Власти хотят повысить НДФЛ
Правительство продолжает искать варианты повышения подоходного налога. Согласно одному из них НДФЛ может быть повышен до 15%. Повышение компенсируется снижением нагрузки на работодателей — с 30% до 21% ставки страховых взносов.
Другой вариант предусматривает одновременно с повышением НДФЛ введение вычета и повышение НДС с нынешних 18% до 21%.
Возможности повышения НДФЛ сейчас рассматривают Минфин и Минэкономразвития. При этом предполагается, что от 6% до 8% НДФЛ могут быть направлены в федеральный бюджет. В ведомствах отмечают, что подобные меры должны привести к балансировке бюджета. Впрочем, в Минфине заявили: ведомство выступает против увеличения общей нагрузки, подчеркнув, что окончательные предложения пока не сформированы.
Источники отмечают, что обсуждение ведется достаточно активно, однако на уровень президента РФ и премьер-министра вопрос, связанный с повышением НДФЛ, пока не выносился. Оптимальный вариант будет отобран не только по итогам обсуждения в правительстве, но и на основании результатов социологических исследований. Источники также допускают, что увеличение НДФЛ может спровоцировать переход части официальных зарплат в теневой сектор, размер которого по некоторым данным достигает 5 трлн. рублей.
Как отмечают эксперты, подобные изменения в первую очередь скажутся на положении небогатых людей. Выдвинутое предложение они называют «достаточно странным». «Прежде всего, это неправильно с точки зрения социальной справедливости», - говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников.
По его словам, в России существует высокая дифференциация по доходам. Есть большие сомнения по поводу легитимности перераспределения доходов после распада СССР, в связи с чем, чтобы не ухудшать социально-политическую ситуацию, необходимо переходить к прогрессивной шкале, повышая налоговую нагрузку на граждан с высокими доходами.
Как говорит Сальников, население достаточно положительно относится к введению прогрессивной шкалы, однако осуществить подобный переход довольно непросто, поскольку состоятельные граждане имеют массу возможностей для ухода от налогов.
Эксперт также считает возможным введение налога на наследство, указывая, что подобный сбор является обычным явлением в западных странах.
Ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина, в свою очередь, отмечает, что налог на прибыль — это основной источник для региональных бюджетов. По ее словам, подрывать их доходную базу в нынешней ситуации нельзя, поскольку они и так испытывают сложности. Она отмечает, что достигнуть бездифицитности бюджетов удалось лишь за счет сильного сокращения расходов, в первую очередь, на образование и здравоохранение. При этом эксперт призналась, что ей нравится идея с повышением НДФЛ тем, что подобный шаг, наоборот, наполнит региональные бюджеты. «В этом смысле это хорошая мера», - заявила Пенухина.
Напомним, ранее в феврале сообщалось о том, что НДФЛ может быть повышен до 17%, чтобы сбалансировать бюджетную систему. Вместе с ускорением налогового маневра в нефтяной отрасли и отменой неэффективных налоговых льгот это вывело бы бюджет расширенного правительства в зону профицита.
Данные выводы были представлены экспертами на заседании рабочей группы Экономического совета при президенте, которое состоялось в начале февраля. Подготовкой расчетов занимались сотрудники РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ по просьбе Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.
Комментируя эту информацию, эксперты отмечали, что рост ставки НДФЛ может обернуться уходом граждан в теневой сектор, однако данный риск может быть снижен при одновременном сокращении тарифа страховых взносов с нынешних 30% до 22%. Ставка подоходного налога в 13% является низкой, однако ее рост должен происходить в комплексе с другими реформами, считают они.
Возможности повышения НДФЛ сейчас рассматривают Минфин и Минэкономразвития. При этом предполагается, что от 6% до 8% НДФЛ могут быть направлены в федеральный бюджет. В ведомствах отмечают, что подобные меры должны привести к балансировке бюджета. Впрочем, в Минфине заявили: ведомство выступает против увеличения общей нагрузки, подчеркнув, что окончательные предложения пока не сформированы.
Источники отмечают, что обсуждение ведется достаточно активно, однако на уровень президента РФ и премьер-министра вопрос, связанный с повышением НДФЛ, пока не выносился. Оптимальный вариант будет отобран не только по итогам обсуждения в правительстве, но и на основании результатов социологических исследований. Источники также допускают, что увеличение НДФЛ может спровоцировать переход части официальных зарплат в теневой сектор, размер которого по некоторым данным достигает 5 трлн. рублей.
Как отмечают эксперты, подобные изменения в первую очередь скажутся на положении небогатых людей. Выдвинутое предложение они называют «достаточно странным». «Прежде всего, это неправильно с точки зрения социальной справедливости», - говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников.
По его словам, в России существует высокая дифференциация по доходам. Есть большие сомнения по поводу легитимности перераспределения доходов после распада СССР, в связи с чем, чтобы не ухудшать социально-политическую ситуацию, необходимо переходить к прогрессивной шкале, повышая налоговую нагрузку на граждан с высокими доходами.
Как говорит Сальников, население достаточно положительно относится к введению прогрессивной шкалы, однако осуществить подобный переход довольно непросто, поскольку состоятельные граждане имеют массу возможностей для ухода от налогов.
Эксперт также считает возможным введение налога на наследство, указывая, что подобный сбор является обычным явлением в западных странах.
Ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина, в свою очередь, отмечает, что налог на прибыль — это основной источник для региональных бюджетов. По ее словам, подрывать их доходную базу в нынешней ситуации нельзя, поскольку они и так испытывают сложности. Она отмечает, что достигнуть бездифицитности бюджетов удалось лишь за счет сильного сокращения расходов, в первую очередь, на образование и здравоохранение. При этом эксперт призналась, что ей нравится идея с повышением НДФЛ тем, что подобный шаг, наоборот, наполнит региональные бюджеты. «В этом смысле это хорошая мера», - заявила Пенухина.
Напомним, ранее в феврале сообщалось о том, что НДФЛ может быть повышен до 17%, чтобы сбалансировать бюджетную систему. Вместе с ускорением налогового маневра в нефтяной отрасли и отменой неэффективных налоговых льгот это вывело бы бюджет расширенного правительства в зону профицита.
Данные выводы были представлены экспертами на заседании рабочей группы Экономического совета при президенте, которое состоялось в начале февраля. Подготовкой расчетов занимались сотрудники РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ по просьбе Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.
Комментируя эту информацию, эксперты отмечали, что рост ставки НДФЛ может обернуться уходом граждан в теневой сектор, однако данный риск может быть снижен при одновременном сокращении тарифа страховых взносов с нынешних 30% до 22%. Ставка подоходного налога в 13% является низкой, однако ее рост должен происходить в комплексе с другими реформами, считают они.