Хороший урожай хлебу не помог
Два крупных красноярских производителя хлебобулочных изделий заявили, что давно работают на грани рентабельности и вынуждены повысить стоимость своей продукции под давлением рыночных условий. Эта новость стала причиной для настоящей паники в Сети, хотя в действительности все не так трагично.
На прошлой неделе стало известно о том, что Дивногорский хлебозавод и «Ярхлеб» направили в торговые сети Красноярска уведомления о скором повышении цен на хлеб. Предприятия ссылаются на множество факторов: рост тарифов на электроэнергию, удорожание ГСМ и необходимость повышать зарплату. Упоминается также рост цен на зерно и муку. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, в этом году прогноз по урожаю зерновых в России составляет 110,6 млн. тонн. В прошлом году было убрано 134 млн. тонн. Дефицит налицо. Но это не значит, что падение объемов зафиксировано в каждом регионе РФ. В Красноярском крае, по последним данным местного министерства сельского хозяйства и торговли, было намолочено около 2,1 млн. тонн, что примерно на 8% больше прошлого года. Этого с лихвой хватает на собственные нужды региона. И, если рассуждать логически, избыток зерна должен вести к его удешевлению. Падать в цене должна и мука.
Но этого не происходит, поскольку запускаются рыночные механизмы, которые красноярское зерно начинают «высасывать» туда, где ощущается его нехватка и более высокие цены. Плюс – растущий год от года вкус российских фермеров к экспорту. «Бывает порой, что сельхозпроизводителям выгоднее засуха. Вроде бы, трагедия, показатели падают, но цены-то на продукцию идут резко вверх. Объем работ при этом гораздо меньший, меньше затраты, меньше себестоимость», - говорит руководитель Боготольской птицефабрики (Красноярский край) Владимир Дубовиков.
«Сегодня локомотивом развития зерновой индустрии является экспорт. Только за месяц Россия отгрузила за рубеж 5,4 млн. тонн. Причем, это именно пшеница. Изменения произошли в географии экспорта. Индонезия, Вьетнам, Шри-Ланка, Малайзия и Филиппины уходят от рисовой диеты и начинают употреблять продукты из муки. Формируется новый суперрынок. Вьетнам уже вошел в тройку главных покупателей российского зерна», - считает гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко.
Наконец, нужно учитывать, что «урожай» - понятие растяжимое. Не все убранное зерно имеет качество, необходимое для хлебопечения. Потому для производителей хлебобулочных изделий высокая урожайность сама по себе еще не повод открывать шампанское. «Мало качественного зерна. Только с августа его стоимость выросла в крае на 20%. Соответственно, и мука на столько же подорожала. А еще можно вспомнить, что с начала года рост цен на бензин и дизельное топливо составил тоже процентов двадцать. И прямо сейчас все замерли в ожидании, как еще изменится их стоимость. Сами знаете, какие слухи ходят. Добавьте сюда электричество, инфляцию. Учитывая то, что мы последний раз цены повышали еще весной 2016 года, вряд ли у кого-то сейчас язык повернется обвинить хлебозавод в погоне за легкой наживой», - заявил «Веку» директор и основатель Дивногорского хлебозавода Евгений Демидов.
Новость о повышении, как это часто бывает, перекочевывая из одного СМИ в другое, начала трансформироваться. Сначала заголовки «Два красноярских производителя…» поменялись на «Красноярские производители…» Затем вообще стали писать, что в России подскочат цены на хлеб. Однако, «ДиХлеб» и «Ярхлеб» - игроки хотя крупные, но не определяющие полностью правила игры на рынке хлеба. Кроме того, их продукция и так не рассчитана на самые широкие слои населения, поскольку стоит выше среднего. Конкуренция в Красноярске огромная, учитывая растущее каждый год число мелких хлебопекарен. В торговых сетях представлено множество производителей, и разброс по цене булки белого пшеничного у них может составлять разы.
Тем не менее, рынок хлебобулочных изделий Красноярского края все-таки находится в ожидании больших перемен. Правда, связано это не с «ДиХлебом» и «Ярхлебом». Крупнейший краевой производитель – «Красноярский хлеб» с весны находится в стадии конкурсного управления, которая завершается в конце ноября. В каком виде сохранится старейший хлебозавод края (запущен в 30-е годы прошлого века), который контролирует до трети рынка, и сохранится ли вообще, большой вопрос.
Компания повторила ошибку многих своих коллег по продовольственному цеху из других отраслей. Например, красноярский пивной завод «Пикра» несколько лет назад закрылся из-за возросшей конкуренции. Несмотря на ресурсы владельца – холдинга «Балтика», крупный производитель оказался бессилен перед сотнями мелких пивоварен, которые буквально размыли его долю на рынке множеством сортов самого разного пива и других слабоалкогольных напитков. То же самое случилось и с «Красноярским хлебом». 15 лет назад его доля на рынке города составляла примерно 90%. Затем до кого-то дошла простая мысль: разделение хлеба только на черный и белый - не аксиома. А «Красноярский хлеб» уже не смог поспеть за креативом мелких хлебопекарен. Долги завода перед кредиторами превышают 130 млн. рублей. По оценке аналитиков, стоимость активов предприятия составляет 1,5-2 млрд. рублей. Это серьезная сумма, которая под силу только крупным игрокам. Однако никто не заявил о своих видах на «Красноярский хлеб». Практика показывает: распродажа по частям всегда означает конец предприятия и бренда. Площади приспосабливаются подо что угодно, только не под прежнее производство. А это означает, что в ближайшее время на хлебном рынке Красноярска может появиться огромная дыра, которая, возможно, станет воронкой для всего региона.
Но этого не происходит, поскольку запускаются рыночные механизмы, которые красноярское зерно начинают «высасывать» туда, где ощущается его нехватка и более высокие цены. Плюс – растущий год от года вкус российских фермеров к экспорту. «Бывает порой, что сельхозпроизводителям выгоднее засуха. Вроде бы, трагедия, показатели падают, но цены-то на продукцию идут резко вверх. Объем работ при этом гораздо меньший, меньше затраты, меньше себестоимость», - говорит руководитель Боготольской птицефабрики (Красноярский край) Владимир Дубовиков.
«Сегодня локомотивом развития зерновой индустрии является экспорт. Только за месяц Россия отгрузила за рубеж 5,4 млн. тонн. Причем, это именно пшеница. Изменения произошли в географии экспорта. Индонезия, Вьетнам, Шри-Ланка, Малайзия и Филиппины уходят от рисовой диеты и начинают употреблять продукты из муки. Формируется новый суперрынок. Вьетнам уже вошел в тройку главных покупателей российского зерна», - считает гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко.
Наконец, нужно учитывать, что «урожай» - понятие растяжимое. Не все убранное зерно имеет качество, необходимое для хлебопечения. Потому для производителей хлебобулочных изделий высокая урожайность сама по себе еще не повод открывать шампанское. «Мало качественного зерна. Только с августа его стоимость выросла в крае на 20%. Соответственно, и мука на столько же подорожала. А еще можно вспомнить, что с начала года рост цен на бензин и дизельное топливо составил тоже процентов двадцать. И прямо сейчас все замерли в ожидании, как еще изменится их стоимость. Сами знаете, какие слухи ходят. Добавьте сюда электричество, инфляцию. Учитывая то, что мы последний раз цены повышали еще весной 2016 года, вряд ли у кого-то сейчас язык повернется обвинить хлебозавод в погоне за легкой наживой», - заявил «Веку» директор и основатель Дивногорского хлебозавода Евгений Демидов.
Новость о повышении, как это часто бывает, перекочевывая из одного СМИ в другое, начала трансформироваться. Сначала заголовки «Два красноярских производителя…» поменялись на «Красноярские производители…» Затем вообще стали писать, что в России подскочат цены на хлеб. Однако, «ДиХлеб» и «Ярхлеб» - игроки хотя крупные, но не определяющие полностью правила игры на рынке хлеба. Кроме того, их продукция и так не рассчитана на самые широкие слои населения, поскольку стоит выше среднего. Конкуренция в Красноярске огромная, учитывая растущее каждый год число мелких хлебопекарен. В торговых сетях представлено множество производителей, и разброс по цене булки белого пшеничного у них может составлять разы.
Тем не менее, рынок хлебобулочных изделий Красноярского края все-таки находится в ожидании больших перемен. Правда, связано это не с «ДиХлебом» и «Ярхлебом». Крупнейший краевой производитель – «Красноярский хлеб» с весны находится в стадии конкурсного управления, которая завершается в конце ноября. В каком виде сохранится старейший хлебозавод края (запущен в 30-е годы прошлого века), который контролирует до трети рынка, и сохранится ли вообще, большой вопрос.
Компания повторила ошибку многих своих коллег по продовольственному цеху из других отраслей. Например, красноярский пивной завод «Пикра» несколько лет назад закрылся из-за возросшей конкуренции. Несмотря на ресурсы владельца – холдинга «Балтика», крупный производитель оказался бессилен перед сотнями мелких пивоварен, которые буквально размыли его долю на рынке множеством сортов самого разного пива и других слабоалкогольных напитков. То же самое случилось и с «Красноярским хлебом». 15 лет назад его доля на рынке города составляла примерно 90%. Затем до кого-то дошла простая мысль: разделение хлеба только на черный и белый - не аксиома. А «Красноярский хлеб» уже не смог поспеть за креативом мелких хлебопекарен. Долги завода перед кредиторами превышают 130 млн. рублей. По оценке аналитиков, стоимость активов предприятия составляет 1,5-2 млрд. рублей. Это серьезная сумма, которая под силу только крупным игрокам. Однако никто не заявил о своих видах на «Красноярский хлеб». Практика показывает: распродажа по частям всегда означает конец предприятия и бренда. Площади приспосабливаются подо что угодно, только не под прежнее производство. А это означает, что в ближайшее время на хлебном рынке Красноярска может появиться огромная дыра, которая, возможно, станет воронкой для всего региона.