В 2023 году Россия выкупила у лизингодателей 165 самолетов. При этом за рубеж было незаконно вывезено 59 воздушных судов
За прошлый год и начало этого года российские авиакомпании выкупили у иностранных лизингодателей 165 самолетов. Из Фонда национального благосостояния на эти цели было выделено 300 млрд. рублей. Но при этом 59 бортов были незаконно сняты с регистрации и покинули пределы нашей страны, некоторые оказались даже на Украине.
Выкупленные авиалайнеры в общей сложности составили около 40% всего парка зарубежных самолетов (около 400), которые ранее были в собственности зарубежных лизингодателей и остались в РФ после того, как в отношении нашей страны в 2022 году были введены санкции. Иностранные лизингодатели также предъявили требования о возврате лайнеров, но они не были выполнены.
Как сообщила РБК, больше всего получил «Аэрофлот» - 93 авиалайнера. Компании S7 Airlines удалось урегулировать споры с лизингодателями по 45 самолетам. «Уральские авиалинии» выкупили 19 воздушных лайнеров, а авиакомпания «Аврора» решила все вопросы по приобретению 8 среднемагистральных Airbus А319. Дочернее предприятие «Аэрофлота» «Победа» выделило на эти цели 15 млрд. рублей из своих собственных средств.
Между тем, как сообщают «Известия», в Росавиации были проведены обыски, связанные с уголовными делами о незаконном выводе из-под российской юрисдикции 59 гражданских самолетов и вертолетов. В ходе расследования выяснилось, что с марта прошлого года эти борта были проданы, в том числе и в недружественные страны. Стало известно, что 3 вертолета принимали участие в СВО на украинской стороне. Источник, близкий к силовым структурам, уточнил, что Ил-76 доставляли грузы с выключенными ответчиками, чтобы нельзя было отследить маршруты их следования. Именно этот факт и послужил причиной отставки в сентябре 2023 года Александра Нерадько, который находился во главе Росавиации на протяжении 14 лет.
Заслуживает внимания и такой факт, что после увольнения, которое было связано с очень серьезными нарушениями, Нерадько не был привлечен к ответственности, а был назначен советником президента «Норникеля». И только в начале февраля этого года его уволили из этой компании, сославшись на «конфликт интересов».
Сотрудники ФСБ возбудили два уголовных дела – о халатности и превышении должностных полномочий – в отношении нескольких должностных лиц. В центральном офисе Росавиации в Москве 7 февраля были проведены обыски, в ходе которых были изъяты документы в кабинетах и.о. начальника Управления инспекции по безопасности полетов Кристины Бывалиной и заместителя начальника отдела государственной регистрации гражданских судов, прав и сделок с ними Петра Козырева. Бывалина проходит по уголовному делу о превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ). По данной статье предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.
В ходе проверки выяснилось, что самолеты и вертолеты были сняты с регистрации после объявления СВО. Сотрудники Росавиации при этом нарушили Указы президента РФ Владимира Путина от 1 и 8 марта 2022 года №81 и №100, а также постановления правительства №311 и №312.
В Минтрансе, как уточняют «Известия», пояснили, что гражданские воздушные суда выводились из Госреестра без полного комплекта документов. Кроме того, предоставлялась противоречивая и недостоверная информация о нахождении судов за пределами России. В результате всех этих нарушений с марта 2022 по июнь 2023 года из-под российской юрисдикции незаконным образом было выведено 59 воздушных судов. При этом Росавиация дерегистрировала 36 бортов в связи с продажей за рубеж. Еще 21 судно приобрели резиденты государств, которые не входят ЕАЭС, а 8 из этих воздушных лайнеров были проданы в недружественные страны.
Благодаря данной схеме несколько бортов, незаконно вывезенных за пределы РФ, были замечены в ходе СВО на украинской стороне. В данном случае речь идет о вертолетах Ми-8 и самолетах Ил-76. Известно, что три вертолета Ми-8 использовались на Украине, а самолеты Ил-76 совершали полеты с отключенными системами идентификации.
Настораживает то, что в ходе проверки не по всем проданным самолетам и вертолетам удалось выяснить, кому они принадлежат в настоящее время. Данные воздушные суда вылетели из российских аэропортов под предлогом чартерных рейсов или иных программ, но обратно не вернулись. При этом ни временный, ни постоянный вывоз данных воздушных судов не был оформлен должным образом.
Бывший военный пилот и экс-замминистра гражданской авиации Олег Смирнов заявил, что самолеты такого типа способны досталять большое число военнослужищих и вооружение в любую точку земного шара, поскольку их можно быстро переоборудовать, если ранее они использовались в гражданской авиации. Эксперт считает, что продажи данного вида транспорта на время проведения СВО следует ограничить.
Как сообщила РБК, больше всего получил «Аэрофлот» - 93 авиалайнера. Компании S7 Airlines удалось урегулировать споры с лизингодателями по 45 самолетам. «Уральские авиалинии» выкупили 19 воздушных лайнеров, а авиакомпания «Аврора» решила все вопросы по приобретению 8 среднемагистральных Airbus А319. Дочернее предприятие «Аэрофлота» «Победа» выделило на эти цели 15 млрд. рублей из своих собственных средств.
Между тем, как сообщают «Известия», в Росавиации были проведены обыски, связанные с уголовными делами о незаконном выводе из-под российской юрисдикции 59 гражданских самолетов и вертолетов. В ходе расследования выяснилось, что с марта прошлого года эти борта были проданы, в том числе и в недружественные страны. Стало известно, что 3 вертолета принимали участие в СВО на украинской стороне. Источник, близкий к силовым структурам, уточнил, что Ил-76 доставляли грузы с выключенными ответчиками, чтобы нельзя было отследить маршруты их следования. Именно этот факт и послужил причиной отставки в сентябре 2023 года Александра Нерадько, который находился во главе Росавиации на протяжении 14 лет.
Заслуживает внимания и такой факт, что после увольнения, которое было связано с очень серьезными нарушениями, Нерадько не был привлечен к ответственности, а был назначен советником президента «Норникеля». И только в начале февраля этого года его уволили из этой компании, сославшись на «конфликт интересов».
Сотрудники ФСБ возбудили два уголовных дела – о халатности и превышении должностных полномочий – в отношении нескольких должностных лиц. В центральном офисе Росавиации в Москве 7 февраля были проведены обыски, в ходе которых были изъяты документы в кабинетах и.о. начальника Управления инспекции по безопасности полетов Кристины Бывалиной и заместителя начальника отдела государственной регистрации гражданских судов, прав и сделок с ними Петра Козырева. Бывалина проходит по уголовному делу о превышении должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ). По данной статье предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.
В ходе проверки выяснилось, что самолеты и вертолеты были сняты с регистрации после объявления СВО. Сотрудники Росавиации при этом нарушили Указы президента РФ Владимира Путина от 1 и 8 марта 2022 года №81 и №100, а также постановления правительства №311 и №312.
В Минтрансе, как уточняют «Известия», пояснили, что гражданские воздушные суда выводились из Госреестра без полного комплекта документов. Кроме того, предоставлялась противоречивая и недостоверная информация о нахождении судов за пределами России. В результате всех этих нарушений с марта 2022 по июнь 2023 года из-под российской юрисдикции незаконным образом было выведено 59 воздушных судов. При этом Росавиация дерегистрировала 36 бортов в связи с продажей за рубеж. Еще 21 судно приобрели резиденты государств, которые не входят ЕАЭС, а 8 из этих воздушных лайнеров были проданы в недружественные страны.
Благодаря данной схеме несколько бортов, незаконно вывезенных за пределы РФ, были замечены в ходе СВО на украинской стороне. В данном случае речь идет о вертолетах Ми-8 и самолетах Ил-76. Известно, что три вертолета Ми-8 использовались на Украине, а самолеты Ил-76 совершали полеты с отключенными системами идентификации.
Настораживает то, что в ходе проверки не по всем проданным самолетам и вертолетам удалось выяснить, кому они принадлежат в настоящее время. Данные воздушные суда вылетели из российских аэропортов под предлогом чартерных рейсов или иных программ, но обратно не вернулись. При этом ни временный, ни постоянный вывоз данных воздушных судов не был оформлен должным образом.
Бывший военный пилот и экс-замминистра гражданской авиации Олег Смирнов заявил, что самолеты такого типа способны досталять большое число военнослужищих и вооружение в любую точку земного шара, поскольку их можно быстро переоборудовать, если ранее они использовались в гражданской авиации. Эксперт считает, что продажи данного вида транспорта на время проведения СВО следует ограничить.