У Хакасии отняли бюджет
30 июля 5-й апелляционный суд общей юрисдикции в Новосибирске оставил в силе решение Верховного суда Хакасии о признании недействующим закона о республиканском бюджете. С этого момента и до принятия нового закона все государственные платежи в республике приостанавливаются.
О ситуации с бюджетом
Ситуацию, беспрецедентную для российских регионов, инициировал прокурор Хакасии Сергей Фирсов, прибывший в республику по назначению президента РФ Владимира Путина в декабре 2020 года. За полгода работы Фирсов успел отметиться сразу четырьмя исками против регионального парламента.
Самым грандиозным из них стал иск о незаконности регионального бюджета. Может быть, это совпадение и никаких особых указаний не было, а прокурор показывал трудовое рвение, но как объяснить тот факт, что бюджет был принят 9 декабря 2020 года, Фирсов назначен 10 декабря, а уже в январе 2021 года прокуратура установила, что принятый региональный закон противоречит федеральному законодательству. В связи с этим был вынесен протест, который 27 января депутаты отклонили на сессии Верховного Совета республики.
В феврале глава надзорного ведомства подал иск к Верховному Совету Республики Хакасия, в котором утверждает, что дефицит бюджета составляет 19% от налоговых и неналоговых доходов вместо допустимых 15% по Бюджетному кодексу РФ, а объем госдолга региона превышает верхний возможный предел.
Против удовлетворения иска выступили депутаты республики и представители регионального правительства. Они отметили, что по федеральному закону дефицит бюджетов разного уровня может превышать ограничения, если он равен сумме затрат на мероприятия по борьбе с коронавирусом. Чиновники представили доказательства того, что допустимое превышение как раз и связано с расходами на профилактику инфекции, плюс погашение бюджетного кредита.
Также в правительстве РХ уточнили, что, действительно, Хакасия при подготовке бюджета на текущий год была вынуждена пойти на нарушение бюджетного законодательства, но об этом неоднократно были проинформированы Минфин РФ, правительство РФ и президент РФ.
Бюджетный дефицит Хакасия наращивает на протяжении 10 лет. Как следствие, растет государственный долг - республика вынуждена брать кредиты, чтобы покрывать дефицит, платить зарплаты и пособия. Бюджет республики не сбалансирован, дефицит собственных доходов составляет более 10 млрд. рублей. Бюджетный кризис невозможно разрешить без участия федерального центра - такова позиция правительства Хакасии.
Вместе с тем в начале июня депутаты приняли поправки к бюджету, согласно которым дефицит сократился до 117,2 млн. рублей, доходная часть составляет 43,3 млрд. рублей, расходная — 43,4 млрд. рублей. В июле депутаты внесли изменения в отдельные статьи закона о бюджете.
«Однако иск прокуратуры был составлен так, что оспаривались не отдельные положения закона, а нормативный акт целиком», - уточняют в пресс-службе региона. Поэтому решение Верховного суда означает отмену республиканского закона о бюджете несмотря на то, что изменения в него были внесены. Таким образом, Верховный суд Хакасии, как и Пятый апелляционный суд в Новосибирске, встал на сторону прокурора Фирсова.
По факту бюджет, который был принят в декабре, сегодня признан полностью незаконным документом. Отсюда следует, что все финансовые решения, принимавшиеся в течение 2021 года, по сути, недействительны и могут стать предметом серьезных разбирательств. Возможно, судебных.
Не паниковать
Впрочем, сейчас жителей Хакасии интересует не столько история этого вопроса, сколько будущее республики. Потому как непонятно, каким образом регион будет жить без бюджета.
В правительстве Хакасии утверждают, что намерены просить о созыве экстренной сессии парламента для рассмотрения проекта нового бюджета. До тех пор любые государственные платежи в республике будут приостановлены.
«Все социальные обязательства перед жителями Хакасии будут выполнены: будут выплачиваться зарплаты, пособия, будут выполняться национальные проекты. Главное, как можно скорее внести проект нового бюджета на рассмотрение Верховного Совета республики и собрать экстренную сессию для его рассмотрения и принятия. Правительство сейчас плотно работает с парламентом в этом направлении», - цитирует пресс-служба главу Республики Хакасия Валентина Коновалова.
Заместитель председателя Верховного Совета Хакасии, глава конституционного комитета Светлана Могилина считает, что «прокуратура имела возможность оспорить бюджет только в части дефицита и госдолга. Потому что бюджет рабочий и адекватный с точки зрения его реализации. Есть определённые недостатки, но это не значит, что его нужно обрушать.
Сейчас же решение вступает в законную силу. Все счета казначейства обнуляются. И мы не сможем ни лекарства закупить, ничего... Но более всего в этой ситуации меня беспокоят люди, которые находятся на ИВЛ. С кислородом тоже будут вопросы».
Глава Хакасии коммунист: принципиально ли это?
Коммунист Валентин Коновалов победил на выборах главы Хакасии в ноябре 2018 года. 30-летний депутат гордумы Абакана в начале гонки считался удобным конкурентом для руководителя региона, единоросса Виктора Зимина. Но избиратели решили иначе и внезапно поддержали молодого политика несмотря на попытки Кремля переиграть результаты выборов.
В то время регион находится под казначейским управлением из-за госдолга (республика, в которой проживает всего 536 тыс. человек, имела долг более 21 млрд. рублей). К этому нужно прибавить большую сумму, которую местные предприятия ЖКХ должны были поставщику электроэнергии из-за того, что региональное правительство не финансировало действующие в Хакасии льготы на электричество для населения.
Комментируя нынешнюю ситуацию и анализируя свою работу на посту главы республики, Коновалов отметил: «Что досталось нам в наследство, это общеизвестно. Мы работаем над госдолгом, в 2019 году нам удалось его снизить. Ситуация с ковидом, с падением доходов вынудила нас чуть откатиться. Мы провели и проводим большую работу - заместили ряд дорогих коммерческих кредитов со ставкой выше 12,16% на более выгодные.
Также мы договорились с федеральным правительством, нам сейчас замещают более 5 млрд. рублей коммерческих кредитов на бюджетные, в которых процентная ставка стремится к нулю. Сейчас госдолг почти 25 млрд. рублей, это очень много. По этому показателю мы «лидеры» в стране. Но есть регионы, где еще хуже. Например, Мордовия.
Однако это та реальность, то наследство, с которыми нам приходится жить. Нам госдолг никто не простил, хотя со стороны федерации это был бы своеобразный выход».
По данным на 1 июля госдолг Хакасии составлял чуть более 24 млрд. рублей. Из этой суммы коммерческие кредиты составляли почти 4,9 млрд., бюджетные - 14,2 млрд. рублей.
Хотя Хакасия получает субсидии и трансферты федерального центра, тем не менее, профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ Наталья Зубаревич считает, что это базовые трансферты, которых регионы нельзя лишить. Но можно лишить дополнительных «пряников».
«Как могут наказать губернатора, которого избрали вопреки? Сейчас уже никого не изберут вопреки. У таких губернаторов, как Владимир Сипягин во Владимире или Валентин Коновалов в Хакасии, проблемы, им трудно пробиться в федеральные начальственные кабинеты. С ними не очень хотят встречаться. Поэтому по нормативу они получат свои субсидии, субвенции, а вот договориться о чем-то еще, как делают все остальные губернаторы, у них скорее всего не получается. Они к федеральному телу не допущены. Вот вам наказание, а не объем трансфертов».
Подтверждает слова эксперта недавнее распоряжение председателя правительства РФ Михаила Мишустина о выделении в 2021 году Хакасии 2,9 млн. рублей на поддержку семей, воспитывающих трех и более детей. Хотя Хакасия вошла в перечень 17 регионов, которые получат такую поддержку государства, республике будет перечислена наименьшая сумма из всех представленных в списке.
Помочь региону могло бы честное распределение налогов
Минфин предлагает более равномерное распределение налогов между бюджетами субъектов РФ. Предложения касаются зачисления налога на прибыль организаций по месту реального производства продукции. Это то, чего так долго добивалась Хакасия.
«У Минфина России есть желание пересмотреть налоговое законодательство. С этой инициативой и правительство Хакасии, и Верховный Совет республики неоднократно выходили на федеральный уровень.
Предприятия, которые находятся на территории субъекта, должны платить налоги там, где производят продукцию, а не в Москве или офшоре. Это касается не только угольных предприятий, но и Саяно-Шушенской ГЭС. Мы благодарны правительству за то, что нас слышат», - заявил Коновалов.
Если эта идея будет закреплена законодательством, бюджет республики сможет дополнительно получать 5-7 млрд. рублей ежегодно. «За счет этого можно будет закрыть многие проблемы», - отметил Коновалов. Действительно, эти деньги могли бы пойти на выплату кредитного долга республики, который в этом году вырос до 7,147 млрд. рублей.
Хотя Хакасия и получит в этом году 5,209 млрд. рублей из федерального бюджета на рефинансирование рыночного долга, закрыть его полностью за счёт бюджетного кредита не удастся, ведь республике необходимо срочно выплатить Сбербанку кредиты в объёме 1,450 млрд. рублей: срок погашения истекает в августе.
В поисках выхода из сложного положения Министерство финансов Хакасии объявило аукционы на привлечение кредитных линий. Как утверждает Коновалов на своей странице «ВКонтакте», привлечение кредитов не повлияет на увеличение госдолга. Однако и не уменьшит его: один кредит будет замещён другим.
Если налогообложение и методика распределения дотаций на сбалансированность бюджетов будут рассчитываться по-новому, возможно, республика начнет выпутываться из долгов своими силами, а не ждать милости от федеральных властей.
«Мы видим несправедливость в этом плане по отношению к Хакасии, причем много лет, за это время ее так и не преодолели. Намечаются подвижки, последние два года нам дают все больше и больше дотаций. Но все же нужно менять методику», - резюмировал Коновалов.
Мнения экспертов
Политолог Павел Салин считает, что такая ситуация с бюджетом действительно необычна и может представлять собой новый элемент прессинга региональных властей.
«Ситуация нетипичная – прокуратура в судебном порядке оспорила именно прогноз бюджета на 2021 год. Спор идёт не по поводу фактического невыполнения, когда можно апеллировать к объективным цифрам, а о прогнозе, поэтому это расширительное толкование судом действующего законодательства не в пользу администрации региона. Региональным властям устроили достаточно серьёзные проблемы ещё по одному направлению, их заставили с колёс пересматривать бюджет, который уже исполняется», – заявил политолог.
По мнению эксперта, ключевой вопрос заключается в том, является ли иск инициативой местной прокуратуры или им «откуда-то подсказали». В первом случае есть надежда на компромисс, во втором остаётся лишь следить за апелляцией.
«В каждом регионе, в каждом бюджете есть за что зацепиться. Но то, как развязали травлю Коновалова, выходит за рамки разумного. Не знаю деталей, но война ведётся везде, по всей стране, против всех, кто избран народом, а не назначен сверху», - считает журналист Максим Шевченко.
Эксперты единодушно сходятся во мнении, что судебный прецедент был создан из-за непростых отношений местного руководства и федерального центра и выступает инструментом оставления экономических проблем региональным властям, которые неугодны федеральному центру.
Ситуацию, беспрецедентную для российских регионов, инициировал прокурор Хакасии Сергей Фирсов, прибывший в республику по назначению президента РФ Владимира Путина в декабре 2020 года. За полгода работы Фирсов успел отметиться сразу четырьмя исками против регионального парламента.
Самым грандиозным из них стал иск о незаконности регионального бюджета. Может быть, это совпадение и никаких особых указаний не было, а прокурор показывал трудовое рвение, но как объяснить тот факт, что бюджет был принят 9 декабря 2020 года, Фирсов назначен 10 декабря, а уже в январе 2021 года прокуратура установила, что принятый региональный закон противоречит федеральному законодательству. В связи с этим был вынесен протест, который 27 января депутаты отклонили на сессии Верховного Совета республики.
В феврале глава надзорного ведомства подал иск к Верховному Совету Республики Хакасия, в котором утверждает, что дефицит бюджета составляет 19% от налоговых и неналоговых доходов вместо допустимых 15% по Бюджетному кодексу РФ, а объем госдолга региона превышает верхний возможный предел.
Против удовлетворения иска выступили депутаты республики и представители регионального правительства. Они отметили, что по федеральному закону дефицит бюджетов разного уровня может превышать ограничения, если он равен сумме затрат на мероприятия по борьбе с коронавирусом. Чиновники представили доказательства того, что допустимое превышение как раз и связано с расходами на профилактику инфекции, плюс погашение бюджетного кредита.
Также в правительстве РХ уточнили, что, действительно, Хакасия при подготовке бюджета на текущий год была вынуждена пойти на нарушение бюджетного законодательства, но об этом неоднократно были проинформированы Минфин РФ, правительство РФ и президент РФ.
Бюджетный дефицит Хакасия наращивает на протяжении 10 лет. Как следствие, растет государственный долг - республика вынуждена брать кредиты, чтобы покрывать дефицит, платить зарплаты и пособия. Бюджет республики не сбалансирован, дефицит собственных доходов составляет более 10 млрд. рублей. Бюджетный кризис невозможно разрешить без участия федерального центра - такова позиция правительства Хакасии.
Вместе с тем в начале июня депутаты приняли поправки к бюджету, согласно которым дефицит сократился до 117,2 млн. рублей, доходная часть составляет 43,3 млрд. рублей, расходная — 43,4 млрд. рублей. В июле депутаты внесли изменения в отдельные статьи закона о бюджете.
«Однако иск прокуратуры был составлен так, что оспаривались не отдельные положения закона, а нормативный акт целиком», - уточняют в пресс-службе региона. Поэтому решение Верховного суда означает отмену республиканского закона о бюджете несмотря на то, что изменения в него были внесены. Таким образом, Верховный суд Хакасии, как и Пятый апелляционный суд в Новосибирске, встал на сторону прокурора Фирсова.
По факту бюджет, который был принят в декабре, сегодня признан полностью незаконным документом. Отсюда следует, что все финансовые решения, принимавшиеся в течение 2021 года, по сути, недействительны и могут стать предметом серьезных разбирательств. Возможно, судебных.
Не паниковать
Впрочем, сейчас жителей Хакасии интересует не столько история этого вопроса, сколько будущее республики. Потому как непонятно, каким образом регион будет жить без бюджета.
В правительстве Хакасии утверждают, что намерены просить о созыве экстренной сессии парламента для рассмотрения проекта нового бюджета. До тех пор любые государственные платежи в республике будут приостановлены.
«Все социальные обязательства перед жителями Хакасии будут выполнены: будут выплачиваться зарплаты, пособия, будут выполняться национальные проекты. Главное, как можно скорее внести проект нового бюджета на рассмотрение Верховного Совета республики и собрать экстренную сессию для его рассмотрения и принятия. Правительство сейчас плотно работает с парламентом в этом направлении», - цитирует пресс-служба главу Республики Хакасия Валентина Коновалова.
Заместитель председателя Верховного Совета Хакасии, глава конституционного комитета Светлана Могилина считает, что «прокуратура имела возможность оспорить бюджет только в части дефицита и госдолга. Потому что бюджет рабочий и адекватный с точки зрения его реализации. Есть определённые недостатки, но это не значит, что его нужно обрушать.
Сейчас же решение вступает в законную силу. Все счета казначейства обнуляются. И мы не сможем ни лекарства закупить, ничего... Но более всего в этой ситуации меня беспокоят люди, которые находятся на ИВЛ. С кислородом тоже будут вопросы».
Глава Хакасии коммунист: принципиально ли это?
Коммунист Валентин Коновалов победил на выборах главы Хакасии в ноябре 2018 года. 30-летний депутат гордумы Абакана в начале гонки считался удобным конкурентом для руководителя региона, единоросса Виктора Зимина. Но избиратели решили иначе и внезапно поддержали молодого политика несмотря на попытки Кремля переиграть результаты выборов.
В то время регион находится под казначейским управлением из-за госдолга (республика, в которой проживает всего 536 тыс. человек, имела долг более 21 млрд. рублей). К этому нужно прибавить большую сумму, которую местные предприятия ЖКХ должны были поставщику электроэнергии из-за того, что региональное правительство не финансировало действующие в Хакасии льготы на электричество для населения.
Комментируя нынешнюю ситуацию и анализируя свою работу на посту главы республики, Коновалов отметил: «Что досталось нам в наследство, это общеизвестно. Мы работаем над госдолгом, в 2019 году нам удалось его снизить. Ситуация с ковидом, с падением доходов вынудила нас чуть откатиться. Мы провели и проводим большую работу - заместили ряд дорогих коммерческих кредитов со ставкой выше 12,16% на более выгодные.
Также мы договорились с федеральным правительством, нам сейчас замещают более 5 млрд. рублей коммерческих кредитов на бюджетные, в которых процентная ставка стремится к нулю. Сейчас госдолг почти 25 млрд. рублей, это очень много. По этому показателю мы «лидеры» в стране. Но есть регионы, где еще хуже. Например, Мордовия.
Однако это та реальность, то наследство, с которыми нам приходится жить. Нам госдолг никто не простил, хотя со стороны федерации это был бы своеобразный выход».
По данным на 1 июля госдолг Хакасии составлял чуть более 24 млрд. рублей. Из этой суммы коммерческие кредиты составляли почти 4,9 млрд., бюджетные - 14,2 млрд. рублей.
Хотя Хакасия получает субсидии и трансферты федерального центра, тем не менее, профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ Наталья Зубаревич считает, что это базовые трансферты, которых регионы нельзя лишить. Но можно лишить дополнительных «пряников».
«Как могут наказать губернатора, которого избрали вопреки? Сейчас уже никого не изберут вопреки. У таких губернаторов, как Владимир Сипягин во Владимире или Валентин Коновалов в Хакасии, проблемы, им трудно пробиться в федеральные начальственные кабинеты. С ними не очень хотят встречаться. Поэтому по нормативу они получат свои субсидии, субвенции, а вот договориться о чем-то еще, как делают все остальные губернаторы, у них скорее всего не получается. Они к федеральному телу не допущены. Вот вам наказание, а не объем трансфертов».
Подтверждает слова эксперта недавнее распоряжение председателя правительства РФ Михаила Мишустина о выделении в 2021 году Хакасии 2,9 млн. рублей на поддержку семей, воспитывающих трех и более детей. Хотя Хакасия вошла в перечень 17 регионов, которые получат такую поддержку государства, республике будет перечислена наименьшая сумма из всех представленных в списке.
Помочь региону могло бы честное распределение налогов
Минфин предлагает более равномерное распределение налогов между бюджетами субъектов РФ. Предложения касаются зачисления налога на прибыль организаций по месту реального производства продукции. Это то, чего так долго добивалась Хакасия.
«У Минфина России есть желание пересмотреть налоговое законодательство. С этой инициативой и правительство Хакасии, и Верховный Совет республики неоднократно выходили на федеральный уровень.
Предприятия, которые находятся на территории субъекта, должны платить налоги там, где производят продукцию, а не в Москве или офшоре. Это касается не только угольных предприятий, но и Саяно-Шушенской ГЭС. Мы благодарны правительству за то, что нас слышат», - заявил Коновалов.
Если эта идея будет закреплена законодательством, бюджет республики сможет дополнительно получать 5-7 млрд. рублей ежегодно. «За счет этого можно будет закрыть многие проблемы», - отметил Коновалов. Действительно, эти деньги могли бы пойти на выплату кредитного долга республики, который в этом году вырос до 7,147 млрд. рублей.
Хотя Хакасия и получит в этом году 5,209 млрд. рублей из федерального бюджета на рефинансирование рыночного долга, закрыть его полностью за счёт бюджетного кредита не удастся, ведь республике необходимо срочно выплатить Сбербанку кредиты в объёме 1,450 млрд. рублей: срок погашения истекает в августе.
В поисках выхода из сложного положения Министерство финансов Хакасии объявило аукционы на привлечение кредитных линий. Как утверждает Коновалов на своей странице «ВКонтакте», привлечение кредитов не повлияет на увеличение госдолга. Однако и не уменьшит его: один кредит будет замещён другим.
Если налогообложение и методика распределения дотаций на сбалансированность бюджетов будут рассчитываться по-новому, возможно, республика начнет выпутываться из долгов своими силами, а не ждать милости от федеральных властей.
«Мы видим несправедливость в этом плане по отношению к Хакасии, причем много лет, за это время ее так и не преодолели. Намечаются подвижки, последние два года нам дают все больше и больше дотаций. Но все же нужно менять методику», - резюмировал Коновалов.
Мнения экспертов
Политолог Павел Салин считает, что такая ситуация с бюджетом действительно необычна и может представлять собой новый элемент прессинга региональных властей.
«Ситуация нетипичная – прокуратура в судебном порядке оспорила именно прогноз бюджета на 2021 год. Спор идёт не по поводу фактического невыполнения, когда можно апеллировать к объективным цифрам, а о прогнозе, поэтому это расширительное толкование судом действующего законодательства не в пользу администрации региона. Региональным властям устроили достаточно серьёзные проблемы ещё по одному направлению, их заставили с колёс пересматривать бюджет, который уже исполняется», – заявил политолог.
По мнению эксперта, ключевой вопрос заключается в том, является ли иск инициативой местной прокуратуры или им «откуда-то подсказали». В первом случае есть надежда на компромисс, во втором остаётся лишь следить за апелляцией.
«В каждом регионе, в каждом бюджете есть за что зацепиться. Но то, как развязали травлю Коновалова, выходит за рамки разумного. Не знаю деталей, но война ведётся везде, по всей стране, против всех, кто избран народом, а не назначен сверху», - считает журналист Максим Шевченко.
Эксперты единодушно сходятся во мнении, что судебный прецедент был создан из-за непростых отношений местного руководства и федерального центра и выступает инструментом оставления экономических проблем региональным властям, которые неугодны федеральному центру.