http://russia-rating.ru/ — 03.05.2018 10:20

Эксперты назвали Якушева лучшим губернатором по итогам весны - часть 1

О губернаторском корпусе как о чем-то цельном говорить было бы неверно. Он сейчас пока весьма разношёрстен. Вместе с тем почти завершился процесс исхода «аксакалов» ельцинского призыва.

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.



Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают март-апрель месяцы 2018 года.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в «Национальном рейтинге», делают это, не зная итоговых результатов исследования.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Екатерина КУРБАНГАЛЕЕВА

Политолог, политконсультант. Член Общественной палаты РФ. Директор Научно-исследовательского центра «Особое мнение»


Свои посты пока сохранили: Евгений Савченко (Белгородская область, безусловный рекордсмен губернаторского долгожительства), Олег Королев (Липецкая область), с определенными оговорками Анатолий Артамонов (Калужская область); завершает свою карьеру Аман Тулеев.

2012-2014 гг. были, на мой взгляд, периодом «случайных» и/или сиюминутных назначений (яркие примеры тому — Владимир Миклушевский, Андрей Бочаров и пр.). С 2016, даже с 2017 года, начал вырисовываться более системный подход. На территории, за редким исключением, отправляют молодых перспективных амбициозных управленцев, которые в большинстве своём воспринимают такое назначение не как «посажение на кормление», а как ответственную командировку, в ходе которой надо набраться новых компетенций, в первую очередь, политических, доказать свою профпригодность, улучшив социально-экономические показатели вверенного региона. Привязка к региону будущего губернатора стала необязательным требованием, следовательно, и термин «варяг» устарел (за скобками ситуация в Красноярском крае и, конечно, в Республике Дагестан).

Но эта миссия не выглядит лёгкой. Новый губернаторский корпус сталкивается с общей проблемой: жесткий каркас межбюджетных отношений по линии «федеральный центр-регионы» при резком спаде экономики. Обязательств передано на регион много, а доходные статьи резко сократились, при этом почти нет пространства для маневра. Остается только встраиваться в государственные программы и просить денег у федерального центра. Если добавить одну центровую функцию — планирование, мы вернемся к системе Госплана. В этом контексте основное преимущество губернатора — его лоббистские возможности.

При этом в регионах растет социальная напряженность — рвётся там, где тонко: здравоохранение и лекарственное обеспечение (Владимирская область), экологическая ситуация, прежде всего, ситуация с мусором (Подмосковье и регионы вокруг Москвы). Кроме этого, на глазах разваливается как федеральная, так и региональная система контроля и надзора, которую разъедает коррупционная ржа (Кемеровская область).

Андрей МИРОНОВ

Политолог. Политтехнолог. Президент Фонда Изучения электоральной политики


По окончании в марте выборов президента России, стартовал новый цикл самоопределения губернаторов. Губернаторский корпус сегодня замер в ожидании будущих перестановок в российском кабинете министров и действий, которые последуют вслед за обновлением правительства.

Уже этой осенью губернаторов ждут большие испытания: во многих регионах побороться за голоса избирателей придётся временно исполняющим обязанности начальникам регионов, которых назначил президент. Ряд губернаторов будут отстаивать своё кресло в рамках плановой ротации: на выборы их вынуждает идти окончание срока полномочий. Поэтому сейчас многие из региональных лидеров находятся в бодрящем ожидании.

На осенних выборах, несмотря на большую поддержку персонально первого лица государства и его большой рейтинг, у губернаторов и кандидатов в депутаты (а пройдут ещё и выборы в Заксобрания) от «Единой России» в ряде регионов могут возникнуть существенные проблемы.

Я бы выделил тут несколько областей, где ситуация выстраивается нестандартная и очень серьёзная.

Так, тяжёлые выборы ждут Владимирскую область (помимо губернатора там выберут и Заксобрание), где у Светланы Орловой очень нелёгкое положение, учитывая серьезный конфликт элит и не очень гладкое положение в социальной сфере. Там возможна прицельная конкурентная борьба со стороны как КПРФ, так и «Справедливой России» и ЛДПР — в случае их объединения.

Непростая ситуация может возникнуть в Ярославской области, которую возглавляет Дмитрий Миронов: там грядут выборы в областной парламент и серьёзные позиции сегодня у тех партий, которые противопоставляют себя «Единой России». Поэтому Ярославскую область ожидает очень серьёзная конкурентная борьба, если, конечно, глава региона не сможет достичь определённых упреждающих договорённостей.

Омск. Я не очень согласен с распространившимся мнением о том, что местный врио губернатора Александр Бурков будет избираться в безальтернативном режиме. Несмотря на то, что Бурков, конечно, закалённый в избирательных кампаниях боец, ему могут составить конкуренцию местные элиты, противостоящие здесь партии власти.

Особое внимание — выборам в Московской области. У Андрея Воробьёва плановая ротация. Но недавние события и митинги, связанные с мусорными свалками, объединили протестный электорат, и, конечно, это не прибавляет очки губернатору. Более того, заявление на этом фоне Воробьёва о намерении переизбираться на второй срок, несвоевременно и значительно ослабляет его позиции. 14 апреля, в его день рождения, несколько подмосковных городов заявили о проведении протестных митингов. Это говорит о том, что ситуация в Подмосковье к осени только накалится, снижая шансы Воробьева на переизбрание. А вот Сергей Собянин, ранее подвергавшийся критике, по-моему, имеет все предпосылки для победы в случае участия в гонке за кресло мэра Москвы. Скорее всего, здесь будет разыгран сценарий как на выборах президента: будут запущены вспомогательные для основного кандидата спойлеры.

Основной механизм на выборах губернатора — это использование административного ресурса, и никуда от этого, как бы красиво власти не пыталась это прикрыть, местная власть не уходит, используя в своих интересах, например, тех же бюджетников. Это работает. Но в случае возникновения протестных настроений или при недовольстве «Единой Россией», возникают такие сюрпризы, как, например, в Иркутской области с Сергеем Левченко, когда кандидат партии власти на губернаторских выборах проигрывает выдвиженцу оппозиции. Это единичные случаи, но они есть. С учётом достаточно напряжённого социального положения осенью такие сюрпризы тоже могут появиться.

Большая проблема и большая беда губернаторов в том, что они в первую очередь вынуждены заботиться о своих взаимоотношениях с федеральным центром, о том, как бы не получить нагоняй от начальства, а уж потом думать о своей работе (тот же пример с С. Орловой). Создание экологических штабов и комиссий — скажем так, прикрытие, работа на публику и PR ходы для того, чтобы показать себя в хорошем свете перед Кремлём. В качестве примера напрашивается и Волгоградская область: в докладах наверх приводятся хорошие показатели, но весна всё опровергает разбитыми дорогами и, соответственно, недовольством людей. А Волгоград, между тем, гордость нашей страны, содержать его в таком плачевном состоянии просто стыдно.

Губернаторский корпус разношерстен, но не избежал непрофессионализма, желания угодить Москве, «кумовства», отсутствия какого-либо участия в проблемах населения, незнания проблем своего региона. Главное зло в губернаторстве — это «муниципальный фильтр»! Если власть не отменит его, у нас всегда будут горе-губернаторы!

Григорий ТРОФИМЧУК

Политолог, председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей»


Рекордные итоги кампании по выборам президента Российской Федерации автоматически подразумевают улучшение ситуации в регионах, заметное на этот раз и для местного населения. А не традиционные формальные позитивные цифры и отчёты, которые уже никого не устраивают сами по себе. Например, в виде тех красочных альбомов, которые губернаторы с удовольствием раскрывают перед телекамерами в кабинете Владимира Путина. Тем более, следует учитывать обстановку в мире, которая имеет, хотим мы этого или нет, прямое отношение к ситуации внутри страны и скорости всех процессов.

Так называемое «обновление губернаторского корпуса» было начато именно с этой целью, а не для механической ротации власти на местах, чтобы на какое-то время приглушить вопросы со стороны граждан и общественных организаций по поводу проблем ЖКХ, экологии и всего остального знакомого круга в адрес конкретных чиновников.

В этом смысле намного более подвижные (даже чисто внешне — в современных узких костюмах, в красивых очках), молодые руководители регионов могут получить кредит доверия лишь на короткий отрезок времени. Если не будет фактического подъёма уровня жизни населения, то вопросы в их сторону будут звучать ещё в более острой и жёсткой форме, это просто надо иметь в виду. Так как с красивого и ухоженного лица технократов, что называется, воды не пить.

Более того, если говорить о коррупции, пока что нет никакой гарантии, что представители этого слоя и этой новой возрастной группы будут, как бы это помягче сказать, меньше не санкционированно «брать» из бюджетов. Возможно, как раз наоборот: значительная часть энергии будет направлена именно в это русло.

И мы уже видим, к сожалению, как много нареканий, касающихся состояния городского хозяйства, дорожно-транспортной инфраструктуры, коммуникаций, звучит в сторону отдельных свежих назначенцев (например, в Ярославской области или в Крыму).

Отдельной темой является, видимо, пожизненное закрепление в местной власти Амана Тулеева. Это тяжёлый символ. Одного этого эпизода достаточно, чтобы дискредитировать всю кадровую политику на местах – как на областном, так и городском уровне. Российское общественное мнение считает данный факт абсолютно аморальным, поэтому никакие объяснения и доводы здесь не принимаются. Именно на этом сюжете, который привлёк к себе внимание всей России, федеральный центр обязан был продемонстрировать новые подходы.

Тем не менее в целом новые отставки в регионах будут идти в том же режиме, что и раньше. Причём, к сожалению, эту схему можно считать в большей степени хаотичной, чем детально продуманной. Поэтому все рейтинги в этой сфере, причём буквально по каждому ответственному лицу, зависят от массы случайностей, а не от стройной цепи фактов, социологии и здравого смысла.

Главная опасность, которая существует на данный момент – это возникновение в российских регионах своих собственных разнообразных проблем, которые могут шириться как по тематике (экология, техногенные катастрофы, тарифы и т.п.), так и разрастаться по географии. Тем более с учётом непростой финансово-экономической ситуации, которая висит над страной уже четыре полных года. Говорить людям в такой ситуации, что «денег нет» – неприемлемо. Губернаторы должны отдавать себе в этом отчёт.

Кстати, я всегда выступал против самого термина «губернатор», который мало того, что выглядит устаревшим, но и не соответствует масштабу должности и подведомственной ей территории. Губернатор по определению – это начальник губернии. Губерний у нас по конституции нет, а есть более мелкие области. Поэтому фактический «губернатор области» выглядит достаточно странно.

Поэтому хотелось бы, чтобы странностей у нас, наконец, становилось всё меньше и меньше. И чтобы произошло это прямо сейчас, так как времени уже нет.

Елена ШЕСТОПАЛ

Заведующая кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии Московского Государственного Университета им. Ломоносова


Одна из самых значимых тенденций губернаторского корпуса РФ проявилась во время недавней встречи Владимира Путина с главами регионов в рамках Госсовета. Лейтмотивом всей встречи стал акцент на внутренней политике регионов. Усиленное внимание развитию территорий и их обязательному в перспективе обновлению было заявлено российским президентом ещё в мартовском послании Федеральному собранию. А Госсовет с его предметными диалогами — это уже первый практический шаг по осуществлению заявленной стратегии. На мой взгляд, президент целенаправленно шёл к преобразованию региональной системы управления в системе вертикали власти, и массовая смена губернаторов в последнее время осуществляется именно в этом ключе. Понятно, что вся цепочка решений, которая идёт сверху вниз, без учета губернаторского компонента управленческой системы не эффективна. И этот первый шаг по осуществлению стратегической линии — перенос акцентов на региональный уровень управления, который во многом зависит от губернатора — на мой взгляд, главная тенденция последнего времени.

И, в общем-то, уход кемеровского губернатора Амана Тулеева, — хотя и незапланированное, но проявление той же самой тенденции: именно от губернаторского уровня управленческой системы многое зависит. Потому что всё достать и отследить из центра, из Москвы невозможно. А сбои управление страной даёт именно на уровне региональном.

Именно поэтому губернаторы, пытаясь подстраховаться, идут на отмену выборности мэров региональных столиц. Но я считаю, что это временное решение (отмена выборности мэров). Мне кажется, вопрос выборности — это вопрос не только легитимности, это такой инструмент, который применяется в каждый данный момент в зависимости от ситуации. Очевидно, верховная власть видит, что на данный момент управление требует такого решения. Но я не стала бы говорить о том, что такая схема вводится раз и навсегда и что это принципиальное решение.

А что касается губернаторов, то здесь власть как раз идёт на возвращение их избрания прямым всенародным голосованием, так как очевидно, что выборность руководителей территорий — это очень важный момент. Это вопрос управляемости регионом. Думаю, что возвращение к выборности губернаторов связано с тем, что вся система была не очень функциональна, и без выборности губернаторов оказалось, что она работает хуже. Поэтому вопрос выборности снова встал на повестку дня. Думаю, что в своё время он также встанет на повестку дня в отношении мэров. Очевидно, когда решится более срочный для власти вопрос регионального лидерства. То есть, когда станет удобно добиваться тех или иных решений в регионах. А добиваться этих решений можно тогда, когда есть доверие к власти, прежде всего, на местном уровне. И это доверие с выборностью губернаторов, конечно, повышается.

Олег БОНДАРЕНКО

Политолог. Директор Фонда прогрессивной политики


После выборов президента губернаторов ждёт новая волна ротации. Думаю, она будет связана со сменой федерального правительства. Очевидно: политическая система сегодня находится в состоянии хотя и запланированной, но турбулентности. И такое состояние, полагаю, продлится как минимум до сентября. Назначением российского кабинета министров политический мандраж элит не ограничится, потому что существует очень много других ведомств, учреждений, различных чиновничьих и околочиновничьих структур, которые ориентируются на информацию о сентябрьских выборах, запланированных во многих регионах. А уже после того, как они состоятся, их результаты будут свидетельствовать о новой политической постпрезидентской реальности. Уже с новыми, как мы видим, экономическими проблемами, которые сейчас происходят, и нет никаких предпосылок к тому, что они очень быстро, легко и незаметно закончатся. Скорее, наоборот.

Так будет лихорадить и политическую систему. Есть группы влияния различных интересантов, и от того насколько их интересы будут учтены в рамках нового правительства, надо понимать, будет зависеть судьба и новых, и старых губернаторов. У президента Владимира Путина в руках новый мандат доверия, и распорядиться им он может совершенно по-новому. Очевидно, что далеко не все министры в составе действующего правительства сохранят свои посты. Кроме того, мы видим, что президент проводит очень интересную кадровую политику: работают властные лифты. Так, например, люди, которые вчера находились во главе не самых больших городов, типа Вологды, становятся главами огромных регионов, таких как Новосибирская область. Это очень хороший пример передвижения по властной вертикали.

Я совершенно не исключаю, что некоторые ныне действующие губернаторы могут переместиться в правительство и повторить опыт того же Ткачева или Гордеева. Пока у нас есть опыт всего лишь этих двух человек – губернатора, ставшего министром, и министра, возглавившего регион, а затем полпредство. Поэтому не исключено, что подобные передвижения по этой властной парадигме будут продолжаться и усилятся. Сегодня как никогда говорят о министерских перспективах некоторых губернаторов. Думаю, что можно и здесь выделить некую тенденцию: «через регион – в правительство». И это довольно неплохой тренд, когда человек во главе министерства не понаслышке знает, как работает региональная экономика, знает, так скажем, сферы и проблемы территорий, и это как раз, на мой взгляд, хороший пример.

С появлением новых людей у руля регионов, возможно, поменяется практика управления. Потому что каждый губернатор, по сути, уникален и представляет разные управленческие школы. Например, с приходом Андрея Клычкова в Орловскую область, естественно, поменялась структура управления этим регионом. Это абсолютно очевидный факт. Те же аналогии можно привести и с Иркутским регионом, который возглавил Сергей Левченко. Он выстраивает очень индивидуальную схему, пытается проводить социально ориентированную политику и, с приглашением советника президента Сергея Глазьева, реализовывать свою программу социального развития в конкретном регионе. Поскольку Иркутская область — регион богатый, она может позволить себе высокие социальные программы и высокие социальные гарантии. При прошлом иркутском губернаторе Ерощенко ничего подобного не было и в помине. Но то, что может себе позволить Иркутская область, вряд ли может — та же Орловская область, хотя губернатор этой области тоже коммунист. Ресурсные базы вышеназванных территорий – это две большие разницы.

Но и принципы управления, конечно, могут разниться. «Повышается налогооблагаемая база – повышаются возможности для социального развития региона» – это принцип Левченко. А есть и другой принцип: «Дайте нам больше возможностей расти – дайте нам больше денег». Для разных регионов и разных субъектов это вполне закономерно разные подходы.

В любом случае как бы ни были волнительны предстоящие осенью в регионах выборы губернаторов и депутатов областных парламентов, главы российских территорий, на мой взгляд, должны особо сосредоточиться на развитии региональной экономики, особенно в отраслях заметных и важных для простых людей: дорожном строительстве, социальном развитии, здравоохранении и подобных сферах.

Первая группа рейтинга



Третье исследование подряд «Национальный рейтинг» возглавил Владимир Якушев (Тюменская область).Выборы президента России для местной власти прошли как нельзя лучше. Это касается как явки, так и числа избирателей, отдавших голоса за Владимира Путина. Область привычно входит в число субъектов с наиболее стабильным финансовым положением и наибольшей долей собственных доходов в доходах консолидированного бюджета. Депутаты местного Заксобрания и большинство экспертов признали удачным отчет губернатора о результатах деятельности регионального правительства в 2017 году. Практически все ключевые показатели региона в 2017 году выросли. Особое впечатление произвёл 20% рост инвестиций. Благодаря про прошлом году улучшили жилищные условия более 10000 человек. Опрос, проведенный Фондом «Общественное мнение» в Уральском федеральном округе и касающийся одобрения населением пролонгации полномочий региональных глав, показал очень высокий уровень доверия губернатору Тюменской области. Акцент региональной власти на развитие экономики полностью соответствует сегодняшним реалиям и пожеланиям федерального центра. Информацию о наметившемся расколе в местных элитах большая часть экспертов не подтверждает. Всё вместе позволяет Владимиру Якушеву удерживать лидерство в настоящем исследовании.

Вторую позицию в исследовании удержал другой представитель «тюменской матрёшки» Дмитрий Кобылкин (Ямало-Ненецкий автономный округ). Выборы президента России на Ямале прошли спокойно, без конфликтов и громких скандалов. Результаты по явке (92%) оказались вторыми по России. Впрочем, особого внимания эксперты «Национального рейтинга» данному факту не уделили, т.к. он полностью соответствовал ожиданиям. Хорошие показатели промышленного производства с учётом высокой стартовой базы, также поддержали реноме губернатора.

По-прежнему повышенный интерес вызвала проектируемая трансполярная железнодорожная магистраль («Северный широтный ход»). Проект был одобрен к исполнению на уровне правительства, Минтранса и РЖД.

Резонансная тема на западе округа – планы запуска строительства мостового перехода через реку Обь в ходе прокладывания Северного широтного хода. Она формирует основные ожидания граждан. Активная фаза строительства начнется в 2019 году, о чём губернатор заявил в кулуарах форума «Россия – страна возможностей». Эксперты позитивно отметили как само это заявление, так и факт участия в строительстве компаний, занятых в возведении Крымского моста. Всё это воспринимается как сигнал важности региона и его инфраструктуры для федерального центра, показатель лоббистских возможностей Дмитрия Кобылкина. В случае отсутствия задержек в реализации проекта, ожидается рост доверия к властям как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.

Эксперты положительно оценивают подписание нового соглашения региона с компанией НОВАТЭК, предполагающего дополнительные социальные программы и вложения в инфраструктуру региона. По данным Росстата, округ оказался одним из лидеров по охвату жителей электронными госуслугами. Частным позитивным событием для губернатора стало признание судом не соответствующей действительности информации об установленном в резиденции Дмитрия Кобылкина унитазе ценой в 8 млн. рублей.

Обсуждались якобы существующие претензии правоохранительных органов к окружному военкому, но данная тема пока не нашла надежного подтверждения. Значимым негативным событием окружного масштаба стало нападение собак на мальчика в Салехарде. Достаточно много жалоб в ЯНАО по-прежнему связано с качеством питьевой воды.

Негативное впечатление оставило обещание Дмитрия Кобылкина заставить глав городов и районов выучить ненецкий язык. Многие эксперты полагают, что оно носит надуманный характер и никаким образом не связано с улучшением качества управления регионом. Тем не менее, итоговая оценка губернатора ЯНАО в «Национальном рейтинге» продолжает оставаться высокой.

Прогресс в исследовании отмечен у Василия Голубева (Ростовская область). Большинство экспертов «Национального рейтинга» посчитали, что он в рассматриваемый период достаточно эффективно управлял областью. Они пришли к такому выводу несмотря на то, что многие считают возможность грядущей отставки губернатора достаточно высокой.

Президентские выборы в регионе прошли при хорошей активности избирателей и практически полном отсутствии более или менее значимых нарушений. Владимир Путин во всех муниципалитетах получил достойные результаты. На муниципальном уровне единственным исключением по явке стал город Шахты, где она составила 51%, но на общие, близкие к среднероссийским показателям региона этот частный провал не повлиял.

По обнародованному индексу промышленного производства область попала в первую двадцатку по стране. Позиции Василия Голубева улучшил официальный ввод в эксплуатацию стадиона «Ростов-Арена». Правда, в связи с этим событием отмечается широкое распространение «в народе» слухов, пророчащих обязательное крушение спортивного сооружения в ближайшие годы. Но для экспертов характерно ироничное отношение к ним, тем более, что подобные умонастроения периодически наблюдались и в других регионах, готовящихся к проведению Чемпионата мира по футболу. Гораздо более важно, что за последнее время не было отмечено ни одного коррупционного скандала на уровне областной администрации. Принятие нескольких областных законов, напрямую направленных на улучшение социально-экономического положения отдельных категорий жителей, способствовало повышению стабильности.

Двойственно отношение экспертов к волне слухов о возможном уходе Василия Голубева со своего поста. Доминируют позитивные вбросы о подъеме чиновника по служебной лестнице: ему прочат то пост губернатора Московской области, то продолжение карьеры на высоком федеральном уровне. Подобные ожидания, оправданы они или нет, несколько повышают уровень административной нервозности. К тому же Василий Голубев регулярно становится объектом информационных атак. Ему по-прежнему пытаются поставить в вину не до конца решенный вопрос с компенсациями погорельцам, транспортные проблемы с новым аэропортом «Платов», ожидаемые трудности с содержанием нового стадиона «Ростов-Арена» и даже плохую игру футбольного клуба «Ростов». Периодически Василия Юрьевича попрекают солидным возрастом. Тем не менее, по совокупности представленных мнений и в сравнении с соседями по таблице, рассматриваемый период для него оказался скорее позитивным.

Позиции Александра Карлина (Алтайский край) в «Национальном рейтинге» остаются устойчивыми. Он по-прежнему входит в лидирующую группу, хотя и столкнулся с серьезными вызовами в рассматриваемый период. Вполне удачными для губернатора оказались итоги и ход выборов президента. Хотя уровень голосования за Владимира Путина был не самым высоким, но с учетом традиций голосования на Алтае за всю историю современной России, зафиксирован значительный прирост голосов, поданных за действующего президента. Явка также оказалась неплохой, вполне сопоставимой со средним общероссийским показателем. Известно пристальное внимание к региону со стороны системной и внесистемной оппозиции. На протяжении 2016-2018 гг. здесь неоднократно предпринимались попытки организовать скандал вокруг якобы имевшихся нарушений электорального законодательства. На этот раз выборы не дали для этого ни одного значимого повода.

В целом по всем социальным и экономическим показателям в регионе отмечается стабильный прирост. В конце апреля губернатор сообщил об увеличении краевого бюджета на 3,5 млрд. рублей. Большую часть этой суммы составляют федеральные дотации, компенсирующие увеличение МРОТ и повышение оплаты труда бюджетников, предназначенные на создание дополнительных мест в детских садах, а также выделяемые в рамках программы «Безопасные и качественные дороги». При этом и самому региону удалось дополнительно заработать более 180 млн. рублей. Постановления правительства РФ о создании территорий опережающего социально-экономического развития «Новоалтайск» и «Заринск» и открытии аграрно-туристического кластера «Алтайские луга» относятся к позитивной информации, поступившей в рассматриваемый период.

Рейтинг Александра Карлина также поддержало сообщение о начале строительства в нынешнем году транспортного обхода Барнаула — чрезвычайно важного и дорогостоящего объекта.

Адекватной была реакция властей на весенний паводок. Несмотря на подтопление десятков населенных пунктов, в целом система помощи людям сработала эффективно. Отмечено быстрое начало работ по восстановлению коммунальной и социальной инфраструктуры и оперативное решение вопросов о компенсациях пострадавшим с правительством России. Эксперты обратили внимание на широкое участие волонтеров в ликвидации последствий паводка и удачное их взаимодействие с региональными властями, а также на запрет продажи алкоголя, введенный в подтопленных населенных пунктах.

Для такого важного аграрного региона, как Алтайский край, большое значение имела эффективная поддержка властями производителей сельскохозяйственной продукции и акцент на развитии кластера сельхозмашиностроения. Не случайно на встрече Александра Карлина с министром сельского хозяйства РФ прозвучала высокая оценка достижений алтайских аграриев и были подчеркнуты заслуги местного руководства по оперативному доведению до них средств господдержки. В этом направлении регион является одним из лидеров в масштабах всей России.

Продолжает удерживаться в группе лидеров «Национального рейтинга» Александр Никитин (Тамбовская область).В рассматриваемый период его аппаратные позиции укрепились благодаря результатам выборов президента, поддержка которого на Тамбовщине оказалась наибольшей в ЦФО. Многие эксперты положительно оценили отчёт губернатора перед региональными депутатами, особенно акцент на демографические аспекты развития области. Вполне логичным выглядит курс аграрного региона на достижение самообеспеченности продукцией сельского хозяйства и качественную его переработку. Одобрение получила последовательная работа по повышению уровня медицинского обслуживания населения, проводимая в регионе. Безусловно, местные власти могут занести себе в актив высокую продолжительность жизни и низкие показатели детской смертности в регионе.

Среди объективных показателей Тамбовской области, отмеченных экспертами, — 13-е место по индексу промышленного производства, а также невысокие показатели безработицы. При этом «черным пятном» остается падение доходов консолидированного бюджета и невысокое качество дорожного ремонта.

Важным шагом явилось появление, после длительных переговоров, инвесторов для разработки циркон-рутил-ильменитового месторождения «Центральное», начало функционирования которого должно существенно улучшить финансовое состояние региона.

Среди более частных событий эксперты выделили обсуждение проекта нового завода, запланированного к постройке в индустриальном парке «Уварово»; открытие современного концертного зала недалеко от усадьбы Сергея Рахманинова и начало работы Тамбовского перинатального центра, выписавшего первых новорожденных.

Вернулся в группу лидеров Владимир Печёный (Магаданская область). Вопреки ожиданиям многих экспертов, регион продемонстрировал на выборах президента России одни из лучших результатов по ДФО. Сразу по нескольким позициям Магаданская область показала солидные результаты при подведении итогов 2017 года. Наиболее значимыми из них эксперты посчитали 2-е место по приросту номинальной начисленной зарплаты и 23-е место по индексу промышленного производства. Внушительно смотрится 6-я позиция по приросту ввода жилых домов. Несмотря на отдаленность, объективно удорожающую жизнь в Магаданской области, отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров здесь оказалась весьма пристойной: 14-е по стране. Вместе с тем эксперты отмечают ухудшение финансового положения из-за резкого падения бюджетных доходов (данные Росстата, исследование РИА «Рейтинг»). Таким образом, политические и экономические успехи региона неприятно оттеняет рост финансовой разбалансировки.

Положительные оценки как местных, так и федеральных экспертов получило соглашение главы региона с крупными золотодобытчиками о приоритетном трудоустройстве местных жителей. В апреле первую тонну золота дало чрезвычайно перспективное и важное Наталкинское месторождение. Кроме того, в положительном контексте упоминается внимание губернатора к продовольственному самообеспечению области; дотированию авиаперелетов; модернизации местного энергетического комплекса.

С трудом удержалась в группе лидеров Наталья Комарова (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра). Крайне неутешительными для неё получились результаты опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение». Наталья Комарова оказалась наименее популярным руководителем в УрФО. Промышленное производство в регионе переживает серьезный кризис: 76-е место никак не может считаться нормальным (индекс промышленного производства РИА «Рейтинг»). К серии протестных акций привело невыполнение местными властями обещаний, касающихся субсидий молодым и многодетным семьям.

Среди положительных событий эксперты отметили соглашение с «Лукойлом», в рамках которого компания направит на решение социальных вопросов в регионе 1,1 млрд. рублей.

Немалый резонанс получил апрельский визит Натальи Комаровой в Сирию, совпавший с ракетными ударами по стране, и её встреча с Башаром Асадом. Цель поездки – перспективное сотрудничество в нефтегазодобывающей отрасли. Наталья Комарова оказалась наиболее заметной и активной фигурой среди российской делегации. Во всяком случае, таково мнение экспертов, обративших внимание на данное событие. Однако общий вердикт в рассматриваемый период оказался явно не в пользу главы ХМАО.

Андрей ТКАЧЕНКО

Политолог, директор Центра общественных инициатив (Тюменская область)


В минувшем периоде позиционирование губернатора Тюменской области Владимира Якушева определяли, прежде всего, два фактора: внутриполитический и внешний, связанный с неформальным обобщением Якушева в команду мэра Москвы Сергея Собянина. Если говорить о первом факторе, то в регионе всё отчетливее наблюдается противостояние крупных элитных блоков. Ряд публичных конфликтов, будь то демарш КПРФ против грубых фальсификаций на президентских выборах, неожиданная критика в адрес организаторов этапа Кубка Мира по биатлону, срыв договоренностей с финской компанией по строительству завода по глубокой переработке древесины или ряд других острых моментов, говорят о том, что отличник Якушев отказался в несвойственной для себя ситуации.

В правительственных коридорах всё сильнее связывают причину всех этих конфликтов с неприкрытым противостоянием политического блока во главе с вице-губернатором Сергеем Сарычевым и социально-экономического блока во главе с Натальей Шевчик и Вадимом Шумковым — профильными замами губернатора. Также определенную нервозность добавляет смена в руководстве регионального УФСБ и ожидаемое пристальное внимание со стороны чекистов ко многим региональным прожектам, в том числе в сфере АПК.

Несомненно, все эти конфликты оказывают негативное влияние и на позиции губернатора, который и так оказался заложником своей преданности бывшему шефу, а ныне мэру Москвы Сергею Собянину. В преддверии формирования нового правительства усилилось противостояние ряда федеральных элитных групп, и оппоненты Сергея Семеновича используют все возможности для ослабления его влияния, в том числе нагнетая обстановку в подопечных регионах. Ряд региональных политических проектов, успешно зарекомендовавших себя в «жирные времена», демонстрируют свою несостоятельность в условиях текущей действительности, когда политическая и экономическая конкуренция возрастает, со стороны федерального центра идут сигналы о смене экономического курса и возрастает гражданская активность населения. Всё это, несомненно, будет определять дальнейшие перспективы губернатора Владимира Якушева.

Алексей ИГНАТОВ

Политконсультант. Руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг» (Тульская область)


Губернатор Тульской области Алексей Дюмин уже более двух лет весьма успешно возглавляет вверенную ему территорию. В этот период ему удалось избежать серьезных проблем, явных провалов и крупных недостатков. За всё это время в региональной элите не произошло громких и резонансных коррупционных или имиджевых скандалов. В целом можно отметить очень позитивный фон управления губернатора Дюмина. На мой взгляд, умение управлять ровно, без истерии и скандалов — это одно из самых главных достижений Дюмина как главы региона.

Спокойный фон и стабильность положительно сказываются на восприятии как местной, так и центральной власти жителями области. А они воспринимают Дюмина не иначе как в привязке к президенту РФ.

Людям, проживающим в Тульской области, как показали замеры общественного мнения, которые я лично организовывал, очень импонирует стиль регионального руководства и Дюминская стабильность. В рамках нашего большого экспертного исследования, которое проводилось прошлой осенью, также выяснилось, что люди замечают положительные перемены, которые происходят вокруг них. Эти перемены, в частности в региональной столице – городе Туле, народ прямо ассоциирует с деятельностью губернатора. В регион поступают федеральные деньги: открыто новое Тульское Суворовское училище, строятся сельские ФАПы, идёт серьезное благоустройство областного центра. Например, проходит глобальная реконструкция исторического центра Тулы вокруг Кремля – улицы Металлистов и набережной Упы.

Правда, стоит отметить, что многие хорошие начинания Алексея Дюмина были инициированы ещё прежним главой тульского региона Владимиром Груздевым. Но люди видят, что именно сейчас открылось второе дыхание и началось активное движение вперёд.

Если сравнивать отношение к Дюмину и к предыдущим губернаторам со стороны населения, то можно подметить такую особенность: в подавляющем большинстве люди не проявляют никакого негатива по отношению к Дюмину. О его возможном уходе на повышение много говорят, но не желают этого.

Если говорить о феномене Алексея Дюмина, то он, конечно, обусловлен не только личными качествами губернатора, но и высокой поддержкой действующего президента Владимира Путина. А доверие президенту прямо переходит и на губернатора Дюмина. Результаты президентских выборов в марте это подтвердили: и явка была очень неплохая (68,5 %), и результат голосования за Путина был очень высокий — 79.2% при общероссийском результате 76,69%.

С самого момента назначения в регион Дюмина сватают на повышение в Центр. После подведения итогов президентской кампании в Тульской области, снова встал вопрос о карьерных перспективах губернатора. Многие эксперты вновь активно высказываются в том ключе, что федеральной власти есть за что поощрить Алексея Геннадьевича, поэтому они не исключают возможности его ухода на повышение. Более того, ряд экспертов сходится во мнении, что будет удивительно, если этого не произойдёт. При этом напомню, что Алексей Дюмин публично заявлял о своем желании полностью отработать губернаторский срок до конца.

По общему мнению, основные кадровые решения следует ожидать сразу после инаугурации Владимира Путина 7 мая, так что в ближайшее время все станет ясно.

Татьяна ЛУШНИКОВА

Вице-президент Российской ассоциации политконсультантов


Позиции Сергея Собянина после президентских выборов остались стабильными. Даже немного упрочились за счет явного снижения протестного процента на голосовании 18 марта.

В этом сыграли свою роль грамотная работа с кандидатами на пост президента, недопущение массовых протестных акций на территории города. Думаю, даже самые смелые аналитики не прогнозировали выше 70% за Владимира Путина в Москве…

Власти Москвы хорошо смотрелись и в разрезе явки — качественная работа по информированию избирателей и реализация проекта «Мобильный избиратель» позволила немного увеличить ее по сравнению с 2012-м годом.

Небывало снежная вторая половина зимы, конечно, доставила неудобства москвичам, вскрыв некоторые проблемы сферы ЖКХ, но в целом не повлияла на восприятие мэра населением. Ничего кардинально нового не открылось.

Весной началось переселение жителей по программе реновации, и власти Москвы качественно отрабатывают этот новостной повод. Вообще реновация — сильный ход на несколько лет вперед, и он дает возможность Сергею Собянину более-менее уверенно ожидать осенние выборы.

Также Москве удалось красиво отмолчаться во время мусорных бунтов Подмосковья. Конечно, жителей больше волновал результат политики Воробьева, но вопрос «откуда нам это все везут» был очень грамотно не затронут… Единственной реакцией было обещание за несколько лет перевести Москву на раздельный сбор отходов.

На уровне муниципалитетов также все относительно спокойно. Несмотря на увеличившийся процент «оппозиционных» районных Советов депутатов, они не доставляют каких-либо хлопот городским властям. Они даже не смогли грамотно применить свой ресурс на пользу оппозиционных кандидатов в президенты, например, подставив Эмилию Слабунову (начальника штаба кандидата Явлинского) под административное наказание.

Никита ИСАЕВ

Лидер движения «Новая Россия», директор Института актуальной экономики


Москва медленно, но уверенно начала готовиться к мэрским выборам. Не побоюсь сказать, что для столицы эти выборы будут не менее важными, чем прошедшие президентские.

КПРФ и «Левый фронт» уже поспешили объявить о «праймериз слева», также о своём желании баллотироваться в мэры Москвы заявил известный блогер Илья Варламов. Но если говорить объективно, то пока ситуация выглядит совершенно аналогично президентским выборам: будет много кандидатов, много шума, но практически со 100% вероятностью можно прогнозировать, что Сергей Собянин будет переизбран. У него просто нет достойных конкурентов. Муниципальные выборы в прошлом году стали хорошей репетицией управляемости процесса в столице: при явке 14,8% единороссы набрали около 76% мест в муниципальных советах.

С поддержкой в Кремле у Собянина всё в порядке: отношения с федеральными властями выстроены давно, и пока им ничего не угрожает. А слухи о том, что он может стать следующим главой правительства Российской Федерации, только усиливают его позиции. И даже тот факт, что во время одной из последних встреч с Владимиром Путиным впервые за длительное время президент указал московскому градоначальнику на «хронические проблемы» столицы и предложил отчитаться о ходе их решения, сильно ситуацию не портит — профилактика нужна всем. Среди проблем Владимир Путин назвал «загруженность автомобильной сети и необходимость более чёткого регулирования миграционных потоков». Проблемы эти действительно существуют, они весьма острые, но москвичи в некоторой степени уже даже привыкли к ним и принимают как должное. Поэтому вряд ли эти вещи могут вызвать сколько-нибудь существенное социальное недовольство.

Транспортный вопрос беспокоит москвичей давно. Собственно, требование к мэру наладить нормальное движение – одно из главных. Программа реконструкции большинства улиц в центре в предыдущие несколько лет сильно осложнила движение и настроила многих людей против Сергея Собянина. Однако у него ещё есть возможность реабилитироваться этим летом, когда можно будет объективно сравнить пропускную способность дорог.

С мигрантами сложнее. С одной стороны, они действительно выгодны: только в 2016 году трудовые мигранты заплатили в бюджет Москвы 6,8 миллиарда рублей налога на доходы, что в 2,3 раза выше поступлений от зарегистрированных в столице нефтяных компаний. Но есть очевидные проблемы с легализацией мигрантов и их интеграцией в общество. Беспорядки возле ТЦ Москва или на Тихорецком бульваре не могут радовать москвичей, но корень проблем кроется в отсутствии проработанной миграционной политики на федеральном уровне и полноценной нормативной базы.

Ещё одним спорным моментом является программа реновации, которая вызвала массовые акции протеста в городе. Но эту ситуацию невозможно окрасить исключительно в чёрный цвет: людей, поддерживающих переселение в новые дома в целом не меньше, чем противников этой затеи. Так что большинство в этом вопросе поддержит Сергея Собянина. А именно мнение большинства и требуется мэру для продолжения своей деятельности.

Виктор САПРЫКА

Социолог, директор Института приграничного сотрудничества и интеграции (г. Белгород)


После отставки Амана Тулеева старейшим губернатором в Российской Федерации становится Евгений Савченко, он сохраняет свой пост с 1993 года. Готовность к переменам и новым условиям регионального развития обусловили длительный срок пребывания на губернаторской должности.

Команда губернатора открыта к внедрению современных технологий, как в экономическом развитии, так и в государственном управлении. Примером может служить использование методик проектного управления в регионе во всех сферах власти, создание и поддержка механизмов гражданской активности («Народная инициатива», «Активный горожанин» и др.), развитие в области государственно-частного партнерства. Всё это позволяет губернатору соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к государственным чиновникам высших эшелонов власти, закрепить за собой статус технократа, а не закостенелого представителя региональной элиты.

Высокая явка населения Белгородской области в марте 2018 года на президентских выборах (более 70%) является показателем политической стабильности в регионе. Оппозиционные силы не получили в Белгородской области существенной поддержки, что в целом выражает отсутствие поддержки населения у этих сил и слабость проводимых региональных компаний.

В свете будущих выборов местных советов проводится реформа, в ходе которой в городские округа планируется преобразовать Алексеевский, Валуйский, Грайворонский, Новооскольский, Шебекинский и Яковлевский районы. Данная реформа воспринимается не однозначно, так как ведет к сокращению административно-управленческого аппарата и количества депутатов местных советов. Проблемным остается и городской округ Старый Оскол, в нем традиционно сильны представители КПРФ, которые набирают довольно большой процент поддержки населения.

Город традиционно претендует на звание промышленной столицы региона. А приход в городскую администрацию Белгорода племянника Евгения Савченко является закономерным развитием карьеры молодого чиновника, который имеет профильное образование и хорошие лидерские качества. Напомним, что он с отличием окончил НИУ «БелГУ» по специальности «Государственное и муниципальное управление» и долгое время работал муниципальным служащим.

Константин БАКШЕЕВ

Политический консультант, политтехнолог, координатор информационно-идеологического направления Агентства «Максимов-Консалтинг»


В стране сегодня сделан серьёзный упор на лидерство в инновациях и на применение высоких технологий. Особенно комфортно себя чувствуют те регионы, которые, прочувствовав государственный тренд заранее, сейчас не просто говорят о задумках, а выдают ощутимые результаты. Татарстан с Рустамом Миннихановым в этом плане — ключевой субъект РФ. Республика пронизана вниманием к инновационным продуктам, начиная от увеличения мощностей знаменитого Иннополиса, заканчивая недавним стартом проекта умного ЖКХ «Саклы Йорт», который Татарстан реализует вместе с ведущим российским предприятием микроэлектроники «Миландр».

Между тем точки роста Минниханова кроются ещё и в поэтапном подходе к идеологии лидерства. Президент Республики Татарстан не спешит сбить всё в кучу, а действует путём наращивания направлений. Достигнув убедительного лидерства в спорте и инфраструктурных проектах, власти республики куют из Татарстана межрегиональный центр инноваций и молодёжной политики. Не случайно, кстати, именно здесь недавно собирала свою молодёжку «Единая Россия», чтобы поговорить об обновлении. Также уместно вспомнить и о татарской молодежной организации «Сэлэт», образовательный и ресурсный уровень которой близок к международному.

При этом Рустам Минниханов не из тех руководителей, которые не способны отличить иллюзию от реальности. Сложно было бы говорить об идеологии лидерства, не будь у главы Татарстана крепкой поддержки президента РФ и рабочей команды, где отдельная роль отводится профессиональным компетенциям.

Альберт КАРПОВ

Генеральный директор АНО «Платформа электоральных технологий». Главный редактор журнала «Избиратель Татарстана»


Рустам Минниханов — гарант политической стабильности и экономического роста в Республике Татарстан. На данный момент будущее республики невозможно представить без Рустама Минниханова. По данным соцопросов 90% респондентов поддерживают его политический курс и уверены в выдвижении Рустамом Миннихановым своей кандидатуры на выборах Президента Республики Татарстан в 2020 году.

Взаимоотношение с бизнес-элитой конструктивное. Публичных конфликтов в этой плоскости нет. В день занесения генерального директора ОАО «ТАИФ» в список Минфина США, Рустам Нургалиевич лично поздравил его с этим событием (с юмором) и подтвердил незыблемость поддержки республикой своих основных налогоплательщиков.

Вопрос о кандидатуре Ирека Миннахметова — генерального директора АО «Татспиртпром» в качестве приемника Рустама Минниханова не актуален. Политические традиции Татарстана являются предметом сакраментальной гордости государственной системы республики. У Ирека Занудатовича на данный момент в биографии не значатся два обязательных для кандидата в главы республики пункта: опыт муниципальной работы и работа в кабинете министров РТ (краткосрочное руководство агентством «ТАТМЕДИА» к этому опыту отнести не считается возможным). На мой взгляд Иреку Миннахметову очень комфортно в коммерческом секторе. А Рустам Нургалиевич энергичен и очень трудолюбив. На данный момент, по моему убеждению, спекулировать на эту тему не следует.

Уровень федеральной поддержки Татарстана растет несмотря на то, что многие эксперты говорят о конфликтах Рустама Минниханова с членами «Политбюро 2.0». Об этом свидетельствует проведение значительного количества федеральных событий на площадке республики (Российский венчурный форум) и визит трёх федеральных министров в Татарстан в последние месяцы с позитивной повесткой.

Обращают на себя внимание инфраструктурные проекты и экономическая повестка. Заслуженный строитель Республики Татарстан, генеральный директор ООО «ПСО» Казань» Равиль Зиганшин при поручительстве президента республики начал работу на Космодроме «Восточный». Рабочая встреча Рустама Минниханова и генерального директора ГК «Роскосмос» состоялась 11 апреля. Внутри региона продолжается строительство и ввод в эксплуатацию объектов ОЭЗ и промышленных площадок.

Международная повестка. За два месяца Рустам Минниханов посетил с рабочими визитами Бахрейн, ОАЭ, Индию (г. Хайдарабад, г. Вишакхапатнам), Швейцарию. В рамках визитов проходили встречи с главами органов государственной власти и бизнес-сообществом. За март-апрель Рустам Минниханов также принял в своей резиденции более 10 послов и мэров иностранных городов: Бельгии, Италии, Турции, стран Латинской Америки;

Кадровая скамейка президента Республики Татарстан обширна, но «многоборцев» (лиц способных управлять муниципальным районом, быть министром, депутатом, руководить предприятием по необходимости) среди них все меньше.

Актуальный в последнее время вопрос строительства мусоросжигательного завода, на мой взгляд, является раздутым. Большинство жителей Казани понимают, что не хотят повторения проблем Подмосковья. Результаты Владимира Путина на президентских выборах по Республике Татарстан (82,2%) подтверждают консервативные политические настроения граждан республики.

Вовлеченность в политику республиканской власти силовых структур сложно недооценить. События в чистом виде «сигнальные». Самоубийство заместителя министра здравоохранения Елены Шишмаревой и преследование главы профсоюзов республики Татьяны Водопьяновой говорят сами за себя. Комментировать данные события из уважения к покойной Елене Ивановне и пережившей потерю мужа Татьяне Павловне не считаю возможным.

Павел САЛИН

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ


Ситуация вокруг губернатора Петербурга уже давно складывается таким образом, что его дальнейшее будущее лишь в незначительной степени зависит от его активности — как публичной, так и аппаратной. Последний раз действия градоначальника могли серьезно повлиять на его карьеру (со знаком «минус») более года назад, во время скандала вокруг Исаакия. Отчасти это происходит из-за того, что г-н Полтавченко отстранился от активной политики, передоверив ее своим заместителям, отчасти — потому что будущее губернатора зависит уже не от него самого, а от того, смогут ли федеральные группы влияния предложить кандидатуру сменщика, которая устроила бы как Владимира Путина, так другие элитные группы, многие из которых имеют «питерские» корни и, соответственно, базовые интересы в городе. И многочисленные слухи о скорой отставке губернатора, вновь появившиеся в последнее время, являются скорее отражением борьбы этих групп за пост градоначальника, а не реальных намерений президента, которые, как часто бывает, не известны даже ближайшему окружению.

Таким образом, можно выделить две ключевые группы фундаментальных факторов: «за» и «против» отставки губернатора. Среди серьезных факторов «за» можно назвать лишь один — масштабные перестановки в высших эшелонах власти, которые последуют сразу за инаугурацией Владимира Путина. Поскольку перестановки действительно ожидаются масштабные рокировки, а не в стиле действующего президента обижать представителей элиты и выдавливать их из элитного круга, если они не демонстрируют нелояльность или нежелание играть по правилам, то вполне возможно, что один из отставников на федеральном уровне станет губернатором Северной столицы. При этом схема, когда он «царствует», а реально правят его заместители и представители городского истеблишмента, сохранится. Однако если такое решение состоится, то оно будет принято в последний момент, буквально накануне обнародования, поэтому предполагать сейчас, будет ли реализован такой вариант, и тем более кто может стать врио губернатора, бесполезно.

Факторов «против» гораздо больше. Прежде всего следует назвать один субъективный фактор, который стал результатом действий прежде всего городских властей. Речь идет о том, что Петербург на президентских выборах вписался в «пропрезидентскую» коалицию и продемонстрировал существенный рост явки и голосования за Владимира Путина по сравнению с 2012 годом, как, впрочем, и Москва. Это произошло несмотря на конфликт в местном избирательном штабе президента, который выразился в его «дележке» между знаковыми фигурами. И хотя личная роль губернатора в достижении столь значимых показателей весьма скромна, все равно он может записать такую позитивную динамику себе в актив.

Кроме того, в ближайшее время в городе предстоят два события общефедерального масштаба, во время которых менять губернатора не с руки. Речь идет сначала о Петербургском международном экономическом форуме в конце мая, а потом и о Чемпионате мира по футболу в июне-июле, где Петербург выступает в качестве одной из основных площадок. И если во время этих событий не случится какое-либо ЧП, то отставка губернатора маловероятна. При этом отправлять в отставку губернатора с прицелом на выборы в сентябре по законодательству необходимо никак не позднее июня.

Таким образом, в силу ряда объективных факторов отставка г-на Полтавченко в ближайшее время не столь вероятна, как это подается многочисленными слухмейкерами. Если ему удастся проскочить судьбоносный момент в мае, во время кадровых перестановок во власти, то весьма вероятно, что он сохранит свой пост до зимы-весны следующего года, когда уже с весьма высокой степенью вероятности передаст его своему преемнику, а не будет назначен врио с перспективой избрания на новый срок. Впрочем, не очень вероятен, но вполне возможен вариант и с отставкой в конце июля в августе, после всех мероприятий, для того, чтобы у его преемника в запасе был год до выборов в сентябре 2019 года — такие прецеденты в кадровой политике Кремля по отношению к губернаторскому корпусу уже случались.

Арсен АБДУРАГИМОВ

Политконсультант, общественный деятель, юрист, эксперт по социальной политике (Республика Дагестан)


Без малого 6 месяцев Республику Дагестан возглавляет в качестве врио главы региона Александр Васильев. За это время произошёл ряд кадровых изменений как в администрации главы республики, так и в правительстве Дагестана, где помимо новых министров появились два новых советника председателя кабинета министров, которые ранее работали на различных должностях в Республике Татарстан (оба из команды премьер-министра РД Артёма Здунова).

Что принесут эти кадровые изменения, насколько все эти должностные лица компетентны, можно предположить, проанализировав их трудовую деятельность за предыдущие годы.

Преобразования в исполнительной власти Республики Дагестан произошли путём перераспределения полномочий между министерствами и ведомствами. Количество министерств уменьшено за счёт слияния обязанностей и направленности. Например, в таких отраслевых направлениях как архитектура, энергетика и др. Так, упразднено министерство торговли и промышленности, функции министерства переданы новому министерству промышленности и энергетики, которое возглавил экс-министр транспорта, энергетики и связи республики Сайгидпаша Умаханов, но теперь уже без приставки врио. Относительно министерства, ранее возглавляемого Умахановым, мы видим, что функции связи ушли в министерство печати и информации, которым руководит министр с приставкой врио Рашид Акавов.

Министром сельского хозяйства стал Абдулмуслим Абдулмуслимов, занимавший ранее различные должности в силовых структурах: в налоговой полиции, УБЭПе. Формально глава минсельхоза имеет профильное образование: в далёком 1983 году он выпустился из Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева зоотехником, однако, по специальности проработал совсем немного. С 1996 года Абдулмуслимов работал в органах налоговой полиции и МВД, а затем — секретарём Совбеза до 2016 года. Министром строительства и ЖКХ (ранее — Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ, как мы видим слова «архитектуры» больше нет), стал бывший мэр Дербента Малик Баглиев, также человек в прошлом из силовиков. Министром транспорта и дорожного хозяйства республики назначен новый министр Ширухан Гаджимурадов. Ранее всем дорожным хозяйством занималось агентство, теперь оно реформировано в министерство. Больше полномочий передано агентству по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан. Вместо упразднённого министерства промышленности и торговли, функции торговли переданы агентству по предпринимательству и инвестициям.

Думаю, что таким образом «обновится» всё правительство республики. Но многих представителей общественности Дагестана при этом интересует вопрос: почему Александр Васильев при назначении членов правительства акцентирует внимание на бывших силовиках с опытом работы на госслужбе? Заместитель премьер-министра Рамазан Алиев — из бывших следователей (занимал ответственные посты в силовых органах). Экс-мэр Дербента, а ныне министр строительства и ЖКХ, Малик Баглиев — из следственных органов (занимал ответственные должности в структуре МВД, налоговой полиции, был руководителем наркоконтроля республики с 2002-2005 гг., министром природных ресурсов, председателем Счётной палаты республики). Министр сельского хозяйства Абдулмуслим Абдулмуслимов тоже из силовых органов.

Кстати, теперь в Дагестане и новый омбудсмен, чья биография как правозащитника вызывает некоторые вопросы. Джамал Алиев проработал в должности помощника экс-омбудсмена три года, ранее трудился юристом, но как правозащитник ранее себя не проявлял.

Не вызывает удивления только фигура заместителя премьер-министра генерала Рамазана Джафарова, курирующего правоохранительные органы, т. к. куратор силовиков желательно и должен быть из одной с ними среды!

Можно предположить, что Васильев надеется, что бывшие силовики смогут искоренить коррупционную составляющую в подведомственных организациях. Однако пример федерального правительства, где немало силовиков – Сергей Иванов (из разведчиков), Владимир Рушайло и др. – показывает тщетность подобных расчётов. К тому же, все вновь назначенные министры республиканского правительства, ранее уже занимали руководящие должности. Но их деятельность не отмечена какой-либо значимой эффективностью. Возможно, виной тому были и бывшие главы Дагестана, и председатели правительства.

Однако сегодня, в назначениях, предпринятых главой республики, не видно целенаправленной стратегии и концепции по кадровой политике, решимости и желания наполнить правительство действительно молодыми и способными специалистами, которых не продвигали при прошлом руководстве республики, но которые проявили и зарекомендовали себя в соседних регионах, чей профессиональный потенциал уже проверен и очень даже востребован. Да и в самом Дагестане хватает грамотных компетентных специалистов.

Поэтому меня удивляет, что новый кабинет министров представлен именно старой, малоэффективной, ничем себя не проявившей в управленческом плане гвардией.

Будем надеяться, что Васильев не ошибся в назначениях! Пока кадровая политика врио главы Республики Дагестан больше напоминает курс «на авось» и игру в рулетку – «а вдруг сработает и повезёт»!

Жанна МЕТЕЛКИНА

Историк, директор филиала общества «Знание» в Ростовской области


Большое значение в определении роли и значимости деятельности губернатора Ростовской области Василия Голубева играет реальный результат, который прослеживается в позитивных изменениях в различных сферах жизни нашего региона. Лично мой опыт взаимодействия с администрацией и государственными структурами в рамках молодежной политики позволяет говорить о том, что для донской молодежи последние несколько лет стали временем больших возможностей в реализации своих способностей. Активная поддержка молодежных инициатив, проектов, развитие личных и профессиональных компетенций позволяют расширить кругозор и стать достойными представителями своей малой Родины.

На мой взгляд, регион может связывать с личностью губернатора надежду на политику, направленную не только на благоустройства крупных городов, но и на решение животрепещущих вопросов отдаленных селений Ростовской области. Большое значение уделяется развитию спорта, достаточно чётко наметились пути для популяризации здорового образа жизни для определенных категорий населения (например, для людей с ограниченной мобильностью).

Жители Ростовской области позиционируют губернатора как человека, наделенного властью и занимающегося воплощением в жизнь актуальных и эффективных проектов и программ. В тоже время достаточно высокий процент на выборах губернатора дает Василию Голубеву возможность уверенно чувствовать себя в процессе регионального управления.

К позитивным преобразованиям в регионе можно отнести рост рекреационной привлекательности города Ростова-на-Дону в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018. Проводится благоустройство города, прежде всего, строительство спортивного кластера на левом берегу Дона. В последнее время становятся заметны более активные действия, направленные на улучшение качества жизни не только в рамках Ростова-на-Дону, но и всей Ростовской области.

Владимир АНДРОНАКИ

Журналист, тележурналист. Автор и ведущий программы «Вечерний перехват» на Радио «Крым»


Работу главы Крыма Сергея Аксенова можно охарактеризовать весьма положительно. Это очень деятельный человек. И он доказывает это на протяжении последних четырёх лет, возглавляя исполнительную власть республики. Не имея управленческого опыта, Сергей Аксёнов взялся за дело и очень хорошо его ведёт. С ошибками, естественно. Но они естественны при том объёме работы, которую он выполняет. Критики пытаются принизить эффективность главы региона: дескать, он не причастен к выполнению федеральных целевых программ, реализующихся на полуострове. Речь о возведении Крымского моста, строительства автомобильной трассы «Таврида», двух электростанций (под Симферополем и Севастополем) и т. д. Но это ерунда. Чтобы всё это создавалось и держался ритм строек, требовались немалые координирующие усилия, решение больших и малых задач, а в этом, несомненно, большая заслуга главы Крыма.

Кроме того, Сергей Аксенов занимается и текущими делами в других сферах экономики. В частности, в курортной сфере, где на протяжении многих лет «независимости» под флагом Украины накопилась уйма проблем. И, тем не менее, крымчане видят, как он взялся за самострои и сомнительные застройки, особенно на южном берегу. Ему приходится распутывать эти дела. Да и обустройство репатриантов, когда-то депортированных с полуострова, произошло во времена Украины на самостроях, которые совсем запутали ситуацию с выделением участков. Всё это постепенно и не без труда входит в российское правовое поле. В общем, Сергей Аксёнов эффективно решает самые разнообразные задачи.

Судя по всему, налажена согласованная работа главы республики с избранным осенью 2017 года мэром Симферополя Игорем Лукашёвым. Тех трений, которые были у главы Крыма с предыдущим «бургомистром» южной столицы, мы сейчас не наблюдаем. И это хорошо — власти работают, а не перетягивают полномочия и сферы влияния.

При этом, надо заметить, Сергей Аксёнов порой подвергается нещадной критике со стороны так называемых «активных общественников» в социальных сетях. Особенно по части кадровой политики. Да, скамейка запасных у главы правительства небольшая. Очень трудно найти подходящие кадры. На все должности в Крыму пока не хватает толковых людей. Так ведь и сам Аксёнов, как я уже заметил, не профессиональный управленец. Команда у него формируется с трудом, но ведь подвижки есть. И крымчане это замечают и одобряют. Социологические опросы в республике показывают поддержку главы Крыма большинством населения. А почему? Потому что видят его работу и борьбу с коррупцией, ценят честное отношение к делу и доступность – то, чего так не хватало тем, кто раньше возглавлял полуостров.

Денис ПИМЕНОВ

Владелец агентства бизнес-консалтинга «Консул» (г. Воронеж)


Начало 2018 года, а точнее окончание 2017, для Воронежской области, да впрочем, и для нынешнего врио губернатора, было крайне насыщенным и неожиданным.

Уход из области Алексея Гордеева пророчили многие и достаточно давно, но он всё откладывался, и вдруг всё произошло неожиданно и быстро. Но самой большой неожиданностью стало назначение Александра Гусева врио губернатора. В последнее время он открыто заявлял, что мэрская должность ему наскучила и идти на новый срок он не собирается. Но если все думали об окончании политической карьеры Александра Викторовича, то вышло с точностью до наоборот — назначение стало новым витком его жизни.

Нужно отметить, что рейтинги Алексея Гордеева в области были рекордно высокими, поэтому власть передавалась в руки приемника фактически вместе с рейтингами. В этом и был весь смысл данной преемственности. Главная задача нового главы – не скатиться вниз. Движение вперед со скоростью, которая была задана экс-министром за годы правления, маловероятна, ведь ни у кого из местных нет подобного опыта, а главное – веса!

Итак, смотрим что произошло за первый квартал и апрель этого года. Некоторое время потребовалось на адаптацию и раскачку, поэтому конец 2017 в расчет брать смысла нет. В начале 2018, впрочем, никаких изменений не произошло. Начался год – началась работа. Никаких громких перестановок в правительстве не произошло, что тоже было вполне ожидаемо. Даже особо «приближенные» к губернатору сотрудники, например, протокол и пресс-служба, остались на своих местах. Многие проекты, которые были озвучены предшественником, вроде бы не забыты и имеют шансы на реализацию. Здесь стоит в первую очередь упомянуть про легкое метро, разработкой которого должны заняться (и уже занимаются) японцы. Воронежцы слабо верят в реализацию этой идеи, но проект уже финансируется. Хотя умные японские системы светофоров, которые появились на улицах нашего города, совершенно не изменили дорожной ситуации, а порой даже кажется, что значительно её ухудшили, так как Яндекс периодически показывает 9-10 бальные пробки, и, в принципе, добраться из точки А в точку Б сейчас достаточно сложно. Поэтому отношение к проекту скептическое.

К тому же официальные представители неоднократно заявляли, что вероятность реализации 50%, при этом непонятно — «всего» 50 или «целых» 50.

Гусев пролоббировал назначение своим приемником Вадима Кстенина, усилив при этом свой политический вес. Периодические отчеты о своей деятельности в Москве перед Гордеевым также говорят об их тесной связке и о том, что Воронежский регион, естественно, является фаворитом у Алексея Васильевича.

В прошлом месяце произошла смена вице-губернатора. Вместо Ревкова, который приходил на должность при Гордееве, теперь господин Юрченко, которого также рассматривали в качестве кандидата, когда назначали Ревкова. Евгений Юрченко – человек состоявшийся, прошедший «огонь, воду и медные трубы» 90-х, управляющий ряда банков, имеющий не только отличную финансовую стабильность, но и достаточный политический вес. С одной стороны, появление такого человека в команде Гусева значительно её усиливает, но с другой стороны, нужно пристально следить за связкой Юрченко-Гусев и тем, как дальше будут развиваться их взаимоотношения, многие говорят, что масштаб Юрченко крупнее, чем должность вице-губернатора.

В первые месяцы своей новой должности Александр Викторович начал вникать в дела области. Хотя он был в курсе всего приходящего, но его поездки по районам, а также смена некоторых глав стали показательны, демонстрируя решительность в рамках полученных полномочий.

Однако периодические происшествия, например, забастовка фельдшеров, нанесли определенный информационный урон области и, конечно же, действующему главе. Никаких резких движений за ними не последовало, но Гусев никогда не принимал поспешных решений, а стремился к более взвешенным и полноценным шагам. Сейчас у него появился новый управделами, достаточно молодой и перспективный. Но эта должность изначально пустовала, поэтому о смене тут тоже говорить нельзя.

Местные эксперты заявляют, что никаких конкретных изменений не произошло, и деятельность ведется в вялотекущем режиме. Возможно, следует более жестко проявлять свою позицию и расставлять своих игроков на ключевые позиции, создавая собственную команду. Хотя резкие телодвижения перед выборами – не совсем однозначный шаг. Скорее всего, именно поэтому громких рокировок нет и всё вполне ожидаемо, а после удачного упразднения приставки врио к должности губернатора, сразу последуют резкие движения со всеми вытекающими последствиями.

Андрей КАБАЦКОВ

Социолог, историк (г. Пермь)


Максим Решетников стал губернатором Пермского края сравнительно недавно. Выборы, легитимировавшие его нахождение на данном посту, прошли 18 сентября 2017 года. Максим Решетников – это представитель последней волны кабинетных политиков. Его политическая карьера строилась вне публичного пространства. Его стиль управления ориентирован на разделение публичной презентации и управленческой деятельности.

В основе управления – кадровая политика, предполагающая расстановку лояльных фигур на ключевых постах. В текущей ситуации политическая лояльность распознается по двум основаниям. Для приезжих назначенцев — это наличие общего с Максимом Решетниковым опыта работы в столице. Для местных — это элементы политической идентификации с властными проектами, реализовывавшимися в Пермском крае в 2008-2012 годах. Политический капитал эпохи «культурного проекта» помог Вячеславу Торчинскому в начале апреля 2018 г. получить назначение на пост министра культуры Пермского края. Среди рациональных факторов, обеспечивших этот карьерный взлет, можно указать на большой опыт работы Вячеслава Торчинского в структурах управления культурой, молодежной политикой и массовыми коммуникациями на уровне краевого центра. Возможно, знакомство с разными версиями культурной политики, в том числе с технологией публичных репрезентаций властных инициатив по изменению городского ландшафта, сделало этот опыт особенно востребованным. Ведь одними из программных тем Максима Решетникова в период электоральной активности августа-сентября 2017 года были демонтаж железной дороги, проходящей по набережной р. Кама, и формирование целостного культурно-исторического пространства в центре Перми.

Для непосредственных подчиненных Максим Решетников демонстрирует иерархически безапелляционный властный стиль управления. От подчиненных требуется оперативное исполнение указаний. Промедление в реализации требований распознается как некомпетентность, управленческая неэффективность и, в конечном итоге, превращается в знак нелояльности. Кадровые решения в таком случае не заставляют себя ждать. Компенсатором выступает подчеркнуто внимательное общение с представителями местных сообществ, экономических групп, работающих за пределами властной вертикали.

Впрочем, управление регионом состоит не только из внутренних назначений и коммуникаций с представителями локальных сообществ и групп. Важная функция губернатора — это согласование интересов крупных хозяйственников и промышленников с интересами центра. Максим Решетников сумел продемонстрировать ключевым хозяйствующим субъектам свою политическую состоятельность. Смена главного федерального инспектора Игоря Цветкова на Сергея Половникова показала местной элите наличие поддержки у губернатора в столице и российском правительстве. Напомним, прежний ГФИ был одним из региональных претендентов в непубличной конкурентной борьбе за пост губернатора в 2016-17 гг. И это важное событие закрепило политический статус Максима Решетникова в глазах экономической элиты региона.

К сожалению, политическая репутация для элиты, которую можно завоевать в «кабинетной игре», не конвертируется напрямую в политический имидж для граждан. Слухи о переезде Максима Решетникова в столицу, назначении его на пост в обновленном правительстве после президентских выборов и т.п, которые активно стали транслироваться в начале 2018 года в разговорах, социальных сетях и даже ряде СМИ, свидетельствуют об информационном вакууме, наступившем после выборов. Политический портрет, созданный для выборов к сентябрю 2017 года, потускнел. А новой стратегии публичного политического позиционирования новоизбранного губернатора за прошедшие полгода представлено не было. Информационный вакуум стал заполняться произвольным образом. Элементы социального отторжения, использованные в этих самоконструируемых «слухах об отъезде в Москву», вызывают серьезные опасения. Это пока основной риск для политического имиджа нового пермского губернатора.

Антон ВАСИЛЬЕВ

Юрист, заведующий кафедрой теории права Алтайского государственного университета


Губернатор Алтайского края Александр Карлин в начале 2018 г. продемонстрировал качества эффективного менеджера. Прежде всего, в условиях сложно прогнозируемых электоральных предпочтений жителей Алтайского края, региональной власти удалось мобилизовать избирателей на выборы президента Российской Федерации. Если в целом в России приняло участие 67,4 % избирателей, то в Алтайском крае — 65,4 %. Это самый высокий уровень явки избирателей на выборах главы государства в крае за последнее десятилетие. Так, в 2012 году в выборах президента России приняли участие 59,95 % избирателей. В марте 2018 года по ряду районов Алтайского края явка приближалась к 80 %. При такой высокой явке Владимир Путин победил на выборах на территории Алтайского края, получив 64,66 %, что более чем на 7 % лучше результата прошлых выборов.

Работу Александра Карлина и его правительства на федеральных площадках можно считать успешной с точки зрения привлечения средств из федерального бюджета для повышения МРОТ для работников бюджетной сферы. На эти цели из федерального бюджета было получено около 1 млрд. рублей.

Заметным событием в жизни региона стал запуск нового здания «Кванториум» для развития детского и молодежного технического и научного творчества.


В очень непростых условиях паводка власти Алтайского края смогли организовать все необходимые спасательные и аварийные службы для спасения населения и ликвидации последствий стихийного бедствия. Кроме того, для ликвидации последствий паводка краевые власти изыскали федеральные ресурсы для выплаты компенсаций гражданам.

Очевидно, что работа губернатора Алтайского края Александра Карлина может быть оценена позитивно и дает все основания говорить об укреплении рейтинга главы региона.

Алексей ГРОМСКИЙ

Политтехнолог, председатель экспертного клуба «Антоново» (г. Великий Новгород)


Завершение первого года работы Андрея Никитина в должности губернатора Новгородской области было ознаменовано довольно серьёзной работой по повышению эффективности многих организаций.

Например, прошедший год позволил оценить, что называется «в деле», администрации муниципалитетов. Региональные власти поддерживают муниципальных деятелей, которые хорошо взаимодействуют с местным активом, способны разработать реалистичную программу развития и организовать решение проблем граждан, например, при преодолении последствий чрезвычайных ситуаций. Тех же, кто соответствующих компетенций не продемонстрировал, очевидно, ждёт ротация.

Андрей Никитин не раз подчеркивал, что в его понимании глава района, как и любой другой руководитель, должен не просто формально занимать должность, отчитываясь о своей работе безликой статистикой. Глава муниципального района должен быть подлинным лидером местного сообщества. Проявить себя такой муниципальный деятель может именно в работе с гражданами, вырабатывая совместно решения для накопившихся проблем. Просто «стоять с протянутой рукой», ожидая бюджетных ассигнований не только бессмысленно, но даже вредно для карьеры.

Борьба за эффективность также коснулась и вертикально интегрированных общественных организаций, деловых объединений, а также территориальных подразделений ресурсоснабжающих организаций. На последнем заседании инвестсовета Андрей Никитин недвусмысленно указал им на необходимость более эффективно работать по технологическому присоединению к сетям с предпринимателями, реализующими в регионе инвестиционные проекты.

Губернатором вновь настоятельно рекомендуется уход от формализма, даже описанного в целевых моделях по упрощению процедур ведения бизнеса, разработанных АСИ, которое Андрей Никитин некогда возглавлял. Как говорит новгородский губернатор, те документы описывают «средний уровень», а регион должен оказаться в передовиках по инвестиционной привлекательности и социально-экономическому развитию. Этого можно достичь, выйдя за «модельные» рамки.

В целом, наблюдается некоторое «закручивание гаек». Которое, впрочем, отвечает общественному запросу на обновление и проявление силы со стороны губернатора.


Продолжение далее...
Полная версия публикации
Общество 28.04.2018 07:16
Житель Якутии шантажировал девушку интимным видео и требовал деньги
Политика 28.04.2018 18:47
Медведев заявил о крахе обещания Обамы разорвать экономику РФ
Общество 03.05.2018 08:41
Американский ветеран получил диплом вуза в 96 лет