Зачем Порошенко религиозный раскол на Украине?
К православному Рождеству на Украине будет разыгран очередной акт драмы религиозного раскола страны. Украинские власти во главе с президентом Порошенко ожидают, что в начале января 2019 года новосозданная Православная церковь Украины (ПЦУ) получит от Константинопольского патриарха Варфоломея указ (или томос) об автокефалии.
Впрочем, Константинопольский патриархат не собирается давать Порошенко автокефалию. Между тем, будет дана ПЦУ автокефалия или нет - это на сегодняшний день не является главным. Основная угроза – это гонения на православных и религиозные конфликты.
Почетные и нечетные
Томос - это указ или декрет предстоятеля поместной церкви, регулирующий важные вопросы церковного устройства. 15 декабря администрация Порошенко совместно с непризнанными организациями «Киевский патриархат» и «Украинская автокефальная православная церковь» провели собрание в Софийском соборе, по итогам которого провозгласили создание ПЦУ и избрали ее предводителем Епифания. Хотя люди Порошенко всеми силами старались избрать предстоятелем ПЦУ его протеже, бывшего епископа УПЦ МП Симеона, победили представители киевского патриарха Филарета (так называет себя преданный анафеме Михаил Денисенко, бывший иерарх Русской православной церкви), которым удалось провести своего кандидата Епифания.
Поскольку в связи с провозглашением ПЦУ и «Киевский патриархат», и «Автокефальная церковь» должны прекратить свое существование, а руководителем новой структуры выбрали Епифания, возник вопрос о судьбе самого Филарета. Но главе УПЦ КП удалось решить вопрос с элегантностью, присущей коммерческим фирмам и политическим партиям - самого Филарета провозгласили «почетным патриархом». Как мы знаем, в православной церкви не существует такого звания - есть предстоятель, без всяких почетных и нечетных.
История созыва собора, который администрация Порошенко провозгласила «объединительным», демонстрирует, по каким лекалам будет формироваться структура новосозданной ПЦУ. И, соответственно, какими рисками такой вариант может быть чреват для украинского православия.
Участники концессии
Несмотря на беспрецедентные усилия всей вертикали во главе с Порошенко, полноценного объединительного собора не получилось. А ведь украинская власть в стиле «все для фронта, все для победы» бросила все возможные ресурсы - и денежные, и административные, и репрессивные. К слову, Конституция Украины, как и большинства демократических стран мира, содержит норму о том, что «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа - от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная» (статья 35).
Накануне акции украинские органы безопасности в массовом порядке вызывали православных священников и вели с ними беседы «за жизнь», склоняя поддержать инициативу Порошенко созвать объединительный собор. СМИ облетела коллективная фотография православных священников Ровенской епархии в приемной управления СБУ.
Константинопольский патриарх Варфоломей отправил каждому иерарху УПЦ пригласительное письмо, но практически все они, начиная с предстоятеля УПЦ Онуфрия, отправили приглашение назад. 14 декабря сотрудники СБУ в добровольно-принудительном порядке привезли в Киев епископа Могилев-Подольского и Шаргородского Агапита на разговор с Симеоном, которого Порошенко прочил в руководители новосозданной организации. Правда, иерарха отбили и укрыли в Киево-Печерской лавре оппозиционные депутаты, поэтому ни на беседу, ни в Софийский собор он все равно не пришел.
На проведение религиозной акции выделили бюджетные деньги, но когда утром 15 декабря открытие несколько раз переносили, стало понятно, что что-то пошло не так.
Да, на мероприятие 15 декабря в Софийском соборе в Киеве прибыли Симеон, бывший епископ Винницкий и Барский, и Александр (Драбинко), бывший помощник покойного предстоятеля УПЦ Владимира (Сабодана).
Но, как выяснилось вскоре, за сутки до этого руководство УПЦ исключило Симеона и Драбинко из числа православных иерархов, а Вселенский патриархат во главе с Варфоломеем принял их в свои ряды. Если расставить все точки над i, выходит, что созванный Порошенко собор не является объединительным, потому что в нем не принимал участие никто из иерархов УПЦ. Поэтому никто из предстоятелей поместных православных церквей не поздравил ни новосозданную ПЦУ, ни ее руководителя Епифания. Для сравнения – после избрания Онуфрия предстоятелем УПЦ его в течение трех дней поздравили главы всех 15 поместных церквей.
После окончания собрания учредителей Порошенко с Епифанием и Филаретом вышли на трибуну, специально установленную на Софийской площади для такого случая. К трибуне еще с утра по разнарядке автобусами свезли массовку – бюджетников из разных регионов Украины с задачей изображать верующих и «радоваться за томос». Порошенко выступил перед массовкой со своим стандартным набором лозунгов про «армию, язык, веру» и, естественно, записал проведение учредительного собора в список своих «перемог» (победа по-украински).
С Госдепом и Божьей помощью
Главный вопрос – как будет развиваться ситуация дальше? Методы, которые продемонстрировала украинская власть, свидетельствуют о том, что Порошенко не стесняется использовать админресурс и репрессивные органы.
И здесь крайне важный штрих, что государственные органы США проявили трогательную заботу в отношении молодой организации ПЦУ, дав четкий сигнал, на чьей они стороне. Сразу же после провозглашения ПЦУ посольство США сделало официальное заявление в поддержку «исторического Собора». На следующий день заместитель спикера Госдепартамента США Роберт Палладино приветствовал «историческое событие».
А 18 декабря госсекретарь Майкл Помпео позвонил Епифанию. О чем может говорить глава американского МИД с руководителем религиозной организации в далекой стране? Если оперировать логикой интересов США, то дать понять, кто стоит за спиной и на чью поддержку ПЦУ может рассчитывать. Действительно, Помпео в разговоре подчеркнул «поддержку США религиозной свободы и украинского суверенитета». Хотя, если американцы так беспокоятся о религиозной свободе, то почему американский глава МИД не позвонил предстоятелю УПЦ Онуфрию и другим руководителям украинских церквей? Важно, что в разговоре Помпео употребил очень знаковые слова, призвав «новую церковь уважать право граждан Украины на свободу вероисповедания». Хочется напомнить госсекретарю Помпео, что это Конституция Украины гарантирует гражданам различные свободы, включая свободу совести, вероисповедания и т. д., но уж никак не религиозная организация ПЦУ. Впрочем, если госсекретарь Помпео считает, что теперь США гарантируют все перечисленные свободы и могут делегировать свои полномочия ПЦУ, тогда он, безусловно, прав.
Скорее всего, госсекретарь сказал даже больше, чем хотел, невзначай пояснив, почему президент Порошенко с комсомольским задором окружил ПЦУ такой трогательной опекой и заботой.
Наверное, США годами переживали по поводу свободы религиозных взглядов на Украине и искренне поддерживают «создание независимой поместной Украинской православной церкви», как выразилась посол США Мари Йованович в своем поздравлении, просто умело это скрывали.
Поэтому есть риск, что руководство ПЦУ во главе с Порошенко и Епифанием неправильно поймет поддержку США, которых беспокоит исключительно право украинцев на свободу ходить в ту церковь, в которую желаешь. Или уже неправильно поняли, потому что развернули бурное наступление на Украинскую православную церковь.
20 декабря Верховная Рада приняла закон, постановив в принудительном порядке переименовать УПЦ, его уже подписал Порошенко. А Министерство культуры требует от УПЦ вернуть государству Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, которыми православная церковь управляет по договору аренды.
Но главный риск – это даже не захваты, когда сторонники провозглашенной ПЦУ (или, как показывает практика, наемные гопники) при поддержке власти будут захватывать храмы и приходы православной церкви. Начиная с 2014 года, когда пришла новая власть, по всей Украине захватили несколько десятков храмов УПЦ, не стесняясь применять насилие.
Главный риск – это религиозный конфликт по всей Украине. Для гражданского конфликта нужно, чтобы в нем участвовали как минимум две организованные силы. История с защитой часовни Десятиного монастыря в феврале в Киеве, когда против радикалов С-14, которые хвастаются, что работают «под крышей» власти, вышли тысячи верующих, показала, что православные являются одной из таких организованных сил, которая представлена во всех регионах Украины. И вот теперь есть как минимум две организованные силы – государство и верующие, есть причина для конфликта, есть идеологическая база и духовное оправдание.
Дмитрий Скворцов, православный публицист (Киев)
Судя по попавшим в прессу документам – якобы утвержденному на т.н. «Объединительном соборе» уставе «ПЦУ» и тексте «томоса», никакой подлинной автокефалией новосозданная «церковь» обладать не будет.
Несравненно большей самостоятельностью (причем, полной – во внутреннем управлении) обладает каноническая церковная структура – УПЦ МП. В случае же с «автокефальной ПЦУ» наблюдается полная зависимость от турецкоподданного Варфоломея. Достаточно сказать, что и сам проект устава для украинской «церкви» был написан в Стамбуле, тогда как «Киевский патриархат» подготовил свой проект устава, но его фанариоты даже не стали рассматривать.
Хочу напомнить, что устав УПЦ МП был принят в Киеве – на архиерейском соборе УПЦ МП, после того, как Москва даровала грамоту о самостоятельности в управлении с правами широкой автономии, а не до того. Порошенко до последнего будет стараться скрывать истинное положение вещей с «автокефалией», так же, как он сейчас скрывает содержание подписанного с Варфоломеем соглашения о сотрудничестве, грубейшим образом нарушая законодательство Украины в части свободы информации.
Но после 6 января, на которое намечено вручение ему, Парубию и «предстоятелю ПЦУ Епифанию» «томоса», хотя бы содержание этого «томоса», отнюдь не радостное для истинных сторонников украинской автокефалии, станет общеизвестно. Потому и не пошли в «ПЦУ» те автокефалистски настроенные епископы УПЦ, на которых так рассчитывал Порошенко, что на самом деле реальной автокефалии там нет. Потому и не получился «собор ПЦУ» объединительным, а лишь учредительным. Значит, с тем большим остервенением Порошенко будет пытаться с помощью админресурса загонять в «ПЦУ» православные общины.
Ведь ему хоть какие-то успехи (заранее распиаренные в церковной сфере) надо показать перед выборами. Ведь «безвиз» уже показал бесполезность для абсолютного большинства населения Украины, а ассоциация с ЕС обернулась стремительным падением экономики.
Почетные и нечетные
Томос - это указ или декрет предстоятеля поместной церкви, регулирующий важные вопросы церковного устройства. 15 декабря администрация Порошенко совместно с непризнанными организациями «Киевский патриархат» и «Украинская автокефальная православная церковь» провели собрание в Софийском соборе, по итогам которого провозгласили создание ПЦУ и избрали ее предводителем Епифания. Хотя люди Порошенко всеми силами старались избрать предстоятелем ПЦУ его протеже, бывшего епископа УПЦ МП Симеона, победили представители киевского патриарха Филарета (так называет себя преданный анафеме Михаил Денисенко, бывший иерарх Русской православной церкви), которым удалось провести своего кандидата Епифания.
Поскольку в связи с провозглашением ПЦУ и «Киевский патриархат», и «Автокефальная церковь» должны прекратить свое существование, а руководителем новой структуры выбрали Епифания, возник вопрос о судьбе самого Филарета. Но главе УПЦ КП удалось решить вопрос с элегантностью, присущей коммерческим фирмам и политическим партиям - самого Филарета провозгласили «почетным патриархом». Как мы знаем, в православной церкви не существует такого звания - есть предстоятель, без всяких почетных и нечетных.
История созыва собора, который администрация Порошенко провозгласила «объединительным», демонстрирует, по каким лекалам будет формироваться структура новосозданной ПЦУ. И, соответственно, какими рисками такой вариант может быть чреват для украинского православия.
Участники концессии
Несмотря на беспрецедентные усилия всей вертикали во главе с Порошенко, полноценного объединительного собора не получилось. А ведь украинская власть в стиле «все для фронта, все для победы» бросила все возможные ресурсы - и денежные, и административные, и репрессивные. К слову, Конституция Украины, как и большинства демократических стран мира, содержит норму о том, что «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа - от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная» (статья 35).
Накануне акции украинские органы безопасности в массовом порядке вызывали православных священников и вели с ними беседы «за жизнь», склоняя поддержать инициативу Порошенко созвать объединительный собор. СМИ облетела коллективная фотография православных священников Ровенской епархии в приемной управления СБУ.
Константинопольский патриарх Варфоломей отправил каждому иерарху УПЦ пригласительное письмо, но практически все они, начиная с предстоятеля УПЦ Онуфрия, отправили приглашение назад. 14 декабря сотрудники СБУ в добровольно-принудительном порядке привезли в Киев епископа Могилев-Подольского и Шаргородского Агапита на разговор с Симеоном, которого Порошенко прочил в руководители новосозданной организации. Правда, иерарха отбили и укрыли в Киево-Печерской лавре оппозиционные депутаты, поэтому ни на беседу, ни в Софийский собор он все равно не пришел.
На проведение религиозной акции выделили бюджетные деньги, но когда утром 15 декабря открытие несколько раз переносили, стало понятно, что что-то пошло не так.
Да, на мероприятие 15 декабря в Софийском соборе в Киеве прибыли Симеон, бывший епископ Винницкий и Барский, и Александр (Драбинко), бывший помощник покойного предстоятеля УПЦ Владимира (Сабодана).
Но, как выяснилось вскоре, за сутки до этого руководство УПЦ исключило Симеона и Драбинко из числа православных иерархов, а Вселенский патриархат во главе с Варфоломеем принял их в свои ряды. Если расставить все точки над i, выходит, что созванный Порошенко собор не является объединительным, потому что в нем не принимал участие никто из иерархов УПЦ. Поэтому никто из предстоятелей поместных православных церквей не поздравил ни новосозданную ПЦУ, ни ее руководителя Епифания. Для сравнения – после избрания Онуфрия предстоятелем УПЦ его в течение трех дней поздравили главы всех 15 поместных церквей.
После окончания собрания учредителей Порошенко с Епифанием и Филаретом вышли на трибуну, специально установленную на Софийской площади для такого случая. К трибуне еще с утра по разнарядке автобусами свезли массовку – бюджетников из разных регионов Украины с задачей изображать верующих и «радоваться за томос». Порошенко выступил перед массовкой со своим стандартным набором лозунгов про «армию, язык, веру» и, естественно, записал проведение учредительного собора в список своих «перемог» (победа по-украински).
С Госдепом и Божьей помощью
Главный вопрос – как будет развиваться ситуация дальше? Методы, которые продемонстрировала украинская власть, свидетельствуют о том, что Порошенко не стесняется использовать админресурс и репрессивные органы.
И здесь крайне важный штрих, что государственные органы США проявили трогательную заботу в отношении молодой организации ПЦУ, дав четкий сигнал, на чьей они стороне. Сразу же после провозглашения ПЦУ посольство США сделало официальное заявление в поддержку «исторического Собора». На следующий день заместитель спикера Госдепартамента США Роберт Палладино приветствовал «историческое событие».
А 18 декабря госсекретарь Майкл Помпео позвонил Епифанию. О чем может говорить глава американского МИД с руководителем религиозной организации в далекой стране? Если оперировать логикой интересов США, то дать понять, кто стоит за спиной и на чью поддержку ПЦУ может рассчитывать. Действительно, Помпео в разговоре подчеркнул «поддержку США религиозной свободы и украинского суверенитета». Хотя, если американцы так беспокоятся о религиозной свободе, то почему американский глава МИД не позвонил предстоятелю УПЦ Онуфрию и другим руководителям украинских церквей? Важно, что в разговоре Помпео употребил очень знаковые слова, призвав «новую церковь уважать право граждан Украины на свободу вероисповедания». Хочется напомнить госсекретарю Помпео, что это Конституция Украины гарантирует гражданам различные свободы, включая свободу совести, вероисповедания и т. д., но уж никак не религиозная организация ПЦУ. Впрочем, если госсекретарь Помпео считает, что теперь США гарантируют все перечисленные свободы и могут делегировать свои полномочия ПЦУ, тогда он, безусловно, прав.
Скорее всего, госсекретарь сказал даже больше, чем хотел, невзначай пояснив, почему президент Порошенко с комсомольским задором окружил ПЦУ такой трогательной опекой и заботой.
Наверное, США годами переживали по поводу свободы религиозных взглядов на Украине и искренне поддерживают «создание независимой поместной Украинской православной церкви», как выразилась посол США Мари Йованович в своем поздравлении, просто умело это скрывали.
Поэтому есть риск, что руководство ПЦУ во главе с Порошенко и Епифанием неправильно поймет поддержку США, которых беспокоит исключительно право украинцев на свободу ходить в ту церковь, в которую желаешь. Или уже неправильно поняли, потому что развернули бурное наступление на Украинскую православную церковь.
20 декабря Верховная Рада приняла закон, постановив в принудительном порядке переименовать УПЦ, его уже подписал Порошенко. А Министерство культуры требует от УПЦ вернуть государству Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, которыми православная церковь управляет по договору аренды.
Но главный риск – это даже не захваты, когда сторонники провозглашенной ПЦУ (или, как показывает практика, наемные гопники) при поддержке власти будут захватывать храмы и приходы православной церкви. Начиная с 2014 года, когда пришла новая власть, по всей Украине захватили несколько десятков храмов УПЦ, не стесняясь применять насилие.
Главный риск – это религиозный конфликт по всей Украине. Для гражданского конфликта нужно, чтобы в нем участвовали как минимум две организованные силы. История с защитой часовни Десятиного монастыря в феврале в Киеве, когда против радикалов С-14, которые хвастаются, что работают «под крышей» власти, вышли тысячи верующих, показала, что православные являются одной из таких организованных сил, которая представлена во всех регионах Украины. И вот теперь есть как минимум две организованные силы – государство и верующие, есть причина для конфликта, есть идеологическая база и духовное оправдание.
Дмитрий Скворцов, православный публицист (Киев)
Судя по попавшим в прессу документам – якобы утвержденному на т.н. «Объединительном соборе» уставе «ПЦУ» и тексте «томоса», никакой подлинной автокефалией новосозданная «церковь» обладать не будет.
Несравненно большей самостоятельностью (причем, полной – во внутреннем управлении) обладает каноническая церковная структура – УПЦ МП. В случае же с «автокефальной ПЦУ» наблюдается полная зависимость от турецкоподданного Варфоломея. Достаточно сказать, что и сам проект устава для украинской «церкви» был написан в Стамбуле, тогда как «Киевский патриархат» подготовил свой проект устава, но его фанариоты даже не стали рассматривать.
Хочу напомнить, что устав УПЦ МП был принят в Киеве – на архиерейском соборе УПЦ МП, после того, как Москва даровала грамоту о самостоятельности в управлении с правами широкой автономии, а не до того. Порошенко до последнего будет стараться скрывать истинное положение вещей с «автокефалией», так же, как он сейчас скрывает содержание подписанного с Варфоломеем соглашения о сотрудничестве, грубейшим образом нарушая законодательство Украины в части свободы информации.
Но после 6 января, на которое намечено вручение ему, Парубию и «предстоятелю ПЦУ Епифанию» «томоса», хотя бы содержание этого «томоса», отнюдь не радостное для истинных сторонников украинской автокефалии, станет общеизвестно. Потому и не пошли в «ПЦУ» те автокефалистски настроенные епископы УПЦ, на которых так рассчитывал Порошенко, что на самом деле реальной автокефалии там нет. Потому и не получился «собор ПЦУ» объединительным, а лишь учредительным. Значит, с тем большим остервенением Порошенко будет пытаться с помощью админресурса загонять в «ПЦУ» православные общины.
Ведь ему хоть какие-то успехи (заранее распиаренные в церковной сфере) надо показать перед выборами. Ведь «безвиз» уже показал бесполезность для абсолютного большинства населения Украины, а ассоциация с ЕС обернулась стремительным падением экономики.