилея, на телеканале премьера документального фильма «Золотой юбилей», посвященного этому творческому соревнованию. Когда Вы видите в программе телепередач словосочетание «Конкурс имени Чайковского», какие у Вас возникают ассоциации?
- Ощущение праздника, весенне-летнее настроение. Ожидание чуда и… несбывшиеся надежды.
- Во многих интервью Вы высказывались с обидой по отношению к конкурсу…
- Вот сегодня солнышко вышло, и уже не так обидно (смеется). Скорее я говорил не об обидах, а о разочарованиях. Все прошло. Со временем человек мудрее становится, появляются новые проекты, все забывается. И остается только философское раздумье с легким налетом разочарования. Просто конкурс мало что дал мне в отношении усиления концертной активности. Просто выдали деньги и отобрали виолончель из госколлекции...
Хотя, возможно, это было связано не только с плохой организацией самого конкурса и со мной лично, а еще и со сложной ситуацией в стране… Сейчас все, слава Богу, по-другому. Премии увеличили, стали организовывать какие-то концерты. Все движется.
- На ваш взгляд, на конкурсе возможно объективное судейство?
- А судейство в музыке на конкурсах вообще невозможно. Жаль, что мы не теннисисты, у которых забил мяч, значит выиграл. Там все понятно. А как быть здесь? Есть только один параметр – захватывает исполнение или нет. Талантливый музыкант будет в этом смысле воздействовать на всех одинаково.
Никита Борисоглебский:
- Кто из лауреатов прошлых лет Вам интересен более всего?
- Мне, конечно, нравятся лауреаты самых первых конкурсов. Там были очень яркие личности. Например, Борис Гутников, очень яркий скрипач, в его игре чувствуется советская школа, настоящий скрипичный звук. Из современных скрипачей – это конечно, Гидон Кремер, непревзойденный исполнитель. Но чем ближе к нам конкурсы, тем меньше мне запоминаются победители и выступающие. Очень много азиатских исполнителей, но даже если они интересно играют, я не могу запомнить их имен, их лиц… Помню на прошлом конкурсе был яркий корейский скрипач, но фамилию его я не назову.
- Вы сказали о советской школе. А в чем ее отличие от современной российской скрипачной школы?
- Когда слушаешь хорошего представителя советской школы, то чувствуешь в его игре запас прочности на 300%. Нет даже возможности никакого прокола. Такой надежности нет даже сейчас у музыкантов из Азии, у которых на первом месте техника. Я не знаю, с чем это связано. Может, время такое страшное было, и музыканты полностью погружались в искусство. Посвящали себя творчеству и стремились стать только первыми, самыми лучшими. Они жили своими профессиями. Сейчас же все смягчилось, а на культуру стали меньше обращать внимания. Очень много всяких возможностей и искушений. Можно поехать на конкурс, а можно и не поехать.
- Как Вы отдыхаете?
- Я стараюсь поддерживать себя в физической форме – нужны силы для выступлений. Очень люблю играть в бадминтон. Люблю читать, много посещаю концертов. Когда есть возможность, езжу домой к родителям в Ростовскую область. Но отдыхать много не получается. Все время посвящаю подготовке к следующим выступлениям... Все время занятия. Даже в летнее время не отдыхаю. Когда еду на море, то, конечно, беру с собой скрипку, но там заниматься практически невозможно. Просыпаюсь – и сразу купаться. Но самое сложное - вернуться в форму. У скрипки есть в этом отношении своя специфика: если долго ею не занимаешься, то процесс восстановления очень долгий и трудный. Так что я стараюсь особенно не расслабляться. Даже после участия в Конкурсе имени Чайковского я только неделю позволил себе отдохнуть.
Наша справка:
18 марта 1958 года в Москве стартовал Первый Международный конкурс имени П.И. Чайковского. У его истоков стояли выдающиеся музыканты, среди которых Дмитрий Шостакович и Эмиль Гилельс, Генрих Нейгауз и Давид Ойстрах… На протяжении 50 лет Конкурс открывал новые таланты и завоевывал сердца поклонников классической музыки. Он стал значимым явлением в культурной жизни страны и всего музыкального мира.