Анастасия Бакурина — 27.06.2016 18:26

В деле экс-главы «РусГидро» много воды

Премию Евгения Дода могут распределить между акционерами в виде дивидендов за 2016 год. Следствие считает незаконным выплату экс-главой «РусГидро» самому себе бонусов в 73 млн. рублей – за мошенничество он арестован на два месяца. Похоже, руку к этому делу приложил Игорь Сечин, еще вчера продвигавший Дода по служебной лестнице.

Разделить излишек премии бывшего экс-главы энергохолдинга за 2013 год между остальными его акционерами предложил вице-премьер и председатель совета директоров «РусГидро» Юрий Трутнев. «Если средства будут возвращены, они, очевидно, будут учтены в балансе текущего года и совершенно точно пойдут на выплату дивидендов 2016 года», - заявил Трутнев. Обвинения в отношении Дода он комментировать отказался: «После того как следствие закончится, мы узнаем, в чем виноват господин Дод».
Несмотря на то, что в Басманном суде 23 июня Евгений Дод предложил компенсировать ущерб в 73 млн. рублей, которые следователи считают незаконно начисленными, бывшего гендиректора «РусГидро» и действующего председателя совета директоров «Квадры» (структура «Онэксима» Михаила Прохорова) все равно арестовали за компанию с главбухом госкомпании Дмитрием Финкелем. Им предъявлены обвинения в мошенничестве в особо крупном размере – наказание предусматривает лишение свободы на срок до десяти лет. Суд согласился с тем, что господин Дод может помешать расследованию и отказался отпустить его под залог или домашний арест, как того просил адвокат.
Напомним, по версии следствия, топ-менеджеры «РусГидро» по предварительному сговору с неустановленными лицами похитили имущество госкомпании, явно переоценив свою работу по итогам 2013 года. Дод «лично подписал приказ о специальном премировании», начислив самому себе 353,21 млн. рублей, то есть неправомерно завысив размер премии не менее чем на 73,2 млн. рублей, говорилось в сообщении официального представителя СКР Владимира Маркина. Чтобы увеличить бонусы, Дод и Финкель, по версии следствия, не отразили в финансовой отчетности за 2013 год бумажные убытки на 12,4 млрд. рублей от обесценивания 84,39% акций РАО «Энергетические системы Востока», 29,8% «Якутскэнерго» и 1,04% Дальневосточной энергетической компании. Оба подследственных не признают своей вины.
В данный момент в самом «РусГидро» ждут от правительства решения по вопросу рефинансирования накопленной задолженности дальневосточной «дочки» в 90 млрд. рублей. Несмотря на то, что изначально планировалось докапитализировать компанию на 85 млрд. Минэнерго и Минфин считают, что будет достаточно и 55 млрд. рублей. Возможно, в этом случае будет оптимизирована, в числе прочего, инвестпрограмма энергохолдинга.
К слову, Евгений Дод был единственным руководителем российской электроэнергетической компании, входящим в список самых высокооплачиваемых топ-менеджеров – по подсчетам Forbes, за 2014 год его вознаграждение составило 6 млн. долларов, за неполный 2015-й – 7 млн.
В 2000 году стремительная карьера Евгения Вячеславовича началась со «счастливого билетика» - руководства «Интер РАО» («дочки» энергогиганта РАО «ЕЭС России»), куда его пригласил Анатолий Чубайс. Уже в 2009 году Дод сделал еще более значительный кадровый рывок – возглавил крупнейшую гидрогенерирующую компанию России. По данным «Ведомостей», на пост руководителя «РусГидро» господина Дода рекомендовал лично глава «Роснефти» Игорь Сечин, возглавлявший еще и совет директоров «Интер РАО». По слухам, осенью 2015 года, когда премьер Дмитрий Медведев подписал отставку Евгения Дода – топ-менеджер был очень расстроен, но переиграть ситуацию с Владимиром Путиным не пытался.
Вполне вероятно, Дод посчитал, что ему будет сложно достучаться до президента, который двумя годами ранее распекал руководство «РусГидро» за отсутствие обращений в МВД в связи со злоупотреблениями при строительстве Загорской ГАЭС, куда было направлено 12 млрд. рублей. Как известно, половина этих денег была перечислена генподрядчику - «Гидрострою», который похитил около 1 млрд. рублей, прибегнув к помощи фирм-однодневок. Но отставки Дода тогда все же не последовало.
«Евгений – умный парень и талантливый разводила. Последовательно кидал всех, кто его поддерживал, после того, как нужда в этой поддержке отпадала», – отзывается о Доде один из его знакомых. «К сожалению, я вырастил хитрую, умную и подлую змею» – по слухам, именно так о топ-менеджере «РусГидро» говорил его бывший патрон, зампред правления РАО ЕЭС Александр Раппопорт. По всей видимости, все эти качества и помогли молодому управленцу, одному из немногих членов команды энергохолдинга, понравиться самому Игорю Сечину. «Игорь Иванович – мой старший товарищ, - говорил Евгений Дод в интервью «Известиям» в 2014 году. - С 2008 года, когда он был председателем совета директоров ОАО «Интер РАО», я работал под его началом. Скажу прямо: это не сахар работать с таким требовательным руководителем. Он трудоголик и требует такой же эффективности и самоотдачи от всех, с кем работает».
Спустя время Евгений Дод фактически предаст своего покровителя, не поддержав идею Сечина о проведении допэмиссии акций «РусГидро» на 50 млрд. рублей в пользу «Роснефтегаза». При решении этого вопроса глава энергохолдинга встал на сторону правительства, которое хотело докапитализировать «РусГидро» самостоятельно, изъяв дивиденды у «Роснефтегаза». Говорят, после этого в Кремле было принято решение устроить Доду публичную «порку», чтобы понял, что бывает с теми, кто идет против воли сильных мира сего. Возможно, именно тогда же пошел обратный отсчет времени для ныне арестованного экс-главы госкомпании.
«Отношения Сечина и Дода, насколько можно судить, были не такими уж безоблачными, - подтвердил «Веку» ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров. - В 2013 году, во время противостояния Сечина с вице-премьером Аркадием Дворковичем по поводу схемы выкупа допэмиссии акций «РусГидро», Дод действительно выступил на стороне Дворковича. После этого Владимир Путин отчитал Дода за старые дела, которые были еще до его прихода в «РусГидро», но по которым компания не пыталась вернуть свои деньги. Многие были уверены, что скандал был срежиссирован именно Игорем Сечиным. Кроме того, против Дода системно велась кампания - размещались многочисленные материалы в СМИ, в том числе и с вполне серьезными претензиями. Надо думать, что правоохранители ими заинтересовались и нашли к чему придраться».
Столь редкий случай уголовного преследования высокопоставленного руководителя госкомпании (хотя и бывшего), тем не менее, вызывает множество вопросов: некоторые наблюдатели называют дело против Дода притянутым за уши. И добавляют – все-таки это месть Сечина, который лишился шансов получить «РусГидро» под контроль «Роснефтегаза». Интересно, что из большой компании столь же «бонусных» топов выбрали именно Евгения Дода, причем спустя два с половиной года после инкриминируемых ему деяний. Говорят, дело в том, что бывший главный гидроэнергетик страны попросту утратил доверие со стороны тех, кто когда-то вел его через тернии к звездам.
«Все объяснялось просто: Сечин хотел отобрать у премьера Медведева право решать судьбу интересующих его активов (тем самым они стали «стратегическими»), - считает руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая. - Одновременно была придумана схема с докапитализацией за счет допэмиссии акций энергетических компаний, которые должны были перейти под крыло сечинского «Роснефтегаза», а затем когда-нибудь проданы на рынке (с точки зрения Сечина, когда-нибудь – это никогда). В числе этих компаний и была «РусГидро» – владелец практически всех гидроэлектростанций в России и третья по величине гидроэнергетическая компания в мире.
Однако практически сразу всем этим грандиозным планам помешал вице-премьер Аркадий Дворкович, который, надо сказать, в той нелегкой борьбе вышел победителем (ему не удалось отстоять только «Интер РАО»). Путину, не особо, вероятно, вникавшему во всю эту суматоху, летом 2012-го стали показывать на цифрах, что планы докапитализации будут стоить «Роснефтегазу» огромных финансовых ресурсов, и дивиденды, которые могли бы идти в бюджет России, будут тратиться на передачу активов из одного госкармана в другой. Тогда Путин, очевидно колебавшийся и не желающий ссориться с Медведевым, в целом согласился с кабинетом министров, а Сечин вступил в схватку за каждый актив по отдельности».
По словам эксперта, президент не стал вмешиваться в ситуацию и пустил все на самотек. И если высказать претензии Путину Сечин явно не мог, то решение Дода поддержать правительство глава «Роснефти» расценил как предательство, писали многие СМИ. Расплата наступила спустя 2,5 года – 22 июня 2016 года СКР возбудил уголовное дело против экс-руководителя «РусГидро».
«Ситуация с Евгением Додом, действительно выбивается из общего ряда антикоррупционных дел, которые мы видим в последнее время, - заявил «Веку» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. - Прежде всего, вызывает вопросы само обвинение. Это не простое мошенничество с уводом за рубеж активов компании, не продажа госсобственности по заниженной цене, не заведомо невыгодная сделка, не банальная взятка. Все гораздо сложнее. Евгений Дод обвинен в том, что он незаконно выплатил бонусы топ-менеджерам компании «РусГидро» (в том числе и себе) за 2013 год, исказив отчетность. Это достаточно спорная оценка, и ее применение неоднозначно. Но дело даже не в величине вменяемого ущерба. Себе премию Евгений Дод выписал на 353,2 млн. рублей, при этом из данной суммы незаконными считаются 73,2 млн. рублей. То есть 280 млн. рублей бонусов по итогам 2013 года Евгений Дод, по версии следствия, получил совершенно законно. И этот год не был единственным. Конечно, при таких цифрах компенсировать вменяемый ущерб подозреваемому не составляет труда, что он и предложил сделать. «Ну, хорошо, если вы считаете, что мы немного обсчитались (действительно на общем фоне, совсем немного), с кем не бывает, мы готовы это компенсировать. А потом поспорим, обсчитались или нет».
Но данное предложение не прошло, напоминает политолог. Клиент Следственного комитета России остался сидеть. «И здесь интересны несколько моментов. Само такое обвинение – дело достаточно неординарное. Еще нужно найти специалистов, которые в документах компании, изучив отчетность за 2013 год, смогут определить разницу в показанных доходах и убытках, а от нее вычислить разницу в положенных и начисленных бонусах. Это вам не пачки евро с краской передавать. И это не случайность. Нужные люди специально сидели, считали, искали и нашли зацепку на конкретного человека. Тогда возникает вопрос: зачем? Еще раз - это не банальная борьба с коррупцией: участки земли, контрабанда, уклонение от налогов, незаконное возвращение НДС и т.д. Здесь нужен был повод именно на Евгения Дода, и именно для его посадки».
По мнению Дмитрия Солонникова, в этой истории могут быть два варианта. Первый: наказание конкретного человека, который «кинул» своего бывшего патрона Игоря Сечина. «В результате допэмиссию «Роснефтегаз» не купил, а оплатило ее государство из дивидендов того же «Роснефтегаза». Для последнего это была большая потеря. В том же 2013 году жесточайшая критика Путина, здесь же и бонусы топ-менеджерам. Совпадение? Или тогда дали команду копать, и вот, наконец, нашли и публично наказали, - говорит политолог. - Второй вариант: материал на Евгения Дода нашли и реализовали, чтобы с ним дальше работать над… И вот тут целый букет возможностей. За свою трудовую жизнь Евгений Дод успел поработать со многими людьми с громкими именами. Начал свою трудовую вахту Дод еще в ООО «Инвестиционная компания «ЮКОС-инвест», принадлежавшем нефтяной компании ЮКОС. Отличный старт, отличные первые руководители. Может быть, настало время что-то уточнить про те годы?
Далее работа в энергетическом гиганте РАО «ЕЭС России» под началом Анатолия Чубайса. И здесь много интересного можно вспомнить. Фигура Чубайса и его окружение вызывают живейший интерес разных официальных структур нашей страны. Может быть, что-то нужно дополнить, проверить, уточнить? Затем взаимоотношения с Сечиным и Дворковичем. Тоже неоднозначная ситуация. Может быть, пора разобраться, кто из них прав в постоянных спорах, а кто неправ и почему? Да и нынешняя работа в Публичном акционерном обществе «Квадра - Генерирующая компания», входящем в бизнес-империю Михаила Прохорова (владеет 48,11 % обыкновенных акций компании), может быть крайне интересна. Что-то про Прохорова давно ничего не слышно, как он там? В-общем, интерес к персоне Евгения Дода может быть многогранным, как многогранна была и его деятельность, и его связи на самом верху отечественного делового мира. В любом случае, можно сказать твердо, популярной цитатой Винни-Пуха: «Это жжжж неспроста!», - заключает Солонников.
Полная версия публикации