Ушел из жизни режиссер культовых фильмов Сергей Соловьев
Накануне, 13 декабря, пришло скорбное известие – после тяжелой продолжительной болезни на 78-м году жизни скончался заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ, кинорежиссер и сценарист, педагог и кинопродюсер Сергей Соловьев. В 1970-е годы он был удостоен премии Ленинского комсомола и Государственной премии.
Министерство культуры в правительственной телеграмме, которая адресована Союзу кинематографистов, отмечает, что «смерть режиссера – это «огромная потеря для всей страны».
Сергей Соловьев родился 25 августа 1944 года в городе Кемь, который относился тогда к Карело-Финской ССР, в семье военного. Заканчивалась Великая Отечественная война. Отца Сергея Соловьева направили в Северную Корею на должность советника Кир Им Сена. Когда Сереже исполнилось 6 лет, семья возвратилась на родину и поселилась в Ленинграде.
В 14 лет, когда Сергей прогуливался по Невскому проспекту, он попался на глаза начинающему режиссеру Игорю Владимирову. Парнишка так понравился режиссеру, что тот сходу предложил ему роль в спектакле «Дали неоглядные». Так подростком Соловьев попал на сцену Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова. Со случайной встречи, хотя бытует мнение, что ничего случайного в нашей жизни нет вообще, и началась театральная карьера будущего режиссера и заслуженного деятеля искусств РСФСР. Скорее всего, именно эта встреча не прошла даром, а послужила поворотным моментом в выборе профессии.
Роль, которую сыграл Сергей Соловьев на сцене театра, запала ему в душу, и поэтому еще в школе он пришел на занятия в Театр Юношеского Творчества, который в те годы был при ленинградском Доме пионеров. Здесь они занимались вместе с Львом Додиным, с которым Сергей Соловьев учился в одном классе в школе. Додин тоже в будущем связал свою судьбу с искусством, став известным театральным режиссером.
Дебютом Соловьева в кино стали две новеллы «Предложение» и «От нечего делать», которые были сняты в 1970 году по рассказам Антона Чехова. А уже на следующий год вышла на экраны и полнометражная кинокартина «Егор Булычев и другие».
Многочисленным зрителям Сергей Соловьев стал известен после выхода в широкий прокат фильма «Асса». Есть такая версия, что название этого фильма расшифровывается, как «автор Соловьев Сергей Александрович». Это трилогия, в которую также вошли фильмы «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» и «Дом под звездным небом», созданная в 1987 – 1991 годах. В этих фильмах отражается атмосфера, которая была в последние годы существования СССР. Фильм «Асса» стал культовым для советского рока, ведь здесь использовались композиции таких групп, как «Кино», «Аквариум» и «Браво». В фильме сам себя сыграл и певец Виктор Цой. По словам Роберта Цоя, отца Виктора, как сообщает «Газета.Ru», Соловьев был самым честным и порядочным человеком на свете, который «познал талант и гений» его сына.
И, вообще, многие коллеги и артисты, работавшие с Сергеем Соловьевым, называли его молодежным режиссером, уникальной личностью, который прекрасно разбирался не только в кино, но и интересовался музыкой, литературой, а также живописью. Актриса Людмила Савельева, снимавшаяся в фильмах Соловьева, называет его «многосторонним человеком», способным придумывать и менять что-то даже во время съемок. Несмотря на свою известность, Сергей Соловьев с уважением относился к молодым артистам и коллегам, всегда прислушивался к их мнению и нередко изменял какие-то моменты в уже написанном сценарии.
По словам Алексея Германа-младшего, Соловьев смог создать такие фильмы, «которые стали отражением времени». Именно Сергею Соловьеву удалось довольно точно отразить «перестройку, как эпоху», показать те смятенные годы и смятенных людей. Коллеги режиссера отмечают, что от иных деятелей кино его отличали неиссякаемая энергия, множество задумок и идей, которые он старался, как можно полно и правдиво воплотить в своих работах. И это ему хорошо удавалось, возможно, еще и потому, что он прислушивался к мнению других, особенно начинающих артистов, которые лучше и тоньше других чувствовали те перемены, которые происходили в нашем обществе в 90-е годы.
А это было очень важное и тяжелое время, когда ломался старый уклад жизни, и начинало зарождаться новое, иное, незнакомое. А рождение нового, как обычно, сопровождается болью, мучениями и страданиями. И эти перемены острее всего воспринимало именно молодое поколение. Было допущено немало ошибок, перегибов, были промахи, но были и победы. И вот в этот переломный период нашей истории и творил Сергей Соловьев, показывал своими фильмами чаяния и тревоги, прежде всего, молодежи. Ведь, как известно, именно молодому поколению продолжать и творить историю. И от того, какова будет молодежь, такой будет и жизнь в стране.
Так, для популяризации именно начинающих кинематографистов и не только нашей страны Соловьев инициировал проведение в Ханты-Мансийске международного фестиваля кинематографических дебютов под названием «Дух огня». С 2002 года по 2021 год прошло 19 фестивалей, и все эти годы он был его неизменным президентом. Соловьев обладал даром находить и открывать молодые таланты. В этом ему не откажешь. Возможно, что именно таким образом он отдавал дань тому, что и его совсем юным привели на сцену и открыли дверь в мир искусства.
В интервью «Вечерней Москве» актер Константин Крюков заявил, что смерть Сергея Соловьева – это невосполнимая, большая потеря для российского кинематографа.
Как продюсер в 1990-х годах Соловьев ставил спектакли в театре, был председателем Союза кинематографистов России. Дважды, в 1981 и 1987 годах, входил в состав жюри Венецианского кинофестиваля. А в 2007 году он экранизировал роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Сергей Соловьев был профессором и до последнего времени преподавал на режиссерском факультете ВГИКа, который в свое время окончил. Он передавал свой богатый опыт молодежи.
От нас ушел один из выдающихся режиссеров советского и российского кино. О дате прощания и месте похорон Сергея Соловьева будет сообщено позже.
Сергей Соловьев родился 25 августа 1944 года в городе Кемь, который относился тогда к Карело-Финской ССР, в семье военного. Заканчивалась Великая Отечественная война. Отца Сергея Соловьева направили в Северную Корею на должность советника Кир Им Сена. Когда Сереже исполнилось 6 лет, семья возвратилась на родину и поселилась в Ленинграде.
В 14 лет, когда Сергей прогуливался по Невскому проспекту, он попался на глаза начинающему режиссеру Игорю Владимирову. Парнишка так понравился режиссеру, что тот сходу предложил ему роль в спектакле «Дали неоглядные». Так подростком Соловьев попал на сцену Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова. Со случайной встречи, хотя бытует мнение, что ничего случайного в нашей жизни нет вообще, и началась театральная карьера будущего режиссера и заслуженного деятеля искусств РСФСР. Скорее всего, именно эта встреча не прошла даром, а послужила поворотным моментом в выборе профессии.
Роль, которую сыграл Сергей Соловьев на сцене театра, запала ему в душу, и поэтому еще в школе он пришел на занятия в Театр Юношеского Творчества, который в те годы был при ленинградском Доме пионеров. Здесь они занимались вместе с Львом Додиным, с которым Сергей Соловьев учился в одном классе в школе. Додин тоже в будущем связал свою судьбу с искусством, став известным театральным режиссером.
Дебютом Соловьева в кино стали две новеллы «Предложение» и «От нечего делать», которые были сняты в 1970 году по рассказам Антона Чехова. А уже на следующий год вышла на экраны и полнометражная кинокартина «Егор Булычев и другие».
Многочисленным зрителям Сергей Соловьев стал известен после выхода в широкий прокат фильма «Асса». Есть такая версия, что название этого фильма расшифровывается, как «автор Соловьев Сергей Александрович». Это трилогия, в которую также вошли фильмы «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» и «Дом под звездным небом», созданная в 1987 – 1991 годах. В этих фильмах отражается атмосфера, которая была в последние годы существования СССР. Фильм «Асса» стал культовым для советского рока, ведь здесь использовались композиции таких групп, как «Кино», «Аквариум» и «Браво». В фильме сам себя сыграл и певец Виктор Цой. По словам Роберта Цоя, отца Виктора, как сообщает «Газета.Ru», Соловьев был самым честным и порядочным человеком на свете, который «познал талант и гений» его сына.
И, вообще, многие коллеги и артисты, работавшие с Сергеем Соловьевым, называли его молодежным режиссером, уникальной личностью, который прекрасно разбирался не только в кино, но и интересовался музыкой, литературой, а также живописью. Актриса Людмила Савельева, снимавшаяся в фильмах Соловьева, называет его «многосторонним человеком», способным придумывать и менять что-то даже во время съемок. Несмотря на свою известность, Сергей Соловьев с уважением относился к молодым артистам и коллегам, всегда прислушивался к их мнению и нередко изменял какие-то моменты в уже написанном сценарии.
По словам Алексея Германа-младшего, Соловьев смог создать такие фильмы, «которые стали отражением времени». Именно Сергею Соловьеву удалось довольно точно отразить «перестройку, как эпоху», показать те смятенные годы и смятенных людей. Коллеги режиссера отмечают, что от иных деятелей кино его отличали неиссякаемая энергия, множество задумок и идей, которые он старался, как можно полно и правдиво воплотить в своих работах. И это ему хорошо удавалось, возможно, еще и потому, что он прислушивался к мнению других, особенно начинающих артистов, которые лучше и тоньше других чувствовали те перемены, которые происходили в нашем обществе в 90-е годы.
А это было очень важное и тяжелое время, когда ломался старый уклад жизни, и начинало зарождаться новое, иное, незнакомое. А рождение нового, как обычно, сопровождается болью, мучениями и страданиями. И эти перемены острее всего воспринимало именно молодое поколение. Было допущено немало ошибок, перегибов, были промахи, но были и победы. И вот в этот переломный период нашей истории и творил Сергей Соловьев, показывал своими фильмами чаяния и тревоги, прежде всего, молодежи. Ведь, как известно, именно молодому поколению продолжать и творить историю. И от того, какова будет молодежь, такой будет и жизнь в стране.
Так, для популяризации именно начинающих кинематографистов и не только нашей страны Соловьев инициировал проведение в Ханты-Мансийске международного фестиваля кинематографических дебютов под названием «Дух огня». С 2002 года по 2021 год прошло 19 фестивалей, и все эти годы он был его неизменным президентом. Соловьев обладал даром находить и открывать молодые таланты. В этом ему не откажешь. Возможно, что именно таким образом он отдавал дань тому, что и его совсем юным привели на сцену и открыли дверь в мир искусства.
В интервью «Вечерней Москве» актер Константин Крюков заявил, что смерть Сергея Соловьева – это невосполнимая, большая потеря для российского кинематографа.
Как продюсер в 1990-х годах Соловьев ставил спектакли в театре, был председателем Союза кинематографистов России. Дважды, в 1981 и 1987 годах, входил в состав жюри Венецианского кинофестиваля. А в 2007 году он экранизировал роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Сергей Соловьев был профессором и до последнего времени преподавал на режиссерском факультете ВГИКа, который в свое время окончил. Он передавал свой богатый опыт молодежи.
От нас ушел один из выдающихся режиссеров советского и российского кино. О дате прощания и месте похорон Сергея Соловьева будет сообщено позже.