Западные компании постепенно начинают снижать риск от деятельности в Китае
Западные компании постепенно отделяют свои китайские подразделения от отделений в других странах на фоне растущей напряженности в торговых и геополитических отношениях между Пекином и Западом.
Правительства стран тем временем призывают к усилению «дерискинга» – стратегии снижения рисков. Этот термин пришел на смену политике полного разрыва связей с Китаем и показывает, что Запад теперь стремится к менее враждебному подходу в отношениях с Поднебесной. Однако, по мнению аналитиков, компаниям только предстоит сформулировать четкую стратегию этого самого «дерискинга».
Ряд компаний, конечно, уже начал выводить свое производство из Китая, но подавляющее большинство все-таки пока оценивает и возможность других вариантов действий – например, частичной продажи своих активов. «В Европе все еще размышляют над тем, что такое “дерискинг” и как его реализовать на практике», – рассказала Агата Демаре из Европейского совета по международным отношениям, отметив, что в частном секторе стали обращать больше внимания, например, на стратегии локализации, но для их реализации потребуется время.
Локдауны в Китае из-за коронавируса и конфликт на Украине ускорили действия компаний – западные лидеры опасаются доминирования Китая в ключевых цепочках поставок, а также боятся возможности столкновения из-за Тайваня и торговой враждебности между Вашингтоном и Пекином. В недавнем отчете Европейская торговая палата в Китае сообщила, что 11% опрошенных европейских компаний уже свернули инвестиции в Китае и направили их в другие страны, а 22% приняли решение об этом или рассматривают такую возможность. Впервые с 2016 года менее половины респондентов заявили о планах расширить свою деятельность в Китае. По данным Американской торговой палаты в Китае, в этом году 12% опрошенных американских предприятий рассматривали возможность переноса своих поставщиков за пределы Китая, а еще 12% уже сделали это.
Компании Apple и Intel, например, направили свои будущие инвестиции в другие страны, включая Индию или Юго-Восточную Азию, но сохранили при этом свои заводы в Китае. Такая стратегия известна как «Китай плюс один». Но наиболее вероятной стратегией, которую выберут большинство компаний, является «Китай для Китая» – при ней работу заводов компаний в Китае реорганизуют таким образом, чтобы они производили товары только для внутреннего потребления в КНР. Стратегия «Китай для Китая» также предполагает локализацию цепочек поставок. Например, немецкая фармацевтическая компания Merck заявила, что будет расширять свои китайские цепочки поставок, ориентируясь на китайских поставщиков, чтобы снизить их зависимость от сырья из других стран. А ассоциация немецких машиностроителей VDMA обнаружила, что более трети ее членов ищут альтернативных поставщиков, чтобы поставлять на американский и китайский рынки «нейтральную» продукцию, не содержащую ни китайских, ни американских компонентов. Компания Volkswagen за последний год объявила об инвестициях в Китай в размере €4 млрд. По словам руководства, это даст «больше автономии и полномочий по принятию решений в Китае, чем когда-либо прежде». В компании добавили, что китайское поздразделение «постепенно становится второй штаб-квартирой» для Volkswagen.
Ряд компаний, конечно, уже начал выводить свое производство из Китая, но подавляющее большинство все-таки пока оценивает и возможность других вариантов действий – например, частичной продажи своих активов. «В Европе все еще размышляют над тем, что такое “дерискинг” и как его реализовать на практике», – рассказала Агата Демаре из Европейского совета по международным отношениям, отметив, что в частном секторе стали обращать больше внимания, например, на стратегии локализации, но для их реализации потребуется время.
Локдауны в Китае из-за коронавируса и конфликт на Украине ускорили действия компаний – западные лидеры опасаются доминирования Китая в ключевых цепочках поставок, а также боятся возможности столкновения из-за Тайваня и торговой враждебности между Вашингтоном и Пекином. В недавнем отчете Европейская торговая палата в Китае сообщила, что 11% опрошенных европейских компаний уже свернули инвестиции в Китае и направили их в другие страны, а 22% приняли решение об этом или рассматривают такую возможность. Впервые с 2016 года менее половины респондентов заявили о планах расширить свою деятельность в Китае. По данным Американской торговой палаты в Китае, в этом году 12% опрошенных американских предприятий рассматривали возможность переноса своих поставщиков за пределы Китая, а еще 12% уже сделали это.
Компании Apple и Intel, например, направили свои будущие инвестиции в другие страны, включая Индию или Юго-Восточную Азию, но сохранили при этом свои заводы в Китае. Такая стратегия известна как «Китай плюс один». Но наиболее вероятной стратегией, которую выберут большинство компаний, является «Китай для Китая» – при ней работу заводов компаний в Китае реорганизуют таким образом, чтобы они производили товары только для внутреннего потребления в КНР. Стратегия «Китай для Китая» также предполагает локализацию цепочек поставок. Например, немецкая фармацевтическая компания Merck заявила, что будет расширять свои китайские цепочки поставок, ориентируясь на китайских поставщиков, чтобы снизить их зависимость от сырья из других стран. А ассоциация немецких машиностроителей VDMA обнаружила, что более трети ее членов ищут альтернативных поставщиков, чтобы поставлять на американский и китайский рынки «нейтральную» продукцию, не содержащую ни китайских, ни американских компонентов. Компания Volkswagen за последний год объявила об инвестициях в Китай в размере €4 млрд. По словам руководства, это даст «больше автономии и полномочий по принятию решений в Китае, чем когда-либо прежде». В компании добавили, что китайское поздразделение «постепенно становится второй штаб-квартирой» для Volkswagen.