Юрлица не притянут по «уголовке»?
Уголовная ответственность для юрлиц в России вызовет рост коррупции, считает известный адвокат Генри Резник. Спорный законопроект не одобрил ни Совет Федерации, ни Генпрокуратура, ни Верховный суд, ни кабмин. По мнению экспертов, основные аргументы за подобную меру неприемлемы для россиян.
Члены Совфеда, а также юристы накануне не поддержали законопроект о введении уголовной ответственности для юридических лиц. А начальник правового управления Генпрокуратуры Владимир Макаров заявил: мол, ссылаться на законодательство других стран с совершенно другими правовыми системами в данном случае не совсем грамотно. «К тому же действующей в России уголовной ответственности физических лиц и административной ответственности юрлиц вполне достаточно для выполнения поставленных целей», - добавил он.
С Макаровым согласен и вице-президент Международного союза адвокатов Генри Резник. «Я полагаю, что на настоящем этапе принятие этого законопроекта не принесет никаких ожидаемых позитивных результатов, а будет связано только с ростом коррупции в наших правоохранительных органах», - заявил юрист, добавив, что столь кардинальные изменения не стоит вводить в законодательство без особой нужды.
Напомним, о необходимости введения уголовной ответственности для юрлиц говорил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин еще в 2011 году. По его словам, эта норма поможет вести уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих террористические организации или спонсирующих дестабилизацию политической обстановки и прочие транснациональные преступления, совершаемые на территории России. Кроме того, говорилось и о борьбе с фирмами-однодневками, а также о курсе президента РФ Владимира Путина на деофшоризацию экономики. В марте нынешнего года идея СКР была реализована - соответствующий законопроект внес в Госдуму зампред комитета по уголовному законодательству Александр Ремезков.
Старший инспектор СКР Георгий Смирнов, в свою очередь, пояснил сенаторам: в нашей стране установлена административная ответственность за причастность юрлиц к отдельным деяниям, которые для физлица считаются преступными. Проблема в том, заметил чиновник, что международные правоохранительные и судебные системы просто не признают эту ответственность. В качестве примера представитель СКР привел решение Европейского суда по правам человека по делу «ЮКОС» против России». По словам Смирнова, ЕСПЧ признал, что в административном производстве право НК на защиту не было реализовано в достаточной мере. «Как известно, в административном процессе отсутствует состязательность сторон», - напомнил он.
Тем не менее, и правительство, и Верховный суд также сказали свое веское слово – данный законопроект будет переработан. «Он требует дополнительного обсуждения и теоретического обоснования», - говорится в отзыве кабмина.
Законопроект в нынешней версии вводит уголовную ответственность для компаний по четырем десяткам статей: массовые беспорядки, отмывание доходов, дача взятки, содействие терроризму, массовые беспорядки, использование рабского труда, организация незаконной миграции и так далее, сообщают «Ведомости». За особо тяжкие преступления возможны запрет на работу в России, принудительная ликвидация и конфискация имущества, а за менее тяжкие – штрафы (от 200 тыс. до 30 млн. рублей) и лишение лицензий. В замечаниях правительства говорится, что реализация этой инициативы приведет к резкому увеличению количества уголовных дел. Например, дача взятки любым сотрудником в интересах компании с ведома ее представителя по доверенности может привести к уголовной ответственности всей организации.
Депутат Ремезков пояснил журналистам, что до конца весенней сессии законопроект все же будет переработан с учетом позиции ВС и кабмина. Правительство обеспокоено тем, что закон позволит увольнять невиновных работников после ликвидации юрлица – парламентарий же говорит, что речь идет лишь об особо тяжких деяниях: финансировании терроризма, торговле людьми и наркотиками. Причем привлекать к ответственности можно будет не только отечественные, но и иностранные компании.
По мнению наблюдателей, хотя предложенный законопроект значительно упростит работу СКР, правозащитники в шоке от этого предложения. В обозримом будущем данный институт не будет интегрирован в российское уголовное законодательство, уверен член Совфеда Андрей Клишас. «Наша задача на сегодня, учитывая актуальность вопроса, более внимательно мониторить применение действующего уголовного закона на предмет необходимости реформирования и совершенствования», - подчеркнул сенатор.
"Нам не нужно сегодня вводить уголовную ответственность юридических лиц, - пояснил "Веку" член Общественной палаты РФ, кандидат юридических наук Артем Кирьянов. - Данный институт имеет отношение к французской системе права, где отсутствует понятие административной ответственности. В то время как в российской системе права юридическое лицо и физлицо несут административную ответственность, во Франции за аналогичные правонарушения предусмотрена уголовная ответственность.То есть это абсолютно другой правовой подход. Неясно, кому назначать наказание, кто будет непосредственно отвечать за преступления.Ответственность руководящих органов, например гендиректора, предусматривается составами и ныне действующей редакцией уголовного кодекса. А распространять уголовные санкции через ответственность юрлица на учредителей, с моей точки зрения, неоправданно и в каком-то смысле несправедливо.
Также такое нововведение не будет стимулировать развитие бизнеса, скажется неблагоприятно на инвестклимате. Принципиально - принятие закона возможно, но я бы отнес его к среднесрочной перспективе, сейчас не лучшее время для его введения. Также корректное оформление законопроекта потребует многочисленных изменений в общую и особенную части УК РФ, пересмотра ряда действующих статей и в каком-то смысле даже переформатирование отношения к уголовному наказанию в общественном сознании".
Конечно, представители правоохранительных органов не могут не понимать того, что введение нового вида ответственности для юрлиц серьезно усилит полномочия госструктур в плане контроля за бизнесом. Ясно, что время для реализации этой идеи выбрано крайне неудачно – Россия, испытывающая санкционное давление и бегство капитала, сейчас как никогда нуждается в демонстрации собственной инвестиционной привлекательности, а также надежных правил игры для предпринимателей. Однако предлагаемое ужесточение с точки зрения УК РФ по отношению к российским компаниям явно не упрощает эти задачи.
С Макаровым согласен и вице-президент Международного союза адвокатов Генри Резник. «Я полагаю, что на настоящем этапе принятие этого законопроекта не принесет никаких ожидаемых позитивных результатов, а будет связано только с ростом коррупции в наших правоохранительных органах», - заявил юрист, добавив, что столь кардинальные изменения не стоит вводить в законодательство без особой нужды.
Напомним, о необходимости введения уголовной ответственности для юрлиц говорил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин еще в 2011 году. По его словам, эта норма поможет вести уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих террористические организации или спонсирующих дестабилизацию политической обстановки и прочие транснациональные преступления, совершаемые на территории России. Кроме того, говорилось и о борьбе с фирмами-однодневками, а также о курсе президента РФ Владимира Путина на деофшоризацию экономики. В марте нынешнего года идея СКР была реализована - соответствующий законопроект внес в Госдуму зампред комитета по уголовному законодательству Александр Ремезков.
Старший инспектор СКР Георгий Смирнов, в свою очередь, пояснил сенаторам: в нашей стране установлена административная ответственность за причастность юрлиц к отдельным деяниям, которые для физлица считаются преступными. Проблема в том, заметил чиновник, что международные правоохранительные и судебные системы просто не признают эту ответственность. В качестве примера представитель СКР привел решение Европейского суда по правам человека по делу «ЮКОС» против России». По словам Смирнова, ЕСПЧ признал, что в административном производстве право НК на защиту не было реализовано в достаточной мере. «Как известно, в административном процессе отсутствует состязательность сторон», - напомнил он.
Тем не менее, и правительство, и Верховный суд также сказали свое веское слово – данный законопроект будет переработан. «Он требует дополнительного обсуждения и теоретического обоснования», - говорится в отзыве кабмина.
Законопроект в нынешней версии вводит уголовную ответственность для компаний по четырем десяткам статей: массовые беспорядки, отмывание доходов, дача взятки, содействие терроризму, массовые беспорядки, использование рабского труда, организация незаконной миграции и так далее, сообщают «Ведомости». За особо тяжкие преступления возможны запрет на работу в России, принудительная ликвидация и конфискация имущества, а за менее тяжкие – штрафы (от 200 тыс. до 30 млн. рублей) и лишение лицензий. В замечаниях правительства говорится, что реализация этой инициативы приведет к резкому увеличению количества уголовных дел. Например, дача взятки любым сотрудником в интересах компании с ведома ее представителя по доверенности может привести к уголовной ответственности всей организации.
Депутат Ремезков пояснил журналистам, что до конца весенней сессии законопроект все же будет переработан с учетом позиции ВС и кабмина. Правительство обеспокоено тем, что закон позволит увольнять невиновных работников после ликвидации юрлица – парламентарий же говорит, что речь идет лишь об особо тяжких деяниях: финансировании терроризма, торговле людьми и наркотиками. Причем привлекать к ответственности можно будет не только отечественные, но и иностранные компании.
По мнению наблюдателей, хотя предложенный законопроект значительно упростит работу СКР, правозащитники в шоке от этого предложения. В обозримом будущем данный институт не будет интегрирован в российское уголовное законодательство, уверен член Совфеда Андрей Клишас. «Наша задача на сегодня, учитывая актуальность вопроса, более внимательно мониторить применение действующего уголовного закона на предмет необходимости реформирования и совершенствования», - подчеркнул сенатор.
"Нам не нужно сегодня вводить уголовную ответственность юридических лиц, - пояснил "Веку" член Общественной палаты РФ, кандидат юридических наук Артем Кирьянов. - Данный институт имеет отношение к французской системе права, где отсутствует понятие административной ответственности. В то время как в российской системе права юридическое лицо и физлицо несут административную ответственность, во Франции за аналогичные правонарушения предусмотрена уголовная ответственность.То есть это абсолютно другой правовой подход. Неясно, кому назначать наказание, кто будет непосредственно отвечать за преступления.Ответственность руководящих органов, например гендиректора, предусматривается составами и ныне действующей редакцией уголовного кодекса. А распространять уголовные санкции через ответственность юрлица на учредителей, с моей точки зрения, неоправданно и в каком-то смысле несправедливо.
Также такое нововведение не будет стимулировать развитие бизнеса, скажется неблагоприятно на инвестклимате. Принципиально - принятие закона возможно, но я бы отнес его к среднесрочной перспективе, сейчас не лучшее время для его введения. Также корректное оформление законопроекта потребует многочисленных изменений в общую и особенную части УК РФ, пересмотра ряда действующих статей и в каком-то смысле даже переформатирование отношения к уголовному наказанию в общественном сознании".
Конечно, представители правоохранительных органов не могут не понимать того, что введение нового вида ответственности для юрлиц серьезно усилит полномочия госструктур в плане контроля за бизнесом. Ясно, что время для реализации этой идеи выбрано крайне неудачно – Россия, испытывающая санкционное давление и бегство капитала, сейчас как никогда нуждается в демонстрации собственной инвестиционной привлекательности, а также надежных правил игры для предпринимателей. Однако предлагаемое ужесточение с точки зрения УК РФ по отношению к российским компаниям явно не упрощает эти задачи.