Вопреки ожиданиям, цены на нефть и газ остаются низкими
С января нефть марки Brent держится в районе $75 за баррель по сравнению со $120 год назад; в Европе цены на газ, составляющие €35 ($38) за мегаватт-час (мВтч), на 88% ниже пика, достигнутого в августе.
Дело не в том, что новости вдруг стали более благоприятными. ОПЕК и ее союзники объявили о значительном сокращении добычи. В США количество нефтяных и газовых буровых установок сокращается уже семь недель подряд, поскольку производители реагируют на сниженную маржу. Несколько газовых объектов Норвегии, жизненно важных для Европы, находятся на длительном техническом обслуживании. Нидерланды закрывают крупнейшее газовое месторождение в Европе. Однако любое повышение цен быстро сходит на нет. Что же удерживает цены на низком уровне?
Частичным ответом на этот вопрос может быть разочаровывающий спрос. В последние месяцы ожидания глобального экономического роста были подавлены. Крах нескольких банков этой весной вызвал опасения по поводу надвигающейся рецессии в США. Инфляция бьет по потребителям в Европе. В обеих частях земного шара еще предстоит ощутить все последствия повышения процентных ставок. Между тем, в Китае подъем экономики после пандемии оказался гораздо слабее, чем ожидалось. Вялый рост, в свою очередь, снижает спрос на топливо.
Однако если присмотреться, то история со спросом не совсем убедительна. Несмотря на разочаровывающее восстановление, в апреле Китай потреблял 16 млн баррелей в день сырой нефти, что является рекордом. Оживление в грузоперевозках, туризме и путешествиях после мрачного периода строгих локдаунов означает, что используется больше дизельного топлива, бензина и авиакеросина. В США снижение цен на бензин на 30% по сравнению с прошлым годом является хорошим предзнаменованием для летнего сезона езды на авто. В Азии и Европе ожидается длительная высокая температура, что создает больший спрос на газовую генерацию для охлаждения.
Более убедительное объяснение можно найти на стороне предложения. Высокие цены последних двух лет стимулировали добычу за пределами ОПЕК, которая теперь начинает расти. Нефть хлынула из Атлантического бассейна благодаря сочетанию традиционных скважин (в Бразилии и Гайане) и добычи из сланцевых и смолистых песков (в США, Аргентине и Канаде). Норвегия тоже качает больше. По оценкам банка JPMorgan Chase, в 2023 году добыча нефти в странах, не входящих в ОПЕК, вырастет на 2,2 млн баррелей в день.
Частичным ответом на этот вопрос может быть разочаровывающий спрос. В последние месяцы ожидания глобального экономического роста были подавлены. Крах нескольких банков этой весной вызвал опасения по поводу надвигающейся рецессии в США. Инфляция бьет по потребителям в Европе. В обеих частях земного шара еще предстоит ощутить все последствия повышения процентных ставок. Между тем, в Китае подъем экономики после пандемии оказался гораздо слабее, чем ожидалось. Вялый рост, в свою очередь, снижает спрос на топливо.
Однако если присмотреться, то история со спросом не совсем убедительна. Несмотря на разочаровывающее восстановление, в апреле Китай потреблял 16 млн баррелей в день сырой нефти, что является рекордом. Оживление в грузоперевозках, туризме и путешествиях после мрачного периода строгих локдаунов означает, что используется больше дизельного топлива, бензина и авиакеросина. В США снижение цен на бензин на 30% по сравнению с прошлым годом является хорошим предзнаменованием для летнего сезона езды на авто. В Азии и Европе ожидается длительная высокая температура, что создает больший спрос на газовую генерацию для охлаждения.
Более убедительное объяснение можно найти на стороне предложения. Высокие цены последних двух лет стимулировали добычу за пределами ОПЕК, которая теперь начинает расти. Нефть хлынула из Атлантического бассейна благодаря сочетанию традиционных скважин (в Бразилии и Гайане) и добычи из сланцевых и смолистых песков (в США, Аргентине и Канаде). Норвегия тоже качает больше. По оценкам банка JPMorgan Chase, в 2023 году добыча нефти в странах, не входящих в ОПЕК, вырастет на 2,2 млн баррелей в день.