Валерий Мусинов — 14.09.2007 10:24

У нового премьера – наследство хоть куда!

В том, что кандидатура Виктора Зубкова уже бывшего главы Росфинмониторинга, предложенная в среду президентом Владимиром Путиным на высокий пост, наберет в нижней палате парламента простое большинство (226) голосов, не сомневается никто – ни аналитики, ни политики, ни сами депутаты.

А накануне стало известно о том, что 12 сентября, за два часа до своей отставки Михаил Фрадков на закрытом совещании в московской налоговой инспекции №46, посвященном проблемам администрирования НДС, выдал ФНС своеобразную индульгенцию, позволяющую не выполнить в 2007 году план по сбору НДС.

Любопытно, что еще две недели назад, как напоминает РБК daily, на заседании правительства риторика, касающаяся налоговых сборов, была более жесткой. Тогда фискалов отчитали за недобор в январе-июне нынешнего года НДС в объеме 49,5 млрд. рублей.

Однако 12 сентября глава ФНС Михаил Мокрецов, заявив, что налоговики смогут в 2007 году собрать только 1,1 трлн. рублей НДС вместо запланированных 1,3 трлн. рублей, пояснил, что Минфин при планировании поступлений в нынешнем году НДС в федеральный бюджет допустил ошибку – предположив, что экономика в 2007 году вырастет на 6-7%, ведомство Алексея Кудрина запланировало рост поступлений НДС аж на 20%.

Смягчение риторики Михаила Фрадкова накануне своей отставки, как полагают аналитики, связано с тем, что в нынешнем году профицит бюджета позволяет говорить о том, что в казне достаточно денег, поскольку и поступления налога на прибыль, и ресурсные платежи превышают и прошлогодние показатели, и запланированные на 2007 год, а со сбором НДС успешно справляется Федеральная таможенная служба.

Впрочем, однозначно утверждать, что правительство Михаила Фрадкова может похвастаться одними только достижениями в своей работе, было бы неверно. Уходя в отставку, прежний кабинет министров оставил по себе и недобрую память. В частности, знаменитый закон №122 о монетизации льгот, который вывел на улицы миллионы пенсионеров. Ответственность за проваленный, по сути дела, эксперимент по замене льгот денежными компенсациями вскоре возложили на главу Минздравсоцразвития Михаила Зурабова, согласившегося, видимо, выполнить роль жертвенной овцы, однако пожилым людям от этого не стало легче, поскольку в рамках этого закона вскоре оказалась проваленной и программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготной категории граждан, а это оказалось посерьезнее неразберихи с бесплатным проездом на общественном транспорте или льготным тарифом на услуги ЖКХ, которая наблюдалась в 2004 году сразу после вступления указанного закона в силу.

Вскоре всю Россию потряс принятый правительством Михаила Фрадкова закон №102 «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртсодержащей продукции», согласно которому с 1 января 2006 года в отрасли была введена единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) учета алкоголя. Неразбериха между ведомствами, ответственными за внедрение этой системы (напомним, что данная работа была поручена Минфину, Минэкономразвития, Минсельхозу и ФНСМ), а также та по спешность, с которой недоработанная, по сути, ЕГАИС была внедрена, привели летом 2006 года к настоящему алкогольному кризису – предприятия отрасли встали, а полки магазинов оказались полупустыми. Многие тогда вспомнили приснопамятный 1985 год и последствия, к которым привела объявленная президентом СССР Михаилом Горбачевым борьба с пьянством и алкоголизмом.

Заметим, что ЕГАИС до сих пор не внедрена, более того, недавно правительство Михаила Фрадкова приняло решение перенести дату ее окончательного введения в действие на 2008 год. Иными словами, расписавшись в своем бессилии, кабинет министров оставил принятие окончательного решения по этому вопросу за новым правительством и новым президентом России.

Не завершило правительство реализацию и ряда национальных проектов, а также реформу ЖКХ. Более того, многие эксперты сейчас сомневаются в том, а стоит ли их вообще завершать. «Все реформы правительства Фрадкова находятся в подвешенном состоянии, - заявил «Газете.RU» эксперт Московского центра Карнеги Алексей Сидоренко. – И однозначно оценить их весьма трудно».

Понимая, видимо, какое наследство ему достается, Виктор Зубков вчера на встрече в Госдуме с депутатами дал понять, что в новом составе правительства не будет скомпрометировавших себя министров, тех, чей вид вызывает отторжение у людей. В той или иной интерпретации эти слова кандидата на пост премьер-министра журналистам озвучили первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников, представитель фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков и ряд других парламентариев.

Аналитики тут же сошлись во мнении, что, хотя 80% нынешнего состава правительства и вернется на свои места, но первыми кандидатами на вылет являются и.о. главы Минздравсоцразвития Михаил Зурабов и и. о. главы Минэкономразвития Герман Греф. Первый, как уже отмечалось, назначен виновным за провал социальных реформ, а недовольство работой второго недавно высказал президент Владимир Путин.

Понимая всю шаткость своего положения, Михаил Зурабов накануне своего летнего отпуска попрощался со своими подчиненными и сообщил о скором уходе, а Герман Греф в последнее время не один раз заявлял, что хотел бы поработать в бизнес-структурах, чтобы посмотреть, «как все работает изнутри».

Впрочем, чиновники, знающие Виктора Зубкова, как человека жесткого и, к тому же, пользующегося поддержкой Владимира Путина, не исключают, что в правительстве могут произойти и другие кадровые изменения, которые помогут новому премьер-министру в президентских выборах 2008 года. А в том, что Виктор Зубков будет баллотироваться на пост главы государства, уже многие не сомневаются…

Полная версия публикации