УП-УП останется звуком?
Практически у каждого крупного руководителя нашей страны была своя стройка века. У Сталина это был Беломорканал, у Брежнева - БАМ. Теперь есть свой проект и у Владимира Владимировича. Точнее, его придумали для своего шефа подчиненные.
Речь идет о мегапроекте с громким названием Урал Промышленный Урал Полярный (УП-УП). Между тем, несмотря на весь размах, он может так и остаться на бумаге. Эта грандиозная идея предусматривает единый транспортный коридор (железнодорожной, автомобильной и трубопроводной магистралей) вдоль восточного склона Уральских гор, а также строительство промышленных предприятий в новых горнорудных районах, которые насыщены железом, мелью, бокситами, энергетическими углями и жидкими углеводородами. К 2010 году общий объем инвестиций должен составит 11,5 млрд рублей, предполагается вложение частных инвесторов в размере 6,5 млрд рублей.
Презентация УП-УП для бизнесменов прошла на этой неделе в городе Снежинск Челябинской области. По словам Олега Демченко, гендиректора стройки, на каждый государственный рубль должно быть привлечено три частных. Пока же стоит задача довести присутствие частников хотя бы до 25%.
Однако бизнесмены не стремятся вкладывать деньги в стройку. Так, по словам вице-президента ММК Андрея Морозова, прогнозные залежи сырья, которые столь заманчиво выглядят на карте, пока никто не подтвердил реальными изысканиями.
По информации УРА.ру, если общие затраты на реализацию мегапроекта равняются порядка 400 млрд рублей и если федеральный центр готов вложить около 200, то на долю компаний остается примерно 100 млрд рублей. Хотя, по прогнозам государственного научно-исследовательского учреждения Совет по изучению производительных сил МЭРТ и РАН, только прямая прибыль от реализации мегапроекта должна составить 4 трлн 400 млрд рублей.Впрочем, причины, по которым бизнесмены не хотят давать денег на УП-УП, лежат на поверхности. Ведь еще не стартовав, проект уже оказался замешанным в скандале.
Дело в том, что основным подрядком УП-УП до недавнего времени была компания Ямалтрансстрой, принадлежащая бизнесмену Игорю Наку. По информации Вслух.ру, эта компания, будучи монополистом, получает госсредства на освоение, не имея никакой адекватной рыночной зависимости от результатов работы, а бумажная себестоимость стройки, благодаря неконтролируемым списаниям на условия Севера и весеннее размерзание грунтов, растет как на дрожжах. Говорят, что эти данные есть у Дмитрия Медведева. Он их получил еще в свою бытность руководителя администрации президента. Впрочем, как утверждают СМИ, Медведев приобрел их по собственной инициативе, когда давал распоряжение провести анализ данного проекта.
Между тем отказываться от проекта было уже поздно, так как его поддержал президент. Поэтому когда разгорелся скандал, его попытались замять. Чтобы все выглядело пристойно, компанию Нака выставили на торги. Однако, зная о темном прошлом проекта, его никто не хотел покупать. Компания жила практически только за счет того, что выполняла заказ государства в лице Газпрома на строительство 500-километровой железной дороги по тундре Ямала маршрутом Обская (Лабытнанги, Салехард) Бованенково (Бованенковское месторождение газа). Несмотря на регулярное финансирование, за 20 лет построено всего 267 километров этой дороги, одноколейка которой, по самым грубым подсчетам, обходится инвестору (государству) по цене почти в 3000 долларов США за 1 метр. По словам заместителя директора Российского института инвестиционного анализа Сергея Черкасова, то, что, затратив почти миллиард долларов США, государство как основной инвестор так и не получило планируемого результата, является для любого стороннего инвестора слишком очевидным основанием считать бизнес-схему Бованенковской стройки в нынешнем ее виде откровенно коррупционной схемой. Впрочем, с третьей попытки часть этой структуры удалось продать местным предпринимателям.
Наверное, чтобы вернуть мегастройке звание проект века, его поддержала Единая Россия. Как заявили единороссы на своем съезде, Урал Промышленный Урал Полярный изменил свой статус. Теперь он стал федеральной целевой программой. Может быть, поэтому большинство губернаторов один за другим стали выступать в поддержку УПА-УПА. При этом никого не смущает, что до сих пор ни один серьезный бизнесмен не вложил средства в этот проект. И это притом, что государство сулит участникам этой стройки получение лицензий на разработку хрома. Возможно, они опасаются, что с уходом нынешней президентской команды в 2008 г. стройка века так и проектом останется на бумаге.
Презентация УП-УП для бизнесменов прошла на этой неделе в городе Снежинск Челябинской области. По словам Олега Демченко, гендиректора стройки, на каждый государственный рубль должно быть привлечено три частных. Пока же стоит задача довести присутствие частников хотя бы до 25%.
Однако бизнесмены не стремятся вкладывать деньги в стройку. Так, по словам вице-президента ММК Андрея Морозова, прогнозные залежи сырья, которые столь заманчиво выглядят на карте, пока никто не подтвердил реальными изысканиями.
По информации УРА.ру, если общие затраты на реализацию мегапроекта равняются порядка 400 млрд рублей и если федеральный центр готов вложить около 200, то на долю компаний остается примерно 100 млрд рублей. Хотя, по прогнозам государственного научно-исследовательского учреждения Совет по изучению производительных сил МЭРТ и РАН, только прямая прибыль от реализации мегапроекта должна составить 4 трлн 400 млрд рублей.Впрочем, причины, по которым бизнесмены не хотят давать денег на УП-УП, лежат на поверхности. Ведь еще не стартовав, проект уже оказался замешанным в скандале.
Дело в том, что основным подрядком УП-УП до недавнего времени была компания Ямалтрансстрой, принадлежащая бизнесмену Игорю Наку. По информации Вслух.ру, эта компания, будучи монополистом, получает госсредства на освоение, не имея никакой адекватной рыночной зависимости от результатов работы, а бумажная себестоимость стройки, благодаря неконтролируемым списаниям на условия Севера и весеннее размерзание грунтов, растет как на дрожжах. Говорят, что эти данные есть у Дмитрия Медведева. Он их получил еще в свою бытность руководителя администрации президента. Впрочем, как утверждают СМИ, Медведев приобрел их по собственной инициативе, когда давал распоряжение провести анализ данного проекта.
Между тем отказываться от проекта было уже поздно, так как его поддержал президент. Поэтому когда разгорелся скандал, его попытались замять. Чтобы все выглядело пристойно, компанию Нака выставили на торги. Однако, зная о темном прошлом проекта, его никто не хотел покупать. Компания жила практически только за счет того, что выполняла заказ государства в лице Газпрома на строительство 500-километровой железной дороги по тундре Ямала маршрутом Обская (Лабытнанги, Салехард) Бованенково (Бованенковское месторождение газа). Несмотря на регулярное финансирование, за 20 лет построено всего 267 километров этой дороги, одноколейка которой, по самым грубым подсчетам, обходится инвестору (государству) по цене почти в 3000 долларов США за 1 метр. По словам заместителя директора Российского института инвестиционного анализа Сергея Черкасова, то, что, затратив почти миллиард долларов США, государство как основной инвестор так и не получило планируемого результата, является для любого стороннего инвестора слишком очевидным основанием считать бизнес-схему Бованенковской стройки в нынешнем ее виде откровенно коррупционной схемой. Впрочем, с третьей попытки часть этой структуры удалось продать местным предпринимателям.
Наверное, чтобы вернуть мегастройке звание проект века, его поддержала Единая Россия. Как заявили единороссы на своем съезде, Урал Промышленный Урал Полярный изменил свой статус. Теперь он стал федеральной целевой программой. Может быть, поэтому большинство губернаторов один за другим стали выступать в поддержку УПА-УПА. При этом никого не смущает, что до сих пор ни один серьезный бизнесмен не вложил средства в этот проект. И это притом, что государство сулит участникам этой стройки получение лицензий на разработку хрома. Возможно, они опасаются, что с уходом нынешней президентской команды в 2008 г. стройка века так и проектом останется на бумаге.