«Ё-мобиль» не сойдет с конвейера?
Популярная затея бизнесмена Михаила Прохорова под большим вопросом. Спустя два года после старта амбициозный проект по производству гибридных «ё-мобилей» затормозил - сроки запуска перенесены с декабря 2012 года на конец 2014 года. По мнению экспертов, этот «народный автомобиль» россияне могут так и не увидеть.
Компания «Ё-авто» (СП холдинга «Яровит» и «Онэксима» Михаила Прохорова, владеющего 49%) переносит сроки запуска в производство гибридных «Ё-мобилей» на конец 2014 г. вместо ранее запланированного конца текущего года. Кроме того, поменяется и «Ё-гендиректор» — вместо Андрея Бирюкова компанией будет управлять Андрей Гинзбург, прежде работавший здесь главным конструктором.
Причина смены руководства — срыв сроков реализации проекта производства «Ё-мобиля», пояснил «Ведомостям» гендиректор группы «Онэксим» Дмитрий Разумов. «Нас подвел американский партнер — поставщик кузовов», — объяснил бывший гендиректор А. Бирюков агентству «Прайм».
По словам источника РБК daily, сейчас будет меняться управление, будут меняться сроки. «Может быть, на завершение проекта понадобится меньше, так как разработка находится на стадии завершения», — подчеркнул он. Общая стоимость проекта осталась неизменной — 150 млн евро, из которых 80 млн евро уже освоены, поясняют в компании.
Напомним, проект по созданию нового российского автомобиля с помпой стартовал в апреле 2010 года. Уже через несколько месяцев Михаил Прохоров представил три действующих образца будущего автомобиля - хэтчбэк, фургон и кросс-купе. В Санкт-Петербурге было учреждено предприятие по выпуску автомобилей проектной мощностью 90 тысяч «ё-мобилей» в год, из которых 45 тысяч автомобилей в год – первая очередь.
Уже через год компания объявила о старте подачи заявок на авто. Как известно, за первые сутки приёма заявок их число превысило 50 тысяч. В настоящий момент число заявок, оставленных на сайте, приблизилось к 200 тысячам. Впрочем, эти заявки ни к чему не обязывали, и денег участники подписки не вносили, так что о материальных потерях заказчиков говорить не приходится. Другой вопрос – к чему вообще был весь этот шум?
В декабре 2011 года Михаил Прохоров в телеэфире пообещал, что в продажу «Ё-мобиль» поступит в декабре 2012 г. В феврале 2012 г. предприниматель заявил, что второй завод по производству «Ё-мобилей» откроют даже на Дальнем Востоке, чтобы там развивалось «собственное инновационное производство». Но в последнее время, замечают наблюдатели, олигарх о своем «Ё-проекте» как-то не вспоминает. Теперь понятно почему.
Многие эксперты сомневаются, что мир вообще увидит «ё-мобили». Как заявил агентству «Прайм» генеральный директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив, несмотря на необычность подхода, какое-то время оставалась надежда на наличие у разработчиков необходимой технологии. «Но близкие к кругу разработчиков «ё-мобиля» эксперты отмечали, что в амбициозном проекте больше пиара, чем технологического прорыва» – ведь «народный автомобиль» в апреле 2011 года тестировал тогда премьер Владимир Путин.
О. Дацкив утверждает, что отложить производство по причине задержек с поставками допустимо на два-три месяца, но не два года. «За два года можно построить автомобильный завод с нуля или перенести производство и начать сборку, - отметил он. - Значит, пока никаких работающих прорывных технологий у разработчиков нет».
«Затягивание сроков проекта неизбежно скажется и на сроках его окупаемости, что признают и сами производители «ё-мобиля», - сообщил «Веку» замглавы Центра политической информации Алексей Панин. - При этом критическим для них является сохранение заявленных цен: 350 – 450 тысяч за различные модели. В случае, если цена на автомобили поднимется более чем на 100 – 150 тысяч, «ё-мобилю» придется конкурировать с большим количеством иномарок так называемых «эконом» и «комфорт» классов. Понятно, что такую конкуренцию он не выиграет: на автомобильном рынке история очень важна».
Поэтому, говорит эксперт, не исключено, что проект действительно будет закрыт. При этом, по его словам, главной причиной станет именно экономическая составляющая, которая элементарно просчитывается. «В этой связи любой перевод стрелок на «политические риски» или «инвестиционный климат» в дальнейшем будет выглядеть совершенно неуместно», - подчеркивает А. Панин.
Как сообщил «Веку» ведущий аналитик ФГ Калита-Финанс Алексей Вязовский, очевидно, что Прохоров – крайне близкий к властям человек. «Такой вот олигарх «на подхвате». Это проявляется во всем. Был президентом Дмитрий Медведев с идеей фикс модернизации экономики, внедрения инноваций – Прохоров презентуют свой проект электрокара (хотя очевидно, что в России с доминированием нефтяных компаний подобная идея, мягко говоря, будет не востребована), - говорит эксперт. - Пошел на президентство Путин, потребовался человек, который отвлечет внимание либерально настроенных избирателей и вот опять Прохоров становится кандидатом, лидером партии «Правое дело» (в дальнейшем новой партии «Гражданская платформа»). Ни один проект в итоге не «выстреливает», но ведь в нынешней российской действительности важен не результат, а процесс! Процесс постоянной демонстрации своей лояльности», - подчеркивает А. Вязовский.
Причина смены руководства — срыв сроков реализации проекта производства «Ё-мобиля», пояснил «Ведомостям» гендиректор группы «Онэксим» Дмитрий Разумов. «Нас подвел американский партнер — поставщик кузовов», — объяснил бывший гендиректор А. Бирюков агентству «Прайм».
По словам источника РБК daily, сейчас будет меняться управление, будут меняться сроки. «Может быть, на завершение проекта понадобится меньше, так как разработка находится на стадии завершения», — подчеркнул он. Общая стоимость проекта осталась неизменной — 150 млн евро, из которых 80 млн евро уже освоены, поясняют в компании.
Напомним, проект по созданию нового российского автомобиля с помпой стартовал в апреле 2010 года. Уже через несколько месяцев Михаил Прохоров представил три действующих образца будущего автомобиля - хэтчбэк, фургон и кросс-купе. В Санкт-Петербурге было учреждено предприятие по выпуску автомобилей проектной мощностью 90 тысяч «ё-мобилей» в год, из которых 45 тысяч автомобилей в год – первая очередь.
Уже через год компания объявила о старте подачи заявок на авто. Как известно, за первые сутки приёма заявок их число превысило 50 тысяч. В настоящий момент число заявок, оставленных на сайте, приблизилось к 200 тысячам. Впрочем, эти заявки ни к чему не обязывали, и денег участники подписки не вносили, так что о материальных потерях заказчиков говорить не приходится. Другой вопрос – к чему вообще был весь этот шум?
В декабре 2011 года Михаил Прохоров в телеэфире пообещал, что в продажу «Ё-мобиль» поступит в декабре 2012 г. В феврале 2012 г. предприниматель заявил, что второй завод по производству «Ё-мобилей» откроют даже на Дальнем Востоке, чтобы там развивалось «собственное инновационное производство». Но в последнее время, замечают наблюдатели, олигарх о своем «Ё-проекте» как-то не вспоминает. Теперь понятно почему.
Многие эксперты сомневаются, что мир вообще увидит «ё-мобили». Как заявил агентству «Прайм» генеральный директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив, несмотря на необычность подхода, какое-то время оставалась надежда на наличие у разработчиков необходимой технологии. «Но близкие к кругу разработчиков «ё-мобиля» эксперты отмечали, что в амбициозном проекте больше пиара, чем технологического прорыва» – ведь «народный автомобиль» в апреле 2011 года тестировал тогда премьер Владимир Путин.
О. Дацкив утверждает, что отложить производство по причине задержек с поставками допустимо на два-три месяца, но не два года. «За два года можно построить автомобильный завод с нуля или перенести производство и начать сборку, - отметил он. - Значит, пока никаких работающих прорывных технологий у разработчиков нет».
«Затягивание сроков проекта неизбежно скажется и на сроках его окупаемости, что признают и сами производители «ё-мобиля», - сообщил «Веку» замглавы Центра политической информации Алексей Панин. - При этом критическим для них является сохранение заявленных цен: 350 – 450 тысяч за различные модели. В случае, если цена на автомобили поднимется более чем на 100 – 150 тысяч, «ё-мобилю» придется конкурировать с большим количеством иномарок так называемых «эконом» и «комфорт» классов. Понятно, что такую конкуренцию он не выиграет: на автомобильном рынке история очень важна».
Поэтому, говорит эксперт, не исключено, что проект действительно будет закрыт. При этом, по его словам, главной причиной станет именно экономическая составляющая, которая элементарно просчитывается. «В этой связи любой перевод стрелок на «политические риски» или «инвестиционный климат» в дальнейшем будет выглядеть совершенно неуместно», - подчеркивает А. Панин.
Как сообщил «Веку» ведущий аналитик ФГ Калита-Финанс Алексей Вязовский, очевидно, что Прохоров – крайне близкий к властям человек. «Такой вот олигарх «на подхвате». Это проявляется во всем. Был президентом Дмитрий Медведев с идеей фикс модернизации экономики, внедрения инноваций – Прохоров презентуют свой проект электрокара (хотя очевидно, что в России с доминированием нефтяных компаний подобная идея, мягко говоря, будет не востребована), - говорит эксперт. - Пошел на президентство Путин, потребовался человек, который отвлечет внимание либерально настроенных избирателей и вот опять Прохоров становится кандидатом, лидером партии «Правое дело» (в дальнейшем новой партии «Гражданская платформа»). Ни один проект в итоге не «выстреливает», но ведь в нынешней российской действительности важен не результат, а процесс! Процесс постоянной демонстрации своей лояльности», - подчеркивает А. Вязовский.