Войти в игру под своим именем
Власти РФ продолжают осуществлять шаги, направленные на борьбу с терроризмом. О новых предложениях в этой сфере, исходящих от Совета безопасности России, рассказывается в публикуемом ниже материале.
Российским геймерам вскоре придётся авторизовываться, чтобы поиграть в любимые компьютерные игры. Эта мера, по мысли её инициаторов, должна помочь в борьбе с терроризмом. «Наша Версия» вместе с экспертами попыталась оценить эффективность очередных нововведений в области безопасности – как в виртуальном мире, так и в реальном.
Поручение в адрес Минкомсвязи и ФСБ было дано на заседании Совета безопасности под председательством президента ещё в конце октября. Формально речь идёт о разработке дополнительных мер по регулированию организаторов распространения информации в Интернете. На практике это означает, что все сервисы, предоставляющие возможность для онлайн-игр, должны будут ввести обязательную регистрацию пользователей по номеру мобильного телефона. Точно такие же требования содержатся в принятом Госдумой так называемом пакете Яровой. Иными словами, закон, распространяющийся сейчас на мессенджеры, охватит также социальные сети и онлайн-игры, в которых у пользователей есть возможность общаться между собой. Но если для мессенджеров регистрация пользователей станет обязательной уже с 1 января, то правила регистрации геймеров должны быть разработаны не позднее 1 июня 2018 года.
Нововведения должны помочь в борьбе с терроризмом. Глава Роскомнадзора Александр Жаров уже заявил, что во время терактов в Париже в 2015 году террористы «организовывали свои коммуникации не только посредством шифрованных мессенджеров, но и, насколько я знаю, через PlayStation 4». Впрочем, ещё за несколько лет до парижских терактов британская пресса писала о том, что террористы активно используют для связи чаты, встроенные в онлайн-игры.
Так что предмет для тревоги действительно есть. Однако даже если регистрация миллионов российских геймеров поможет вычислить нескольких преступников – непонятно, как именно её осуществлять. По мнению основателя компании – разработчика игр Nival Сергея Орловского, подавляющее большинство игровых платформ, которыми пользуются российские геймеры, зарегистрированы за границей. «Каким образом они собираются заставить всех разработчиков в мире исполнять требования российского законодательства, когда доля российского рынка от мирового составляет около 2%?» – недоумевает он. В итоге на требования обязательной регистрации пользователей могут согласиться, по мнению Орловского, не более десятка крупнейших мировых разработчиков. То есть ещё одна инициатива в никуда?
Глава общественной организации «РосКомСвобода» Артём Козлюк считает, что деанонимизация всех пользователей в качестве средства борьбы с терроризмом является «полнейшей глупостью»: «С таким же успехом можно заставить деанонимизировать всех покупателей утюгов, которые могут использоваться в качестве орудия пыток». К тому же для контроля за играми потребуются усилия, не поддающиеся подсчёту. Ведь как отличить, что имел в виду игрок, печатая в чат: «Поворачивай за угол, потом взрывай бомбу» – совет партнёру по игре или инструкцию по проведению теракта? И что, каждая из таких фраз будет проверяться спецслужбами?
Другой вопрос: во сколько обойдётся принудительная регистрация всех игроков? По словам Артёма Козлюка, «есть подозрения, что требования ввести такие правила выгодны определённым группам лоббистов, например крупным операторам мобильной связи». Так что возможно, что речь идёт не о борьбе с терроризмом, а опять банально о деньгах.
Саркис ДАРБИНЯН, юрист: – Российским компаниям точно придётся выполнять этот закон, нести дополнительные расходы, а пользователи, которым важно сохранить свою анонимность, вероятно, будут уходить на другие платформы – за пределами России, туда, где не будут спешить с выполнением всех этих законов. Террористы не ограничены в выборе средств связи, которых нет в списках операторов распространения информации, помимо этого они могут создавать свои мессенджеры, кто им мешает?
Поручение в адрес Минкомсвязи и ФСБ было дано на заседании Совета безопасности под председательством президента ещё в конце октября. Формально речь идёт о разработке дополнительных мер по регулированию организаторов распространения информации в Интернете. На практике это означает, что все сервисы, предоставляющие возможность для онлайн-игр, должны будут ввести обязательную регистрацию пользователей по номеру мобильного телефона. Точно такие же требования содержатся в принятом Госдумой так называемом пакете Яровой. Иными словами, закон, распространяющийся сейчас на мессенджеры, охватит также социальные сети и онлайн-игры, в которых у пользователей есть возможность общаться между собой. Но если для мессенджеров регистрация пользователей станет обязательной уже с 1 января, то правила регистрации геймеров должны быть разработаны не позднее 1 июня 2018 года.
Нововведения должны помочь в борьбе с терроризмом. Глава Роскомнадзора Александр Жаров уже заявил, что во время терактов в Париже в 2015 году террористы «организовывали свои коммуникации не только посредством шифрованных мессенджеров, но и, насколько я знаю, через PlayStation 4». Впрочем, ещё за несколько лет до парижских терактов британская пресса писала о том, что террористы активно используют для связи чаты, встроенные в онлайн-игры.
Так что предмет для тревоги действительно есть. Однако даже если регистрация миллионов российских геймеров поможет вычислить нескольких преступников – непонятно, как именно её осуществлять. По мнению основателя компании – разработчика игр Nival Сергея Орловского, подавляющее большинство игровых платформ, которыми пользуются российские геймеры, зарегистрированы за границей. «Каким образом они собираются заставить всех разработчиков в мире исполнять требования российского законодательства, когда доля российского рынка от мирового составляет около 2%?» – недоумевает он. В итоге на требования обязательной регистрации пользователей могут согласиться, по мнению Орловского, не более десятка крупнейших мировых разработчиков. То есть ещё одна инициатива в никуда?
Глава общественной организации «РосКомСвобода» Артём Козлюк считает, что деанонимизация всех пользователей в качестве средства борьбы с терроризмом является «полнейшей глупостью»: «С таким же успехом можно заставить деанонимизировать всех покупателей утюгов, которые могут использоваться в качестве орудия пыток». К тому же для контроля за играми потребуются усилия, не поддающиеся подсчёту. Ведь как отличить, что имел в виду игрок, печатая в чат: «Поворачивай за угол, потом взрывай бомбу» – совет партнёру по игре или инструкцию по проведению теракта? И что, каждая из таких фраз будет проверяться спецслужбами?
Другой вопрос: во сколько обойдётся принудительная регистрация всех игроков? По словам Артёма Козлюка, «есть подозрения, что требования ввести такие правила выгодны определённым группам лоббистов, например крупным операторам мобильной связи». Так что возможно, что речь идёт не о борьбе с терроризмом, а опять банально о деньгах.
Саркис ДАРБИНЯН, юрист: – Российским компаниям точно придётся выполнять этот закон, нести дополнительные расходы, а пользователи, которым важно сохранить свою анонимность, вероятно, будут уходить на другие платформы – за пределами России, туда, где не будут спешить с выполнением всех этих законов. Террористы не ограничены в выборе средств связи, которых нет в списках операторов распространения информации, помимо этого они могут создавать свои мессенджеры, кто им мешает?