Эксперты предрекают изменение бюджетной политики в РФ
Эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) увидели три основных предпосылки для кардинального изменения бюджетной политики в России.
Первым условием для изменения бюджетной политики эксперты РАНХиГС называют снижение доходов от продажи углеводородов – из-за зависимости бюджета от экспорта сырья тормозилось проведение структурных реформ, но теперь возникли условия для изменения приоритетов расходов бюджета, пишет РБК. Второе условие – сокращение резервов, ведь Резервный фонд опустеет уже в следующем году, а средств ФНБ едва хватит для финансирования дефицита бюджета в следующие три года.
Третье условие – ситуация с региональными бюджетами. К началу этого года в 14 регионах задолженность бюджета превысила размер доходов, что эксперты академии связывают с необходимостью выполнять «майские указы» – регионы из-за этого отказываются от бюджетных инвестиций и наращивают долги. В результате проводимой бюджетной политики кризисные явления в госфинансах откладываются на не совсем отдаленную перспективу, заключают эксперты.
Кроме того, новое бюджетное правило, которое начнет действовать с 2020 года, в РАНХиГС не считают устойчивым. Они полагают, что привязывать расходы бюджета к нефтяным ценам следует лишь тогда, когда бюджетное правило основывается на правдоподобной гипотезе о закономерности динамики цен на нефть, а новое бюджетное правило предполагает, что расходы будут ограничены базовым уровнем доходов при стоимости нефти в $40.
Одновременно с этим эксперты отметили и позитивные изменения в структуре бюджетных расходов на следующую трехлетку. В частности, со следующего года будут снижены оборонные расходы – их объем составит 2,84 трлн рублей, что на 27% меньше текущего года и на 11% меньше прошлого года. При этом в РАНХиГС прокомментировали рост оборонных расходов в этом году, связанный с выделением 800 млрд рублей на досрочное погашение кредитов оборонных предприятий. Советник ректора академии Владимир Гуревич отметил, что не стоит задаваться вопросом, почему предприятия ОПК не стали расплачиваться по кредитам сами, если государство выразило готовность расплатиться за них заранее.
Еще один позитивный момент, по мнению экспертов – снижение социальных расходов бюджета, впрочем, правительство пошло на этот шаг неосознанно, а по инерции в рамках бюджетной консолидации, полагают в РАНХиГС.
Третье условие – ситуация с региональными бюджетами. К началу этого года в 14 регионах задолженность бюджета превысила размер доходов, что эксперты академии связывают с необходимостью выполнять «майские указы» – регионы из-за этого отказываются от бюджетных инвестиций и наращивают долги. В результате проводимой бюджетной политики кризисные явления в госфинансах откладываются на не совсем отдаленную перспективу, заключают эксперты.
Кроме того, новое бюджетное правило, которое начнет действовать с 2020 года, в РАНХиГС не считают устойчивым. Они полагают, что привязывать расходы бюджета к нефтяным ценам следует лишь тогда, когда бюджетное правило основывается на правдоподобной гипотезе о закономерности динамики цен на нефть, а новое бюджетное правило предполагает, что расходы будут ограничены базовым уровнем доходов при стоимости нефти в $40.
Одновременно с этим эксперты отметили и позитивные изменения в структуре бюджетных расходов на следующую трехлетку. В частности, со следующего года будут снижены оборонные расходы – их объем составит 2,84 трлн рублей, что на 27% меньше текущего года и на 11% меньше прошлого года. При этом в РАНХиГС прокомментировали рост оборонных расходов в этом году, связанный с выделением 800 млрд рублей на досрочное погашение кредитов оборонных предприятий. Советник ректора академии Владимир Гуревич отметил, что не стоит задаваться вопросом, почему предприятия ОПК не стали расплачиваться по кредитам сами, если государство выразило готовность расплатиться за них заранее.
Еще один позитивный момент, по мнению экспертов – снижение социальных расходов бюджета, впрочем, правительство пошло на этот шаг неосознанно, а по инерции в рамках бюджетной консолидации, полагают в РАНХиГС.