Выставка «Иконы 1960-80-х» открывается в Русском музее
28 октября в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка «Иконы 1960-80-х». Проект, представленный Центром фотографии имени братьев Люмьер (Москва), включает 218 фотографий актеров, режиссеров, писателей, ученых, спортсменов, теледикторов, известных всей стране и любимых зрителями и читателями в 1960-80-е годы.
Многие из персонажей фотографий были, как сказали бы сегодня, «иконами стиля», героями и лицом своего времени: Юрий Гагарин, Дмитрий Лихачев, Владимир Высоцкий, Аркадий Райкин, Дмитрий Шостакович, Андрей Миронов, Георгий Жженов, Андрей Тарковский. Авторы снимков - выдающиеся мастера фотоискусства Игорь Гневашев, Валерий Плотников, Владимир Мусаэльян, Юрий Кривоносов, Владимир Богданов, Лев Шерстенников и др. При подготовке проекта акцент был сделан на жанре репортажного портрета, сохраняющем непосредственную эмоциональность времени и выявляющем неординарность и масштаб личности героев. Репортажных снимков «икон 1960-80-х» сохранилось крайне мало по сравнению с постановочными портретами. Два года работы кураторов выставки в архивах известнейших фотомастеров позволили найти и выбрать поистине уникальный материал. За каждой из представленных на экспозиции фотографий стоит своя история…
Среди снимков на выставке «Иконы 1960-80-х» есть абсолютные раритеты - например, никогда не публиковавшееся фото Дмитрия Шостаковича, сделанное Владимиром Богдановым. Известно, что композитор не любил фотографироваться, а тем более позировать. Богданов снял его случайно в зале Малого театра на премьере пьесы «Лес». Дома, проявив пленку, он с изумлением обнаружил среди снимков зрителей фотографию Шостаковича. Фотографии, сделанные Игорем Гневашевым на съемках фильмов Леонида Гайдая, Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова дают возможность почувствовать творческую атмосферу на площадке, увидеть мгновения импровизации, оценить напряженную сосредоточенность режиссерской работы.
Среди жемчужин экспозиции - знаменитые фотографии Андрея Тарковского и Анатолия Солоницына со съемок «Сталкера». В снимке Солоницына с секундомером над головой как будто витает предзнаменование трагической судьбы актера. Съемку минисценок на заданный сюжет с участием известных актеров часто организовывали газеты и журналы.
Одним из самых любимых артистов огромной страны был Сергей Филиппов. Владимир Богданов по заданию газеты «Смена» снимал актера, который должен был предсказать результат матча «Зенита» с одной из московских команд. Филиппов, который был страстным болельщиком ленинградского клуба, на пальцах показывал счет будущей игры. В «Огоньке» печатали фотоспектакли с участием Игоря Ильинского и Аркадия Райкина. По сути, это были первые советские комиксы, в которых фотографии пластических этюдов Райкина посредством коллажа соединялись с рисунками к ним.
На выставке представлены снимки, сделанные Юрием Кривоносовым, много лет работавшим с Аркадием Исааковичем. «Открытие» заграницы, когда выездными стали многие актеры, спортсмены и журналисты, было грандиозным событием в жизни страны. Появилась возможность устраивать встречи, которые прежде были невозможны. На фотографии Валерия Плотникова запечатлена такая встреча - пикник на подмосковной даче писателя Льва Кассиля. Среди участников - Владимир Высоцкий, Марина Влади, французские друзья Плотникова. На фотографии Льва Шерстенникова академик Дмитрий Лихачев стоит посреди кабинета в… тулупе. Взгляд фотографа случайно упал на этот предмет одежды, когда он был в гостях у ученого накануне его 85-летия. Оказалось, что именно маленький тулупчик, привезенный родственниками на Соловки, спасал Лихачеву жизнь в лагере особого назначения (СЛОН) в 1920-30-е.
Многие из фотографов не только снимали элиту, но и сами принадлежали к ней, например, Владимир Мусаэльян, личный фотограф Брежнева на протяжении тринадцати лет. В сохранившейся съемке приватной жизни генсека чувствуется дистанция, уважение к человеку. Профессиональный кодекс высококлассных фотомастеров был неотделим от этического, что отличает их от нынешних папарацци. Именно это свойство делает работы 1960-80-х не только захватывающе интересными, но и остро актуальными сегодня.
«Выставка «Иконы 1960-1980-х» позволяет зрителям заглянуть на мгновение в эпоху детства, юности или зрелости, увидеть любимых героев. Этот проект предлагает встречу с той частью прошлого, которую хочется взять в будущее», - заявили газете «Век» в пресс-службе Русского музея.
Среди снимков на выставке «Иконы 1960-80-х» есть абсолютные раритеты - например, никогда не публиковавшееся фото Дмитрия Шостаковича, сделанное Владимиром Богдановым. Известно, что композитор не любил фотографироваться, а тем более позировать. Богданов снял его случайно в зале Малого театра на премьере пьесы «Лес». Дома, проявив пленку, он с изумлением обнаружил среди снимков зрителей фотографию Шостаковича. Фотографии, сделанные Игорем Гневашевым на съемках фильмов Леонида Гайдая, Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова дают возможность почувствовать творческую атмосферу на площадке, увидеть мгновения импровизации, оценить напряженную сосредоточенность режиссерской работы.
Среди жемчужин экспозиции - знаменитые фотографии Андрея Тарковского и Анатолия Солоницына со съемок «Сталкера». В снимке Солоницына с секундомером над головой как будто витает предзнаменование трагической судьбы актера. Съемку минисценок на заданный сюжет с участием известных актеров часто организовывали газеты и журналы.
Одним из самых любимых артистов огромной страны был Сергей Филиппов. Владимир Богданов по заданию газеты «Смена» снимал актера, который должен был предсказать результат матча «Зенита» с одной из московских команд. Филиппов, который был страстным болельщиком ленинградского клуба, на пальцах показывал счет будущей игры. В «Огоньке» печатали фотоспектакли с участием Игоря Ильинского и Аркадия Райкина. По сути, это были первые советские комиксы, в которых фотографии пластических этюдов Райкина посредством коллажа соединялись с рисунками к ним.
На выставке представлены снимки, сделанные Юрием Кривоносовым, много лет работавшим с Аркадием Исааковичем. «Открытие» заграницы, когда выездными стали многие актеры, спортсмены и журналисты, было грандиозным событием в жизни страны. Появилась возможность устраивать встречи, которые прежде были невозможны. На фотографии Валерия Плотникова запечатлена такая встреча - пикник на подмосковной даче писателя Льва Кассиля. Среди участников - Владимир Высоцкий, Марина Влади, французские друзья Плотникова. На фотографии Льва Шерстенникова академик Дмитрий Лихачев стоит посреди кабинета в… тулупе. Взгляд фотографа случайно упал на этот предмет одежды, когда он был в гостях у ученого накануне его 85-летия. Оказалось, что именно маленький тулупчик, привезенный родственниками на Соловки, спасал Лихачеву жизнь в лагере особого назначения (СЛОН) в 1920-30-е.
Многие из фотографов не только снимали элиту, но и сами принадлежали к ней, например, Владимир Мусаэльян, личный фотограф Брежнева на протяжении тринадцати лет. В сохранившейся съемке приватной жизни генсека чувствуется дистанция, уважение к человеку. Профессиональный кодекс высококлассных фотомастеров был неотделим от этического, что отличает их от нынешних папарацци. Именно это свойство делает работы 1960-80-х не только захватывающе интересными, но и остро актуальными сегодня.
«Выставка «Иконы 1960-1980-х» позволяет зрителям заглянуть на мгновение в эпоху детства, юности или зрелости, увидеть любимых героев. Этот проект предлагает встречу с той частью прошлого, которую хочется взять в будущее», - заявили газете «Век» в пресс-службе Русского музея.