«Общественники» предлагают закрыть ЕСПЧ для России
Председатель комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина представила план по созданию альтернативы Европейскому суду по правам человека (ЕСПЧ), который может появиться на базе БРИКС.
В последние годы, считает Сутормина, Европейский суд по правам человека все чаще демонстрирует ангажированность. Это, по ее мнению, говорит о «прямом подчинении руководству ЕС». В связи с этим Общественная палата планирует представить в МИД РФ предложение о создании альтернативы ЕСПЧ. О том, что инициатива «общественников» согласована, и о возможности создания альтернативы ЕСПЧ говорили и в самом МИД.
Предложение ОП о создании альтернативы ЕСПЧ стало реакцией на публикацию рекордной статистики: с 2012 Россия лидирует по количеству вынесенных против нее постановлений. И лидирует довольно уверенно. До этого на протяжении пяти лет РФ занимала вторую строчку в этом «рейтинге». По итогам прошлого года количество постановлений, вынесенных против России, в разы превосходит показатели других стран, а также результаты предыдущих лет.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов считает, что Россия в принципе должна выйти из всех организаций, входящих в Совет Европы. Это говорит о формировании административно-политического консенсуса по вопросу выхода из европейских институтов.
«Мы не можем отдавать часть своего суверенитета наднациональным структурам, которые контролируются силами, недружественными России, и которые используют эти институты для давления на Россию, ограничения ее суверенитета», - заявил он.
Куда более сложным представляется вопрос о создании альтернативных международных институтов, которые могут заменить высший судебный орган. Формирование новой структуры на базе БРИКС Емельянов рассматривает как «крайний случай». По его мнению, России необходимо создать независимую судебную систему внутри страны без опоры на иностранные государства.
О том, что решения ЕСПЧ зачастую политизированы, ранее заявлял и спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Глава Московского бюро по правам человека Александр Брод, входящий в состав Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ, признает, что претензии к ЕСПЧ есть - правозащитники, ведущие мониторинг его деятельности и принимаемых решений, не раз сталкивались с политической ангажированностью этого института. Однако, считает Брод, пока рано оценивать перспективность идеи создания альтернативы ему на базе БРИКС. По его словам, пока она вызывает больше вопросов, чем ответов.
Как отметил Брод, подобные предложения с завидной регулярностью звучат на протяжении последних десяти лет, однако дальше разговоров дело пока так и не сдвинулось.
Говоря о последней инициативе ОП, правозащитник обратил внимание на несопоставимость ЕСПЧ и БРИКС по числу стран – пять в БРИКС и 47 государств - членов Совета Европы. В виду значительно более широкой географии ЕСПЧ, даже если идея создания суда будет рассмотрена на саммите БРИКС, обращаться в эту инстанцию сможет значительно меньшее число граждан, отмечает Брод.
Также актуален вопрос профессионализма и независимости подобной структуры. Высока вероятность того, что она будет также конъюнктурной, политизированной и зависимой от политической воли стран-участниц, указывает эксперт.
Прежде чем делать выводы, следует ознакомиться с предложениями, которые «общественники» планируют направить в МИД. В текущих условиях следует давать оценку решениям ЕСПЧ, и в случае несогласия обнародовать свои доводы, заявил правозащитник.
По его мнению, в нынешней ситуации необходимо добиваться прозрачности и объективности в работе ЕСПЧ, используя для этого различные площадки и задействуя разные институты Совета Европы, в частности, Совет по правам человека, Парламентскую ассамблею, институт омбудсмена, а также возможности депутатов Европарламента.
Напомним, что в конце 2015 года президент России Владимир Путин подписал закон, дающий право Конституционному суду РФ целиком или частично не принимать к рассмотрению резолюции ЕСПЧ. Игнорирование постановлений европейского суда закон допускает в тех случаях, когда они противоречат Конституции России.
Предложение ОП о создании альтернативы ЕСПЧ стало реакцией на публикацию рекордной статистики: с 2012 Россия лидирует по количеству вынесенных против нее постановлений. И лидирует довольно уверенно. До этого на протяжении пяти лет РФ занимала вторую строчку в этом «рейтинге». По итогам прошлого года количество постановлений, вынесенных против России, в разы превосходит показатели других стран, а также результаты предыдущих лет.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов считает, что Россия в принципе должна выйти из всех организаций, входящих в Совет Европы. Это говорит о формировании административно-политического консенсуса по вопросу выхода из европейских институтов.
«Мы не можем отдавать часть своего суверенитета наднациональным структурам, которые контролируются силами, недружественными России, и которые используют эти институты для давления на Россию, ограничения ее суверенитета», - заявил он.
Куда более сложным представляется вопрос о создании альтернативных международных институтов, которые могут заменить высший судебный орган. Формирование новой структуры на базе БРИКС Емельянов рассматривает как «крайний случай». По его мнению, России необходимо создать независимую судебную систему внутри страны без опоры на иностранные государства.
О том, что решения ЕСПЧ зачастую политизированы, ранее заявлял и спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Глава Московского бюро по правам человека Александр Брод, входящий в состав Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ, признает, что претензии к ЕСПЧ есть - правозащитники, ведущие мониторинг его деятельности и принимаемых решений, не раз сталкивались с политической ангажированностью этого института. Однако, считает Брод, пока рано оценивать перспективность идеи создания альтернативы ему на базе БРИКС. По его словам, пока она вызывает больше вопросов, чем ответов.
Как отметил Брод, подобные предложения с завидной регулярностью звучат на протяжении последних десяти лет, однако дальше разговоров дело пока так и не сдвинулось.
Говоря о последней инициативе ОП, правозащитник обратил внимание на несопоставимость ЕСПЧ и БРИКС по числу стран – пять в БРИКС и 47 государств - членов Совета Европы. В виду значительно более широкой географии ЕСПЧ, даже если идея создания суда будет рассмотрена на саммите БРИКС, обращаться в эту инстанцию сможет значительно меньшее число граждан, отмечает Брод.
Также актуален вопрос профессионализма и независимости подобной структуры. Высока вероятность того, что она будет также конъюнктурной, политизированной и зависимой от политической воли стран-участниц, указывает эксперт.
Прежде чем делать выводы, следует ознакомиться с предложениями, которые «общественники» планируют направить в МИД. В текущих условиях следует давать оценку решениям ЕСПЧ, и в случае несогласия обнародовать свои доводы, заявил правозащитник.
По его мнению, в нынешней ситуации необходимо добиваться прозрачности и объективности в работе ЕСПЧ, используя для этого различные площадки и задействуя разные институты Совета Европы, в частности, Совет по правам человека, Парламентскую ассамблею, институт омбудсмена, а также возможности депутатов Европарламента.
Напомним, что в конце 2015 года президент России Владимир Путин подписал закон, дающий право Конституционному суду РФ целиком или частично не принимать к рассмотрению резолюции ЕСПЧ. Игнорирование постановлений европейского суда закон допускает в тех случаях, когда они противоречат Конституции России.