В России набирает обороты экономика совместного пользования
В России неуклонно набирает силу новое экономическое явление – совместное потребление, то есть возможность использования тех или иных вещей только по потребности, время от времени, без приобретения их в собственность.
Такой стремительно распространяющийся в России способ временного владения некоей вещью разными людьми специалисты именуют теперь «экономикой совместного пользования».
«Это привлекательная альтернатива владению непотребляемыми активами, например, транспортными средствами, - разъясняет ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Иван Лобанов. - Она обеспечивает возможность доступа к ним лишь по потребности. Это позволяет снизить объем капиталовложений, поскольку нет необходимости покупать такие активы, как и снизить расходы, связанные с обладанием ими. С другой стороны, для обладателя таких активов шеринг-экономика дает возможность дополнительного заработка, предоставляя к ним доступ и другим людям, компаниям».
По словам Лобанова, с одной стороны, возможность пользоваться вещами без приобретения их в собственность «повышает доступность благ», но, с другой, «усугубляет экономическое неравенство». Что касается объема экономики совместного пользования (ее еще называют шеринговой экономикой), то в России он уже превысил 1 трлн. рублей и продолжает расти, отметил эксперт.
«Шеринг как бизнес достаточно давно закрепился в сфере IT, - продолжает Лобанов, - где пользователи могут воспользоваться чужими вычислительными мощностями или хранилищами данных. По сравнению с транспортом сфера IT имеет гораздо больше кейсов «истинного» шеринга, когда компании дают доступ к своим вычислительным мощностям или хранилищам, которые временно недозагружены, но не планировались как арендный бизнес. Еще одна сфера - коммерческая недвижимость. Частным случаем шеринга здесь можно назвать коворкинги и коливинги».
Что касается российских граждан, то у многих из нас шеринг ассоциируется прежде всего с прокатом автомобилей (каршеринг), которые можно использовать для любых целей, в том числе и для бизнес-деятельности. Кстати, в эту же категорию попадают и средства индивидуальной мобильности – электровелосипеды и электросамокаты. По словам специалистов, это закономерно, так как именно в этих сферах шеринг получил наибольшее распространение во многих странах.
Шеринг-экономика отличается от проката или аренды прежде всего сетевым характером взаимодействия между владельцами некоего актива и его пользователями. Данное взаимодействие в качестве своего фундамента имеет цифровую платформу, позволяющую в режиме реального времени получить пользователям во временное пользование чужие, временно свободные активы, а их владельцам, соответственно, на этом заработать.
Но и это еще не все, поскольку есть еще одно немаловажное отличие экономики совместного пользования от возможностей проката или аренды. Здесь дело касается самой бизнес-модели, которая и является главной в основе шеринга. Дело в том, что с экономической точки зрения изначально шеринг представлял собой способ некоей дозагрузки избыточных мощностей, приобретенных не для сдачи в аренду. А вот для того, чтобы это произошло, владельцы данной «избыточной мощности», с одной стороны, и потенциальные пользователи, с другой, каким-то способом будут искать друг друга, и именно в этом им должны помочь цифровые платформы, которые своими сетями все более и более в хорошем смысле опутывают экономическое интернет-пространство.
«Шеринг – это тенденция от которой сегодня нельзя уйти, потому что это удобно и современно, - считает председатель комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин. - Шеринг востребован среди молодых людей, которые не могут себе позволить приобрести движимое имущество в собственность, а также среди офисных работников крупных городов, где остро стоит вопрос с парковками».
По словам Демина, очень важно сохранять сам институт частной собственности и не размывать его, чем «зачастую грешат» крупные шеринговые корпорации. Хорошо это или плохо, пока нельзя ответить однозначно, но, безусловно, это уже факт, которым не стоит пренебрегать, убежден Демин.
«Это привлекательная альтернатива владению непотребляемыми активами, например, транспортными средствами, - разъясняет ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Иван Лобанов. - Она обеспечивает возможность доступа к ним лишь по потребности. Это позволяет снизить объем капиталовложений, поскольку нет необходимости покупать такие активы, как и снизить расходы, связанные с обладанием ими. С другой стороны, для обладателя таких активов шеринг-экономика дает возможность дополнительного заработка, предоставляя к ним доступ и другим людям, компаниям».
По словам Лобанова, с одной стороны, возможность пользоваться вещами без приобретения их в собственность «повышает доступность благ», но, с другой, «усугубляет экономическое неравенство». Что касается объема экономики совместного пользования (ее еще называют шеринговой экономикой), то в России он уже превысил 1 трлн. рублей и продолжает расти, отметил эксперт.
«Шеринг как бизнес достаточно давно закрепился в сфере IT, - продолжает Лобанов, - где пользователи могут воспользоваться чужими вычислительными мощностями или хранилищами данных. По сравнению с транспортом сфера IT имеет гораздо больше кейсов «истинного» шеринга, когда компании дают доступ к своим вычислительным мощностям или хранилищам, которые временно недозагружены, но не планировались как арендный бизнес. Еще одна сфера - коммерческая недвижимость. Частным случаем шеринга здесь можно назвать коворкинги и коливинги».
Что касается российских граждан, то у многих из нас шеринг ассоциируется прежде всего с прокатом автомобилей (каршеринг), которые можно использовать для любых целей, в том числе и для бизнес-деятельности. Кстати, в эту же категорию попадают и средства индивидуальной мобильности – электровелосипеды и электросамокаты. По словам специалистов, это закономерно, так как именно в этих сферах шеринг получил наибольшее распространение во многих странах.
Шеринг-экономика отличается от проката или аренды прежде всего сетевым характером взаимодействия между владельцами некоего актива и его пользователями. Данное взаимодействие в качестве своего фундамента имеет цифровую платформу, позволяющую в режиме реального времени получить пользователям во временное пользование чужие, временно свободные активы, а их владельцам, соответственно, на этом заработать.
Но и это еще не все, поскольку есть еще одно немаловажное отличие экономики совместного пользования от возможностей проката или аренды. Здесь дело касается самой бизнес-модели, которая и является главной в основе шеринга. Дело в том, что с экономической точки зрения изначально шеринг представлял собой способ некоей дозагрузки избыточных мощностей, приобретенных не для сдачи в аренду. А вот для того, чтобы это произошло, владельцы данной «избыточной мощности», с одной стороны, и потенциальные пользователи, с другой, каким-то способом будут искать друг друга, и именно в этом им должны помочь цифровые платформы, которые своими сетями все более и более в хорошем смысле опутывают экономическое интернет-пространство.
«Шеринг – это тенденция от которой сегодня нельзя уйти, потому что это удобно и современно, - считает председатель комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин. - Шеринг востребован среди молодых людей, которые не могут себе позволить приобрести движимое имущество в собственность, а также среди офисных работников крупных городов, где остро стоит вопрос с парковками».
По словам Демина, очень важно сохранять сам институт частной собственности и не размывать его, чем «зачастую грешат» крупные шеринговые корпорации. Хорошо это или плохо, пока нельзя ответить однозначно, но, безусловно, это уже факт, которым не стоит пренебрегать, убежден Демин.