«Вечная Россия» и вечная жизнь Ильи Глазунова
Ранним утром в воскресенье 9 июня в возрасте 87 лет в Москве скончался выдающийся живописец, Народный художник СССР, автор величественной картины «Вечная Россия» и еще более трехсот монументальных полотен Илья Сергеевич Глазунов. По словам его дочери Веры Глазуновой, отец умер от остановки сердца.
Одно из своих монументальных полотен Илья Глазунов назвал «Вечная Россия». Он говорил, что все мы рано или поздно уйдем, но Россия будет вечной. Он ушел. А Россия останется в веках. Так завещал Великий Мастер.
Президент РФ Владимир Путин передал слова соболезнования семье Ильи Глазунова. Глава государства отметил, что Глазунов останется в нашей памяти «выдающимся художником современности».
Родился Илья Глазунов 10 июня 1930 года в Ленинграде. Мальчишкой он пережил блокадную зиму, при этом потерял всех родных: от голода умерли его отец, мать и бабушка. В 1942 году Илья был эвакуирован в глубь России из осажденного города по льду Ладоги. С прорывом блокады Глазунов тут же возвратился в Ленинград и сразу поступил на учебу в только что открывшуюся художественную школу. Уже тогда юноша проявлял большой интерес к рисованию и живописи. Позднее Илья Глазунов говорил, что именно город на Неве сделал из него художника. В одном из интервью он отметил: «В Ленинграде с его громадами величественных зданий, роскошью дворцовой архитектуры, его Дворцовой площадью, его невскими набережными и уникальными разводными мостами проходило мое становление». И еще добавил, что всегда рисовал этот удивительный город, сколько себя помнит.
После окончания художественной школы Илья продолжил учебу в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Уже в 1957 году состоялась первая персональная выставка 26-летнего Глазунова, где большая часть полотен была посвящена русской истории, красоте русской природы и величию России. Основанием для показа этой экспозиции, открывшейся в московском ЦДРИ, был полученный Глазуновым Гран-при Всемирной пражской выставки за портрет Юлиуса Фучика.
На той выставке Глазунов не рискнул представить картину «Дороги войны», написанную под еще детскими впечатлениями от военного лихолетья, на которой художник показал нашу отступавшую армию в первые месяцы боев. Это полотно он решился выставить только в 1964 году на печально известной выставке в Манеже, нещадно раскритикованной тогда Хрущевым.
С 1978 года Глазунов преподавал в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. В 1987 году Илья Глазунов основал и возглавил Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества.
Глазунов стал широко известен как автор больших, монументальных полотен на исторические темы. В 1978 году он написал «Мистерию ХХ века», в которой объединил людей прошедшего столетия и основные события ушедшего века. «Вечную Россию» он написал в 1988 году к тысячелетию Крещения Руси. В этот цикл, над которым художник работал несколько десятилетий, вошли такие полотна, как «Князь Игорь», «Русский Икар», «Канун» (в картине на первом плане - образы Дмитрия Донского и Сергия Радонежского накануне сражения на Куликовом поле ), а также «Андрей Рублев».
В живописи Ильи Глазунова искусствоведы выделяют «Городской цикл», отображающий жизнь наших сограждан. Это картины «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус». В цикле написанных им портретов - люди разных профессий, известные и не очень. Это рабочие и крестьяне, деятели искусств, политики, ученые. Он писал портреты Сальвадора Альенде, Федерико Феллини, Джины Лоллобриджиды, Иннокентия Смоктуновского, космонавта Виталия Севастьянова.
Илью Глазунова всегда отличала активная жизненная позиция, ради истины он не боялся конфликтовать с властью. В 70-е годы Глазунов возглавил борьбу москвичей за пересмотр тогдашнего Генплана столицы, предусматривавшего снос старинной части города. Он написал гневное письмо в ЦК КПСС и добился, чтобы разрушение исторических зданий было прекращено.
Развал СССР стал сильнейшим ударом для Ильи Глазунова, но не сломил его. Живопись оставалась для него важнейшим приоритетом. В стенах института им. Сурикова он открыл свою мастерскую портрета, а с 2004 года на Волхонке рядом с храмом Христа Спасителя начала работать его галерея.
На днях здесь появилась запись, оставленная одним из ее посетителей: «С первых мгновений мы поняли, что пришли сюда не зря. Все увиденное потрясающе, великолепно, восхитительно. Это просто фантастика, это творческий порыв, это жизнь. На каждой картине живые люди, живые города. Поражают масштабные картины. Особенно полотно «Вечная Россия», на котором с полсотни исторических персонажей, сыгравших значительную роль в истории нашей великой Родины. Спасибо за это Мастеру с большой буквы».
Совсем недавно, 12 июня этого года, Илья Глазунов представил свою последнюю картину «Похищение Европы».
Народный художник СССР, мастер портрета Александр Шилов призвал бережно сохранять творческое наследие Ильи Глазунова, являющееся мощным фундаментом дальнейшего развития русской культуры.
Похоронен Илья Глазунов будет на Новодевичьем кладбище.
Президент РФ Владимир Путин передал слова соболезнования семье Ильи Глазунова. Глава государства отметил, что Глазунов останется в нашей памяти «выдающимся художником современности».
Родился Илья Глазунов 10 июня 1930 года в Ленинграде. Мальчишкой он пережил блокадную зиму, при этом потерял всех родных: от голода умерли его отец, мать и бабушка. В 1942 году Илья был эвакуирован в глубь России из осажденного города по льду Ладоги. С прорывом блокады Глазунов тут же возвратился в Ленинград и сразу поступил на учебу в только что открывшуюся художественную школу. Уже тогда юноша проявлял большой интерес к рисованию и живописи. Позднее Илья Глазунов говорил, что именно город на Неве сделал из него художника. В одном из интервью он отметил: «В Ленинграде с его громадами величественных зданий, роскошью дворцовой архитектуры, его Дворцовой площадью, его невскими набережными и уникальными разводными мостами проходило мое становление». И еще добавил, что всегда рисовал этот удивительный город, сколько себя помнит.
После окончания художественной школы Илья продолжил учебу в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Уже в 1957 году состоялась первая персональная выставка 26-летнего Глазунова, где большая часть полотен была посвящена русской истории, красоте русской природы и величию России. Основанием для показа этой экспозиции, открывшейся в московском ЦДРИ, был полученный Глазуновым Гран-при Всемирной пражской выставки за портрет Юлиуса Фучика.
На той выставке Глазунов не рискнул представить картину «Дороги войны», написанную под еще детскими впечатлениями от военного лихолетья, на которой художник показал нашу отступавшую армию в первые месяцы боев. Это полотно он решился выставить только в 1964 году на печально известной выставке в Манеже, нещадно раскритикованной тогда Хрущевым.
С 1978 года Глазунов преподавал в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. В 1987 году Илья Глазунов основал и возглавил Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества.
Глазунов стал широко известен как автор больших, монументальных полотен на исторические темы. В 1978 году он написал «Мистерию ХХ века», в которой объединил людей прошедшего столетия и основные события ушедшего века. «Вечную Россию» он написал в 1988 году к тысячелетию Крещения Руси. В этот цикл, над которым художник работал несколько десятилетий, вошли такие полотна, как «Князь Игорь», «Русский Икар», «Канун» (в картине на первом плане - образы Дмитрия Донского и Сергия Радонежского накануне сражения на Куликовом поле ), а также «Андрей Рублев».
В живописи Ильи Глазунова искусствоведы выделяют «Городской цикл», отображающий жизнь наших сограждан. Это картины «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус». В цикле написанных им портретов - люди разных профессий, известные и не очень. Это рабочие и крестьяне, деятели искусств, политики, ученые. Он писал портреты Сальвадора Альенде, Федерико Феллини, Джины Лоллобриджиды, Иннокентия Смоктуновского, космонавта Виталия Севастьянова.
Илью Глазунова всегда отличала активная жизненная позиция, ради истины он не боялся конфликтовать с властью. В 70-е годы Глазунов возглавил борьбу москвичей за пересмотр тогдашнего Генплана столицы, предусматривавшего снос старинной части города. Он написал гневное письмо в ЦК КПСС и добился, чтобы разрушение исторических зданий было прекращено.
Развал СССР стал сильнейшим ударом для Ильи Глазунова, но не сломил его. Живопись оставалась для него важнейшим приоритетом. В стенах института им. Сурикова он открыл свою мастерскую портрета, а с 2004 года на Волхонке рядом с храмом Христа Спасителя начала работать его галерея.
На днях здесь появилась запись, оставленная одним из ее посетителей: «С первых мгновений мы поняли, что пришли сюда не зря. Все увиденное потрясающе, великолепно, восхитительно. Это просто фантастика, это творческий порыв, это жизнь. На каждой картине живые люди, живые города. Поражают масштабные картины. Особенно полотно «Вечная Россия», на котором с полсотни исторических персонажей, сыгравших значительную роль в истории нашей великой Родины. Спасибо за это Мастеру с большой буквы».
Совсем недавно, 12 июня этого года, Илья Глазунов представил свою последнюю картину «Похищение Европы».
Народный художник СССР, мастер портрета Александр Шилов призвал бережно сохранять творческое наследие Ильи Глазунова, являющееся мощным фундаментом дальнейшего развития русской культуры.
Похоронен Илья Глазунов будет на Новодевичьем кладбище.