Жители крупных российских городов отказываются от спиртного
Количество россиян, употребляющих алкоголь, снижается, выяснилось в ходе опросов населения в крупнейших городах России. Если в 2006 году спиртное употребляли 74% опрошенных, то в прошлом году их количество снизилось до 69%.
Уменьшение количества россиян, которые регулярно приобретают спиртное, зафиксировали специалисты компании Ipsos Comcon в ежегодном исследовании «РосИндекс». Как выяснилось, за последние 10 лет количество граждан, которые употребляли спиртные напитки хотя бы один раз за последние три месяца, сократилось на 5%. Если в 2006 году таковых насчитывалось 74%, то сегодня – всего 69%. Отметим, речь идет о жителях крупных городов, население которых составляет 100 тыс. человек и больше. В пересчете на численность населения России результаты исследования означают, что в 2006 году раз в квартал либо чаще к спиртному прикладывались 38 млн граждан, а в нынешнем году – около 35,9 млн россиян.
Кроме того, среднестатистический любитель алкоголя постарел – только по сравнению с итогами аналогичного исследования за 2013 год, количество регулярно употребляющих спиртное среди граждан возрастом от 21 до 24 лет уменьшилось на 6%. Меньше стало любителей спиртного и среди граждан возрастом от 25 до 34 и от 35 до 44 лет, но там уменьшение составило порядка 1-3%. При этом люди старше 45 лет употребляют алкогольные напитки столь же часто, как и ранее.
Результаты исследования в целом подтверждают официальную статистику реализации алкоголя, которая также говорит о падении продаж. Если в 2006 году в торговых точках было продано 135 млн декалитров спиртного, то в прошлом году – всего 99,2 млн декалитров. Таким образом, усредненный россиянин десять лет назад выпивал 9,4 л алкоголя в год, а сейчас – 6,8 л.
Однако руководитель Комитета производителей алкогольной продукции Александр Романов сомневается в истинности как данных Росстата, так и социологов. Он напоминает, что в объем проданного спиртного попадают только напитки с акцизными марками. Поэтому более справедливо говорить о том, что граждане стали чаще потреблять контрафактную, а следовательно – более дешевую продукцию. Романов допускает, что суррогат составляет от 50% до 70% реального рынка спиртного.
Такого же мнения придерживается руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Видимых оснований отказываться от спиртного у россиян не появилось, а в сфере продаж фальсификат стремительно вытесняет легальную продукцию. Впрочем, считает эксперт, доля потребителей возрастом от 21 до 24 лет действительно могла сократиться, поскольку резко уменьшилась сама возрастная группа – в ней сейчас находятся рожденные в период демографического кризиса 1990-х, поясняет эксперт.
Кроме того, среднестатистический любитель алкоголя постарел – только по сравнению с итогами аналогичного исследования за 2013 год, количество регулярно употребляющих спиртное среди граждан возрастом от 21 до 24 лет уменьшилось на 6%. Меньше стало любителей спиртного и среди граждан возрастом от 25 до 34 и от 35 до 44 лет, но там уменьшение составило порядка 1-3%. При этом люди старше 45 лет употребляют алкогольные напитки столь же часто, как и ранее.
Результаты исследования в целом подтверждают официальную статистику реализации алкоголя, которая также говорит о падении продаж. Если в 2006 году в торговых точках было продано 135 млн декалитров спиртного, то в прошлом году – всего 99,2 млн декалитров. Таким образом, усредненный россиянин десять лет назад выпивал 9,4 л алкоголя в год, а сейчас – 6,8 л.
Однако руководитель Комитета производителей алкогольной продукции Александр Романов сомневается в истинности как данных Росстата, так и социологов. Он напоминает, что в объем проданного спиртного попадают только напитки с акцизными марками. Поэтому более справедливо говорить о том, что граждане стали чаще потреблять контрафактную, а следовательно – более дешевую продукцию. Романов допускает, что суррогат составляет от 50% до 70% реального рынка спиртного.
Такого же мнения придерживается руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Видимых оснований отказываться от спиртного у россиян не появилось, а в сфере продаж фальсификат стремительно вытесняет легальную продукцию. Впрочем, считает эксперт, доля потребителей возрастом от 21 до 24 лет действительно могла сократиться, поскольку резко уменьшилась сама возрастная группа – в ней сейчас находятся рожденные в период демографического кризиса 1990-х, поясняет эксперт.